Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков; понятия, значение, основные задачи. Проблема вредных привычек, их последствия для здоровья подростков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональная ориентация и врачебная профессиональная консультация подростков; понятия, значение, основные задачи. Проблема вредных привычек, их последствия для здоровья подростков.



 

Профессиональная ориентация — это многоаспектная научно обоснованная система воздействия на школьника с целью оказания ему помощи в выборе профессии.

Гигиенические аспекты медико-физиологической профессиональной консультации и ориентации включают:

· 1. Оцен­ку современных условий труда в наиболее массовых профес­сиях;

· 2. Требования, предъявляемые ими к организму работаю­щих (санитарные характеристики и профессиограммы);

· 3. Прин­ципы группировки профессий для целей профориентации;

· 4. Установление закономерностей и тенденций развития у школьников психофизиологических функций и качеств, лежащих в основе овладения профессией;

· 5. Принципы проведения врачеб­ной профессиональной консультации и профессионального отбора школьников с отклонениями в состоянии здоровья;

· 6. Обо­снование возможности активного формирования профессиональной пригодности подростков и определение основных понятий и терминов по этой проблеме.

Врачебное профессиональное консультирование включает 2 формы работы:

Информационное обеспечение – ознакомление подростков, их родителей и педагогов с медицинскими аспектами выбора профессии, т.е. с основными профессионально-производственными факторами, которые могут привести к ухудшению состояния здоровья, особенно у лиц с хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями.

Индивидуальная врачебная профессиональная консультация, в процессе которой основная задача врача состоит в определении степени риска прогрессирования отклонений в состоянии здоровья консультируемого подростка и разработке конкретных рекомендаций по выбору профессии или специальности, формы обучения и рациональному трудоустройству.

Вредные привычки - систематическое употребление веществ, снижающих и нарушающих регулирующую и интегративную функцию коры головного мозга. К этим веществам относятся наркотики, алкоголь, табак и др.

 

Человек утрачивает способность адаптироваться к меняющимся внешним условиям, в том числе и негативным, которые во многом стимулируют процесс адаптации. Отсюда вывод - потребление наркотиков, снимающих «нормальные» (т.е. естественные) отрицательные эмоции, пагубно сказывается не только на биологическом (физиологическом), но и на социальном здоровье человека. Это заканчивается социальной дезадаптацией и деградацией личности. Разрушающее организм человека действие наркотиков усиливается еще и непосредственным токсическим влиянием продуктов их распада.

Успех также будет зависеть от количества усилий, которые должны приложить сам субъект, семья, школа, общество.

Государство, необходимое для производства и распределения общественного продукта и защиты от опасности извне, заинтересовано в том, чтобы в нем было как можно меньше ущербных людей, чтобы не изготовлялись для его граждан вредные товары, продукты и т.д. Трудно точно оценить истинный экономический ущерб, связанный с производством и потреблением всех видов наркотиков, но он сопоставим с ущербом, наносимым войной или крупной катастрофой.

 

Курящие в возрасте после 40 лет умирают раньше своих сверстников. При курении в разы увеличивается риск развития онкологических заболеваний. Развивается бесплодие, курение приводит к нарушению развития плода в утробе матери, является причиной многих выкидышей и уродств. Большинство курильщиков осознает, что систематическое курение может привести к возникновению различных заболеваний, но их появление они видят лишь в отдаленной перспективе, поэтому реальное ощущение опасности отсутствует.

Ситуационная задача № 1

Больничная четырехкоечная палата имеет следующие размеры:

глубина 6 м; ширина 6 м; высота 3,0 м. Окно: ширина 2,5 м, высота 2,1 м. Ориентация окон на запад. Стены палаты окрашены клеевой краской в светлооранжевый цвет, а панели высотой 1,5 м окрашены в коричневый цвет. В палате используется общее освещение: люминисцентные лампы, освещенность 100 лк, и местное освещение: бра над кроватями прямого света, освещенность 150 лк.

Каким прибором измеряется освещенность? Дайте гигиеническую оценку освещения палаты. Есть ли необходимость проводить мероприятия по улучшению инсоляционного режима помещения?

Ответ:

Люксметры типа Ю116 или Ю117,Аргус-01

Искусственное освещение соответствует нормам(100 лк) Естественное 0,35 не соответствует(норма 0,5). Тип инсоляционного режима- З

Палата имеет не совсем удовлетворительное освещение.Применяется комбинированное освещение (окна+лампы)

Есть.

 

Ситуационная задача № 2.

