Контроль в сфере закупочной деятельности и принятие решения по размещению заказов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль в сфере закупочной деятельности и принятие решения по размещению заказов



 

Цель работы: Закрепление теоретического материала и освоение методов контроля за процессом поставки товаров и выбора поставщиков.

Содержание работы:

1. Изучить методы выбора критериев для оценки и выбора поставщиков.

2. Рассчитать основные критерии оценки для двух поставщиков: цена, качество, надежность (исходные данные табл.8).

3. Выполнить рейтинговую оценку поставщиков в форме таблицы 7 и сделать выводы.

Методические указания

Выбор поставщика – одна из важнейших задач фирмы. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам, на основании выполнения которых осуществляется расчет рейтинга поставщика. Следовательно, система контроля исполнения договоров поставки должна позволять накапливать информацию, необходимую для такого расчета. Перед расчетом рейтинга следует определить, на основании каких критериев будет приниматься решение о предпочтительности того или иного поставщика. Как правило, в качестве таких критериев используется цена, качество поставляемых товаров и надежность поставки. Однако этот перечень может быть и больше, в частности, в приводимом ниже примере используется 6 критериев.

Следующим этапом решения задачи выбора поставщика является оценка поставщиков по намеченным критериям. При этом вес того или иного критерия в общей их совокупности определяется экспериментальным путем.

Приведем пример расчета рейтинга условных поставщиков (табл. 1). Допустим, что в течение определенного периода фирма получила от 3 поставщиков один и тот же товар. Допустим также, что принято решение в будущем ограничиться услугами одного поставщика. Кому из 3 следует отдать предпочтение? Ответ на этот вопрос можно получить следующим образом. Сначала необходимо оценить каждого поставщика по каждому из выбранных критериев, а затем умножить вес критерия на оценку. Вес критерия и оценка в данном случае определяются экспериментальным путем с учетом значимости каждого критерия для организации.

 

 

Таблица 1

Критерий выбора поставщика

Вес критерия

Оценка критерия по десятибалльной шкале по поставщикам

Произведение веса критерия на оценку по поставщикам

№1 №2 №3 №1 №2 №3
Надежность поставки 0,30 7 5 9 2,1 1,5 2,7
Цена 0,25 6 2 3 1,5 0,5 0,75
Качество товара 0,15 8 6 8 1,2 0,9 1,2
Условия платежа 0,15 4 7 2 0,6 1,05 0,3
Возможность внеплановых поставок 0,10 7 7 2 0,7 0,7 0,2
Финансовое состояние поставщика 0,05 4 3 7 0,2 0,15 0,35
ИТОГО 1,00 ХХ ХХ ХХ 6,3 4,8 5,5

 

Рейтинг определяется суммированием произведения веса критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывают рейтинг разных поставщиков и, сравнивая полученные результаты, определяют наилучшего партнера. Расчет, приведенный в табл. 1, показывает, что таким партнером является поставщик №1 и именно с ним следует пролонгировать (продлить срок действия) договор.

В нашем примере более высокий рейтинг поставщика №1 свидетельствовал о его предпочтительности. Однако для расчета рейтинга может использоваться и иная система оценок, при которой более высокий рейтинг свидетельствует о большем уровне негативных качеств поставщика. В этом случае предпочтение следует отдать тому поставщику, который имеет наименьший рейтинг.

Система оценки критериев в предлагаемом ниже задании как раз и основана на регистрации темпов роста негативных характеристик работы поставщиков.

 

Задание

Произвести оценку поставщиков №1 и №2 по результатам работы для принятия решения о продлении договорных отношений с одним из них (исходные данные в табл.8).

Пример расчета

В течение первых двух месяцев года фирма получала от поставщиков №1 и №2 товары А и В. Динамика цен на поставляемую аналогичную продукцию, динамика поставки товаров надлежащего качества, а также динамика нарушений поставщиками установленных сроков поставок приведены в табл. 2.- 4.

