Системы (типы) строительства лпо 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системы (типы) строительства лпо



При выборе участка ЛПО необходимо учитывать систему строительства. Что касается крупных многопрофильных больниц, рассчитанных на 1000 коек и более, то сегодня такая гигантомания критикуется в плане дорогого строительства, больших сроков строительства (в результате к моменту пуска в эксплуатацию проект «устаревает»), громоздкое учреждение оказывается плохо управляемым (в результате снижается уровень профессиональной ответственности, дисциплина), а также проблемы связанные с распространением внутрибольничных инфекций, с авариями системы водоснабжения, канализации, электроснабжения и др. В связи с этим мощность стационаров в настоящее время ограничивается до нескольких сотен коек (500 - 600) однако центральные научно-исследовательские комплексы могут быть любого масштаба при условии внедрения адекватных схем управления.

В больницах, построенных по децентрализованной системе, отделения расположены в отдельно стоящих малоэтажных (1-3 этажа) зданиях. При этом в каждом здании, как правило, размещаются отделения однопрофильные для больных, а в отдельных зданиях - поликлиника, физиотерапевтическое отделение, административные, хозяйственные и другие службы, без связывающих их переходов.

Каждый лечебный корпус при этом представляет собой комплекс помещений для всестороннего лечения, который надежно можно изолировать в случае осложнения эпидемической ситуации. Долгое время децентрализованной системе справедливо отдавалось предпочтение при строительстве инфекционных, детских, психиатрических больниц, да и многие соматические стационары строились по этой системе. При этом обеспечивалось достаточно эффективное разобщение различных групп больных страдающих различными инфекционными заболеваниями, детей разного возраста и с разной патологией и т.д. Малая этажность корпусов оказывала положительное влияние на создаваемый лечебно-охранительный режим (возможность частого пользования участком для прогулок, небольшое число посетителей, тишина и покой из-за отсутствия таких технических сооружений, как лифтовые шахты и т.д.).

Однако децентрализованная больница требует для своего размещения участков значительной площади, что мало приемлемо в городской застройке и возможно лишь в пригородной зоне. Это и практикуется в настоящее время для строительства туберкулезных, психиатрических стационаров, реабилитационных и других центров, где отмечаются продолжительные сроки лечения и реализуется потребность широкого использования в лечебных целях природных факторов.

Несмотря на перечисленные достоинства больших перспектив децентрализованная система строительства больниц не имеет. Существенными недостатками этой системы являются: необходимость дублирования, дробление по корпусам лечебно-диагностических служб (с непременными потерями в качестве), проблемы транспортировки пищи из центрального пищеблока, удорожание благоустройства и подземных коммуникаций.

Наряду с децентрализованным типом застройки применима и централизованная система строительства больниц, при которой в одном многоэтажном корпусе создаются все лечебные отделения. Доказано, что в таких больницах рациональнее используется коечный фонд, врачебные кадры, медицинская техника, эффективнее и шире применяются современные методы диагностики и лечения. Здесь имеется возможность максимального централизованного использования специализированных лечебно-диагностических и вспомогательных отделений: рентгенодиагностики, клинических лабораторий, отделений функциональной диагностики, а также операционных, родильных и анестезиологических, отделений интенсивной терапии и др. Такие больницы легче подключить к внешним коммуникациям, обеспечить бесперебойным теплом, эффективной центральной стерилизацией материалов и инструментария, дезинфекцией постелей и др. При этом значительно сокращается протяженность транспортных путей и экономические затраты.

Однако и эта система имеет целый ряд серьезных недостатков: концентрация большого числа ослабленных больных людей и персонала на ограниченной территории многоэтажного здания; трудности в организации и поддержании лечебно-охранительного и санитарно-противоэпидемического режимов; шумовое загрязнение больничной среды, ухудшаются показатели микроклимата помещений; опасность распространения микрофлоры по всему зданию из-за активного перемещения воздушных потоков по этажам.

