Тема 2. Фонетическая транскрипция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 2. Фонетическая транскрипция



Тема 1. Фонетика как наука

 

Звуковая система любого языка может изучаться с трёх разных сторон, поэтому мы говорим о тройном аспекте изучения звуковой системы.

1. Любой звук речи – это явление физическое. Изучением звуков речи как физических явлений занимается акустическая фонетика (Физический аспект).

2. Любой звук речи – это отражение функции нервной системы человека. Изучением биологического аспекта звуковой системы занимается артикуляционная фонетика (Биологический аспект).

3. Любой звук речи – это языковое явление. Лингвистика изучает звуки со стороны их смыслоразличительной функции: бор-бар. Этим занимается функциональная фонетика (Социальный аспект).

 

1

 

Фонетика – учение о звуковой стороне языка; изучает звуки и их закономерные чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки – такты и фразы.

Фонетика занимает особое место среди лингвистических наук. Лексикология и грамматика изучают смысловую, а значит идеальную сторону языка (значения, заключённые в словах, предложениях и значимых частях слова – морфемах). Фонетика имеет дело с материальной стороной языка. Звуковая сторона – единственно материальное, что существует в языке. Не зная закономерностей фонетики, нельзя изучать другие уровни языка. В этом заключается теоретическое значение фонетики как фундаментальной лингвистической дисциплины. Каково практическое значение фонетики как науки?

На протяжении эпох язык изменяется, изменяется и его звуковая система. Исследование того, как происходило это изменение, какие звуковые единицы были в языке прежде и чем они заменялись потом, как менялись чередования звуков в разные эпохи, составляет предмет исторической фонетики.

Фонетическую систему можно изучать и в современном её состоянии. Установление звуковой системы языка на определенном этапе её развития – это задача описательной фонетики.

Бывает необходимо (например, при изучении иностранного языка) сравнить звуковой строй разных языков, установить сходство и различия между ними. Для чего это нужно? Сопоставление изучаемого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы понять особенности чужого языка. Но в то же время такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка (До конца урока осталось 5 минут). Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть вглубь их истории (мать в европейских языках). Такое изучение нескольких языков входит в задачу сопоставительной фонетики.

Существует ещё и общая фонетика, предметом исследования которой является то, что свойственно звуковой стороне всех языков. Общая фонетика изучает строение речевого аппарата человека и использование его при образовании звуков речи, рассматривает звуки речи с акустической точки зрения и со стороны восприятия их человеком. Общая фонетика устанавливает закономерности изменения звуков в речевом потоке, определяет классификацию звуков и т.д.

 

Звучащая речь может изучаться с двух точек зрения: с позиции говорящего и с позиция слушающего. Изучением речи с позиции говорящего занимается артикуляционная фонетика, с позиции слушающего – акустическая и перцептивная фонетики.

 

2

 

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата. Движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука, называются артикуляцией этого звука. Артикуляция звука строится на согласованной работе различных частей речевого аппарата.

Речевой аппарат – это совокупность органов человека, приспособленная для производства звуков.

Нижний уровень речевого аппарата состоит из дыхательных органов: легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Здесь возникает воздушная струя, которая участвует в образовании воздушных колебаний, создающих звук, и передает эти колебания во внешнюю среду.

Средний уровень речевого аппарата – гортань. Она состоит из хрящей, между которыми натянуты две мускульные плёнки – голосовые связки. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и разведены и воздух свободно проходит через гортань. В таком же положении находятся голосовые связки при произнесении глухих согласных. Если же голосовые связки сближены и напряжены, то при прохождении через узкую щель между ними струи воздуха они дрожат. Так возникает музыкальный тон, участвующий в образовании гласных и звонких согласных звуков.

Верхний уровень речевого аппарата – органы, находящиеся над гортанью. Непосредственно к гортани примыкает глотка. Полость глотки переходит в две полости – ротовую и носовую, которые разделены нёбом. Передняя, костная часть его оканчивается твёрдым нёбом, задняя, мускулистая называется мягким нёбом. Вместе с маленьким язычком мягкое нёбо называется нёбной занавеской. Если нёбная занавеска приподнята, то воздух идёт через рот. Так образуются ротовы́е звуки. Если нёбная занавеска опущена, то воздух идёт через нос. Так образуются носовые звуки.

В образовании звуков участвуют также губы, при этом бо́льшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней при образовании звуков [б], [п], [м], может сближаться с верхними зубами при образовании [в], [ф]. Губы могут округляться и вытягиваться в трубочку: [у], [o].