При анализе воды из сельского водопровода установлено:

Запах – 2 балла Окисляемость – 7 мг О2
Вкус – 3 балла Фтор – 0,7 мг/л
Мутность – 1 мг/л Нитраты – 5 мг/л
Сухой остаток – 2000 мг/л Микробное число –  80
Сульфаты – 500 мг/л Коли-индекс –  5     

Дайте гигиеническую оценку воде, возможно ли ее употребление в питьевых целях, или требуются методы улучшения качества воды (какие?)? К каким нарушениям здоровья может привести употребление данной воды?

Ответ

1.Гигиеническая оценка: Не соответствуют норме:Сухой остаток 2000 мг/л (норма 1000-1500 мг/л), Коли-индекс 5 (в норме отсутствует).Соответсвуют норме: Запах(норма 2-3),Вкус(норма 2-3),Мутность (норма 1,5-2 по коалину и 2,6-3,2 по формазину), Сульфаты (норма 500),Окисляемость(норма 5-7),Фтор 0,7(норма 1,5), Нитрат(норма 45), Микробное число(норма 100).

Вода из сельского водопровода не пригодна для питья. Требуется провести методы улучшения качества воды. Для обеззараживания воды местных источников водоснабжения не отвечающих требованиям СанПиН по микробиологическим показателям целесообразно применять метод кипячения. Возможно также использование и метода гиперхлорирования с использованием хлорной извести. Метод фильтрования.

2. Нарушения при наличии в воде кишечных палочек (т.к увеличен коли-индекс):

 Энтерит (воспаление отделов тонкого кишечника).

Колит (поражение толстого кишечника).

Секреторная диарея.

Поражение слизистой оболочки системы пищеварения.

Различные воспаления в брюшной полости.

Патологические процессы уретры.

Поражения легких.

Воспаления в спинномозговой оболочке.

Нарушения при увеличении сухого остатка:

Приводит к неблагоприятным физиологическим изменениям в организме:

а) способствует перегреву в жаркую погоду,

б) ведет к нарушению утоления жажды,

в) изменяет водно-солевой обмен за счёт увеличения гидрофильности тканей,

г) усиливает моторную и секреторную желудка и кишечника.

 

Ситуационная задача № 3.

Перед Вами результаты анализа водопроводной воды:

Запах 2 балла Содержание нитратов  (по NО3)   2,0 мг/л
Привкус 3 балла Содержание хлоридов 30 мг/л
Цветность 300 Содержание железа 1,2 мг/л
Прозрачность 15 см Окисляемость 2 мг О2
Мутность 1,5 см Жесткость 8 мг-экв/л
Активная реакция (рН) 7,5 Микробное число 50 в 1 мл
Содержание аммиака 0,01 мг/л Колиморфные бакт. Отсутствие в 100 мл
Содержание нитритов    0,002 мг/л Цисты лямблий Отсутствие в 50 л

Дайте обоснованное заключение о пригодности (непригодности) данной воды для питья.Что следует предпринять в этом случае для улучшения ее качества?

Ответ:

Не соответствует норме: Привкус 3(норма 2), Содержание железа 1,2 мг/л(норма 0,3(1,0)), Прозрачность 15 см (норма более 30 см).Соответствует норме: Цветность 30(норма 30), Мутность 1,5(норма 1,5-2,0 по коалину и 2,6-3,5 по формазину), pH 7,5(норма 6-9), Аммиак 0,01(норма 0,3), Нитрит 2 (норма 45), Нитрат 2 (норма 45), Хлориды 30(норма 350), Окисляемость 2(норма 5-7),Жесткость 8(норма 7-10), Микробное число 50(норма 100), Колиморфные бакт (в норме отсутствует), Цисты лямблий(в норме отсутствует)

В целом вода не пригодна для питья. Не соответствие прозрачности вызвана преимущественно присутствием нерастворенных минеральных веществ (желез).За счет наличия большого количества желез такая вода неприятна на вкус (наличие привкуса)

Избыток железа, свойственный российской водопроводной воде, ликвидируется в результате (химической фильтрации) аэрации (интенсификации процессов окисления в трубопроводе), обработки активными окислителями — озоном, фтором, гипохлоритом натрия и пр., фильтрованием через модифицированную загрузку, при котором удаляется не только осадок, но и растворенное двухвалентное железо.

 

Ситуационная задача № 4.

Оцените качество хлорирования воды на водопроводной станции: микробное число – 50 в 1 см3; коли-индекс – 2; остаточный хлор – 0,7 мг/дм3; запах – хлорный, 1 балл.