В настоящее время чаще используют централизованную блочную систему, при которой больница состоит из ряда корпусов (терапевтического, хирургического и др.), сблокированных в одно целое. В этом случае лучше применяются положительные стороны централизованной системы возведения. При помощи подземных, наземных или этажных переходов на каталках перевозят больных, передвижную лечебно-диагностическую аппаратуру и разные грузы, что дает возможность более эффективно использовать возможности лечебного учреждения.

Важным элементом архитектурной композиции при использовании централизованно-блочной системы является корпус – лечебно-диагностический блок, к которому присоединяются стационар и амбулатория. Подобный вариант, создает как централизацию медицинских процессов, так и применения техники и реализацию принципа изоляции отдельных лечебных отделений. Централизованно-блочная система дает возможность объединить функционально однородные подразделения и организовать соответствующие комплексы (операционный, стерилизационный, рентгенодиагностический, лабораторный и др.). Большинство современных крупных больниц размещены в специально построенных комплексах. Предшествующий опыт эксплуатации многопрофильных многокоечных больниц показал, что наиболее целесообразной системой строительства медицинских учреждений является централизованно-блочная. Такая система предусматривает четкое функциональное разделение нескольких соединенных между собой блоков - многоэтажных палатных, манипуляционно-диагностических и служебных помещений.

Недостатки децентрализованной и централизованной систем в существенной мере устраняются при смешанной застройке территории больницы. При этом типе строительства основные соматические отделения больницы, не требующие строгой изоляции и соблюдения особо санитарно-противоэпидемического режима, размещаются в главном (4-5-6-этажном) корпусе, где имеются централизованные, хорошо оборудованные, современные лечебно-диагностические отделения (рентген, УЗИ, физиотерапия, лаборатории, аптека, приемное отделение и др.). Отделения, в которых необходимо соблюдать особые требования к приему и выписке больных (родильное, детское, инфекционное и др.), следует размещать в отдельных небольших корпусах с изолированной территорией.

Поликлиника, административно-хозяйственные помещения также располагаются в отдельно стоящих зданиях. Смешанная система застройки широко используется в районных, межрайонных, ведомственных ЛПО в связи с экономической и санитарно-гигиенической обоснованностью, т.к. необходимо оказывать все виды помощи в одном месте, в отличие от городских специализированных структур здравоохранения (роддома, инфекционные, психиатрические больницы и др.). Более того, ЛПО, построенные по централизованной системе, всегда имеют признаки (элементы) системы смешанной, имея в своем составе отдельно стоящие здания различного назначения (патологоанатомическое отделение, прачечная, мастерские, хозяйственные службы и др.).

Современные планировочные решения генпланов больниц, как вновь строящихся, так и реконструируемых, могут отличаться от описанных выше схем, могут использовать комбинации фрагментов разных систем застройки с целью объединения их достоинств и устранения недостатков.

Площади земельных участков стационаров и отдельно стоящих амбулаторно- поликлинических организаций должны определяться в соответствии с требованиями градостроительных нормативных документов. Рекомендуемые площади земельного участка стационара в зависимости от коечной емкости представлены в таблице (таблица 1).

 

Таблица 1 Площадь земельного участка ЛПО на 1 койку

Коечная емкость стационара 50-149 150-299 300-499 500-799 800-999 1000
Площадь земельного участка на 1 койку в м² 300 200 150 100 80 60

 

Рекомендуемый размер земельного участка поликлиники рассчитывается на число посещений в смену: 0,1 га на 100 посещений в смену, но не менее 0,5 га на один объект. Подстанции скорой помощи 0,2 - 0,4 га на один объект; для размещения транспорта предусматривается отапливаемая стоянка из расчета 36 кв.м на одно машиноместо. Расстояние стоянки машин скорой помощи до жилых домов предусматривается не менее 50 м.

Территория ЛПО должна быть благоустроена с учетом необходимости обеспечения лечебно-охранительного режима, озеленена, ограждена и освещена. В условиях стесненной городской застройки, а также в стационарах, не имеющих в своем составе палатных отделений восстановительного лечения и ухода, допускается уменьшение площади участка в пределах 10-15% от нормируемой, за счет сокращения доли зеленых насаждений и размеров садово- парковой зоны.

