Методика руководства дидактическими играми на формирование знаний в области физической культуры в старшем дошкольном возрасте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика руководства дидактическими играми на формирование знаний в области физической культуры в старшем дошкольном возрасте



 

 

В педагогическом процессе дошкольного учреждения дидактическая игра выступает, прежде всего, как самостоятельная деятельность детей, что определяет характер руководства ею.

Успешное руководство дидактическими играми, прежде всего, предусматривает отбор и продумывание их программного содержания, чёткое определение задач, определение места и роли в целостном воспитательном процессе, взаимодействие с другими играми и формами обучения. Оно должно быть направлено на развитие и поощрение познавательной активности, самостоятельности и инициативы детей, применение ими разных способов решения игровых задач, должно обеспечивать доброжелательные отношения между участниками, готовность прийти на помощь товарищам.

Следует учитывать, что в дидактической игре, направленной на формирование знаний в области физической культуры, необходимо правильное сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т.д.

При помощи словесных пояснений, указаний воспитатель направляет внимание детей, упорядочивает, уточняет их представления, расширяет опыт. Речь его способствует обогащению словаря дошкольников, овладению разнообразными формами обучения, способствует совершенствованию игровых действий.

Руководя дидактическими играми по формированию у старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры, воспитатель использует разнообразные средства воздействия на дошкольников. Например, выступая в качестве прямого участника игры, он незаметно для них направляет игру, поддерживает их инициативу, сопереживает с ними радость игры. Иногда педагог рассказывает о каком-либо событии, создаёт соответствующее игровое настроение и поддерживает его по ходу игры. Он может и не включаться в игру, но как умелый и чуткий режиссур, сохраняя и оберегая её самостоятельный характер, руководит развитием игровых действий, выполнением правил и незаметно для детей ведёт их к определённому результату.

Сообщение теоретических сведений детям старшего дошкольного возраста должно опираться в основном на мифические персонажи Олимпа, традиционные ритуалы Олимпийских игр, истории олимпийских медалей, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятий, формированию представлений, усвоению знаний. Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Использование дидактических игр помогает в формировании знаний в области физической культуры у детей дошкольного возраста при соблюдении следующих принципов:

· подборке определенных дидактических игр для формирования у дошкольников знаний в области физической культуры;

· целенаправленное применение системы дидактических игр, ориентированных на формирование у дошкольников знаний в области физической культуры [Нестерова З. Воспитание интереса к физической культуре и спорту у детей 6-7 лет / З. Нестерова // Дошкольное воспитание. - 1986. - № 2. - C. 34-37.].

Наиболее сложной проблемой является оперативная проверка качества усвоения знаний. В этой связи эффективная организация формирования у детей знаний и контроля их усвоения без снижения моторной плотности занятия может служить показателем профессионализма педагога [1. Стр 83 Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. Ф534 пособ. для студ. сред. пед. учеб, заведений/ [С. О. Филиппова, Т. В. Волосникова, О. А. Каминский и др.; под ред. С. О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.].

В решении проблемы воспитания положительного отношения дошкольников к занятиям физической культурой могут быть использованы элементы дидактических игр. Формирование представлений о знаниях в области физической культуры может стать частью не только физического, но и эстетического и нравственного воспитания ребенка. Воспитательную функцию, которую могут нести в себе дидактические игры, направленные на определенный вид олимпийского движения, его идеалы и ценности подметил еще основатель современных Олимпийских игр и олимпийского движения Пьер де Кубертен. Сложные проблемы патриотического воспитания также могут успешно решаться через формирование у детей чувства сопричастности к борьбе спортсменов своей родины на мировых аренах [Давыдов В.Ю. и др. Влияние физических упражнений различной направленности на организм детей дошкольного возраста / Физическое воспитание дошкольников: Сб. науч. тр. обл. науч.-практ. семинара по физ. восп. детей дошк. учреждений (20-23 ноября 1991г.).- Волгоград, 1993, с. 13-28.].

Развитие интереса к дидактическим играм, формирование игровой деятельности у детей 5-6 лет достигается тем, что воспитатель ставит перед ними усложняющиеся задачи, не спешит подсказывать игровые действия. Игровая деятельность дошкольников становится более осознанной, она в большей мере направлена на достижение результата, а не на сам процесс. Но и в старшей дошкольной группе руководство игрой должно быть таким, чтобы у детей сохранялось соответствующее эмоциональное настроение, непринуждённость, чтобы они переживали радость от участия в ней и чувство удовлетворения от решения поставленных задач.