Зубы участвуют во образовании звуков [з], [c].

Наиболее подвижный орган речи – язык. В его строении выделяют кончик языка, спинку, которая обращена к нёбу и подразделяется на переднюю, среднюю и заднюю части, и корень языка, обращённый к задней стенке глотки.

При образовании звуков одни органы ротовой полости играют активную роль, они совершают основные движения, необходимые для произнесения данного звука (язык), другие пассивны, они неподвижны при образовании данного звука, но являются тем местом, где работает активный орган (зубы, твёрдое нёбо). Губы же и нёбная занавеска могут играть то активную, то пассивную роль в образовании звуков. Так, при артикуляции [п] нижняя губа активна, а верхняя пассивна; при артикуляции [у] обе активны, а при артикуляции [а] обе пассивны.

Каковы методы артикуляционных исследований?

Артикуляцию звуков можно изучать методом самонаблюдения, анализируя своё мышечное чувство (зеркало).

Артикуляцию можно изучать и при помощи инструментальных методов: киносъёмка, лингвограмма (фото языка: язык, нёбо и зубы смазываются определенным составом, потом можно определить площадь смыкания языка с нёбом и зубами), одонтограмма (фото зубов), искусственное нёбо (специально снабжено датчиками, позволяющими определить места прикосновения языка), ларингоскопирование (чтобы увидеть работу гортани, зеркало на длинной тонкой ручке) и др.


 

3

 

С точки зрения акустических свойств, звук – это волновые колебания упругой среды (воздуха, воды, голосовых связок…), которые могут вызывать слуховые ощущения. Колеблющееся тело непрерывно образует звуковые волны, которые, достигая нашего уха, воздействуют на барабанную перепонку, и мы слышим звук. Акустические характеристики звука: высота, сила, длительность и тембр.

Высота звука зависит от частоты колебаний: чем выше частота колебаний, тем выше звук; чем меньше приходится колебаний на это время, тем звук ниже.

Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16 до 20 000 Гц. Звуки ниже 16 Гц (инфразвуки) и выше 20 000 Гц (ультразвуки) мы не слышим, хотя некоторые животные (дельфины, летучие мыши, собаки, лисы и др.) слышат и эти звуки.

По высоте определяется и характеристика певческих голосов: у мужчин бас (диапазон 80 – 350 Гц), баритон (110 – 400 Гц), тенор (130 – 530 Гц); у женщин контральто (170 – 700 Гц), меццо-сопрано (220 – 880 Гц), сопрано (260 – 1050 Гц), колоратурное сопрано (330 – 1400 Гц). При этом наиболее известные певцы-басы берут самую низкую ноту на частоте около 50 Гц, лучшие певицы могут спеть самую высокую ноту на частоте около 2 000 Гц.

Изменение высоты звуков в процессе речи является основой интонации. В некоторых языках высота звука и её изменение в пределах слога служит средством различения слов (вьетнамский, корейский языки).

Сила звука зависит от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда, тем сильнее звук. С силой звука связана его громкость. Если чуть-чуть тронуть струну гитары, возникнет слабый звук, но если сильно оттянуть и затем отпустить струну, то звук будет гораздо громче: амплитуда колебаний в этом случае будет больше.

Сила звука связана с давлением, которое производит звуковая волна, на поверхность тела, в том числе и на барабанную перепонку. Чем сильнее звук, тем большее давление он производит. Уровень звукового давления соотносится с единицей силы децибелом.

Порог слышимости – 0 дБ, шёпот – 10 – 20 дБ, обычная речь – 40 – 60 дБ, шум на улице крупного города – более 80 дБ, близкий удар грома – 120 дБ, порог болевого ощущения в ушах – 130 дБ, рёв космического корабля на расстоянии 45 м – 180 дБ.

Длительность звука – это его продолжительность во времени. Длительность звуков измеряется в тысячных долях секунды – миллисекундах. В некоторых языках (английском, немецком, французском, чешском и др.) различаются долгие и краткие ударные гласные. В русском языке ударные гласные длительнее безударных. Так, длинность ударного [a] в слове «сад», произнесённом в нормальном темпе, может составлять 150 мс, длительность первого гласного в слове «сады» – 100 мс, а длительность первого гласного в слове «садовод» – 50 мс.

Тембр звука – это индивидуальная особенность, окраска звука, определяемая его спектром (соотношением между основным тоном и обертонами).

