Постглоссаторы (конец XIII - XV вв. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Постглоссаторы (конец XIII - XV вв. )



В конце XIII в. школу глоссаторов сменила школа постглоссаторов, или комментаторов. Они изучали и комментировали не Свод Юстиниана, а глоссы, толкования к ним своих предшественников. Глосса заменила текст. В отличие от глоссаторов, преследовавших в основном научные цели, комментаторы ставили главным образом практические цели. Они стремились привести римское право в такой вид, чтобы оно отвечало потребностям современной им жизни и оборота. С этой целью они отчасти ненамеренно, отчасти и сознательно извращали смысл римских норм, где это казалось нужным, желая сделать их пригодными для разрешения споров свой эпохи. Комментаторы выступали и в качестве теоретиков и практиков.

Сочинения (глоссы) комментаторов применялись в качестве источника права в судах, благодаря их особым профессиональным познаниям. При этом королевское законодательство не признавало сочинения ученых комментаторов равными по своей силе закону. Так как глосс, или толкований было много, и к тому же комментаторы различались по взглядам, то был выработан принцип, согласно которому общее мнение ученых считалось обязательным для всех судов источником права.

БИЛЕТ 20

1) Новый курс Рузвельта и изменение экономической и социальной роли государства в США в 20 веке.


«Но́вый курс» (англ. NewDeal) — название экономической политики, проводимой администрацией Франклина Делано Рузвельтаначиная с 1933 года с целью выхода из масштабного экономического кризиса (Великая депрессия), охватившего США с 1929 по 1933.


Экономические программы «Нового курса» были проведены через Конгресс во время первого президентского срока Рузвельта в 1933—1936 годах. Их целью было облегчение положения безработных, восстановление экономики и реформа финансовой системы с целью предотвращения повторения Великой депрессии. Поддерживавшая «Новый курс» Рузвельта Демократическая партиявыражала интересы белых южан, этнических меньшинств и профсоюзов.

 

Республиканская партия в этот период была расколота, часть республиканцев оставалась в оппозиции политике Рузвельта, считая, что она противоречит интересам бизнеса, а другая часть частично поддерживала её. Сторонники реформ сформировали «Коалицию нового курса», выступавшую на выборах единым фронтом до 1960-х годов, но уже с 1938 и по 1964 годыКонгресс контролировала оппозиционная «консервативная коалиция». В результате многие экономические программы «Нового курса», такие как программа трудоустройства безработных, были свернуты к концу Второй мировой войны. Тем не менее, часть нововведений Рузвельта, например, программа социального страхования, Федеральная корпорация по страхованию вкладови Комиссия по ценным бумагам и биржам действуют до сих пор.


Название «Новый курс» восходит к названию политики популярного президента США в 1901—1909 годахТеодора Рузвельта честный курс. «Новый курс» Франклина Рузвельта продолжал политику ряда президентов эры прогрессивизма(Теодора Рузвельта, Говарда Тафта, Вудро Вильсона), которые последовательно усиливали участие государства в экономической деятельности.
Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведен конфискационный обмен золота на бумажные деньги, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии.

 

Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение — Национальное управление восстановления промышленности.

 В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 17 групп, деятельность каждой из которых регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами — так называемыми кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. д.

Не последней мерой президента Рузвельта стала отмена сухого закона, которой положила начало временная легализация изготовления и продажи алкогольных напитков в марте 1933 г. специальным актом, вслед за которым была принята двадцать первая поправка к Конституции США, отменившая ранее принятую восемнадцатую поправку. В результате бюджет получил доходы от новой отрасли законного бизнеса, а президент — дополнительную поддержку избирателей.
Для сельского хозяйства учреждалось Управление регулирования сельского хозяйства (англ. AgriculturalAdjustmentAdministration), которая на основании закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. наделялась правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня 1909—1914 гг.[7] По фиксированным ценам Зерновое бюро скупало излишки продовольствия, выплата фермерской задолженности откладывалась на длительный срок, оплачивалось сокращение посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить их разорение). В частности, было уничтожено 40 000 км2 посевов хлопка и 6 млн поросят[8]. Согласно данным Института Гэллапа, меры, принятые администрацией по сельскому хозяйству, были чрезвычайно непопулярными[9]. Тем не менее, цены на продовольственные товары оставались ниже уровня 1929 г.[10] В 1935 г. Администрация регулирования сельского хозяйства была ликвидирована. Вместо неё правительство инициировало новую программу, финансировавшую засев сельскохозяйственных угодий люцерной и другими растениями, обогащавшими почву и не предназначенными на продажу. Несмотря на дальнейшие многочисленные изменения, федеральное законодательство, регулирующее сельскохозяйственные работы, действует до сих пор.