В целях предупреждения снижения естественной освещенности и инсоляции деревья высаживаются на расстоянии не ближе 15 метров, кустарники - 5 метров от светонесущих проемов зданий.

 

2. Гигиенические требования к приемным отделениям больниц, к палатной секции и палатным отделениям с позиций создания оптимальных условий пребывания больных в лечебном учреждении. Гигиенические требования к операционному блоку больницы.

Задача приемного отделения не допустить поступления пациента с признаками инфекционного заболевания в палатное отделение стационара общего профиля. С этой целью осматриваются кожные покровы, зев, измеряется температура, проводится осмотр на педикулез с отметкой в истории болезни, собирается эпидемиологический и прививочный анамнез. Состав помещений приемного отделения: вестибюль-ожидальня, регистратура и справочная, смотровая и кабинет дежурного врача, санитарный пропускник и процедурная. В случае подозрения на инфекционное заболевание пациента изолируют в диагностическую палату при приемном отделении или бокс до установки диагноза и возможного перевода в инфекционное.

В крупных многопрофильных больницах кроме перечисленных помещений проектируются: перевязочные, рентгенодиагностический кабинет, лаборатория и операционная для срочных операций, палаты на 1 и 2 койки, бокс на 1 койку, противошоковая палата, кабинеты заведующего, старшей медицинской сестры, сестры-хозяйки, буфетная, уборные для персонала и больных, санитарная комната, помещения для хранения инвентаря, предметов уборки, белья, каталок, вещей больных. Помещения для выписки больных должны быть раздельными от помещений приема и располагаться в каждом палатном корпусе смежно с вестибюлем-ожидальней.

В приемных отделениях неинфекционных стационарных учреждений для взрослых следует предусматривать смотровые Смотровая предназначена для осмотра, обследования, установления предварительного диагноза и, при необходимости, оказания экстренной медицинской помощи больным, поступающим в отделения терапевтического, хирургического и специализированного профилей. Смотровая может быть рассчитана на установку одной или нескольких кушеток. В случае подозрения на инфекционное заболевание пациента изолируют в диагностическую палату (бокс)при приемном отделении или бокс до установки диагноза и возможного перевода в инфекционное.

Приемно-карантинное отделение психиатрического стационара отличается от приемного отделения стационара общего профиля тем, что в отделении проводится взятие анализов для микробиологических исследований на дифтерию и группу кишечных инфекций. Пациент находится в приемно-карантинном отделении до получения результатов исследования.

Палатные отделения являются основным функциональным элементом больницы. В них осуществляется диагностика заболевания, лечение, наблюдение и уход за больными. Палатные отделения состоят из двух палатных секций и общих помещений между секциями (столовая с буфетом, служебные помещения, лечебные и диагностические кабинеты). Размер палатного отделения ограничен расстоянием от поста дежурной медицинской сестры до дверей самой удаленной палаты. Это расстояние не должно превышать 30 м.

Палатная секция – это изолированный комплекс палат и лечебно-вспомогательных помещений для больных с однородным заболеванием.

Состав помещений палатной секции:

Ø помещения для пребывания больных – палаты, комната дневного пребывания, застекленная веранда (в детских соматических отделениях);

Ø лечебно-вспомогательные помещения – кабинет врача, процедурная (манипуляционная), пост медицинской сестры, перевязочная;

Ø хозяйственные – буфетная, столовая, бельевая, комната сестры-хозяйки и старшей медицинской сестры, веранды;

Ø санитарные – ванная, умывальни, туалеты для больных и персонала, санитарная комната, помещения для предметов уборки;

Ø палатный коридор, лестница, лифт.

Палатные секции должны быть непроходными для других больных и посетителей. При входе в палатные секции оборудуют шлюзы. Изолированная секция обеспечивает лечебно-охранительный режим, ограничивает занос и распространение инфекций.

Операционный блок – структурное подразделение хирургического отделения, состоящее из операционных и комплекса вспомогательных помещений для проведения хирургических операций.

