Развитие гражданских прав и свобод в США в хх В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Развитие гражданских прав и свобод в США в хх В.



В послевоенный период изменилась структурная композиция многих конституций либерально-демократической ориентации. От­ныне конституции не просто регулируют организацию и распределе­ние власти, но одновременно более широко закрепляют устоявшую­ся систему ценностей, принципов права и справедливости, т. е. со­держат элементы политико-философского мировоззрения. Так, например, они включают в себя характеристику политических и идеологических основ организации общества и места и роли в нем политических партий.

Весьма существенными для организации И Функционирования конституционных учреждений становятся в послевоенный период некоторые важные перемены в режиме властвования и в политиче­ской системе в целом. Политическая организация современного ли­берально-демократического общества, его политическая система, ко­торую можно назвать еще и политической конституцией, есть преж­де всего форма Легитимного (основанного на авторитете закона) распределения власти в обществе и государстве. Она включает в себя помимо государства также политические партии, массовые религи­озные и иные общественные организации, другие учреждения груп­пового либо индивидуального участия в политической жизни, В Вы­работке важных политических решений и контроле за их осуществ­лением и т. д.

В США вплоть до начала 50-х гг. XX в. существовала и защища­лась расовая сегрегация, несмотря на провозглашенное во второй половине XIX в. расовое равноправие. Официальное истолкование этой практики сводилось к тому, что расовые различия заложены природой, они столь же фундаментальны, как различия между муж­чиной и женщиной, и с этим надо считаться. Формально все равны перед законом, но каждая раса должна практиковать равное обра­щение по отдельности. Только в 1954 г. Верховный суд признал ра­совые различия не столь фундаментальными, а сегрегацию противо­речащей Конституции страны. В 1957 г. был принят Закон о граж­данских правах, На основе которого возникла Комиссия по гражданским правам, принимавшая к рассмотрению жалобы и заявления о дискриминации граждан по расовому, религиозному и другим мотивам.

 

В развитие и обеспечение пользования гражданскими правами В 1964 г. принимается очередной Закон о гражданских правах, В кото­ром гарантируется равное участие негров в избирательных кампани­ях по принципу «один человек — один голос», а также равенство возможностей при поступлении на работу, в повседневной жизни. «Ни один штат... и ни один его служащий... не станет использовать признак расовой принадлежности, пола, Цвета Кожи, этническую принадлежность или национальное происхождение в качестве крите­рия для дискриминации или дарования привилегированного обра­щения с индивидом или группой».

Закон о свободе информации 1967 г. предоставил право требовать и получать информацию о деятельности государственных органов по наблюдению за частной жизнью граждан, вторжение в которую без разрешения считалось отныне незаконным. Этим правом воспользо­вались лишь некоторые политические ассоциации (например, троц­кисты), и они получили такой доступ, поскольку отказ в предостав­лении подобной информации можно обжаловать в суде.

В 1971 г. согласно XXVI поправке возрастной избирательный ценз был снижен до 18 лет, но это снижение не дало ожидаемого эффекта, и молодежь по-прежнему осталась равнодушной к изби­рательным кампаниям. В 1972 г. началась ратификация принятой конгрессом поправки о признании равноправия мужчин и женщин, но в отпущенный 10-летний срок штаты не уложились, и поправка в 1982 г. была снята с ратификации. Правда, равноправие мужчины и женщины было закреплено в основных законах 17 из 50 штатов. Самой трудной для ратификации стала принятая в 1992 г. XXVII поправка о запрете членам Конгресса делать прибавки к депутат­скому жалованью и получать их в период срока своих депутатских полномочий. На ее утверждение потребовалось 203 года, начиная с 1790 г.

Законом 1974 г. было сформулировано положение об охраняемой от внешнего вторжения области частной жизни (privacy), которая включала в себя сферу семейной жизни, состояние здоровья, интим­ные отношения и связи. Этот закон нанес сильный урон той сфере деятельности средств массовой информации, которые специализиро­вались на сборе и своекорыстном использовании материалов, отно­сящихся к сфере частной жизни. Судебная практика частично пошла на уступки этой традиции, когда признала абсолютно неприкосно­венной частную жизнь только граждан, не занимающих публичных должностей.

Эволюция полномочий государственных учреждений. Некоторые комментаторы современного политического опыта стран либераль­но-демократической ориентации, таких как Англия, Франция, Гер­мания, Италия, США, Индия, Канада, и других, считают необходи­мым отметить появление и значительное развитие так называемой Контрольной власти — власти судебного надзора за конституционно­стью законов и актов исполнительной власти, контроля за соблюде­нием прав человека в лице специальных уполномоченных (омбудс-ман, уполномоченный по правам человека, народный защитник, по­средник и др.). Следует, однако, отметить в этой связи, что такие новации не являются новшеством в полном смысле слова — доста­точно вспомнить о должности народного трибуна в Древнем Риме. Более уместно говорить о дифференциации контрольных и надзор­ных функций в рамках системы обособленных и взаимно уравнове­шивающих властей, чем о создании четвертой власти. Скорее в этом случае следует вести речь о четвертой власти в лице средств массо­вой информации, которые действительно приобрели в новейшей ис­тории небывалый размах и влияние на политику и политическую культуру современных заинтересованных лиц и групп, участвующих в политике.

