Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 3. Фонетика как уровень языка
1
Говорящие на русском языке знают, что в слове «а» один звук [a]; в слове «да» – 2 звука: [д] и [а], в слове «дам» – 3 звука [д], [а] и [м]. Мы легко можем произнести эти слова и узнать их в чужой речи. Но чтобы узнавать эти слова, говорящие должны произносить эти звуки одинаково. В сознании говорящих и слушающих должен существовать некий эталон звука, по которому происходит его идентификация. Но в то же время каждый человек в одном и том же слове произносит звуки по-своему. И не всегда одинаково: это зависит от местности, в которой он живёт, от его физического состояния, настроения…Поэтому звуки, им произнесённые, могут различаться по тону, длительности, силе, обертонам… А раз эти звуки отличаются друг от друга, значит, это разные звуки. В связи с этим различают звуки речи и звуки языка. Звук речи – это конкретный звук, произнесённый конкретным лицом в конкретном случае; членораздельный элемент произнесённой речи, образуемый с помощью речевых органов. Звук произносится одним артикуляционным усилием. Компоненты артикуляции: 1) Экскурсия (приступ). 2) Выдержка (работа). 3) Рекурсия (отступ). Звук языка – это множество звуков речи, близких друг другу в артикуляционнно-акустическом отношении, определяемых говорящими как тождество; это тип звука, существующий в языковом сознании говорящих. Следовательно, звук языка – это уже не конкретный звук, а абстракция (Прим.: сад/сады/садовод). Рассмотрим примеры: Ко[з]а и ко[з°]у. [з] и [з°] – разные звуки: один неогу́бленный, другой – огу́блённый, Коне[ц] и коне[д̑з]года – тоже разные звуки с точки зрения речи. Однако с точки зрения языка это одна языковая единица – фонема. В первом случае <з>, во втором – <ц>. Получается, что разное качество произношения эти звуки получают только в определенном фонетическом окружении. А окружение – это факт речи. В языке единицы взяты в отвлечении от конкретного использования, следовательно, они не испытывают такого влияния. Таким образом, [з] и [з°] – это звуки, представляющие одну фонему <з>, а [ц] и [д̑з] – это звуки, представляющие фонему <ц>. Сравним: дом и дым, угол и уголь. Чем отличаются слова? В первом случае – звуками [o] и [ы], во втором – звуками [л] и [л’ ]. Звуки, как мы видим, разные. А фонемы? Тоже разные, так как выполняют смыслоразличительную функцию.
Таким образом, фонема – это минимальная единица языка, как звук – минимальная единица речи, выполняющая смыслоразличительную функцию. Слова дом, ком, лом, ром, сом, том отличаются друг от друга начальными звуками [д], [к], [л], [р], [с], [т]. Эти звуки – представители разных фонем. В словах бар, бор, бур звуки [a], [o], [у] – представители фонем <а>, <о>, <у>.
Фонематические школы Фортунатов – Б. де Куртене (1881 г.) «Некоторые отделы сравнительной грамматики славянских языков». Дано определение фонемы – 2 основных признака: 1. Обобщение артикуляционно-акустических свойств звуков (основа для ЛФШ). 2. Это подвижной компонент морфемы (основа для МФШ).
Общее – понимание функций фонемы – это смыслоразличительная.
Разное – 1) сколько фонем (кол-во) 2) отношение звуков к той или иной фонеме
По ЛФШ – это единый акустико-артикуляционный тип. Это значит, что все конкретные реальные звуки речи, который обладает акустически или артикуляционно сходными признаками относительно к одной фонеме. [с а́ т] [с ᴧ ды́] [с ъ д ᴧ во́т] Мы слышим звук ≈ А, соответственно это одна фонема. Реально произносимый звук, который мы слышим в речевом потоке и который реально реализует фонему в речевом потоке по ЛФШ – оттенки фонемы. Фонема по ЛФШ – это все звуки, которые схожи и обладают одинаковой акустически-артикуляционными признаками.
МФШ. Фонема – это ряд позиционно чередующихся звуков в пределах 1 морфемы. Сильная позиция Все звуки, встречающиеся в пределах одной (и той же) морфемы, относятся к одним и тем же фонемам. Фонему определяем по тому звуку, который мы произносим в сильной позиции. [вᴧда́] берёт сильную позицию [во́ды] [сᴧды́] берёт сильную позицию [са́д] соответственно, это разные фонемы: в первой строчке <о>, во второй – <а>.
Фонемный ряд – все звуки, которые относятся к одной и той же фонеме.
Совпадение двух или нескольких фонем в определённой позиции называется нейтрализацией. Вариант фонемы – позиционно чередующиеся звуки, которые представляют 1 фонему.
[вᴧда́] – вариант <о>; [сᴧды́] –вариант <a>.
Гиперфонема – это единица языка функциональная, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, общих для нескольких фонем при отсутствии представителя этой фонемы в сильной позиции. [cᴧпо́к] <с по́г>
Набор гласных фонем МФШ – нет самостоятельной <ы>, это вариант фонемы <и>. Соответственно, в русском языке 5 гласных фонем (а по ЛФШ – 6).