В дидактической игре всегда имеется возможность неожиданного расширения и обогащения её замысла в связи с проявленной детьми инициативой, вопросами, предложениями. Умение удерживать игру в пределах установленного времени – большое искусство. Воспитатель уплотняет время, прежде всего, за счёт сокращения своих объяснений. Ясность, краткость описаний, рассказов, реплик является условием успешного развития игры и выполнения решаемых задач.

В методике отсутствует единый обучающий комплекс по формированию у детей знаний в области физической культуры на основе дидактических игр.

Руководство дидактическими играми осуществляется в трёх основных направлениях:подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ.

В подготовку к дидактической игре входит:

· отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (памяти, внимания, мышления, речи и др.);

· установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определённой возрастной группы;

· определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

· выбор места для игры;

· определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы,индивидуально);

· подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал);

· подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;

· подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, в области физической культуры, необходимыми для решения игровой задачи [Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. – М., 1996. – 286 с.].

Проведение дидактических игр включает:

· Ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);

· Объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на чёткое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают);

· Показ игровых действий. В процессе, которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведёт к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);

· Определение роли воспитателя в игре его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре, определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);

· Подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею. Так как по результатам, которых дети добиваются в игре. Можно судить об их эффективности, о том. Будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчёркивает. Что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

· В конце игры педагог спрашивает у детей. Понравилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру. Она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Анализ проведённой игры направлен на выявление приёмов её подготовки и проведения: какие приёмы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Это поможет совершенствовать как подготовку. Так и сам процесс проведения игры, избежать в последствие ошибок. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и. значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними. Самокритичный анализ использования игры в соответствии с поставленной целью помогает варьировать игру, обогащать её новым материалом в последующей работе [Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Кн. Для воспитателей дет. сада. – 2-е изд., дораб.. – М.: Просвещение, 1991 – 160с.].

Приёмы и методы руководства дидактическими играми.

Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней чётко определены дидактическая задача, игровые действия и правила. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребёнок получает много новой для себя информации. И это очень важно для его развития. Дети малоактивные, неуверенные в себе, менее подготовленные, как правило, вначале берут на себя роли болельщиков, при этом они учатся у своих товарищей, как надо играть, чтобы выполнить игровую задачу, стать победителем.

Прежде чем начать игру, необходимо вызвать у детей интерес к ней, желание играть. Это достигается различными приёмами: использование загадок, считалок, сюрпризов, интригующего вопроса, сговора на игру, напоминание об игре, в которую дети играли раньше, т.е. дать «установку на игру». Используя игру, воспитатель должен так ею руководить, чтобы незаметно для себя не сбиваться на другую форму обучения – на занятия.

Секрет успешного руководства игрой заключается в том, что воспитатель, обучая детей, сохраняет вместе с тем игру как деятельность, которая радует детей, сближает их, укрепляет их дружбу. Дети постепенно начинают понимать, что их поведение в игре может быть иным, чем на занятии. Здесь они могут бурно реагировать на различные действия играющих: хлопать в ладоши, подбадривать, сопереживать, шутить. Воспитатель способствует тому, чтобы игровое настроение сохранялось у детей на протяжении всей игры, чтобы они были увлечены игровой задачей.

Большое значение имеет темп игры, заданный воспитателем. Развитие темпа игры имеет определённую динамику. В самом начале дети как бы «разыгрываются», усваивают содержание игровых действий, правила игры в ход её. В этот период темп игры, естественно, более замедленный. В ходе игры, когда дети увлечены ею, темп нарастает. К концу эмоциональных настрой несколько снижается и темп игры снова замедляется.

Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медленности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержание игры предельно кратки и чётки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует воспитатель и от детей: «Скажи коротко, но чтобы тебя все поняли». Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.

Воспитатель с самого начала и до конца игры активно вмешивается в её ход: отмечает удачные решения, находки ребят, поддерживает шутку, подбадривает застенчивых, вселяет их уверенность в своих силах.

Если игра элементами соревнования (кто быстрее выполнит задание, кто правильно, кто больше назовёт предметов и др.), то при подведении итогов необходимо быть особенно внимательным и объективным. Чтобы избежать ошибок, воспитатель использует фишки, с помощью которых оцениваются правильные решения. Наличие большего числа фишек у одного из играющих позволяет определить его как победителя.