 

В целях уменьшения безработицы, снижения её негативных последствий принимались экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагалось на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Управлением общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации, занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т. д. Особую роль играла организация работ для молодежи. Проведение «Нового курса» потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались (это было важнейшим фактором успеха) в распоряжении правительства Рузвельта. Вначале общественные работы организовали только для мужчин, которых считали кормильцами их семей. Во многих штатах закон запрещал занимать административные должности одновременно мужу и жене, и это правило было распространено также на работы для безработных. Лишь к 1935 г. правительственные программы начали помогать и женщинам-одиночкам, самостоятельно ведущим свои хозяйства.

Женщин в основном нанимали на швейные работы для нужд госпиталей и благотворительных организаций. Афроамериканцы кроме проблем, связанных с экономическим кризисом, были вынуждены иметь дело также с расизмом американского общества, дискриминацией по расовому признаку и расовой сегрегацией. Многие политические лидеры, включая супругу президента Рузвельта, Элеонору Рузвельт, пытались распространить на них действие правительственных программ помощи бедным.

Сам президент Рузвельт набрал на второстепенные позиции в своем кабинете столько цветных граждан, что их называли «черным кабинетом». Он также старался заручиться поддержкой политических организаций афроамериканцев, особенно в Чикаго, и уже к 1936 г. последние изменили свою ориентацию на республиканскую партию и начали поддерживать демократов. С тех пор между чернокожими американцами и демократической партией был заключен политический альянс, существующий до настоящего времени

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

2)Система изложения норм по ФГК 1804 и ГГУ 1900. ГГУ, далее БГБ(дословно с немецкого) Гражданский кодекс Германии является крупнейшей кодификацией гражданского права конца XIX века: первоначальная редакция БГБ насчитывает 2385 параграфов, не считая 218 статей Вводного закона. При составлении и принятии БГБ германский законодатель отказался от институционной системы Кодекса Наполеона: немецкий кодекс построен по пандектной системе, разработанной пандектистами XIX века и группирующей гражданско-правовые нормы в четыре крупных института — вещное, обязательственное, брачно-семейное и наследственное право; нормы, общие для всех подотраслей гражданского права, составляют общую часть. Влияние пандектистики прослеживается не только в структуре, но в значительной степени в стиле и содержании БГБ, что впоследствии дало Цвайгертуrude и Кётцуrudeоснование назвать его «триумфом немецкой науки гражданского права» (в частности, Р. Книпер приводит в пример параграфы 97, 177, 306 БГБ, текст которых практически полностью соответствует формулировкам знаменитого «Учебника пандектного права» Виндшейда, а также теорию правопритязаний из отношений собственника — владельца, также перенятую кодификаторами из трудов этого ученого). Следование научно-правовой традиции, с одной стороны, положительно сказалось на юридико-техническом уровне БГБ, с другой — было одной из причин упреков кодекса в консерватизме в отдельных вопросах: по мнению некоторых ученых, БГБ «глядит назад в XIX век» (Г. Весенбергrude), представляет собой «конечный продукт скорее XIX века, нежели начала XX века» (Радбрухrude)[90][91][92].
Авторы БГБ отказались и от метода казуистического регулирования отдельных случаев и ситуаций: кодекс содержит отвлечённо сформулированные правовые нормы общего характера. БГБ обращён прежде всего к специалистам-юристам, а не к рядовым гражданам: его материал изложен языком абстрактных понятий, малопонятным для непрофессионала. Уже после принятия БГБ учёный эпохи высказывал опасения: «принятый в Германском гражданском уложении способ изложения может дать повод к большим недоразумениям. Несомненно прежде всего то, что оно недоступно для народного понимания»[93]. Из способа конструирования норм следуют определённые особенности юридического языка БГБ: вместо сжатого и образного стиля Кодекса Наполеона в немецком кодексе во главу угла поставлены педантичная точность и исчерпывающая полнота норм, что, однако, часто достигается с помощью канцелярского стиля, чрезвычайно сложного и даже громоздкого построения фраз, обилия специальных юридических терминов, а также огромного количества внутренних отсылок к другим статьям[94][95].