Дайте заключение о возможности использования воды.

Ответ

Не соответствует норме: Коли индекс 2 (в норме отсутствует),Остаточный хлор 0,7 (норма 0,3-0,5).Соответствует норме: Микробное число 50(норма 50), Запах 1(норма 2)

Вода не пригодна для питья, т.к имеются кишечные палочки, хлорный запах и наличие большого количества остаточного хлора. Можно использовать в других бытовых средах(стирка, уборка, мытье рук и т.д) Методы улучшения качества: фильтрация, отстаивание, кипячение.

Ситуационная задача № 5.

Провизор Иванова А.Н. проходит амбулаторно-поликлиническое лечение по поводу гипертонической болезни.

Какую диету можно рекомендовать провизору с данным заболеванием? Опишите назначение и характерные особенности диеты, режим питания больной в соответствии с данным диетическим столом. Опишите основные требования диеты (рекомендуемые и нежелательные продукты, подлежащие ограничению или исключению, способы приготовления пищи).

Ответ

Диета №7

Ограничение жидкости до 1 л, белков и поваренной соли (3-6 г на руки больному); исключение крепкого чая, кофе, экстрактивных веществ. Рекомендуется мясо и рыба только в отваренном виде, увеличение содержания калия в пище (курага, картофель)

Щажение почек и мочевыводящих путей, уменьшение гипертензии и отеков, улучшение выведения азотистых и других шлаков, калорийность 2500-3000 ккал Режим питания: 4-5 раз в день

Ситуационная задача № 6.

При выборе места для психиатрического стационара на 100 коек были предложены 2 варианта:

1) участок в промышленной зоне города, площадью 4 га, с расстоянием до жилых домов поселка 120 м;

2) озеленённый участок в санитарно-защитной зоне города, размером 2 га, с расстоянием до жилой застройки 70 м.

Ваше обоснованное заключение по размещению больницы: соответствует ли нормативам площадь земельного участка планируемого стационара, требования к его размещению, где следует разместить данное ЛПУ.

Ответ:

Площадь земельного участка на 1 койку составляет 300 м2 (0,03га) (соответствует только для 1 варианта). Стационары психиатрического профиля располагают на расстоянии не менее 100 метров от территории жилой застройки (соответствует только для 1 варианта) Стационары указанного профиля на 1000 и более коек желательно размещать в пригородной или зеленой зонах(соответствует для 1 и 2) На участке ЛПО не должны располагаться здания организаций, функционально не связанных с ней. На территории ЛПО или в непосредственной близости от нее целесообразно предусматривать гостиницы или пансионаты для проживания пациентов, прибывших на амбулаторное обследование и/или сопровождающих лиц. Лучше всего разместить в промышленной зоне города, площадью 4 га, с расстоянием до жилых домов поселка 120 м

Ситуационная задача № 7.

Участок городской больницы на 400 коек равен 4 га, из них 20% заняты различными строениями, 45% - зелеными насаждениями и 25% площади занимает хозяйственная зона.

Соответствует ли это гигиеническим нормативам?

Ответ:

Площадь земельного участка на 1 койку=100 м2(в норме 150 м2). Плотность застройки участка больницы 20% (в норме должна быть в пределах 12-15%).Площадь зеленых насаждений и газонов 45% (в норме должна составлять не менее 50 % общей площади участка стационара). Участок городской больницы не соответствует ни одним из гигиенически нормативов.

Ситуационная задача № 8.

После ужина в городском кафе заболело 10 человек. Сами пострадавшие связывали свое заболевание с пищей и скорее всего с салатом «Оливье», который показался им несвежим. Через 9-13 ч у заболевших температура тела повысилась до 37,5-37,8°С, появились ощущение дискомфорта в желудке и ломота в теле, затем присоединились тошнота, рвота и мучительный понос. Заболевшие вынуждены были прибегнуть к медицинской помощи, вызвав скорую помощь, которая доставила их в приемный покой городской больницы, где они и были госпитализированы. После промывания желудка было назначено медикаментозное лечение, а промывные воды, рвотные, каловые массы были отправлены в лабораторию. Из всех материалов был высеян микроб рода протей. Аналогичная флора была высеяна из смывов со столов и приборов кафе.

Какое пищевое отравление можно заподозрить на основании клинических и анамнестических данных? Перечислите признаки, характерные для такого диагноза. Укажите конкретные меры профилактики данного вида пищевого отравления.