Для принятия решения о продлении договора с одним из поставщиков необходимо рассчитать рейтинг каждого поставщика. Оценку поставщиков выполнить по показателям: цена, надежность и качество поставляемого товара. Принять во внимание, что товары А и В не требуют бесперебойного пополнения. Соответственно, при расчете рейтинга поставщика принять следующие веса показателей:

Цена                                                     0,5

Качество поставляемого товара       0,3

Надежность поставки                        0,2

 

Таблица 2 - Динамика цен на поставляемые товары

Поставщик Месяц Товар Объем поставки, ед./мес. Цена за единицу, грн.
№1 Январь Январь А В 2000 1000 10 5
№2 Январь Январь А В 9000 6000 9 4
№1 Февраль Февраль А В 1200 1200 11 6
№2 Февраль Февраль А В 7000 10000 10 6

 

Таблица 3 – Динамика поставки товаров надлежащего качества

Месяц Поставщик Количество товара надлежащего качества, поставляемого в течение месяца, единиц
Январь   №1 №2 75 300
Февраль   №1 №2 120 425

 

Таблица 4 – Динамика нарушений установленных сроков поставки

Поставщик №1

Поставщик №2

Месяц Количество поставок, ед. Всего опозданий, дней Месяц Количество поставок, ед. Всего опозданий, дней
Январь 8 28 Январь 10 45
Февраль 7 35 Февраль 12 36

 

Итоговый расчет рейтинга поставщика оформить в виде табл. 7.

1. Расчет средневзвешенного темпа роста цен (показатель цены) (Тц) на поставляемые им товары

Тц = ∑Тц i * di

Где Тцi – темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара;

di – доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок текущего периода;

n – количество поставляемых разновидностей товаров.

Темп роста цены на i-ю разновидность поставляемого товара рассчитывается по формуле:

Тцi= (Рi1i0)×100,

где Рi1 – цена i-й разновидности товара в текущем периоде;

Рi0 - цена i-й разновидности товара в предшествующем периоде.

 

Доля i-й разновидности товара в общем объеме поставок рассчитывается по формуле:

di= (Si / å Si)

где Si – сумма, на которую поставлен товар i – й разновидности в текущем периоде, грн.

В качестве примера выполним расчет средневзвешенного темпа роста цен для первого поставщика.

Темп роста цен для этого поставщика по товару А составил:

ТцА=11/10×100=110%;

по товару В:

ТцВ=6/5×100=120%;

Доля товара А в общем объеме поставок текущего периода:

dA=1200×11/(1200×11+1200×6)=0,65.

Доля товара В в общем объеме поставок текущего периода:

dВ=1200×6/(1200×11+1200×6)=0,35.

Средневзвешенный темп роста цен для первого поставщика составил:

Тц=110×0,65+120×0,35=113,5%.

Расчет средневзвешенного темпа роста цен рекомендуется оформить в виде таблицы (Таблица 5):

Таблица 5 – Расчет средневзвешенного темпа роста цен

Поставщик ТцА ТцВ SA SB dA dВ Тц
№1 110% 120% 13200 грн. 7200 грн. 0,65 0,35 113,5%
№2              

 

Полученные значения для расчета рейтинга поставщика заносятся в итоговую таблицу (Таблица 7).

2. Расчет темпа роста поставки товаров ненадлежащего качества (показатель качества)

Для оценки поставщиков по второму показателю (качества поставляемого товара) рассчитаем темп роста поставки товаров ненадлежащего качества (ТН.К.) по каждому поставщику:

ТН.К.=dH.K.1 / dH.K.0×100,

где dH.K.1 – доля товара ненадлежащего качества в общем объеме текущего периода;

dH.K.0 - доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок предшествующего периода.

Долю товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок определим на основании данных табл.2 и табл.3. Результаты оформим в виде табл.6.

Таблица 6 – Расчет доли товара надлежащего качества в общем объеме поставок

Месяц Поставщик Общая поставка, ед./мес. Доля товара ненадлежащего качества в общем объеме поставок, %
Январь №1 №2 3000 2,5
Февраль №1 №2 2400 5,0

 

 

В нашем примере для первого поставщика темп роста поставки товаров ненадлежащего качества составит:

ТН.К.=5,0/2,5×100=200%

Полученный результат внесем в табл.7

3. Расчет темпа роста среднего опоздания (показатель надежности поставки, ТН.П.).

