Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анализ психолого-педагогических исследований формирования знаний в области физической культуры у детей старшего дошкольного возрастаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В дошкольных учреждениях часто физкультурные занятия связаны доминантно только с реализацией двигательной активности детей. Однако вся система образования дошкольников в области физической культуры должна быть направлена на то, чтобы наряду с решением оздоровительных задач решать и чрезвычайно важные задачи формирования знаний дошкольников в области физической культуры. Дети старшего дошкольного возраста могут усвоить необходимые знания о физической культуре, понимать значение физических упражнений, знать гигиенические правила занятий и уметь их применять. Усвоение данных теоретических сведений помогает сознательному отношению детей к физкультурным занятиям и самостоятельному использованию физических упражнений [Григорьева, И. А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / И. А. Григорьева, Т. А. Грузинцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 28-31.]. Не случайно в современных исследованиях сущность физического упражнения определяется как двигательное действие с его моторной и неизменно духовной сторонами (И.М.Быховская, В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Л.И.Лубышева, М.Ю.Николаев). Это создает условия для разработки новых педагогических технологий, целью которых является использование средств физической культуры как предпосылок не только физического, но и личностного развития детей.Научные обоснования осуществления физического воспитания в дошкольном возрасте заложены в трудах крупнейших русских ученых П.Ф.Лесгафта,И.П.Павлова, И.М.Сеченова. Много сделано в этой области Е.А.Аркиным, А.И.Быковой, А.В.Кенеман, М.Ю.Кистяковской, Т.И.Осокиной, Н.Т.Тереховой, Э.Я.Степаненковой, Д.В.Хухлаевой, Г.П.Юрко. Учеными выдвигается положение о социальной обусловленности моторной функции и возможности активного планомерного воздействия на физическое развитие ребенка. Задачи, средства и методы физического воспитания рассматриваются комплексно и многогранно. Они направлены на то, чтобы воспитать здоровых, закаленных детей с гармоничнымтелосложением, хорошим уровнем развития движений, физических и волевых качеств, умственной работоспособности, тренированности различных функциональных систем. В организованныхформах физического воспитания, самостоятельной двигательной деятельности удовлетворяется биологическая потребность детей в движениях, идет освоение и закрепление правильного способа выполнения двигательных действий, развиваются двигательные способности [Шебеко, В. Физическая культура дошкольника / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. – 2009. –No 5. –С. 18–23.] Однако, чтобы ребенок усвоил необходимые знания, их надо умело преподать. Чтобы у ребенка не было неопределенности в той информации, которую он получает, сведения необходимо конкретизировать. Каждому возрасту присущи свои особенности, поэтому недостаточно только конкретизировать теоретический материал. Необходимо, чтобы сведения соответствовали уровню познавательных возможностей детей. В этой связи теоретические сведения следует адаптировать к восприятию детей. Сформированные у ребенка знания в области физической культуры способствует решению многих задач: во-первых, знания влияют на повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями; во-вторых, сказываются на эффективности освоения двигательных действий; в-третьих, формируют основу для самостоятельных занятий физическими упражнениями; в-четвертых, создают предпосылки для лучшего усвоения других разделов программы дошкольного учреждения[Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. Ф534 пособ. для студ. сред. пед. учеб, заведений/ [С. О. Филиппова, Т. В. Волосникова, О. А. Каминский и др.; под ред. С. О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.]. Придавая большое значение изучению теоретических сведений в процессе занятий физическими упражнениями, тем не менее следует помнить, что в формировании физической культуры личности дошкольника ведущее место занимает двигательная деятельность. Именно поэтому преподавание детям теоретических сведений не должно отражаться на моторной плотности занятий. Теоретические сведения сообщаются или в подготовительной части занятия, тем самым формируя у детей целевую установку на предстоящую двигательную деятельность (например, сведения из истории физической культуры), или непосредственно в процессе выполнения упражнений (например, понятие направления движения, понятие скорости движения). В заключительной части повторяются основные положения изученной темы[1. Стр 85]. Знания в области физической культуры представляют из себя довольно сложную информацию. Они включают знания по педагогике, физиологии, медицине, истории и другим смежным наукам. Поэтому перед педагогом, проводящим занятия с дошкольниками встают два первостепенных вопроса: вопрос отбора для формирования физкультурных знаний материала, доступного для усвоения детьми и вопрос выбора формы, методики преподавания детям данного материала [Доскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В.