Ответ:

Микробный или бактериальный тип отравления, вызванный Бактериями рода В. Proteus. Признаки: повышение температура тела до 37,5-37,8°С, ощущение дискомфорта в желудке и ломота в теле, затем присоединились тошнота, рвота и мучительный понос. Профилактика: Протейные пищевые отравления свидетельствуют о грубом нарушении санитарно-гигиенического режима содержания помещений. Чаще всего заболевания связаны с употреблением изделий из мяса и рыбы: различные салаты, паштеты. Для протея не характерны молочные изделия. Протей не изменяет органолептику продуктов.

Ситуационная задача № 9.

Туристы приготовили на ужин 3 тушки тунца, приобретенных случайно у местных рыбаков. Первые признаки отравления появились в 22 часа и проявлялись ознобом, слабостью, головной болью, головокружением, затрудненным дыханием, «туманом» перед глазами (у одного человека), сухостью и горечью во рту, выраженной гиперемией лица, снижением артериального давления. Температура тела у всех была 36,3-36,5оС. Двое из троих около 24 часов потеряли сознание. После промывания желудка врачом состояние пострадавших улучшилось.

Поставьте предположительный диагноз. С пищевым отравлением какой этиологии необходимо было провести дифференциальную диагностику? Каков механизм развития описанных симптомов? Перечислите основные подходы к профилактике пищевых отравлений.

Ответ:

1.Ботулизм. Микробной этиологии.

2.К ранним симптомам заболевания относят постепенно развивающиеся явления офтальмоплегии в результате поражения внутренних и наружных мышц глаза. Больные отмечают прежде всего расстройства зрения: двоение предметов, нечеткое видение ("сетка", "туман" перед глазами). В дальнейшем в результате паралича мышц мягкого нёба, гортани, глотки развивается нарушение акта глотания, жевания, расстройство речи, вплоть до полной афонии. Нарастают слабость, головокружение, головная боль. Со стороны желудочно-кишечного тракта характерно нарушение двигательной функции кишечника - появление стойких запоров и метеоризма, что обусловлено парезом мышц желудка и кишечника. Отмечается также стойкое снижение слюноотделения, сухость во рту, охриплый голос. Весьма характерным признаком при ботулизме является несоответствие температуры тела частоте пульса: при нормальной или даже пониженной температуре пульс, как правило, резко учащен. Летальность при ботулизме может достигать 60-70 %. Смерть обычно наступает в результате паралича дыхательного центра. Раннее применение поливалентной противобо-тулинической сыворотки резко снижает летальность

3.Профилактика ботулизма включает следующие мероприятия:

- быстрая переработка сырья и своевременное удаление внутренностей (особенно у рыб);

- широкое применение охлаждения и замораживания сырья и пищевых продуктов;

- соблюдение режимов стерилизации консервов;

- запрещение реализации без лабораторного анализа консервов с признаками бомбажа или повышенным уровнем брака (более 2 %) - хлопающими концами банок, деформациями корпуса, подтеками и др.;

- санитарная пропаганда среди населения опасности домашнего консервирования, особенно герметически укупоренных консервов из грибов, мяса и рыбы.

Ситуационная задача № 10.

В цехе по производству анилиновых красителей фирмы «Горизонт» используются в качестве сырья и образуются в виде полупродуктов синтеза такие химические соединения, как фенол, хлорфенолы, фталевый ангидрид, аминофенолы. Аппаратчики производства получают лечебно-профилактическое питание в виде 0,5 л молока ежедневно.

Риск нарушения функциональных возможностей каких органов возможен при контакте с данными соединениями? Правильно ли в данном случае выбрана форма ЛПП? Если нет, то, почему и каким рационом ЛПП следует обеспечить рабочих цеха? Каковы характерные особенности этого рациона (необходимые продукты, механизм их лечебно-профилактического действия)?

Ответ:

Выбрано правильно

Рацион № 4 для работающих в условиях воздействия амино- и нитросоединений бензола, фенола, хлорированных углеводородов, азокрасителей, соединений мышьяка, ртути, теллура, стеклопластиков. Калорийность рациона 1428 ккал. Он содержит 65 г белков, 45 г жиров, 181 г углеводов, 150 мг витамина С, 4 мг витамина В1 – на работах с соединениями мышьяка, ртути и теллура. Рацион защищает печень и органы кроветворения от тропных к ним соединений за счет повышения содержания липотропных веществ и снижения жиров. Рекомендованы: молоко, творог, сыр, растительное масло, сладкие фрукты, овощи, обильное питье. Исключаются животные жиры, жареные блюда, мясные, рыбные и грибные бульоны. Режим питания трехразовый.