Если оттянуть и отпустить натянутую струну, то она начнёт колебаться, возникнет звук. Если прижать струну посередине и заставить колебаться оставшуюся часть, мы услышим звук, который в 2 раза выше основного тона струны: частота колебаний половинки струны в 3 раза больше, чем всей струны. В результате на основной тон струны накладываются тоны, образуемые колебаниями частей струны. Эти ионы называются дополнительными тонами, или обертонами. Основное свойство обертонов заключается в том, что их частота всегда в кратное число раз выше частоты основного тона. Например, если частот основного тона 100 Гц, то обертоны будут возникать на частотах 200, 300, 400 Гц и т. л.

Соотношение основного тона и обертонов по амплитуде может меняться в зависимости от свойств резонатора. Резонатор – это полое тело, например: пустая комната, морская раковина, корпус гитары… Резонатор может усиливать или глушить некоторые компоненты звука.

Наши ротовая и носовая полости и глотка тоже резонаторы, Вытягивая или растягивая губы, опуская нижнюю челюсть, перемещая язык в ротовой полости, подключая носовую полость, мы меняем форму и объём речевого резонатора и усиливаем или ослабляем таким образом разные составляющие сложного звука, возникшего в гортани или ротовой полости. Так возникают звуки речи.

Каким образом изучается акустическая сторона речи? В основном, инструментальными методами.

C помощью звукозаписывающей аппаратуры речь может быть зафиксирована и воспроизведена. Звучащую речь можно увидеть на мониторе компьютера в виде отображения акустических характеристик звуковых сигналов.

Осциллограмма даёт изображение изменяющейся во времени звуковой волны. По осциллограммам обычно измеряют длительность звуков или их отдельных участков. На ней хорошо видны различия между разными гласными, различными типами согласных.

Спектрограмма изображают все частоты звука с их амплитудами.

Интонограмма показывает изменение тона на отрезке речевого потока.

 

4

 

Мы установили, что артикуляционная фонетика занимается изучением речи с позиции говорящего, акустическая – с позиции слушающего, причем акустическая фонетика описывает звучащую речь как физическое явление. Акустические параметры речи достаточно точно фиксируются современными приборами. Но есть ещё один аспект изучения звучащей речи – то, как она воспринимается не акустическими приборами, а другими людьми. Этим занимается перцептивная фонетика (от лат. perceptio – восприятие). Предмет перцептивной фонетики – восприятие речи слушающими, установление соотношений между произнесёнными звуками и услышанными.

Какие факторы влияют на восприятие речи?

Во-первых, разрешающие способности человеческого слуха. Как мы выяснили, они довольно ограниченны. Человеческое ухо обычно способно отличить один звук от другого, если разница между ними не меньше полутона – одного из 12 звуков музыкальной октавы.

Во-вторых, на восприятие речи влияют акустические характеристики звука (об этом мы уже подробно говорили).

Кроме того, восприятие звучащей речи человеком зависит ещё и от языкового опыта слушающего. Звуки родного языка узнаются достаточно хорошо. Если же это звуки чужого языка или даже другого диалекта своего языка, отличающиеся от привычных звуков, они могут идентифицироваться с трудом. Часто непонимание связано не с незнанием слова, а с необычным с точки зрения слушателя, его звучанием.

Yellow blue bus – я люблю вас

Хотят ли русские войны – Котятки грустные больны.

На степень разборчивости речи влияют и условия общения, которое может происходить при наличии посторонних, мешающих пониманию звуков: шум уличного движения, музыка, звуковые помехи при телефонном разговоре, большое расстояние между говорящими и т.д. В результате таких помех могут возникать ослышки – неверно воспринятые слова.

Анализ ослышек помогает выявить некоторые стороны фонетической системы языка.

На восприятие речи влияет смысловой контекст, который может вызывать ожидание определенного слова. Я расскажу вам об аварии (о Баварии).

Перцептивная фонетика изучает очень интересное явление – звуковой символизм.

Вот пример одного эксперимента. Маленьким детям показали две матрёшки, отличающиеся размером: одна – большая, другая – совсем маленькая. Сказали: «Вот две сестрички, одну зовут А, другую И. Отгадай, какую зовут И?», и большинство детей показало на маленькую матрёшку.

