Виды деятельности человека вообще и в том числе виды физкультурно-спортивной деятельности можно разделить на 5 основных групп с подгруппами (Г. Г. Наталов, 1976; Ю. А. Шулика, 1996) (схема 1. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды деятельности человека вообще и в том числе виды физкультурно-спортивной деятельности можно разделить на 5 основных групп с подгруппами (Г. Г. Наталов, 1976; Ю. А. Шулика, 1996) (схема 1. ).



Схема 1. Классификация видов деятельности (в том числе видов спорта)

Если обратить внимание на суть данной классификации, то станет ясно, что каждый вид бытовой, производственной, физкультурно-спортивной и развлекательной деятельности имеет в себе особенности ее пространственно-двигательного содержания, эмоционально-психологических и физических нагрузок. Причем на верхнем уровне данной классификации размещен признак, обуславливающий выбор данного вида деятельности почти неосознанно, на генетическом уровне. Конечно, имеется в виду выбор, приведший к долгосрочной и эффективной деятельности. Для каждого блока видов деятельности характерны особенности функциональных нагрузок, развивающих, а в случае их непомерности разрушающих организм человека.

В преодолевающих видах спорта основная нагрузка ложится на опорно-мышечный аппарат и вегетативные функции.

В демонстрационных видах нагрузка ложится на опорно-мышечный аппарат и сенсомоторный аппарат управления сложнокоординационными движениями.

В спортивных играх – на все перечисленные системы и на работу механизма сенсомоторных коррекций в ситуативных условиях игры, что является наиболее утомляющим при желании адаптировать свою деятельность в соответствии с мгновенно меняющейся кинематической и динамической обстановкой. Кроме этого, в командных играх усложняется вопрос организации взаимодействия в коллективе.

В единоборствах к вышеперечисленным факторам сложности прибавляется фактор высокой психострессорности поединка.

Как видно, наиболее сложным и функционально тяжелым видом деятельности являются единоборства.

1.4 Зарождение восточных единоборств

 

Индийское единоборство кэмпо завезённое в Китай послужило основой для зарождения множества школ воинских искусств в странах дальнего востока. Кэмпо зародилось в Индии почти пять тысяч лет тому назад. Оно имеет довольно динамичную историю развития. Многое удалось сохранить из базовой техники этого искусства, но, ко­нечно же, современная форма отличается от оригинальной индийской. Через соприкоснове­ние с буддизмом, прохождение через различ­ные культуры и принятие в себя элементов разного рода боевых искусств кэмпо посте­пенно развилось в свою современную форму. Различные стадии культурного развития человека необходимым образом повлияли на выработку приемов самообороны без оружия. У всех древних цивилизаций было нечто свое, в той или иной степени развитое. В зависимо­сти от исторической необходимости некоторые атрофировались и исчезали, тогда как другие принимали формы стройных систем и пережили века. В Индии очень раннее кэмпо так же как и другие виды самообороны без оружия, существовало уже около пяти тысяч лет тому назад, свидетелями чему являются сохранив­шиеся доныне настенные росписи и другие атрибуты той далекой эпохи. Ко времени возникновения буддизма индийское кэмпо уже оформилось в стандартизированное искусство. С самого начала кэмпо не считалось боевым искусством, но воспринималось, как и дза-дзэн (сидячая медитация), за аскетическую прак­тику и метод очистительных предписаний в создании гармоничного единства духа и тела. В нем усматривали пользу для физического развития в противоположность ослабляющей тело изнурительной сидячей медитации.

С тече­нием времени, Шоринджи стал известен не как центр дзэн-буддизма, но как оплот искусства единоборства без применения оружия. Однако в периоды своего раннего развития кэмпо, практиковавшееся в Шоринджи, не имело явно выраженной направленности. Оно. было время, относилось к Нало-джан, а затем воспринима­лось как стиль Арохан. В более поздние годы ему дано было название И-джинсин, чтобы отличать его от дзадзена.