Риск: функциональные нарушения центральной нервной системы, секреторно-моторной деятельности желудка, начальные явления хронического токсического гепатита.

Ситуационная задача № 11.

Для санации воздуха вестибюля ЛПУ объемом 450 куб. м необходимо оборудовать его установкой с лампами БУВ-30. Санация воздуха будет проводиться в присутствии людей.

Рассчитайте необходимое количество ламп БУВ-30. Укажите где и как они должны быть размещены, каков оптимальный режим облучения помещений.

Ответ:

Так как для санации 1м3воздуха необходимо 0,75 –1 Вт (мощность бактерицидного действия ламп БУВ зависит от мощности, потребляемой лампой из сети, и для достижения необходимого эффекта обеззараживания воздуха необходимо, чтобы на 1м3воздуха приходилось 0,75-1 Вт мощности). Для санации воздуха указанного помещения необходимо создать установку общей мощностью 337,5 - 450 Вт.

 1. Общая мощность установки:

а) минимальная - 0,75 Вт/куб. м х 450 куб. м =337,5 Вт;

б) максимальная - 1,0 Вт/куб. м х 450 куб. м =450Вт.

2. Количество ламп:

а) 337,5Вт: 30 Вт = 11,25т.е. минимально необходимо 11 ламп;

б) 450 Вт: 30 Вт = 15 ламп.

Для санации воздуха помещения необходимо 11-15 ламп БУВ-30.

В присутствии людей помещение санируют излучением из верхней зоны помещений, экранированными снизу лампами БУВ. Их размещают по всему помещению не ниже 2,5 м от пола в местах наиболее интенсивных конвекционных токов воздуха (над отопительными приборами, дверью, например).

 

Ситуационная задача № 12.

Мальчик 7 лет прошел медицинское и психофизиологическое обследование на предмет определения готовности к школе. Ребенок имеет следующие соматометрические показатели: рост – 116 см, число постоянных зубов – 10, морфологических дефектов не выявлено. Оценка оссификации костей кисти и предплечья показала наличие ядер окостенения всех костей запястья (кроме гороховидной). Степень развития вторичных половых признаков – F0P0A0. В течение последнего календарного года 4 раза болел ОРЗ, имеет миопию слабой степени.

Оцените физическое развитие мальчика.  Определите биологический возраст и группу здоровья ребенка.

Ответ:

Физическое развитие соответствует норме для 7 летнего мальчика: рост – 116 см, число постоянных зубов – 10,наличие ядер окостенения всех костей запястья (кроме гороховидной), степень развития вторичных половых признаков – F0P0A0. Биологический возраст 7 лет. 2 группа здоровья(имеется функциональное отклонение и болеет 4 раза в год)

Ситуационная задача № 13.

Иванов А.Н. родился в январе1990 г. Во время профилактического медицинского осмотра в декабре 2006 г. Установлено: рост 168 см., масса тела 54 кг. Предъявляет жалобы на повышенную утомляемость, раздражительность, боли в эпигастрии, ухудшение зрения. Объективно: кожные покровы бледные, ангулярный стоматит, пятнистость эмали зубов. Развитие вторичных половых признаков Ах2Р2.

АД 130/80 мм.рт.ст., ЧСС – 86 ударов в мин. В анамнезе – хронический бронхит (на момент обследования в стадии обострения), боковое искривление позвоночника второй степени. Подросток учится в 11 классе общеобразовательной школы. Учебная нагрузка по степени трудности предметов распределена равномерно в течение недели. Подросток сидит в ряду у наружной стены за партой № 4.Занимается на подготовительных курсах вуза. Педагогическая характеристика. Юноша вспыльчив, импульсивен, не организован, часто конфликтует с учащимися. Курит с 14 лет. Двигательная активность ограничена занятиями физкультурой в школе.

Оцените физическое развитие подростка и уровень его биологического развития.

Определите группу здоровья. Перечислите факторы риска для здоровья юноши. Дайте рекомендации по улучшению среды обитания и состояния здоровья.

Ответ:

Физическое развитие соответствует биологическому развитию 16 лет. 2 группа здоровья. Факторы риска: боли в эпигастрии, раздражительность, импульсивность, ангулярный стоматит, хронический бронхит, искривление позвоночника второй степени, курение. Рекомендации: бросить курить, чаще заниматься спортом, организовать распорядок дня.

Ситуационная задача № 14.