А. Доскин, Л.Г. Голубев. - М.: Просвещение, 2002. - 110 с.]. Программу целенаправленного формирования у дошкольников знаний в области физической культуры одной из первых предложила З.И. Нестерова (1986). В дальнейших исследованиях (Банку Т.А., 2000, Перекопская М.А., 2002, Гурьев С.В., 2010) подчеркивалось, что формирование физкультурных знаний, наряду с формированием умений и навыков, является важной частью физкультурного образования детей. Теоретические знания в области физической культуры достаточно разнообразны, · Знания о видах спорта (происхождение и история развития видов спорта, достижения отечественных и наиболее известных зарубежных спортсменов – представителей видов спорта, инвентарь и спортивная форма, основные правила соревнований, влияние занятий данными видами спорта на организм); · Знания о физических качествах (силе, быстроте, скоростно-силовых качествах, выносливости, ловкости, гибкостипроявление данных физических качеств у человека, их виды, особенности методики развития, основные упражнения, способствующие их развитию, значение для здоровья человека); · Знания о закономерностях и функционирования человеческого организма в процессе выполнения физических упражнений (работа сердечно сосудистойи дыхательной системы, а также других систем организма, энергообеспечение в процессе мышечной работы, строение и работа мышц); · Знания о влиянии физических упражнений на организм человека (изменения в организме под воздействием физических упражнений); · Знания о самоконтроле самочувствия в процессе занятий физической культурой (методы самоконтроля их применение и значение); · Знания о личной гигиене и здоровьесбережении (гигиеническая гимнастика, здоровьесберегающие мероприятия, гигиена труда, сна, питания, закаливание); · Знания о технике безопасности в процессе занятий физической культурой (правила поведения в спортивном зале, правила подготовки инвентаря, ухода за ним и выполнений упражнений с ним, правила разминки, правила оказания первой помощи) [Филиппова, С.О.Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры как средство активизации их познавательной деятельности / С.О. Филиппова, Т.Н. Панова, Т.И. Рогачева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (82) 2011, с. 21-24.]. С.О.Филиппова с соавторами (2011) предложила программу «Умные движения», которая имеет целью формирование у дошкольников сознательного отношения к физкультурным занятиям, проводимым в дошкольном учреждении и интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Программа включает следующие разделы: 1. История физической культуры (история различных видов спорта, история олимпийских игр) 2. Организм человека (строение и функционирование организма человека, различие двигательных возможностей мальчиков и девочек) 3. Основы личной гигиены (гигиена занятий физическими упражнениями) 4. Физические упражнения (физические упражнения для утренней гимнастики, игры, инвентарь и оборудования для занятий физическими упражнениями) 5. Охрана здоровья (правила безопасности при выполнении физических упражнений) 6. Растим человека (знания о роли физической культуры в умственном, нравственном и эстетическом воспитании ребенка) 7. Играем сами (самостоятельное моделирование ребенком деятельности, основанной на полученных ранее знаниях) 8. Веселая физкультура (закрепление знаний, полученных ребенком в образовательном и воспитательном процессе) [Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры как средство активизации их познавательной деятельности / С.О. Филиппова, Т.Н. Панова, Т.И. Рогачева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (82) 2011, с. 21-24.]. Учебная работа по программе «Умные движения» предусматривает регламентированные, частично регламентированные и свободные формы комплексныхзанятий. Согласно данной программе вначале месяца воспитатель в группе проводит занятие с детьми на заданную тему, затем эти знания закрепляются на занятиях по физкультуре в течение всего месяца. Также, согласно программе, теоретические сведения преподаются или в подготовительной части занятия, организуя тем самым внимание детей и формируя у них целевую установку на предстоящую двигательную деятельность (например, сведения из истории физической культуры), или непосредственно в процессе выполнения упражнений (например, понятие направления движения, понятие скорости движения). В заключительной части повторяются основные положения изученной темы. Практический опыт позволяет утверждать, что в детском саду дети получают достаточно полные знания в области валеологии (знания о своем физическом состоянии, средствах воздействия на него, представления о показателях здоровья, знание простейших правил сохранения и укрепления здоровья, правил самодисциплины, знания о предметах и действиях, связанных с выполнением гигиенических процедур). Эти знания, как было показано выше, относятся к физкультурным, и они очень важны, так как они формируют у ребят ценностное отношение к своему здоровью. Однако эти знания ребенок получает не только на занятиях по физическому воспитанию, но и в процессе других занятий в учебном процессе в дошкольном образовательном учреждении. Те знания, которые дети получают, занимаясь