Тема: Проявление механизмов  психологической защиты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Проявление механизмов  психологической защиты.



Цель занятия:

1. Обучающая: формировать у обучающихся представления о сущностных характеристиках механизмов психологической защиты, о возможностях использования закономерностей их проявления в коммуникативном процессе.

2. Развивающая: способствовать развитию коммуникативных компетенций и умений будущего врача, различать проявление различных механизмов психологической защиты, влияющих на поведение людей (пациентов, коллег) в различных

3. Воспитывающая: способствовать воспитанию  гуманного отношения к личности пациента, его неповторимому духовному миру; вызывать интерес к практическому решению сложных проблем в ситуации профессионального общения.

Цели занятия предполагают формирование и развитие следующих компетенций:

ОК-1. Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу.

ОК-5. Готовность к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала.

ОК-8. Готовность к работе в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия.

Для формирования указанных компетенций обучающиеся должны знать:

- основы психологии сознания и бессознательного;

- характеристики феномена «механизм психологической защиты»;

- влияние различных механизмов психологической защиты на поведение человека.

Обучающиеся должны уметь:

- анализировать ситуации, активизирующие проявление механизмов психологической защиты;

- обосновывать использование тех или иных коммуникативных подходов, методов или средств, при использовании партнером по общению этих механизмов;

- рефлексировать свою коммуникативную деятельность и ее результаты.

Обучающиеся должны владеть:

- навыками логического и аргументированного анализа психологических явлений;

- навыками отношения к пациенту как к уникальной, целостной личности, обладающей не только физическим телом, но и сложной душевной организацией;

- навыками по выявлению, анализу и учёту индивидуально-психологических особенностей личности больного и коллег при помощи различных психологических методов.

 

Контроль исходного уровня знаний

Выполните тестовые задания  № 60-66 (приложение 1).

 

Глоссарий темы: психика, сознание, бессознательное, поведение, стресс, фрустрация, механизмы психологической защиты.

Содержание основных понятий

Психика (от греческого psychikos – душевный) – свойство высокоорганизованной материи, являющееся особой формой отражения субъектом объективной реальности.

Сознание – высший уровень развития психики человека, заключающийся в способности осознавать себя и окружающий мир в прошлом и настоящем и на основе этого регулировать свое поведение и осознавать свои мотивы действий.

Бессознательное – совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, о влиянии которых человек не отдает себе отчета.

Поведение – совокупность действий и поступков человека, опосредованных внешними факторами среды и внутренней, психической активностью индивида.

Стресс – неспецифический ответ организма на любые предъявляемые ему требования. Ганс Селье (1907-1982) описал три стадии развития стресса: фаза тревоги, фаза сопротивления, фаза истощения.

Фрустрация – психическое состояние, которое вызывается переживанием невозможности (реальной или субъективно воспринимаемой) достичь желаемого результата. Адаптивное поведение при фрустрации связано с поиском путей преодоления препятствия, возможности обойти его, предпринять компенсирующие действия. Неадаптивное поведение чаще всего предполагает использование механизмов психологической защиты, которая представляет собой регулятивную систему стабилизации личности, направленную на устранение болезненных, непереносимых переживаний.

Механизм психологической защиты – понятие глубинной психологии, обозначающее неосознаваемый психический процесс, направленный на минимизацию переживаний человека.

Структура психологической защиты личности – это связь и взаимодействие различных ее компонентов, определяющих стиль поведения человека в социальной среде.

 

Структура психологической защиты личности.

Агентом психологической защиты является некоторый субъект (индивидуальный, групповой, общественный). Предметом защиты - является состояние субъекта, который воспринимает агента. Способ и тип средств защиты, в конкретном случае, составляют защитный механизм. Цели защиты: ближняя - сохранить позитивное состояние, дальняя - удерживать такое состояние, как можно дольше.

Причинами формирования психологических механизмов защиты являются:

- протесты и давление идеальных требований исходящих от «Сверх-Я»;

- объективная тревога, порождаемая страхами и опасениями, возможностью реального наказания со стороны родителей или социума;

- реальные болезненные аффекты и внешние опасности;

- инстинктивная тревога, порождаемая страхом перед могуществом
инстинктов. «Я», первоначально дружелюбное по отношению к
инстинктам, начинает испытывать тревогу, трудно объяснимый страх перед ними, если само «Оно» таково, что «Я» ощущает угрозу поглощения;

- противоречивость, возникающая между взаимоисключающими импульсами «Оно» – пассивностью и активностью, гомосексуальными и гетеросексуальными, либидо и деструктивными тенденциями.

Все защитные механизмы обладают общими свойствами:

- они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана;

- они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для человека.

Е.С. Романова дала характеристики восьми основным механизмам защиты в порядке их онтогенетического развития, а также особенности защитного поведения в норме, акцентуации, возможные девиации, типы ролей в группе, возможные психосоматические заболевания.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 120; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.15.15 (0.006 с.)