В учебном классе занимается 25 учеников в возрасте 7 лет. Рост 6 учащихся 112–114 см, 17 учеников 115–129 см и двоих – 136 см. Класс оборудован 13 двухместными партами №2 с маркировкой фиолетового цвета. Парты расположены в 3 ряда. Расстояние от первого ряда парт до наружной стены 0,3 м, между рядами – 0,5 м, от первой парты центрального ряда до доски – 1,4 м. В классе имеется доска темно-зеленого цвета, оборудованная лотком для задержания меловой пыли и хранения мела, высота ее подвеса 1,0 м.

Дайте гигиеническую оценку оборудования и рассаживания школьников в учебном классе. Представьте рекомендации по размещению мебели в классе.

Ответ:

Заключение.

При гигиенической оценке оборудования и рассаживания школьников в учебном классе выявлены следующие недостатки:

1) учебный класс оборудован мебелью без учета антропометрических данных учащихся: предусмотрена мебель одной ростовой группы № 2 с маркировкой фиолетового цвета, а для обеспечения учащихся, занимающих-ся в классе, необходима мебель 3-х ростовых групп 112-114 см - (№1, оранжевая) – 3 парты, 115-129 см (№2, фиолетовая) – 9 парт и желтая (№3, 136 см) - 1 парта;

2) не соблюдаются должные расстояния при расстановке парт в классе: расстояние от первого ряда парт до наружной стены 0,3 м (должное 0,5-0,7 м), между рядами - 0,5 м (должное не менее 0,6 м), от первой парты центрального ряда до доски - 1,4 м (должное не менее 1,6 м).

3) не соблюдается высота подвеса доски - 1,0 м (в норме 80-90 см);

Рекомендации.

1. Оборудовать учебный класс мебелью соответствующего размера, заменив 4 парты № 2 (фиолетовой маркировки) на 3 - №1 (оранжевой) и 1 - №3 (желтой).

2. Рационально расставить оборудование, так, чтобы расстояние от первого ряда парт до наружной стены было не менее 0,5 м, между рядами - не менее 0,6м, от первой парты центрального ряда до доски – не менее1,6 м.

3. Сместить высоту подвеса доски на уровне 0,7 м от пола до ее нижнего края.

 

Ситуационная задача № 15

В классе занимается 22 ученика возрасте 8 лет. Класс оборудован партами, расположенными в три ряда. Учеников, сидящих в 1-м и 3-м рядах, 1 раз в год меняют местами. Рабочая поверхность парт имеет матовое покрытие голубого цвета. Все парты имеют маркировку в виде круга желтого цвета. За партами с высотой сиденья 290 мм и дифференцией 210 мм сидят учащиеся ростом 127-130 мм, а с высотой сиденья 330 мм и дифференцией 230 мм – школьники ростом 135-140 см. Расстояние от светонесущей стены до парт 0,4 м, между рядами парт – 0,9 м, от парт до внутренней стены – 0,1 м, от первых парт до доски – 2,5 м, от последних до задней стены – 0,2 м. Доска темно-коричневого цвета с высотой подвеса 90 см.

Дайте гигиеническую оценку оборудования и рассаживания школьников в учебном классе. Представьте рекомендации по размещению мебели в классе.

Ответ:

Заключение.

При гигиенической оценке оборудования и рассаживания школьников в учебном классе выявлены следующие недостатки:

Не соблюдаются должные расстояния при расстановке парт в классе: расстояние от первого ряда парт до наружной стены 0,4 м (должное 0,5-0,7 м), между рядами - 0,9 м (должное 0,6 м), от последних столов до стены противоположной классной доске 0,2 м (должное 70 см), между рядами столов и внутренней продольной стеной 0,1 м (в норме 50-70 см).

Рекомендации.

Рационально расставить оборудование, так, чтобы расстояние от  ряда парт до наружной стены было не менее 0,5 м, между рядами - 0,6м, между рядами столов и внутренней продольной стеной- 0,5-0,7м, от последних столов до стены противоположной классной доске- 0,7 м

Ситуационная задача № 16.

B одном из цехов завода эквивалентный уровень шума на постоянных рабочих местах достигает 100 дБА. Неблагоприятными факторами так же являются повышенная температура воздуха, повышенное содержание в воздухе окиси углерода и сернистого газа. Содержание пыли в воздухе составляет 30 мг/м3, из них – 50% пыль стеклянных строительных материалов.

Дайте гигиеническую оценку физическим факторам и пыли, предложите мероприятия по их оптимизации. Перечислите возможные профессиональные заболевания у длительно работающих в данных условиях и необходимые мероприятия лечебно-профилактического характера.

