Эстетика функционализма европейской архитектуре 1920-130 х. Баухаус. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетика функционализма европейской архитектуре 1920-130 х. Баухаус.



Интернациональный стиль это устойчивое выражение хотя определяют его по разному. Это направление модернистской архитектуры 1930-60х. Пионеры - архитектуры конструктивисты (Гропиус, Беренс, Ханс Хоп, Корбюзье, Мис). Стиль одновременно зарождается в разных странах (Франция -ле Корбюзье, Скандинавы - Алваар Аалто, Ээро Сааринен (зачатки органической архитектуры), + Мис, Голландия - Тео ван Дуйсбург +де Стейл). В какой то момент первенство берет Германия и Баухаус, потом фашисты, школа распущена, мастера расходятся по Европе и важно, что развивается на обоих Америках, там совершенно новое звучание. Этот стиль будет существовать еще даже в 1970е. В 1920-30е, когда этот стиль появился - это не просто стиль, а целая идеология. Есть связь с машинной эстетикой, идеи, родственные Корбюзье. Главное, с чем все борются - орнамент и любой декор. Ордер, цвет, скульптура, живопись - пережитки прошлого. На первом месте соотношение массы и пространства, они как раз работают с пространством и им не важно, чем оно окружено (бетон, кирпич, стекло). Оболочкой пространства может служить любое вещество. На этот стиль повлияли живописные процессы 1910х - кубизм, абстракция (уникальное явление, когда живопись влияет на архитектуру). Функционализм требовал четкого соответствия функции.

Оскар Шлеммер. Эмблема Баухауса. Школа основана в 1919г в Веймаре, в 1925 переехала в Десау. С начала она задумывалась как синтез традиционной художественной академии и школы, где бы учили прикладным навыкам. Цельное произведение искусства и жизнь как произведение искусства. Жизнь и искусство должны соединиться. В Баухаусе два столпа - общие вопросы формы (преподавал Кандинский), но в каждой группе был еще 1 руководитель курса, который преподавал ремесло. Художники не просто умели создавать новую форму, но понимали ка это делается. Принципы - функциональность, экономичность, массовость - только так искусство могло проникнуть в жизнь людей. Баухаус отрицал стиль, но в итоге именно они и создали свой стиль.

Гроппиус - представитель интернационального стиля, возглавил школу, назвал ее Баухаусом, директор с 1919-1928, второй директор 2г, и 1г директором был Мисс ван дер Рое. Гроппиус реформировал все обучение. Начинали с общего, с формообразования, только на 3г конкретные мастерские по конкретным специализациям. 1919, Вальтер Гроппиус - Манифест Баухауса. Очень страстно как все в то время. В основе, в первом уставном документе он провозглашает принцип соединения производства и мастерства. С 1932г у школы проблемы, они переехали в заброшенное здание в Берлине, в итоге власти закрыли школу под предлогом борьбы с коммунистической идеей. Гроппиус и ван дер Рое оказались в штатах, стали чрезвычайно популярными. В 1970е Баухаус был возрожден в Германии. После закрытия школы архитекторам нужно было куда то деваться, разъехались по всему миру, поэтому и разнесли эстетику Баухауса (Мейер в 1931 в Москву, строил многие соц городки).

«Белый город» в Тель- Авиве, с 1930 х. В Тель-Авиве наибольшая концентрация зданий Баухауса в мире. Еще не было Израиля, но был Британский мандат на палестинских территориях. Многие уехали в сюда, немецкие евреи. Примерно 4 тыс отдельных зданий. Все одинаковых размеров. Строительство Тель-Авива началось еще в конце 1920х, по проекту еврейского шотландца. Центр - круглая площадь, под ней большая автомобильная дорога, но над ней как бы нависая площадь, там фонтан. Потоки людей и потоки машин не пересекаются. Площадь остекления меньше - архитектура приспособлена к иному климату. Стекло углубляется, чтобы было больше тени. Увеличивается количество балконов. Все первые этажи приподняты на опорах. Много зелени. Есть типичные дома-коробочки, балконы с закругленными формами; дома вообще очень разнообразны так как много архитекторов, есть даже остатки ордера. Есть и небоскребы, но их сравнительно мало.

(Продолжение в №27).

26. Творчество Френка Ллойда Райта.

Френк Ллойд Райт, 1867-1959. Архитектор-новатор, создал органическую архитектуру, ратовал за открытый план. Ученик Салливана, в своих работах демонстрировал зачатки функционализма с пережитками модерна.

Собственный дом и мастерская, 1889. Много достраивал. Правая часть - наследие викторианских традиций, традиционный домик (островерхая крыша), сочетает кирпич и дерево, причем даже черепица сделана из дерева. В 1893 увидел японский павильон Хо о Ден на выставке в Чикаго, впечатлен концепцией устройства японского дома: переставные ширмы, пересекающие пространства, вот это главное новшество. Уже видно, что его привлекают большие пространства. Слева некое 8-уг сооружение, по деталям видно, что он вышел от Салливана. Интерьеры проектирует полностью, где то встречаются стулья Макинтоша с высокими спинками.