Операционные блоки размещают в изолированном блоке, в тупиковом выступе здания или на отдельном этаже больницы. Должны быть обеспечены удобные и кратчайшие связи с хирургическими отделениями, приемным отделением и рентгеновским кабинетом, если его нет в составе операционного блока. Операционные блоки делятся на общепрофильные и специализированные (травматологические, кардиохирургичежие, ожоговые и др.)

Операционный блок должен иметь два непроходных отделения: септическое и асептическое. При размещении операционных друг над другом септические операционные следует размещать выше асептических. Для создания условий асептики и проведения операций в операционном блоке должно осуществляться четкое зонирование:

- стерильная зона (собственно операционная);

- зона строгого режима (стерилизационная, предоперационная, наркозная, послеоперационные палаты);

- зона ограниченного режима (гипсовая, рентгенодиагностическая);

- общебольничная зона (кабинет хирурга, комната медсестер, лаборатория срочных анализов).

Входы в оперблоки для персонала должны быть организованы через санпропускники, а для больных – через шлюзы.

В оперблоках санпропускники для персонала следует проектировать каждый в составе трёх смежных помещений. Первое помещение оборудуют душем, санузлом и дозатором с раствором антисептика, где персонал снимает спецодежду, в которой работал в отделении, принимает душ и производит гигиеническую обработку рук. Во втором помещении персонал надевает чистые хирургические костюмы, разложенные в ячейках по размерам, специальную обувь, бахилы и выходит из санпропускника. После проведения операций персонал возвращается в санпропускник через третье помещение, в котором устанавливают контейнеры для сбора использованного белья.Далее персонал проходит в первое помещение, где при необходимости принимает душ, надевает спецодежду для работы в отделении и выходит из операционного блока.

Потоки в операционном блоке должны быть разделены на:

- «стерильный» – проход хирургов, операционных сестёр;

- «чистый» – для доставки больного, прохода анестезиологов, младшего и технического персонала, чистого белья, медикаментов;

- «грязный» – для удаления отходов, использованного белья, перевязочного материала и т.д. Потоки обеспечиваются раздельными лифтами и не должны пересекаться.

 

3. Воздухообмен, микроклимат, освещение основных помещений больниц, значение, нормирование. Отопление в ЛПО. Виды. Характеристика. Гигиенические требования к тепловому режиму.

. В закрытых помещениях неблагоприятным фактором является малая и излишняя подвижность воздуха. Незначительная подвижность воздуха особенно нежелательна для помещений, в воздухе которых скапливаются не только продукты метаболизма человека, но и патогенные микроорганизмы, а также химические вещества, выделяющиеся из медикаментов. Движущийся воздух способствует теплоотдаче организма путем конвекции и потоотделения, так как смещаются наиболее нагретые и увлажненные слои воздуха, которые прилегают к телу. Однако чрезмерная подвижность воздуха в помещениях больниц может приводить к избыточным теплопотерям организма, напряжению его механизмов терморегуляции, а в некоторых случаях к переохлаждению. Оптимальные скорости движения воздуха в палате дифференцируются по сезонам года: зимой при закрытом режиме помещений оптимальная подвижность воздуха 0,15 м/с, летом при открытом режиме помещений допустимо повышение скорости движения воздуха до 0,25 м/с.

Микроклимат больниц должен обеспечивать условия теплового комфорта для больных. Особые микроклиматические условия желательны в операционных, палатах для новорожденных, для больных с аллергической реакцией. В этих помещениях целесообразно кондиционирование воздуха, оборудование лучистого отопления. Температура воздуха в палатах для взрослых, лечебных кабинетах, столовых 20°, палатах для детей 22—25°, операционных и родильных 25°.

Достаточность естественного освещения - необходимое условие как для выполнения лечебно-диагностического процесса медицинским персоналом, так и для создания благоприятных условий пребывания больных при госпитализации. КЕО - это отношение горизонтальной освещенности внутри помещения к освещенности вне здания (с защитой от прямых солнечных лучей), выраженное в процентах. Ориентировочно о достаточности естественного освещения можно судить по показателям светового коэффициента, угла падения и угла отверстия.