непосредственно физическими упражнениями, связаны с понятиями физиологии, анатомии, спортивной медицины теории и методики физического воспитания и спорта. Поэтому их можно условно отнести к медико-биологическому аспекту физкультурного образования. И формированию этих знаний, уделяется меньше внимания, чем знаний в области валеологии. В целом сформированная у ребенка система знаний способствует решению многих задач: -во-первых, знания влияют на повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями; -во-вторых, сказываются на эффективности освоения двигательных действий; -в-третьих, формируют основу для самостоятельных занятий физической культурой; -в-четвертых, создают предпосылки для лучшего усвоения других разделов программы дошкольного обучения [Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры как средство активизации их познавательной деятельности / С.О. Филиппова, Т.Н. Панова, Т.И. Рогачева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (82) 2011, с. 21-24.].
1.2 Задачи обучения и содержание работы по формированиюспециальных физкультурных знаний у детей старшего дошкольного возраста
Занятия по физическому воспитанию ставят своей главной целью обеспечение двигательной активности ребенка, формирование у него двигательных умений и навыков. В то же время созданию стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениямии формированию понятийного аппарата и базы теоретических знаний о физкультуре и спорте педагоги подчас уделяют мало внимания. Вместе с тем, именно решение задач теоретической физкультурной подготовки сделает для ребенка занятия физкультурой осмысленными желанными. К тому же, у детей старшего дошкольного возраста достаточно сформирована познавательная деятельность для того чтобы усваивать знания в области физической культуры и спорта. Дети дошкольного возраста способны управлять своими движениями, поэтому у педагога появляется возможность с помощью словесных указаний и объяснений сформировать у них знания о выполняемых движениях. Дети способны понимать значение физических упражнений, знать гигиенические правила занятий и уметь их применять. Усвоение данных теоретических сведений помогает сознательному отношению детей к физкультурным занятиям и самостоятельному использованию физических упражнений. Источниками знаний на занятиях физическими упражнениями являются как информация педагога, так и двигательная деятельность занимающихся [Филиппова, С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников: дис. д-ра пед. наук / Филиппова С.О. - СПб., 2002. - 495 с. ] [Шебеко, В. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 3. - С. 21-2]. Знания в области физической культуры, как и во многих других областях человеческой деятельности, можно разделить на теоретические и практические. Теоретические знания включают основные понятия физической культуры, спорта и здорового образа жизни, историю развития популярных видов спорта, закономерности развития и работы человеческого организма, значение и роль физических упражнений, закономерности формирования двигательных умений и навыков формы организации самостоятельных занятий и их значение для самосовершенствования человека, укрепления и сохранения здоровья. Эти знания необходимы для осознанного отношениядетей к виду деятельности, то есть для объяснения «почему, зачем это нужно делать?» Практические знания взаимосвязаны с техникой двигательных действий, как способом их выполнения. Они помогают на практике быстрее освоить данное упражнение и эффективно выполнить его с учетом индивидуальных возможностей организма. Эти знания позволяют ответить на вопрос: «как эффективно выполнять физическое упражнение?» [Филиппова, С.О.Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры как средство активизации их познавательной деятельности / С.О. Филиппова, Т.Н. Панова, Т.И. Рогачева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (82) 2011, с. 21-24.]. Мысль о том, что занятия физическими упражнениями должны быть осознанными, высказывалась основателем отечественной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафтом. Ученый видел физкультурное образование в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени, сознательно производить наибольшую физическую работу. П.Ф. Лесгафт считал, что «…необходимо изучать метание, бег, прыжки и т. д. - не для самого этого действия, но чтобы при посредстве упражнений приучиться владеть собой, действовать с различной продолжительностью, настойчивостью и умением проверять умственно усвоенное физической работой» [Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П. Ф. Избранные труды / Сост. И. Н. Решетень. - М.: ФиС, 1987. - 359 с.]