Тема: Педагогические и психологические особенности обучения пациентов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Педагогические и психологические особенности обучения пациентов.



 

Цели занятия:

1. Обучающая: сформировать представления о психолого-педагогических особенностях обучения пациентов и различных групп населения. 

2. Развивающая: способствовать формированию и развитию компетенций и специальных умений, направленных на освоение педагогических аспектов деятельности врача.

3. Воспитывающая: способствовать развитию профессиональной мотивации, нравственно-этических качеств будущего врача и системы его гуманистических ценностей на примерах решения психолого-педагогических задач врачебной деятельности.

Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих компетенций:

 ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу.

ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.

ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать

- содержание нормативных документов МЗ РФ и педагогических рекомендаций по реализации педагогических аспектов деятельности врача;

- теоретические и практические составляющие психолого-педагогической деятельности и дидактические основы обучения пациентов;

-  требования к реализации обучающих программ для пациентов и отдельных групп населения, включая группы «здоровых» и группы «риска».

Обучающиеся должны уметь:

- проектировать обучающие программы в содержательном и процессуальном аспектах;

- осуществлять целесообразный выбор содержания, форм и методов педагогической работы.

Обучающиеся должны владеть:

- навыками коммуникативного взаимодействия;

- приемами использования полученных знаний в познавательной и практической деятельности.

 

Контроль исходного уровня знаний

Выполните тестовые задания:№ 113-121 (приложение1).

 

Глоссарий темы:  стратегии обучения пациентов, уроки здоровья, школа здоровья, преморбидное состояние.

Содержание основных понятий

Стратегии обучения пациентов – это учебные модели, включающие конкретное педагогическое содержание, формы и методы, которые выбирает врач в работе с пациентами.

Любая стратегия обучения призвана помочь больному:

а) обозначить суть проблем пациента.

б) найти причину этих проблем.

в) выявить возможные пути их устранения.

г) помочь выбрать наиболее подходящий для данного больного вариант решения проблем.

Выделяется две основные стратегии обучения: индивидуальная и групповая.

Стратегия индивидуального обучения

При индивидуальной форме обучения образование пациентов проводится путем информирования больного и его семьи медицинскими работниками методом рассказа, беседы и интервью. Возможно консультирование по телефону и Интернету. Причем одна из главных ролей отдается самоотчетам пациентов о состоянии их здоровья.

Подобная форма обучения целесообразна для пациентов неспособных в связи с нарушением функциональных возможностей организма посещать лечебное амбулаторно-профилактическое учреждение.

 

Стратегия группового обучения

Для проведения группового обучения рекомендовано формировать группы в зависимости от целей, которые ставятся перед организаторами школы:

1. Группа для общего информирования о профилактических мероприятиях (группа здоровья).

2. Группы по профессиональной деятельности (водители, летчики и т.д.)

3. Группы для проведения дискуссий (немногочисленные по составу и с высоким образовательным цензом).

4. Группы индивидуальной помощи (больные сахарным диабетом, артериальной гипертонией, ИБС и т.д.)

При групповом обучении происходит лучшее информирование пациента и достигается оптимальный комплаенс в лечении, особенно в группе пожилых.

Групповое обучение больных имеет ряд ощутимых преимуществ. Обучение в группе создает определенную атмосферу, помогающую воспринять болезнь в нужном свете, уменьшает чувство тревоги. Пациенты имеют возможность обменяться опытом, получить поддержку, наблюдать положительную динамику в течение заболевания на примере других людей. В группе усиливается эмоциональный компонент обучения, что улучшает восприятие и повышает согласие больных с лечением. Оптимальным вариантом является группа численностью 5-7 человек. Однако групповое обучение не должно исключать индивидуальной работы с пациентами.

Вместе с тем, необходимо учитывать необходимость повторение курса обучения уже через год после его завершения в связи со снижением приверженности модификации поведения.

Уроки здоровья – форма и разновидность медико-просветительской деятельности, осуществляемая врачом или педагогом в образовательных организациях, целью которой является формирование у обучающихся бережного отношения к своему здоровью.

Школа здоровья – это система неформального обучения, которая объединяет людей, заботящихся о своем здоровье.

Школы (клубы) здоровья существуют для здоровых людей, лиц с факторами риска, для пациентов, страдающих тем или иным хроническим заболеванием. Школа здоровья, будучи неформальной системой, тем не менее представляет собой организованную форму обучения целевых групп населения по приоритетным для данной группы проблемам укрепления и сохранения здоровья. Школы существуют в форме постоянно действующего интерактивного общения, предполагают наличие унифицированных программ подготовки преподавателей и обучаемых, соответствующего информационного и методического обеспечения. В настоящее время при медицинских центрах функционируют «коронарные клубы», «школы больных сахарным диабетом», «школы больных астмой», «школы больных гипертонией» и др. Популярностью пользуются школы и для практически здоровой части населения. Школа общественного здравоохранения (schoolofpublichealth) – организационная форма подготовки медицинских и немедицинских специалистов (психологов, педагогов, социальных работников, администраторов, журналистов и пр.) по проблемам общественного здравоохранения — в виде программ дополнительного последипломного образования. В учебных планах и программах таких школ широко представлена психологическая составляющая (разделы «Психология индивидуального здоровья», «Психология общественного здоровья», «Психология управления», «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности менеджера здоровья» и  др.).