Искусственное освещение в больницах может быть общее, местное и комбинированное. Для искусственного освещения могут применяться как люминесцентные лампы, так и лампы накаливания. Для предупреждения нарушений аккомодации зрения при организации общего освещения не следует смешивать свет от ламп накаливания с белым светом люминесцентных ламп. Другие смешения света, например теплый спектр люминесцентных ламп общего освещения со светом от ламп накаливания в светильниках местного освещения, являются вполне приемлемыми. Светильники общего освещения помещения, размещаемые на потолках, должны быть со сплошным (закрытым) рассеивателем.

Отопительные системы и установки направлены на создание искусственного климата в помещениях и служат для поддержания в холодный период года оптимальной температуры воздуха. При этом отопление должно быть регулируемым, не загрязняющим помещения газами, пылью и продуктами ее разложения на нагретых поверхностях. При определении оптимальных метеорологических условий в помещении учитываются способность человеческого организма к акклиматизации в разное время года, интенсивность производимой работы и характер тепловыделений в рабочем помещениях. Системы отопления представляют собой комплекс оборудования, необходимого для обогрева помещений, основными элементами которого являются источники тепла, теплопроводы, нагревательные приборы. Передача тепла осуществляется с по-мощью теплоносителей — нагретой воды, пара или воздуха.
Различают местные и центральные системы отопления.

В помещениях ЛПУ следует применять водяное отопление. В качестве тепло­носителя не допускается применение других жидкостей и растворов. Предельную температуру воды в системах отопления принимают равной:

• 85 °С — в палатных отделениях, отделениях реанимации, интенсивной тера­пии, родильных домах и диспансерах со стационаром;

• 95 °С — в остальных помещениях ЛПУ, палатах психиатрических и наркологи­ческих отделений.

Отопительные приборы должны иметь гладкую поверхность, допускающую легкую очистку, устойчивую к ежедневному воздействию моющих и дезинфици­рующих растворов.Такие приборы устанавливают в операционных, наркозных, родовых, манипуляционных — туалетных для новорожденных, палатах для недоношенных детей и т.д.

Отопительные приборы размещают у наружных стен помещения под окнами без ограждений. У внутренних не допускается.

В помещениях палат и лечебных, диагностических, профилактических каби­нетов применяют трубчатые и панельные радиаторы без оребрения. При этом до­пускается применение радиаторов других типов и конвекторов в вестибюлях, на лестничных клетках и в коридорах, кроме коридоров палатных, реанимационных, родовых отделений и отделений интенсивной терапии.

В случае если мощность системы напольного отопления недостаточна для соз­дания требуемого микроклимата, в этих помещениях целесообразно применять комбинированное отопление.

Температура на поверхности напольного отопления в зоне постоянного пребы­вания людей должна быть не выше 26 °С.

Для систем напольного и настенного отопления предусматривают систему ав­томатического регулирования температуры в отдельных помещениях.

В теплый период года помещения, перечисленные выше, для снятия избытков теплоты в рабочей зоне и снижения воздухообмена до требуемого по санитарным нормам целесообразно оснащать трубопроводами системы отопления для охлаж­дения. В качестве систем охлаждения применяют системы настенного отопления, а также потолочные системы.

В холодный период года температура воды в подающей магистрали должна быть не выше 40 °С, а температура поверхности потолка — не выше 24 °С.

В операционных помещениях различного назначения тепловой режим следует поддерживать системой кондиционирования воздуха.

4. Внутрибольничные инфекции. Виды и источники внутрибольничных инфекций. Пути передачи. Условия, способствующие распространению. Профилактика внутрибольничных инфекций. Специфические и неспеци­фические мероприятия

ВБИ – это любое клинически выраженное заболевание микробного происхождения, поражающее больного в результате госпитализации или посещения лечебного учреждения с целью лечения, а также больничный персонал в силу осуществления им деятельности, независимо от того, появятся или не появятся симптомы этого заболевания во время нахождения данных лиц в больнице. Источниками ВБИ являются больные и бактерионосители из числа больных и персонала ЛПУ.