Дом Чарнли, Чикаго, 1891-92. Обращается к классической итальянского традиции, от туда традиционная ярусная структура, но это не вилла, а городской дом. Два блока и углубленная часть с лоджией. Плюс легкий орнамент эпохи ар-нуво. Очень активная работа с разными материалами.

Дом Уинслоу, 1893-94, Иллинойс. 1 из 1х самостоятельных. В 1893 открывает собственное бюро. Играет с итальянскими формами. Кубический статичный объем, симметрично организованный + влияние Японии (слияние с ландшафтом, и большие свисающие козырьки). Сочетает камень, дерево и тд, часто по принципу контраста цветов или фактур. отсюда дополнительная графичность. Дом-куб традиционно, но все тех службы распределены компактно, в центре, вокруг них перемещение. Орнамент уже сдержаннее, но есть изящество ар-нуво.

Дома прерий. Около 1900 новый этап. В журнале публикает проект дома в городе Прерий. Станет началом целого периода. Характерно: 1) горизонтальная ориентация, единый блок классической виллы распадается на несколько объемов. 2) низкий профиль крыши. 3) у крыши сильно выступают боковые свесы, иногда образуют внизу террасы. В отличие от многих современников не сильно интересуется эстетикой современных материалов, только по мере необходимости, но всегда много работает и с традиционными + целостный подход к проектированию интерьера до последних деталей. Концепция: здание должно быть максимально связано с окружающим его ландшафтом (а это органическая архитектура). Практически отказывается от симметрии. В большинстве случаев формы свободно комбинируются. Еще одна важная концепция: работает не с массой, а с пространством (архитектура его ограничивает). Все это придумывает и строит исходя из человеческих пропорций и масштаба. Он пишет: «я верю что архитектура гуманизирует строительство».

Дом Уорда Уилльямса. Графичность стиля. Обводит гладкие поверхности стен как по контуру. Всегда обозначает достаточно четко границу формы в пространстве. В плане довольно традиционная крестообразная структура. В центре три камина открытые в разные стороны. Основные помещения развиваются вокруг центрального звена. У него почти ни в 1 доме не будет входа по центру (центральный фасад не разрывается). Внутри стало еще меньше орнамента, но сохранилась работа с материалами. Многие говорят что у Райта низкие потолки. Внутри есть витражи которые отдельно продаются на аукционах.

Дом Роби в Чикаго. Доводит до апофеоза идею с длинными козырьками. Главный фасад сбоку, а не по центру. Горизонтальная ориентация подчеркивается всеми способами. Разные пространственные системы гармонически сочетает. Практически панорамное остекление. Вход - закуток и все скрыто. Достигает уединенности в городском доме.

Ларкин билдинг. В 1ю очередь строит частные дома, но и общественные есть, хотя многие снесены. Для почтовой компании. Стиль офисного здания не сильно различается в зависимости от того, какие компании в нем сидят, а Райт строит именно под эту компанию. Вся центральная часть - большой атриум во всю высоту. В него открываются офисы.

Храм Единства. Остатки модерна. Пытается приблизиться к эстетике протофунцкционализма. Но налет востока тоже есть. Вход спрятан. Основной зал в квадратном объеме. Остатки геометризированного орнамента. Внутри тончайшая графическая работа с линией, кубическими формами. Трехмерная шотландская ткань. Везде клеточки. Все продумано до мелочей.

Современные материалы. Это новый этап. использует их и в жилых домах, еще большая свобода в планировке и объемно-пространственных решениях. Начинает свободнее работать с комбинацией масс в пространстве. Симметрии уже практически не будет. Все больше думает как вписать архитектуру в пейзаж. Намеренно выбирает участки с перепадами высот.

Тальесин. Резиденцию достраивал в несколько этапов. Все образует единую органическую массу. Со стороны склона видно, что дом имеет высоту. Сложные потолки с угловатыми структурами. Максимальная открытость в пейзаж, много стекла и света. Лаконичная обстановка. Часто проектирует мебель для своих интерьеров. Мебель строгая в геометрических формах. В интерьерах часто используются те же материалы, что он и снаружи. Некоторые интерьеры производят впечатление пещерных, но уютные. Здорово работает с инженерными системами. Плюс грамотно выбранный масштаб. Человеку соразмерно. Дома загородные - культура нахождения в природе. 

Отель Империал, Токио. Демонтирован, 1 из немногих построек за пределами Америки. Внутри все в соответсвии с европейскими представлениями о комфорте, но снаружи это экзотическая структура - и его принципы, и влияние Японии (хотя в стилизациях он осторожен). В Японии он наездами, а дома он переезжает в Калифорнию, много путешествует, в том числе и в Мексику - а там майя, он все это видит, в том числе воплощает и в этой постройке.

Дом миссис Миллиард. Скорее не характерен для него - вертикальная ориентация, хотя он все равно развернут вокруг озера. Опять же бетон (и в глухом варианте, и с прорезями), переносит его и внутрь, это как то не очень уютно, но с другой стороны это Калифорния, так что холод весьма уместен. Очень удачно выглядят и прорези.