В то же время терминология и форма изложения БГБ весьма продуманы: он не прост, но весьма логичен и точен. Юридическое совершенство БГБ высоко оценивается исследователями: «у опытного эксперта, постоянного работающего с БГБ, в конце концов появляется чувство восхищения этим кодексом, поскольку ему открывается скрытая красота точности и строгости мысли»[96], «язык БГБ является, вероятно, самым точным и логичным языком, которым когда-либо писались гражданские кодексы»[97], «я убеждён, что никогда ещё до сих пор в законодательный акт не было вложено столько первоклассной интеллектуальной мощи»[98]. Обвинения БГБ в тяжеловесности и громоздкости не учитывают особенностей немецкого языка и традиций германской пандектистики, представители которой создали общую теорию гражданского права с высокой степенью разработанности и детализации. Как отмечал Франц Виакерrude, «вопреки часто необдуманной критике… язык БГБ отличается преимущественно ясностью, точностью и четкостью, которым вредит лишь онемечивание римской терминологии»[99][прим 5].
В БГБ отсутствуют определения гражданско-правовых институтов — собственности, договора и др. Таким образом составители БГБ отреагировали на обилие дефиниций в первом проекте кодекса, следуя тем самым старинному римскому правилу, сформулированному ещё ЛуциемЯволеномПриском — «в цивильном праве всякое определение опасно, ведь недостаточно того, чтобы оно не могло быть опровергнуто» (лат. Omnis definitio in iurecivilipericulosaest; parumestenim, ut non subverti posset, Д.50.17.202). Законодатель намеренно избегает всяких общих определений, в крайнем случае используя описания. В этом он поддерживается учеными: «определения часто бывают неверными вследствие трудности найти выражение, способное охватить данное явление во всех его направлениях»[100][101].
Отталкиваясь от римской концепции bonafides, БГБ использовал технику «неопределённых правовых понятий» (нем. unbestimmteRechtsbegriffe) и «генеральных оговорок» (нем. Generalklausel), вводящих в правовые нормы моральные критерии. К их числу относятся добрые нравы (нем. guteSitten), добрая совесть (нем. TreuundGlauben), злоупотребление правом(нем. Schikane), обычаи гражданского оборота (нем. Verkehrssitte). Эти критерии установлены следующими нормами Общей части: § 138 («Сделка, противоречащая добрым нравам, ничтожна»), § 157 («Договоры следует толковать добросовестно, принимая во внимание обычаи гражданского оборота»), § 226 («Не допускается осуществление права исключительно с целью причинения вреда другому лицу»); данные термины неоднократно встречаются и в других книгах БГБ (например, § 242, получивший в литературе громкое звание «параграфа-короля»: «Должник обязан исполнить обязательство добросовестно с учетом обычаев гражданского оборота»). Особенно часто применялся § 138, ставший юридической преградой для всевозможных форм ростовщичества и кабальных сделок. Включив в закон право суда принимать решения на основе добрых нравов и обычаев, авторы БГБ сделали шаг вперед в юридической технике, одними из первых использовав в тексте закона так называемую общую оговоркуrude, позволяющую правоприменителю в случае пробела в правовом регулировании найти справедливое решение, руководствуясь понятиями о морали и чести. Правила §§ 138, 157, 226 и основанные на них другие нормы БГБ расширяли область судейского усмотрения, позволяли более гибко истолковывать правовые ситуации, в связи с чем в науке они получили название «каучуковых параграфов»

Принятый непосредственно после Великой французской революции, Кодекс Наполеона являлся своеобразным компромиссом между различными источниками французского права — римским правом, обычаями, королевскими указами, а также революционным законодательством; кроме того, при его составлении широко использовались достижения юридической науки. Кодекс отверг существовавшие сословные различия и привилегии и послужил одной из основ формирования нового буржуазного общества, закрепив в своих нормах секуляризацию семейных отношений, равенство участников гражданского оборота, неприкосновенность частной собственности, свободу заключения гражданско-правовых договоров и в то же время — патриархальные взгляды на брак и семью, характерные для рубежа XVIII—XIX веков. С точки зрения юридической техники Кодекс отличается стройностью изложения, гибкостью и чёткостью формулировок и определений, что наряду с прогрессивными нормами явилось одной из причин его ассимиляции правовыми системами десятков стран Европы, Америки и других частей света. В первоначальной редакции Кодекс Наполеона насчитывал 2281 статью и состоял из вводного титула и трёх книг — «О лицах», «Об имуществах и о различных видоизменениях собственности», «О различных способах, которыми приобретается собственность». Подобная структура основывалась на схеме построения учебников (институций) римского права — лица, вещи, наследования и обязательства — и впоследствии получила название институционной системы. Лишь в XXI веке в Кодекс были включены ещё две книги — «Об обеспечениях» и «Положения, применяющиеся в Майотте», которые, тем не менее, касались сравнительно специализированных вопросов и не поколебали классическую трёхкнижнуюструктуру[