Преморбидное состояние (лат. morbus – болезнь) предшествующее и способствующее развитию болезни состояние.

Среди преморбидных состояний наиболее прогностически опасны такие, как тенденция к избыточному весу, предгипертония, предиабет и т.д.

В основе многих преморбидных состояний лежат нарушения в образе жизни, питании, а также несоблюдение гигиенических норм и требований: гиподинамия, курение, злоупотребление алкоголем, неправильный режим, различного рода излишества.    Наличие у человека прогностически опасных преморбидных состояний требует реализации по отношению к нему педагогических мер, направленных на укрепление и сохранение здоровья.

Контрольные вопросы:

1.Что входит в понятие «педагогические аспекты деятельности врача»?

2.Назовите основные стратегии обучения пациентов. В чем их особенности?

3. Как реализуется стратегия индивидуального обучения пациентов?

4. Назовите особенности стратегии группового обучения?

5. Обоснуйте предназначение школ (клубов) здоровья.

Работа на занятии

Задание 1. Работая в малых группах (4-5 человек) спроектируйте модель «врач-педагог», взяв за основу педагогическую деятельность врача любой специальности на выбор. Продумайте вариант его образовательной программы для одной из целевых групп («группа риска», «здоровые», «больные»). Подготовьте устную презентацию проекта.

Задание 2. Решите ситуационную задачу (ОК-5).

Составление тематического материала программы для больных ожирением.

Информационный материал для занятия:

интернет-ресурсы, учебно-методическое пособие «Педагогические аспекты реализации в медицине здоровьесберегающих технологий»: авторы-составители А.Ф. Амиров, З.А. Бакирова. – Уфа: БГМУ. – 2008.

Организация учебной работы.

Вся группа разбивается на 4 микрогруппы. Каждая микрогруппа по жеребьевке получает отдельное задание.

Ситуационная задача для Группы 1: «Разработайте материал по теме «Что такое ожирение. Какие осложнения вызывает ожирение». В структуру занятия включить следующие аспекты: основные понятия, причины избыточной массы тела, энергетический баланс человека, атеросклероз и механизмы его развития, артериальная гипертензия».

Ситуационная задача для Группы 2: «Подготовьте выступление по теме «Диетотерапия при ожирении». В структуру учебного материала включить следующие аспекты: понятия – диета, диетотерапия, основные принципы диетотерапии, составляющие пищи и понятие о калорийности, способы уменьшения калорийности суточного рациона».

Ситуационная задача для Группы 3: «Разработайте материал по тем «Ожирение и сахарный диабет». В структуре занятия предусмотреть следующие аспекты: основные понятия диабетологии, симптомы диабета и причины их появления, механизм действия инсулина, осложнения при сахарном диабете, рекомендации по образу жизни и питанию пациентов.»

Ситуационная задача для Группы 4. «Составьте информационный блок по теме «Здоровый образ жизни и профилактика ожирения». Ключевые аспекты темы: здоровый образ жизни, физическая активность и обмен веществ в организме, правила дозирования физических нагрузок, вредные привычки, алкоголь и ожирение».

В заключение работы все тематические направления объединить в одну обучающую программу.

Итоговый контроль

Выполните тестовые задания: № 122-130 (приложение 1).

 

Литература

Основная:

1. Лукацкий М.А. Педагогическая наука: история и современность. – М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2012. – 448 с. [Электронный ресурс]: учеб. пособие – Режим доступа: http: //www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970420874.html

2. Педагогические составляющие деятельности врача: учебно-методическое пособие / сост: А.Ф. Амиров, О.В. Кудашкина, Е.Е. Липатова. – Уфа: Изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава России, 2017. – 107 с.

3. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: Академия, 2012. – 491 с.

Дополнительная:

1. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика [Электронный ресурс]: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов (Электрон. текстовые дан). - Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

2. Амиров А.Ф. и др. Психология и педагогика: в 2-х ч.: практикум для студ. мед. вузов Ч. 2. – 114 с. Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013.

3. Крившенко Л.П., Юркина Л.В. Педагогика: учебник и практикум. – Москва: Проспект,2018.-240с.

4. Новгородцева, И.В. Педагогика в медицине. Практикум [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.В. Новгородцева. — Электрон. дан. — Москва: ФЛИНТА, 2011. — 52 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/2442. — Загл. с экрана.

5. Новгородцева, И.В. Педагогика в медицине [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.В. Новгородцева. — Электрон. дан. — Москва: ФЛИНТА, 2011. — 105 с. — Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/2441. — Загл. с экрана.

6. Педагогические аспекты реализации в медицине здоровьесберегающих технологий. Учебно-методическое пособие. Авторы-составители А.Ф. Амиров, З.А. Бакирова. – Уфа: Изд-во БГМУ, 2008. – 58 с.

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тестовые задания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.024 с.)