В некоторых играх за неправильное решение задачи играющих должен внести фант, т.е. РАСШИФРОВАТЬ (ВЕЗДЕ) любую вещь, которая в конце отыгрывается. Разыгрывание фантов - ТИРЕ интересная игра, в которой дети получают самые разнообразные задания: имитировать звуки животных, перевоплощаться, выполнять смешные действия, требующие выдумки, юмора. Игра в разыгрывание фантов вызывает общее веселье, создаёт у ребят бодрое настроение. Требование заканчивать игр, когда у детей хорошее настроении, вызванное игрой, следует выполнять постоянно, в любой игре.

Итак, руководство дидактическими играми осуществляется в трёх основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, её проведение и анализ. Игра становится методом обучения и принимает форму дидактической, если в ней чётко определены эти три основные направления. В такой игре воспитатель знакомит детей с правилами, игровыми действиями, учит, как их надо выполнять. Дети оперируют имеющимися знаниями, которые в ходе игры усваиваются, систематизируются, обобщаются.

С помощью дидактической игры ребёнок может приобретать и новые знания: общаясь с воспитателем, со своими сверстниками, в процессе наблюдения за играющими, их высказываниями, действиями, выступая в роли болельщика, ребёнок получает много новой информации. И это очень важно для его развития [Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду».-М.,1982г.].

Знания о физической культуре (медико-биологический аспект) и условия их формирования в процессе выполнения физических упражнений:

· Знания о силе сокращения мышц (посредством прыжков, метания) – Создание проблемной ситуации (от чего зависит дальность прыжка, дальность полета мяча). Дети делают вывод о том, что результат зависит величины от усилия. Далее следует объяснение о том, что такое сила мышц и сила сокращения мышц в доступной для детей форме.

· Знания о кислородном обеспечении организма (посредством бега, быстрой ходьбы) – Обратить внимание детей, что во время бега увеличивается частота и глубина дыхания. Объяснить, зачем нужен кислород и что такое потребление кислорода во время физической работы в доступной для детей форме.

· Знания об утомлении и восстановлении организма после физической работы (бега, силовых упражнения, подвижных игр) – Задать детям вопрос, что произошло с организмом во время упражнений и затем во время отдыха (ЧСС повысилась, затем снизилась, дыхание участилось, затем нормализовалось и т.д.), объяснить в доступной для детей форме.

· Знания о выносливости (выполнение упражнений на фоне утомления) – Рассказ в доступной для детей форме о выносливости и факторов, от которых зависят ее проявления.

· Знания о гибкости (посредством выполнений упражнений на развитие гибкости) – Обратить внимание детей на то, что с возрастанием количества повторов упражнения амплитуда возрастет и выполнять упражнение становится легче. Обратить внимание на болевые ощущения во время выполнения упражнений на гибкость, рассказать в доступной для детей форме об эластичных свойствах мышц, сухожилий и связок.

· Знания о равновесии (посредством упражнений на подвижной и неподвижной опоре) – Обсуждение с детьми вопросов, от чего зависит успешность выполнения упражнения (площадь опоры, ее устойчивость), от чего зависит проявление равновесия. В доступной для детей форме рассказать о статическом и динамическом равновесии.

· Знания о скоростных способностях (быстрый бег) – Обратить внимание детей на то, что выполняя упражнения очень быстро, человек очень быстро устает (поэтому, если приходится бежать большое расстояние, не надо развивать слишком большую скорость). В доступной для детей форме рассказать о скоростных способностях.

[Банку, Т. А. Формирование готовности к выбору вида спортивной деятельности у детей 6-10 лет:автореф. дис.... канд. пед. наук / Банку Т.А. - Хабаровск, 2000. - 22 с.]. В ДРУГОЙ РАЗДЕЛ

Обобщая вышесказанное, можно подытожить, что знания в области физической культуры представляют из себя довольно сложную информацию. Они включают знания по педагогике, физиологии, медицине, истории и другим смежным наукам.Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие.Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов.Дидактические игры по физическому воспитанию способствуют закреплению у детей знаний, полученных на тематических занятиях по физическому воспитанию.Основная цель дидактической игры по физическому воспитанию – формирование у детей устойчивого интереса к приобретению знаний в области физической культуры.Отсутствует единый обучающий комплекс по формированию у детей знаний в области физической культуры на основе дидактических игр.Специальные физкультурные знания формируют осознанное отношение к своему здоровью и занятиям физическими упражнениями.Игра оказывает глубокое влияние на психическое развитие ребёнка-дошкольника, на формирование его личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.022 с.)