В зависимости от путей или механизмов передачи ВБИ классифицируют следующим образом:

   1) Воздушно-капельные;

2) Водно-алиментарные;

3) Контактно-бытовые;

4) Контактно-инструментальные: (АРТИФИЦИАЛЬНЫЙ-скусственно

создаваемый в процессе диагностики и лечения путь передачи возбудителей ВБИ)

а) постинъекционные

б) постоперационные

в) послеродовые

г) посттрансфузионные

д) постэндоскопические

е) посттрансплантационные

ж) постдиализные

з) постгемосорбционные.

5)постравматические

6)прочие

Первые три группы путей передачи ВБИ называют естественными,

Клинические классификации ВБИ предполагают их разделение:

- по типу возбудителя (вызываемые облигатно-патогенными и условно-патогенными микроорганизмами);

- по длительности течения (острые, подострые, хронические);

- по степени тяжести (легкие, среднетяжелые, тяжелые формы клинического течения);

- по степени распространенности инфекции (генерализованные, локализованные).

Факторами передачи возбудителя от источника инфекции восприимчивому организму может быть контаминированный инструментарий, дыхательная и другая медицинская аппаратура, белье, постельные принадлежности, поверхности «влажных» объектов (раковины),контаминированные растворы антисептиков, антибиотиков, кровь,спецодежда, обувь, волосы, руки больных и персонала, вода, продукты питания. В больничной среде могут формироваться т. н. вторичные эпидемиологически опасные резервуары возбудителей, в которых микрофлора длительное время выживает и даже размножается. Такими резервуарами чаще всего бывают жидкости, растворы или содержащие влагу объекты – указанные выше инфузионные растворы, питьевые растворы, дистиллированная вода, кремы для рук, вода в вазах для цветов, увлажнители кондиционеров, душевые установки и т.д.

 

Профилактика

Для возникновения ВБИ необходимо наличие трех звеньев:

- источника инфекции,

- путей и факторов передачи возбудителя от больного организма здоровому

- восприимчивого организма.

 

Выдел. 2 вида

- неспецифические, направленные на устранение или санацию источника инфекции, путей и факторов передачи возбудителей;

Включает Архитектурно-планировочные мероприятия направлены на предупреждение распространения возбудителей путем дистанцирования или т.н. «черно-белого» разделения планировочных зон стационаров. По этой причине инфекционные, акушерские, детские стационары и отделения должны размещаться в отдельных зданиях. Санитарно-технические мероприятия включают рациональное устройство вентиляции. Санитарно-противоэпидемические мероприятия включают поддержание должного санитарного состояния и соблюдение противоэпидемического режима в помещениях стационара, контроль за правильностью их выполнения; выявление носителей возбудителей инфекции среди персонала, их санация, а также выявление больных и носителей среди пациентов при поступлении в стационар и во время их пребывания в отделении. Дезинфекционно-стерилизационные мероприятия направлены на уничтожение возбудителей ВБИ во внутрибольничной среде.

Дезинфекция – это уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов. Стерилизация – это уничтожение всех видов микроорганизмов, в том числе спор.

- специфические, направленные на повышение устойчивости организма пациентов и персонала к определенным возбудителям ВБИ.

Плановую профилактику или вакцинацию. Для предупреждения внутрибольничного заражения медицинского персонала проводят плановую вакцинацию против гепатита В и дифтерии.

Экстренная профилактика включает мероприятия, направленные на предотвращение развития заболевания у людей в случае их заражения. В зависимости от характера применяемых средств экстренную профилактику подразделяют на специфическую (пассивную иммунизацию- препараты направленного действия, содержащие готовые антитела или бактериофаги – антистафилококковая гипериммунная плазма и т.д.) и общую(антибиотики широкого спектра действия -пенициллины, цефалоспорины).