. В дошкольном возрасте начинается формирование интереса к двигательной деятельности, физической культуре определенному виду спорта, для этого могут быть использованы следующие мероприятия: экскурсия к месту, где занимаются физическими упражнениями, отображение в рисунках виденного на экскурсии; чтение рассказов о спортивных состязаниях, рассматривание иллюстраций относящиеся к здоровому образу жизни, проведение спортивных игр, проведение игры «Одень спортсмена», просмотр спортивных телепередач вместе с родителями, встречи со спортсменами, проведение физкультурных праздников «Папа, мама и я – спортивная семья». В результате такой работы значительно повышается интерес детей к занятиям физическими упражнениями. Дети начинают интересоваться спортивными соревнованиями, проходящими в стране, делиться своими впечатлениями. Дошкольники могут не только назвать имена чемпионов, но и понять, за что они удостоены такого высокого звания. Структурная организация учебного материала выражается в группировке составляющих ее учебных тем по признаку однородности их содержания. Целесообразно выделять восемь групп. В первую группу «История физической культуры» выделяются теоретические сведения, знакомящие детей с историей различных видов спорта и историей Олимпийских игр. Темы охватывают только те виды спорта, с элементами которых ребенок сам сталкивается в своей двигательной деятельности (бег, прыжки, игры с мячом, лыжи и т.п.). Вторая группа «Организм человека» объединяет темы, рассказывающие о строении и функционировании организма человека, различии двигательных возможностей мальчиков и девочек. Третья группа «Основы личной гигиены» включает в себя темы по гигиене занятий физическими упражнениями. Она призвана приучить детей использовать такие средства физического воспитания, как гигиенические мероприятия и естественные силы природы. Четвертая группа тем «Физические упражнения» не только знакомит детей с различными упражнениями, но и объясняет на доступном для детей уровне их различия и предназначение. В пятой группе тем, объединенных названием «Охрана здоровья», подбираются материалы, дающие ребенку сведения о том, как избежать ситуации, опасной для здоровья, или как надо действовать, если ребенок все же в эту ситуацию попал. Шестая группа тем названа «Растим человека» и объединяет знания о роли физической культуры в умственном, нравственном и эстетическом воспитании ребенка. Последовательно детям даются знания о том, какие упражнения нужно делать для того, чтобы быть не только здоровым, но и красивым, веселым, умным. Седьмая группа тем «Играем сами» является обобщающей, так как их прохождение строится как самостоятельное моделирование ребенком своих знаний, основанных на полученных ранее сведениях. Эти занятия призваны помочь ребенку осознать готовность к организации самостоятельной двигательной деятельности. Поэтому воспитатель на занятии в группе предлагает детям рассказать о том, как они самостоятельно будут заниматься физическими упражнениями. А специалист по физической культуре на занятиях предлагает детям выступить в роли организатора утренней гимнастики, физкультминутки, подвижной игры. Темы, отнесенные к восьмой группе «Веселая физкультура», предназначены для рекреационной деятельности (досуги, праздники) и самостоятельных занятий детей (рабочие тетради, настольные игры) [С. О. Филиппова, Т. В. Волосникова, О. А. Каминский и др.; под ред. С. О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.]. Вместе с тем, необходимоподробнее остановиться на тех знаниях, которые дети получают, занимаясь непосредственно физическими упражнениями. Эти знания связаны с понятиями физиологии, анатомии, спортивной медицины теории и методики физического воспитания и спорта. Поэтому их можно условно отнести к медико-биологическому аспекту физкультурного образования. И формированию этих знаний Представлены некоторые знания, которые, могут быть усвоены старшими дошкольниками в процессе занятий определенными физическими упражнениями и условия их формирования. Перечисленные знания, будут способствовать формированию у детей интереса к своему организму, заложат основустремления к совершенствованию физических способностей, физической подготовленности, самоконтроля. В целом сформированная у ребенка система знаний способствует решению многих задач: во-первых, знания влияют на повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями; во-вторых, сказываются на эффективности освоения двигательных действий; Таким образом можно выделить задачи по формированию знаний по физической культуре: Теоретические задачи включают основные понятия физической культуры, спорта и здорового образа жизни, историю развития популярных видов спорта, закономерности развития и работы человеческого организма, значение и роль физических упражнений, закономерности формирования двигательных умений и навыков формы организации самостоятельных занятий и их значение для самосовершенствования человека, укрепления и сохранения здоровья. Эти задачи необходимы для осознанного отношениядетей к виду деятельности, то есть для объяснения «почему, зачем это нужно делать?» Практические задачи взаимосвязаны с техникой двигательных действий, как способом их выполнения. Они помогают на практике быстрее освоить данное упражнение и эффективно выполнить его с учетом индивидуальных возможностей организма. Эти задачи позволяют ответить на вопрос: «как эффективно выполнять физическое упражнение?» [Филиппова, С.О.Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры как средство активизации их познавательной деятельности / С.О. Филиппова, Т.Н. Панова, Т.И. Рогачева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (82) 2011, с. 21-24.].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.232 (0.012 с.) |