Набор согласных фонем МФШ – нет самостоятельных мягких заднеязычных фонем. Есть <к> <г> <х>, а <к’ > <г’ > <х’ > – варианты их. Есть самостоятельная фонема <͞ш’ >.
Мы рассмотрели основные единицы фонетики: фонему как единицу языка и звук как единицу речи, то, с помощью чего фонема реализуется в речевом потоке. Наша речь – это цепь звуков. Цепь эта членится на отрезки: фраза – речевой такт – фонетическое слово – слог – звук. Фраза – это отрезок речи, объединённый особой интонацией и фразовым ударением и заключённый между двумя достаточно длительными паузами. Было ветрено, сыро и скверно. // Дверь в сад была открыта, // на почерневшем полу террасы высыхали лужи ночного дождя. Эта звуковая цепь членится паузами на 3 фразы. Фраза соответствует относительно законченному по смыслу высказыванию. Однако фразу нельзя отождествлять с предложением (как видим, предложений здесь 2, а фраз – 3). Фразу и предложение вообще нельзя даже сравнивать, потому что это единицы разных языковых уровней: фраза – фонетического, а предложение – синтаксического. Хотя чисто механически предложение может совпадать с фразой: Она не сводит глаз с дороги, что идёт через рощу. Фраза может члениться на более мелкие речевые единицы – речевые такты (фонетические синтагмы). Речевой такт (фонетическая синтагма) – ритмико-интонационная единица, выделяемая паузами, но паузы эти менее длительны, чем во фразе. Было ветрено/, сыро/ и скверно. // Дверь в сад была открыта, // на почерневшем полу террасы/ высыхали лужи ночного дождя / (6 речевых тактов) От чего зависит членение речевого потока на такты и фразы? Членение речевого потока на фразы и такты обусловлено смыслом, значением, которое говорящий вкладывает в высказывание, а поскольку значение это может иметь оттенки, то допустимы варианты в делении речевого потока, следовательно, возможны варианты членения фразы на такты. На другой день / весть о пожаре / разнеслась по всему околотку// / – вариант. В некоторых случаях варианты членения фразы на речевые такты отражают разное значение: надо учиться / работать / и отдыхать // и надо учиться работать и отдыхать
Покажите, как по-разному могут члениться на такты следующие фразы: 1. Гости новые танцы затеяли. 2. Мы снабжали их книгами наших товарищей. 3. Из дома бабушки смех доносился. Фонетическое слово – это отрезок звуковой цепи, объединенный одним словесным ударением. Фонетическое слово не равнозначно слову лексическому. В ту же ночь широкая лодка отчалила от гостиницы. В этом предложении лексических слов 9, а фонетических – 6. Слова, которые в речи не имеют ударения, называются клитики. Клитики бывают двух типов: проклитики и энклитики. Проклитика – элемент фонетического слова, стоящий перед ударным компонентом.
Энклитика – после ударного компонента. В ту же, от гостиницы. Какими частями речи обычно выражаются клитики? Иногда предлог или частица могут принимать на себя ударение, и тогда самостоятельное слово, которое следует за ним, становится энклитикой. Под руки, из лесу, без вести, не было. Выполните фразовое и тактовое членение следующего фрагмента. Выделите фонетические слова.
Фонетическое слово делится на слоги. Слог – минимальная произносительная единица. Структура слога – один звук – слоговой (слогообразующий), остальные – неслоговые (неслогообразующие). Какие звуки являются слогообразующими? Самые звучные. Они образуют вершину слога – гласные. Типы слогов. По началу слоги неприкрытые (начинаются с гласного звука) и прикрытые (начинаются с согласного). По концу слоги открытые (кончаются на гласный) и закрытые (кончаются на согласный). В русском языке прослеживается устойчивая тенденция к образованию открытых слогов. Определите типы слогов в следующих односложных словах: Вы, для, спи, тьма, он, ум, сон, холм, мы, там, кот, страх, свет, ус, акт, игр.
Существует несколько теорий слога: экспираторная, теория мускульного напряжения, теория восходящей звучности (сонорная теория). Об этом вы должны прочитать к экзамену самостоятельно. В практике слогораздела мы будем придерживаться сонорной теории, Она была развита Р.И. Аванесовым. Рассмотрим все более подробно. По этой теории слог – это волна сонорности, звучности. В слоге группируются звуки, обладающие разной степенью звучности, Аванесов присвоил им количественные показатели: 4 – гласные; 3 – сонорные согласные (л, м, н, р, й – всегда звонкие) 2 – шумные звонкие согласные 1 – шумные глухие согласные. Сонорная волна слова «мосты»
Правила слогоделения
1. Если между гласными один или 2 шумных+сонар, 2 или 3 шумных подряд, 2 сонора подряд, то слогораздел проходит после гласного перед группой согласных: о-кно, то-скли-вый, и-зба, во-лна. 2. Если сонор завершает закрытый слог, то слогораздел проходит после сонора: кар-та, ам-бар. 3. й всегда относится к предыдущему слогу: чай-ник, тай-на. 4. двойные согласные относятся к последующему слогу: А-нна.
Выполните слогораздел: Зай-цы, ло-бзик, у-по-рно, пой-ми, ба-трак, пу-сти, по-здра-вить, пё-стрый, ан-тракт, стол-ба, ра-сса-да, тор-же-ство.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.028 с.) |