Дом Уилли. Развернут перпендикулярно улице, 1 фасад почти полностью глухой (граничит с соседями). L-образный, развернут по горизонтали. Максимально стремится соединить дом с пейзажем. Терраса врезается в газон острым клином, объемы разворачиваются друг относительно друга.

Дом Fallingwater или дом Эдгара Кауфмана. Резиденция использовалась исключительно во время каникул. В интерьерах тоже есть пещерность, природность, пребывание в первобытном состоянии. Снова появляются мощные горизонтали, которые поддерживают бетон. Блоки располагаются свободно в трех измерениях. Участок под сильным уклоном, развивается вниз к реке, вокруг дебри. В композицию дома включает исполинские природные валуны. Внутри каменное мощение, низкий потолок, где то проявляются реальные валуны. Все снабжено теплыми полами, вентилятором, текстилем.

Проект небоскреба для Нью - Йорка, 1929 г. Не любил эту «коробочность». Он не был построен, но проект интересен. Это сложная крестообразная форма

Проект города Бродэйк р. Это идеальный город, богатый пригород Чикаго. В отличие от современников он не бредил небоскребами. Здесь у него только несколько высотных доминант, в основном - это город сад. Проекты не осуществлены, но он повлиял на культуру таун хаусов.

Штаб квартира компании Johnson Wax. Уходит от собственной этики прямых линий, углов, расцерченности. Начинает экспериментировать с криволинейными формами. Это здание из 2х частей, 1 делает до ВОВ, 2ю сразу после. Есть парковка, опоры близки к природным, органическим, даже вроде немного атектоничные. Подобные опоры и внутри - либо гигантские грибы, либо цветы лотоса - тончайшие высокие опоры, вверху открывается зонтик. Все пространство между этими «зонтиками» закрыто матовым стеклом или пластиком, свет скрыт. Второе здание высотное, его окутывает стеклянная оболочка, она будто отдельная. В самом здании чередуются этажи - круглые и квадратные со скругленными углами. Плюс все нанизано на единую ось.

Дом - соты или Дом Ханна. Его уже не устраивают простые квадратные или прямоугольные помещения, он начинает экспериментировать. После 2 мировой строит в огромном количестве. 6уг - это лейтмотив всего, план, мебель и тд. получается динамическая общая структура дома. Даже столу придаются 60 градусные углы, чтобы он вписывался в пространство. То есть опять же целостный подход. Эстетика местных материалов - есть и дерево, и кирпич.

Тальесин Вест. Есть такая же резиденция по названию, но на востоке. Здесь опять прослеживаются примитивные формы, меняется характер - Аризона. Основной мотив - диагональ 45 градусов. Основной корпус - L-образный. Сейчас там музей и мастерские его имени. Кладка - огромные валуны, свободно громоздит их друг на друга - создает ощущение древней архитектуры. Пирамидальные пилоны-входы. Плоский профиль у крыши, активные козырьки. Есть и памятник валуну, но он вынесен на отдельную площадку. В интерьерах много наклонных диагональных линий, мебель соответсвует тупым углам,

Дом Герберта Джейкобс №2. Есть японский садик, мало прямых стен, все полукруглое. Внутренняя стена открыта в сад, полностью остеклена в 2эт. Интересен бассейн - половина в доме, половина на улице - полное проникновение. Опять перепад высот - снаружи виден только 1 этаж, там глухая стена - это опять же классика (Витрувий, ренессансе виллы).

Игрушечный холм или дом Сола Фридмана. Склон холма, туда встроены круги домов. Два врезаются друг в друга, да еще и на разных уровнях, плюс отдельна хозяйственная постройка - «зонтик» на тоненькой ножке. Уже как у Хоббита.

Дом сына архитектора Дэвида Райта. Использует форму спирали (она развивается). Широкий пандус опоясывает весь дом. Гостиная в центре - продолжение пандуса. При обходе его вид меняется, объемы разные. Есть ярусная опора, он будто парит над землей.

Музей Гугенхайма. Работал над ним 16л, чуть не дожил до его открытия. В 1982г за ним был пристроен большой прямоугольный блок - кому то не нравится, кому то кажется, что это нейтральный задник. В плане это опять два круга разного диаметра, они увеличиваются по направлению вверх. Большая спираль - выставочный зал. Берет мотивы из разных периодов своего творчества - округлые формы и прямые углы, эстетика глухой бетонной стены (но прорези и углубления), мотив спирали, мощной диагонали и тд. Главная спираль - это два конуса, вставленные друг в друга - один вниз, другой вверх, между этими ярусами пространство, все увенчано прозрачным куполом. Плюс еще круг меньшего диаметра вписывает в круг большего. Когда спираль заканчивается, он ее не бросает, она хитро уходит в потолок, сливается со сводом.

Он уникальный архитектор, не было прямых последователей, тк его стиль уникален. При этом он очень сильно повлиял на все мировую архитектуру.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.238.40 (0.017 с.)