Крупными переменами в организации и деятельности государст­венных учреждений можно считать реформу местного управления и самоуправления (например, во Франции в начале 80-х гг.), новации В государственной Службе, в распределении полномочий между фе­дерацией И Ее составными частями. Так, историки американского федерализма различают следующие вехи в Его становлении И эволю­ции: Преддоговорная стадия (до 1789 г.), Договорная (1789—1860), Пе­риод Консолидации (1865—1932). Интегрированная федерация (1932— 1965), Унитарно-федеративная стадия (с 1965 Г.),

Изменение в государственном строе Японии в ХХ веке. Конституция 1947г

Первая мировая война сопровождалась ростом японской промышленности и торговли, привела к укреплению позиций японского монополистического капитала. После русско-японской войны 1904 – 1905 гг., Япония утверждается в роли великой державы, укрепляются ее международные позиции.

Внутриполитическая обстановка отличалась нестабильностью, разногласиями между парламентом и правительством. Власть, с одной стороны, пытается усилить господствующий режим, прибегая к репрессиям, с другой – идет на некоторые уступки либеральному движению, требующему политических реформ, всеобщего избирательного права и т. д.

Закономерным результатом военных успехов Японии стало укрепление особого положения армии и флота, фактически не подконтрольных ни парламенту, ни правительству.

После периода относительной либерализации режима, с конца 20-х – начала 30-х гг. начинается поворот Японии к фашизму, закончившийся установлением в годы Второй мировой войны монархо-профашистской диктатуры. Характерно, что этот режим не был следствием государственного переворота, не сопровождался перестройкой государственного аппарата и созданием фашистской партии. Этот режим был введен путем создания новой политической структуры. Результаты создания новой политической структуры:

· Роспуск всех партий в 1940 г. и создание политического «Движения помощи трону», базирующегося на укреплении «единства народа и императора». Эта организация также контролировала все СМИ.

· Ужесточение контроля над личностью. В 1941 принят Закон об обеспечении национальной обороны, согласно которому преследовалось всякое распространение сведений наносящих вред общественному спокойствию и порядку.

· Ужесточение цензуры.

· Вводилась единая идеология, основанная на божественном происхождении императорской династии.

Новой политической структуре соответствовала Новая экономическая структура, которая служила полному подчинению экономики задачам усиления военной мощи с целью подготовки к победоносной войне.

В годы войны проявилась тенденция к сращиванию административного, полицейского и военного аппаратов.

После войны:

· Демократизация и демилитаризация.

· Роспуск армии.

· Отмена ряда репрессивных законов.

· Введение свободы слова, печати.

· Ликвидация министерства внутренних дел и военного министерства.

· Император стал играть роль только духовного главы страны.

Конституция 1947 г.

Работа над проектом японской Конституции началась весной 1946 г. она была поручена оккупационными властями дворцовым кругам.

Основными критериями которыми базировались при создании Конституции:

· Япония уничтожает свои вооруженные силы и отказывается от войны

· Палата пэров подлежит упразднению.

· Собственность императора поступает в распоряжение государства.

· Народный суверенитет.

Формально конституция была принята японским парламентом и утверждена Тайным советом как измененная старая Конституция 1889 г. но по сути это была принципиально новая конституция.

Основные положения:

· В преамбуле закреплен принцип народного суверенитета.

· Конституция устанавливала парламентскую монархию с принципом разделения властей.

· Сохраняется династическая преемственность императорского трона, но ст.4 запрещает императору осуществлять государственную власть, однако за ним был закреплен ряд конституционных полномочий: назначать премьер министра по представлению парламента, промульгировать поправки к Конституции, созывать сессии парламента, объявлять парламентские выборы, подтверждать назначение высших должностных лиц. При совершении государственных дел император должен руководствоваться советами и получать предварительное одобрение Кабинета, который и нес за него ответственность.

· Парламенту была вверена роль «высшего органа государственной власти единственного законодательного органа». Он состоял из 2 палат: Палаты представителей (переизбирается полностью каждые 4 года) и Палаты советников (срок полномочий – 6 лет с переизбранием каждые 3 года половины из них). Обе палаты создавались на основе всеобщих и прямых выборов (с 20 лет). Законопроект мог быть принят и без согласия верхней палаты.

· Правительство и премьер-министр (лидер победившей на выборах партии). Премьер-министр выступает в парламенте по вопросам внутренней и внешней политики, вносит в парламент проект бюджета, руководит всеми звеньями исполнительной власти. Он назначает Кабинет министров, который ответственен перед парламентом и должен уходить в отставку в случае выдвижения недоверия. Однако премьер министр мог по собственному усмотрению распустить Палату представителей и назначить новые выборы. Премьер обязан был докладывать парламенту об общем состоянии государственных дел и внешних сношений. Он также обладал и правом законодательной инициативы.

· Верховный суд, стоит во главе судебной системы и состоит из Главного судьи, назначаемого императором по представлению Кабинета, и обычных судей. Устанавливался принцип независимости судей.

· Права и свободы. Основные права (взятые из Декларации независимости США): жизнь, свобода и стремление к счастью. Устанавливается равноправие, свобода мысли и совести, собраний, печати, слова. Устанавливается право на разбирательство в суде, право на адвоката, запрещение произвольных арестов, обысков. Социально-экономические права: право на труд, на создание организаций трудящихся, запрещение принудительного труда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.018 с.)