Многие люди связывают звуки, чаще всего гласные, с определённым цветом. Так, звуку [а] обычно соответствует красный цвет, [о] – светло- жёлтый, [у] – сине-фиолетовый, [и] – голубой, [э] – жёлто-зелёный, [ы] – тёмно-коричневый. Противопоставление согласных чаще строится на других признаках: светлый – тёмный, маленький – большой, хороший – плохой…

С высокими звуками связаны представления о светлом, высоком, лёгком, тонком, гладком, горячем, с низкими звуками – о тёмном, глубоком, тяжёлом, толстом, шероховатом, холодном.


 

Тема 7. Орфоэпия

 

План:

1. Понятие орфоэпии.

2. Орфоэпические нормы в области гласных.

3. Орфоэпические нормы в области согласных.

4. Орфоэпические нормы отдельных грамматических форм.

5. Орфоэпические нормы заимствованных слов.

6. Орфоэпические нормы в области ударения.

 

1

 

Орфоэпия – 1. Система норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых языковых единиц. Среди таких норм различаются произносительные нормы (связанные c фонемным составом) и нормы суперсе́гментной фонетики (ударение и интонация).

2. Раздел науки о языке, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические правила.

Орфоэпия вырабатывает правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, твёрдых и мягких согласных, сочетаний согласных, произношения отдельных грамматических форм. Таким образом, орфоэпия очень тесно связана с фонетикой.

Разница между фонетикой и орфоэпией в предмете изучения. Фонетика изучает внутреннюю структуру системы языка. Орфоэпия описывает внешние свойства языка.

Центральное понятие орфоэпии – орфоэпическая норма. Норма – исторически сложившееся правило выбора, предпочтение одной языковой формы перед другой в литературном языке, которое регулируется экстралингвистическими факторами. Норма – совокупность языковых средств и правил их употребления, принятая в данном обществе в данную эпоху.

К орфоэпии относится вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем. Орфоэпический вариант – различное произношение слова, не отражённое на письме (конкурирующая норма).

Одни произносят «булочная», другие «булошная», одни – «умылся», другие – «умылса»… На письме обычно такие варианты не обозначаются, но есть и исключения: калоши и галоши, кринка – крынка, матрас – матрац, ноль – нуль, Вариантность может проявляться и в постановке ударения: творо́г и тво́рог, ко́су – косу́, тка́ла и ткала́.

Орфоэпические варианты могут характеризовать:

- «младшую» и «старшую» нормы (новое произношение постепенно вытесняет старое, но на определенном этапе развития литературного языка обе нормы сосуществуют; например, для некоторых сочетаний согласных традиционно произношение мягкого согласного перед мягким: [з’в’э́р’], [jэ́с’л’и]); по новой норме первый согласный твёрдый: [зв’ер’], [jэсл’и];

- общенародную и профессиональную сферу функционирования языка (добы́ча и до́быча, и́скра и искра́);

- мужскую и женскую речь (например, удлинение согласных в мужской эмоциональной речи и удлинение гласных в женской эмоциональной речи);

- территориальные разновидности литературного и нелитературного языка (например, нижегородское «оканье» в сравнении с московским «аканьем»). Московское//Петербургское.

Допуская несколько вариантов, орфоэпия указывает, какое место занимает каждый из них в литературном произношении.

В выработке литературных норм особая роль принадлежит московскому го́вору. Уже в XVII веке сложились основные закономерности современного литературного языка. В основу этого произношения и лёг говор Москвы, принадлежащий к среднерусским говорам, в которых сглажены наиболее резкие диалектные черты Северного и Южного говоров. Старомосковское произношение и сейчас составляет основу орфоэпических норм, несколько изменившихся в ХХ веке.

Орфоэпия устанавливает и отстаивает нормы литературного произношения. Чем же обусловлено нарушение произносительных норм? Развитием языка, влиянием диалектов, письмом.

И вариант «младшей» нормы при своём возникновении, и вариант «старшей» нормы при своём уходе из литературного языка могут восприниматься как нарушения нормы. Так, в начале XX века некоторыми орфоэпистами осуждалось новое для литературного языка и́канье. Ещё встречается в речи городских жителей произношение [p’] в таких словах, как це[р’]кови (допускаемое литературной нормой наряду с це[р]ковь).

У жителей городов, расположенных в окружении севернорусских говоров, часто наблюдается оканье: тр[а]ва, д[а]ла, но в[о]да, ст[о]ла. А жители городов, окружены южнорусскими говорами, нередко произносят фрикативный [γ] вместо литературного [г].