Ответ:

Уровень физических факторов и содержание пыли не соответствует гигиеническим требованиям, превышен эквивалентный уровень шума (норма 76 дБ)

Необходимо провести мероприятия по борьбе с шумом, запыленностью (технологические, санитарно-технические, планировочные, организационные

B предупреждении пылевых заболеваний важное значение имеют: 1. меры законодательного характера; 2. борьба с образованием и распространением пыли: 3. меры индивидуальной профилактики; 4. биологические меры профилактики.

Борьба с неблагоприятным влиянием производственного шума проводится в направлениях:

- изменения технологии и снижения шумности оборудования; - применение средств и методов коллективной защиты (строительно-акустические, планировочные и др.); - предупреждение распространения шума в помещениях путем изоляции источников его образования или наиболее шумных узлов в них; - поглощение шума (отделка помещений пористыми материалами и др.); - использование средств индивидуальной защиты работающих в случаях, когда не удается снизить уровни шума на рабочем месте (противошумы, беруши и др.); - мероприятия организационного характера (режим труда и отдыха, лечебно-планировочные); - разработка гигиенических нормативов; - предварительные при приеме на работу и периодические медицинские осмотры трудящихся в соответствии с приказом МЗ РБ № 10.

Раздражает слизистые оболочки глаз и преимущественно верхние дыхательные пути. Может поражать и легкие. SO2 оказывает и общее действие, нарушая обменные и ферментативные процессы.

Характеризуется объективными расстройствами (головная боль, тошнота, слабость), наличием гипотонии. Отравление. Снижение слуха.

Ситуационная задача № 17.

На машиностроительном заводе в цехе сборки проводятся сварочные работы. При изучении условий труда установлено, что в воздухе на рабочем месте сварщика определяются окислы марганца в количестве 0,7 мг/м3 (марганец входит в состав сварочных электродов и флюсов).

Какие изменения могут наблюдаться в связи с этим у электросварщиков при длительной работе? Какие Вы знаете виды проявления действия ядов на организм, к какому из них Вы отнесете марганец? Что такое кумуляция, каким видом кумуляции обладает марганец?

Ответ:

Содержание окислов марганца 0,7 мг/м3(в норме 0,3).

1. У электросварщиков, работающих марганецсодержащими электродами в закрытых емкостях и подвергающихся воздействию повышенных концентраций марганца в сочетании с окисью углерода, клиническая картина поражения нервной системы характеризуется астеническими, вегетативно-сосудистыми, а иногда и негрубыми полиневропатическими нарушениями. Степень выраженности экстрапирамидных нарушений зависит от концентрации окислов марганца в рабочей зоне. В сложном патогенезе отравлений имеет значение первичное поражение марганцем нервных клеток, сосудистой системы головного мозга - преимущественно полосатого тела.

 2.Виды проявления действия ядов: кардиотоксическое, нейротоксическое, гепатотоксическое, нефротоксическое, гастроэнтеротоксическое, гематотоксическое, пульмотоксическое. Марганец (нейротоксическое и пульмотоксическое)

3.Кумуляция-накопление в организме пестицидов, в результате их неполной детоксикации и вывода, или усиления эффекта их действия. Виды: материальная и функциональная. Марганец(материальная)

Ситуационная задача № 18.

Врач-лаборант имеет стационарное рабочее место. Рабочая поза – сидя. Работа в 1 смену. Максимальная масса перемещаемого груза – 3 кг. Число движений за час – 210. Длительность сосредоточенного наблюдения – 40%. Частота пульса – 92 уд. в мин. Увеличение частоты сердечных сокращений на 3–5 уд/мин.

Определить степень тяжести и напряженности труда. Какие используются критерии гигиенической оценки выполняемой работы? Дать рекомендации по правильной организации труда.

Ответ:

1.Степень тяжести и напряженности труда-1

2.Максимальная масса перемещаемого груза – 3 кг. (1 степень)

Число движений за час – 210. (1 степень)

Длительность сосредоточенного наблюдения – 40%. (2 степень)

Частота пульса – 92 уд. в мин. (1 степень)

Увеличение частоты сердечных сокращений на 3–5 уд/мин.(2 степень)

3.Рекомендации:

Соблюдение правил по охране труда в лабораториях является обязательным для предотвращения неблагоприятного воздействия вредных и опасных для здоровья специалистов факторов производственной среды, снижению риска профессиональных заболеваний и отравлений, связанных с особенностями работы в лабораториях. Профилактика профессиональных заболеваний, отравлений и производственного травматизма в лабораториях ООМД осуществляется за счет рационального рабочего места и оборудования; высокого уровня инженерного обеспечения производственных и вспомогательных помещений; оптимальным размещением помещений. Для проведения пробоподготовки с использованием аналитических автоклавов и реакторов должны быть предусмотрены отдельные помещения. Особое внимание уделяется соблюдению правил безопасности при работе. В зависимости от профиля в лаборатории должны находиться достаточное количество масок, респираторов, противогазов, дегазаторов ядовитых веществ, огнетушителей. Все помещения должны иметь приточно-вытяжную вентиляцию

 

Ситуационная задача № 19.