         На основе синтеза китайского даосизма, буддизма чань и японского дзэна с дальневосточными боевыми искусствами возник уникальный феномен «дзэнских» видов борьбы, или искусств Будо — «воинского пу­ти».

Таким образом, в течение последней половины первого тысячелетия до н. э. бы­ли впервые сформулированы те философ­ские воззрения, которые послужили осно­вой для интеллектуального содержания воинских искусств. Хотя некоторые ис­кусства могли зародиться значительно позднее этой даты, условия для их разви­тия уже были заложены.

В Китае кэмпо подверглось некоторым изменениям и под влиянием местного этноса трансформировалось в воинское искусство У-шу. Шаолиньское ушу - это традиционное название искусства рукопашного боя и способов владения оружием, зародившихся или развивавшихся в монастыре Суншань Шаолинь, что расположен в китайской провинции Хэнань административный центр - Чжэнчжоу в уезде Дэнфэн. Шаолиньское ушу широко распространено в Китае и за его пределами, оно является одной из древнейших ветвей ушу.(музруков)

Далее история ведёт нас на Окинаву, главный остров архипелага РЮКЮ- цепочке островов, протянувшейся на юго-запад от Японии до Тайваня. Окинава издавна была точкой соприкосновения между японской и китайской культурами.). Столица Окинавы портовый город Наха. Удачное географическое расположение способствовало развитию торгового сообщения с близлежащими государствами, особенно с Китаем и Японией.

 Именно здесь и зародилось воинское искусство, послужившее основой для создания каратэ. Искусство кулачного боя именуемое самими окинавцами ТЭ(рука) было завезено из Китая.

 Японцы, которые находились под силь­ным влиянием китайской культуры, в са­мом начале своей истории тщательней­шим образом выучили уроки древних мас­теров. На основании китайской техники японцы постепенно разработали собст­венные системы боевых искусств. Теперь Япония — самая богатая страна Азии как по разнообразию воинских искусств, так и по соотношению тех, кто ими занимает­ся, к общему количеству населения.

Восточные  единоборства являются сложным многофункци­ональным явлением с интересной историей, исчисляющейся тысячеле­тиями, с богатыми традициями и не менее интересным настоящим.

Как показывают литературные данные, по мере развития человечес­кого общества система боевых упражнений трансформировалась в сво­еобразную культуру двигательной деятельности, удовлетворяющую по­требности людей в состязаниях, личной безопасности, оздоровлении, театрализованных зрелищах и пр. При этом основной целью и резуль­татом восточных единоборств  являются гармоническое развитие и совершенствование пси­хофизической культуры личности.

Следует отметить, что приемы защиты и нападения как с оружи­ем, так и без него, являясь "сквозным" средством и методом единоборств обо­гащались дыхательными и медитативными упражнениями, свойствен­ными индийской и китайской (даосской) йоге.

Все вышесказанное дает нам основания сделать вывод, что восточные единоборства, являясь видом единоборств, в то же время являются частью физической культуры общества, представля­ющей собой специфический процесс и результат человеческой деятель­ности, средство и способ духовного и физического совершенствова­ния и обеспечения безопасности личности.

Таким образом, деятельность в области восточных единоборств обеспечивается цен­ностями культуры общества и, особенно, физической культуры, а так­же науки и промышленности. Известно, что физическая культура име­ет следующий компонентный состав: предметная и личностная части, которые в свою очередь подразделяются на материальные, интеллек­туальные и духовные ценности.

Материальные ценности предметной части включают в себя спор­тивные сооружения, оборудование, инвентарь и пр. Интеллектуальные и духовные ценности предметной части — это монографии, учебники, методические пособия, программы и пр. К материальным ценностям личностной части относятся: двигательные умения и навыки, физичес­кие качества, функциональные возможности человека. Интеллектуальные и духовные ценности личностной части: специальные знания, убеждения, идеалы и пр.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.005 с.)