Количественной оценкой надежности поставки служит среднее опоздание, т. е. число дней опозданий, приходящихся на 1 поставку. Эта величина определяется как частное от деления общего количества дней опоздания за определенный период на количество поставок за тот же период (данные в табл. 4.).

Таким образом, темп роста среднего опоздания по каждому поставщику рассчитывается по формуле:

ТН.П.=(Оср.1ср.0)×100

где Оср.1 - среднее опоздание на одну поставку в текущем периоде, дней;

Оср.0 - среднее опоздание на одну поставку в предшествующем периоде, дней.

Далее рассчитаем темп роста среднего опоздания для поставщика №1:

ТН.П.=((35/7)/(28/8))×100=142,9%.

. 4. Расчет рейтинга поставщиков

Для расчета рейтинга необходимо по каждому показателю найти произведение полученного значения темпа роста на вес. Сумма произведений по графе 5 в табл. 7 даст нам рейтинг поставщика №1, а по графе 6 - поставщика №2.

Следует помнить, что поскольку в нашем случае темп роста отражает увеличение негативных характеристик поставщика (рост цен, рост доли некачественных товаров в общем объеме поставки, рост размера опозданий), то предпочтение при перезаключении договора следует отдать поставщику, чей рейтинг, рассчитанный по данной методике, будет ниже.

Таблица 7 – Расчет рейтинга поставщика

Показатели

Вес показателя

Оценка поставщика по данному показателю

Произведение оценки на вес

Поставщик №1 Поставщик №2 Поставщик №1 Поставщик №2
Цена 0,5 113,5   56,8  
Качество 0,3 200   60  
Надежность 0,2 142,9   28,6  

Рейтинг поставщика

145,4  

Таблица 8 – Исходные данные

Варианты

1. Объем поставок, ед./мес.

2. Цена за ед., грн

3. Количество товара ненадлежащего качества, ед./мес.

4. Нарушение установленных сроков поставки

Количество поставок

Срок опоздания в днях

Товар А Товар Б Товар А

Товар Б

Показатели 1 поставщика

1-5 2000/1200 1000/1200

10/11

5/6

75/120 8/7 30/35 6-10 2300/2400 1200/1000

11/12

6/8

90/110 9/6 20/24 11-15 2600/2000 1500/1700

13/15

7/7

80/70 9/10 40/30 16-20 2800/2600 2000/1800

15/15

7/6

100/90 8/6 26/24 21-25 3000/3200 2500/2200

18/19

8/9

70/80 10/11 25/30 26-30 3300/3100 2100/2800

18/17

12/11

60/70 8/10 40/30

Показатели 2 поставщика

1-5 9000/7200 8000/7200

9/10

5/6

80/120 6/7 40/35 6-10 9300/8400 7200/8000

10/12

6/8

70/60 8/8 30/24 11-15 9600/7000 7500/6700

12/12

7/7

80/90 10/9 30/30 16-20 9200/9800 8000/9800

13/12

7/6

100/120 8/8 26/34 21-25 8000/9200 7500/8200

10/9

8/9

60/80 10/13 25/20 26-30 6000/7000 8000/8000

11/12

6/7

120/80 12/11 43/30                    

 

 

Примечание: анализ производится за 2 месяца, над чертой - показатели за январь, под чертой показатели за февраль.

 

Вопросы для подготовки и защиты работы:

1. Дайте определение закупочной логистики

2. Назовите функции закупочной логистики

3. Дайте характеристику основных стадий процесса приобретения материалов

4. Назовите виды потребностей в материалах

5. Приведите классификацию методов расчета потребностей в материалах

6. Назовите методы планирования материального обеспечения производства

7. Как определяется оптимальный размер заказа?

8. Как определяется экономичный размер заказа при допущении дефицита и предоставления оптовой скидки?

9. Как определяется оптимальный размер производимой партии?

10. Какие критерии необходимо использовать при выборе поставщика?

11. Охарактеризуйте внешние факторы, влияющие на принятие решений в закупочной логистике при принятии решения «Сделать или купить?».

12. Назовите и охарактеризуйте основные документы, используемые в закупочной
логистике.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №3



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.72.224 (0.075 с.)