Для санации воздуха одного из помещений ЛПУ объемом 180 куб. м необходимо оборудовать его установкой с лампами БУВ-15. Санация воздуха будет проводиться в присутствии людей.

Рассчитайте необходимое количество ламп БУВ-15. Укажите где и как они должны быть размещены, каков оптимальный режим облучения помещений.

Ответ:

Так как для санации 1м3воздуха необходимо 0,75 –1 Вт (мощность бактерицидного действия ламп БУВ зависит от мощности, потребляемой лампой из сети, и для достижения необходимого эффекта обеззараживания воздуха необходимо, чтобы на 1м3воздуха приходилось 0,75-1 Вт мощности). Для санации воздуха указанного помещения необходимо создать установку общей мощностью 135-180 Вт.

 1)180 м3· 0,75 Вт/м3= 135 Вт

 2)180 м3 · 1,0 Вт/м3= 180 Вт

Для этого необходимо 9-12 ламп БУВ – 15, так как мощность одной такой лампы = 15 Вт.

 1)135 Вт: 15 Вт = 9 ламп.

 2)180 Вт: 15 Вт = 12 ламп.

Размещение.В присутствии людей помещение санируют излучением из верхней зоны помещений, экранированными снизу лампами БУВ. Их размещают по всему помещению не ниже 2,5 м от пола в местах наиболее интенсивных конвекционных токов воздуха (над отопительными приборами, дверью, например).

Ситуационная задача № 20.

При санитарном обследовании школы возникла необходимость измерения уровня шума в учебных аудиториях.

Какие приборы необходимы для этого? Какие уровни звукового давления будут измеряться? Приведите ПДУ шума для учебных аудиторий.

Ответ:

1.ВШВ-003, ИШВ, Роботрон 002.

2.Измеряется общий уровень в дБ А и уровень звукового давления в дБ в октавных полосах со среднегеометрическими частотами в диапазоне 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000; 8000 Гц.

3.ПДУ для учебных аудиторий – 50 дБ А.

 

Ситуационная задача № 21.

Женщина 46 лет с массой тела 69 кг, длина тела 1,62 м.

Найдите ИМТ. Является ли данная масса оптимальной? Рассчитайте, какова должна быть энергетическая ценность ее суточного рациона, если она работает кассиром.

Ответ

ИМТ= М/р2(м)= 69/1,62×1,62=69/2,62=26,3

Масса является не оптимальной, т.к. индекс не соответствует нормальной массе (20-24,9)

Относится к 2 группе интенсивности труда КФА = 1,6.

Возрастная группа 3,т.е. 40-59 лет. Основной обмен соответствует 1160 ккал. Рассчитываем величину суточных энерготрат. 1160 х 1,6 = 1856 (ккал)

Ситуационная задача № 22.

Вам необходимо проконтролировать составленное расписание для учеников 4 класса средней школы.

Какое место в расписании уроков для младших школьников занимают основные предметы? После какого урока отмечается значительное снижение работоспособности у младших школьников? Что такое таблица Сивкова и как она используется при составлении расписания учебных занятий?

Ответ:

Самая большая умственная работоспособность приходится на четверг.В связи этим распределение учебной нагрузки должно строиться таким образом, чтобы наибольший объем приходился на вторник и четверг. На эти дни в расписание должны включаться либо наиболее трудные предметы, либо средние и легкие, но в большем количестве, чем в остальные дни недели. Биоритмологический оптимум умственной работоспособности у детей школьного возраста приходится на интервал 10-12 часов. В эти часы отмечается наибольшая эффективность усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. Поэтому в расписании уроков для младших школьников основные предметы должны проводиться на 2-3 уроках. После 3 урока отмечается снижение работоспособности.

 

При составлении расписания уроков рекомендуем пользоваться таблицей И.Г. Сивкова (1975 г.), в которо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 695; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.145 с.)