 

5. Гигиенические мероприятия по организации системы радиационной защиты в радиологических и рентгенологических отделениях больниц при работе с закрытыми источниками ионизирующего облучения.

При работе с ИИИ принимаются меры по обеспечению безопасности радиологических объектов, персонала и населения. Радиационная безопасность объекта включает планировочно-конструктивные меры (выбор участка, особенности внутренней планировки помещений, размещение специального оборудования, защитных устройств, конструкций); зонирование территории радиологического объекта; радиационно-гигиеническую оценку и лицензирование деятельности с ИИИ.

 


Источниками излучения в рентгенодиагностических кабинетах являются различного типа рентгеновские аппараты, а приемниками изображения - усиливающие рентгеновские экраны или усилители рентгеновского изображения (УРИ), состоящие из электронно-оптического преобразователя, телевизионной системы и фото-, кинокамеры.

 

Радиационная безопасность при работе в кабинетах общего профиля (диагностические исследования с помощью флюорографии, рентгенографии, рентгеноскопии) обеспечивается планировочными решениями, защитой временем и экранами (просвинцованные фартуки, защитные ширмы), качеством применяемых УРИ и т.д.

Уровни облучения медицинского персонала рентгенодиагностических кабинетов колеблются в широких пределах. За последние 40 лет эффективная доза снизились более чем в 30 раз и в настоящее время сопоставима с пределом дозы для населения (табл. 5.2).

За последнее время увеличилось число сложных рентгенологических исследований с участием врачей различных специальностей. К таким исследованиям следует отнести бронхоскопию, бронхографию, ирригоскопию, ангиокардиографию, катетеризацию сердца,

травматологические исследования и др. Эти процедуры наряду с рентгенологами осуществляют хирурги, анестезиологи, операционные медсестры, которые относятся к категории «персонал», группа Б.

Рентгеновские процедуры по характеру участия в них врачей могут быть условно разделены на 3 группы: хирург - пассивный наблюдатель (консультант); хирург - принимающий участие в связи с оперативным вмешательством; анестезиолог и хирург - активные члены операционной бригады.

В первом случае хирурги находятся за спиной рентгенолога у экрана аппарата (при оценке правильности сопоставления костных отломков, рентгеноскопии пищевода, желудка и др.).

Во втором случае хирург может находиться в поле прямого пучка излучения при операциях на шейке бедра, на желчных путях и пузыре. Весь остальной медицинский персонал при оперативном вмешательстве (анестезиологи, ассистенты, медсестры) размещаются за передвижной защитной ширмой.

В третьем случае анестезиолог, хирург и медсестра выполняют функциональные обязанности, обусловленные проведением этих процедур (катетеризация полостей сердца, артерий и вен с последующим введением катетеров в нужную полость).

Индивидуальные дозы облучения специалистов первой группы зависят от частоты участия в процедурах просвечивания. Так, хирурги отделений общей хирургии, легочной хирургии, травматологии и нейрохирургии получают дозу порядка 1 мЗ в/год.

При рассмотрении проблемы радиационной безопасности второй и третьей групп необходимо отметить, что применение рентгеновского излучения для контроля эффективности оперативного вмешательства или для диагностических целей непосредственно в процессе выполнения операций в основном имеет место при открытых репозициях костных отломков, переломах длинных трубчатых костей и внутрисуставных переломах с последующим остеосинтезом с помощью различных приспособлений (гвозди, пластик и др.) и операциях на желчных путях и пузыре (холангиография).

При рентгенографических исследованиях в процессе оперативного вмешательства применяются различные переносные рентгеновские аппараты. Уровни облучения анестезиологов, хирургов-травматологов, хирургов-кардиологов в настоящее время колеблются от 3 - до 8 мЗ в/год.

 

Особенно следует подчеркнуть, что при проведении сложных рентгенодиагностических исследований дозы облучения хирургов и анестезиологов могут превышать дозовые пределы для категории лиц облучения группы Б. При проведении этих исследований необходим постоянный дозиметрический контроль за облучением медицинского персонала - не рентгенологов, и нормирование числа сложных рентгенодиагностических процедур для каждого конкретного специалиста.