Книга первая Кодекса (статьи 7—515) содержит нормы о гражданско-правовом статусе физических лиц, актах гражданского состояния и брачно-семейном праве. Кодекс не знал института юридических лиц; это объясняется влиянием взглядов политических деятелей эпохи революции, которые опасались, что частные объединения лиц могут послужить основой для возрождения феодальных и церковных учреждений. В нормах Кодекса были закреплены революционные идеи равенства и свободы: «осуществление гражданских прав не зависит от качества гражданина; это качество приобретается и сохраняется лишь согласно конституционному закону»
Сравнительно небольшая книга вторая Кодекса (статьи 516—710) посвящена вещам и вещным правам. Дореволюционное деление имущества на родовое и благоприобретённое было заменено на принятое в римском праве деление вещей на движимые и недвижимые (статья 516), а также на включённые в гражданский оборот и изъятые из него (статьи 537—542). В отдельных статьях Кодекса встречаются и другие деления вещей — в частности, заменимые и незаменимые, делимые и неделимые и др. На римской классификации основана и система вещных прав — право собственности, узуфрукт, узус (личное право пользования чужой вещью) и сервитуты. Ипотека хотя и признана Кодексом вещным правом (статья 2114), однако нормы о ней как о способе обеспечения обязательств помещены в раздел об обязательствах. Кодекс не знает таких вещных прав, как суперфицийи эмфитевзис; владениерассматривается им не как вещное право, а как основание приобретательной давности
Наиболее значительная по объёму книга третья «О различных способах, которыми приобретается собственность» (статьи 711—2281), занимающая более двух третей всего Кодекса, содержит нормы наследственного и обязательственного права, а также правила об исковой и приобретательной давности и владении. Кодекс регулирует лишь самые общие вопросы оборота; специальные правила о комиссионных, маклерских договорах, торговых товариществах и других договорах с участием предпринимателей были включены в Торговый кодекс 1807 года, закрепивший дуализм французского частного права — деление на гражданское и торговое право. В книгу третью включены и нормы семейного права, касающиеся брачного договора и имущественных отношений супругов. В целом в эту книгу был включён весьма разнородный материал различных подотраслей гражданского права, что вытекало из чрезвычайно широкого понимания законодателем права собственности

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

3) Периодизация истории римского права. Развитие римского права в древнем Риме.

Периодизация римского права— выделение в развитии римского права определенных этапов, имеющих соответствующий временной промежуток и характерные черты. Ниже перечислены периоды развития римского права.
1. VIII–III в. до н. э. — период древнего, или квиритского права — период начального формирования римского права. Право существовало только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и привилегий, оно неразрывно с юридической практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началом. В этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике. В V в. до н. э. была осуществлена первая кодификация — Законы XII Таблиц, которые закрепили основные институты правовой системы Рима (деление вещей, способы их передачи, деликты и т. д.). Систематизация правовых норм была примитивна, и не всегда четко выделялись правовые институты. В этот период зародились способы осуществления права. Сначала это было понтификальное производство, осуществлявшееся жрецами. В конце периода появилась должность претора и зародился легисакционный процесс. Римское право в этот период представляло привилегированное право — цивильное (или квиритское) право.
2. III–I в. до н. э. — предклассический период, характеризующийся социальной унификацией римской общины, стиранием принципиальных граней между патрицианством и плебеями. В этот период складывалась деятельность всех институтов римской государственности и судебной системы; источник права наряду с общенародным государственным законодательством — судейское и магистратское правотворчество. Издавались законы, развивающие отдельные институты римского права и создающие новые. Развивались институты наследственного права, сервитуты, деликты. Легисакционный процесс преобразовался в формулярный. На требования права оказывали влияние греческая философия и греческие правовые доктрины. Зарождались традиции римской юриспруденции и связанной с ней частной практики, судебного красноречия.
3. I в. до н. э. — III в. н. э. — классический период. Происходило формирование принципов публичного права. Складывалось уголовное право с самостоятельными объектами правовой охраны и принципами применения. Сформировался общий правовой статус свободного гражданина. Законченный вид приобрели институты собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых правом сделок, правовых требований и т. д. Основные источники права — сенатусконсульты, конституции и ответы юристов. Появился экстраординарный процесс. К этому времени относится расцвет римской юридической науки и судебной юриспруденции (деятельность Цицерона).
4. IV–V в. н. э. — постклассический период. характеризующийся развитием императорского законодательства. Преобладающая форма права и источник норм — закон. Судебный процесс стал неразделим с государственным администрированием. Предпринимались попытки кодификации права. В конце периода была создана кодификация императора Юстиниана. Правовые институты изменились незначительно.

 

Билет 21.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.024 с.)