Уровни облучения персонала при проведении компьютерной томографии или использовании ядерно-магнитного резонанса не превышают 1 мЗ в/год.

Радиационная безопасность при внутриполостной, внутритканевой и аппликационной лучевой терапии с помощью закрытых радиоактивных источников. Активность препарата, вводимого больному, зависит от локализации и размеров поражения. Внутриполостная, внутритканевая и аппликационная терапия требует ручных манипуляций с самим препаратом (выемка из контейнера, подготовка, обвязывание марлей, стерилизация, введение препарата в полостной орган, его извлечение и т.д.).Классическая планировка отделения закрытых радионуклидов (хранилище - манипуляционная - процедурная - палата) удлиняет транспортировку препарата, что создает возможность облучения персонала. Основной опасностью при внутриполостной терапии является внешнее гамма-излучение. Активность препаратов колеблется в широких пределах. Несмотря на то что активность источников по сравнению с активностью установок лучевой терапии очень мала, дозы, получаемые персоналом, проводящим внутриполостную терапию, выше, чем у медицинского персонала, обслуживающего гамма-установки.

В настоящее время для полостной терапии стали применять методы последующего введения радиоизотопов. Больному в полость вводят фильтры без препаратов, представляющие собой трубку из металла или полимера. Фильтр фиксируется в полости. Затем в этот фильтр больному в палате с помощью специального препаратоводителя вводят радиоактивный изотоп. При введении препарата врач отделен от больного радиохирургической защитной ширмой. Таким же образом препарат извлекают. Использование защитных перчаток, комбинированных защитных экранов, дистанционных инструментов делает эту работу безопасной.

 

6. Гигиенические требования к внутренней отделке помещений ЛПУ, к инвентарю и технологическому оборудованию, к условиям труда медицинского персонала, к организации питания больных в ЛПУ. Правила личной гигиены в ЛПУ.

4.1. Для внутренней отделки помещений, воздуховодов, вентиляционных систем и фильтров используются материалы в соответствии с их функциональным назначением и разрешенные для применения в лечебных учреждениях

4.2. Поверхность стен, полов и потолков помещений должна быть гладкой, легкодоступной для влажной уборки и устойчивой при использовании моющих и дез. средств, разрешенных к применению в установленном порядке.

4.3. Стены палат, кабинетов врачей, столовых, физиотерапевтических и других лечебно-диагностических кабинетов с сухим режимом рекомендуется окрашивать силикатными красками Для окраски потолков может применяться водо-эмульсионная побелка. Полы должны обладать повышенными теплоизоляционными свойствами (паркет, деревянные полы, окрашенные масляной краской,)

В вестибюлях полы должны быть устойчивы к механическому воздействию (мрамор, мозаичные полы и т.д.).

4.4. В помещениях с влажным режимом работы и подвергающихся влажной текущей дезинфекции стены следует облицовывать влагостойкими материалами на высоту помещения. Для покрытия пола следует применять водонепроницаемые материалы.

Полы в операционных, наркозных, родовых и других аналогичных помещениях должны быть антистатические.

Покрытия пола в лечебных учреждениях не должны иметь дефектов.

4.7. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих, дезинфицирующих и медикаментозных средств.

8.1. В палатах количество больничных коек должно быть установлено в строгом соответствии с гигиеническими нормативами, но не более 4 коек. Койки в палатах следует размещать рядами параллельно стенам с окнами. Расстояние от коек до стен с окнами должно быть не менее 0,9 м. Расстояние между торцами коек в четырехкоечных палатах, а также между торцами коек и стеной в 2 - 3-коечных палатах должно быть не менее 1,2 м.

Расстояние между сторонами коек должно быть не менее 0,8 м, а в детских палатах и палатах восстановительного лечения - не менее 1,2 м.

В палатах должны быть установлены тумбочки и стулья по числу коек.

8.2. Каждое отделение должно быть оснащено средствами малой



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 554; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.186.72 (0.078 с.)