Между буквами и звуками тоже нет точного соответствия. Пишется «конечно», «чтобы», «что», но произносится с [ш]. А тот, кто произносит с [ч], допускает орфоэпическую ошибку.

 

 

2

 

1. В современном русском литературном языке господствует и́канье, т.е. произнесение в первом предударном слоге после мягких согласных [и’]: р[иэ]ка, н[иэ]су, п[иэ]так, [jиэ]зык. В XIX веке в литературном языке господствовало эканье (оно и сейчас встречается в литературном произношении) – р[эи]ка, н[эи]су, п[эи]так, [jэи]зык.

2. Звуки [ш], [ж], [ц] в древнерусском языке были мягкими, поэтому гласные фонемы после них вели себя так же, как и после мягких парных согласных. Затем эти звуки постепенно отвердели, но в нескольких словах сохранились следы этого процесса – [ыэ]: жалеть, пожалей, к сожалению, лошадей, жакет, жасмин, двадцатридцати.

Во всех остальных случаях реализуется произношение с [ᴧ] – крышка.

3. На месте сочетаний гласных в предударных слогах, кроме первого предударного, обычно произносятся следующие звуки:

аа, ао, оа, оо – [ъᴧ]: зааплодировать, наоборот, коалиционный, поодиночке.

Есть и другие случаи. О них можно прочитать в учебнике.

4. Сочетания безударных гласных могут в отдельных словах стягиваться в один гласный звук: вообще в[ъᴧ]бще и в[ᴧ]бще, инаугурация – ин[ъу]гурация и ин[ъ]гурация.

Обычно стяжение гласных встречается в беглой речи.

5. В некоторых сложных и сложносокращённых словах и в словах с некоторыми приставками возможно произношение гласных без качественной редукции: др[э]внерусский, с[o]редактор, тр[o]хразовый, в[а]лотекущий.

 

3

 

1. Раньше в русском языке большинство согласных подчинялось следующей закономерности: перед мягким согласным согласный должен был быть тоже мягким – C’C’. Затем возникла тенденция к отвердению первого согласного – С’C’ – СС’. Этот процесс идёт и в современном русском литературном языке, постепенно охватывая всё новые и новые позиции.

Губные перед многими мягкими согласными могут произноситься мягко по «старшей» норме и твёрдо по «младшей». Твёрдый губной, свойственный «младшей» норме, обычно встречается в следующих случаях:

- перед губными – [в’б’]ить и [вб’]ить, о[б’м’]ен и о[бм’]ен.

- перед зубными щелевыми – [ф’с’]е и [фс’]е, [в’з’]ять и [вз’]ать.

- перед передненёбными [ч] и [͞ш’] – годо[ф’ш’]ина -–годо[ф͞ш’]ина, я[м’͞ш’]ик и я[м͞ш’]ик.

- перед [j] – ко[п’jo] и ко[пjo], воро[б’jи] и воро[бjи].

Зубные согласные:

1) перед мягкими губными могут произноситься мягко по «старшей» норме и твёрдо по «младшей»: че[т’в’]еро и че[тв’]epo, ме[д’в’]едь и ме[дв’]едь.

2) зубные перед мягкими зубными обычно мягкие внутри и на конце корня: мо[с’т’]ик, ба[н’т’]ик. По «младшей» норме в таких сочетаниях допустима твёрдость первого согласного в следующих случаях:

- в начале слова: [с’н’]ег и [сн’]ег, [з’д’]есь и [зд’]есь;

- в конце приставки: ра[с’т’]ирать и ра[ст’]ирать;

- в сложных словах на стыке основ первый зубной обычно твёрдый: го[сс’]екретарь.

 

Звуки [л] и [л’] – исключение из сочетаний зубных: [л] не смягчался перед большинством мягких согласных, поэтому и сейчас произносится твёрдо: долбить, ползти. Перед [л’] допустимы и мягкие, и твёрдые: о[с’л’]ик и о[сл’]ик, разо[з’л’]ить и разо[зл’]ить.

3) перед [ч] и [͞ш’] зубные в большинстве случаев мягки: бубе[н’ч]ики, же[н’͞ш’]ина. Исключения редки: са[н]часть, в[н’ч]естер и ви[нч]естер.

4) перед мягкими заднеязычными зубные обычно твёрдые: пя[тк’]и, мо[зг’]и.

Переднеязычный [р] обычно твёрдый перед губными и другими переднеязычными: а[рм]ия, сва[р͞ш’]ик.

Заднеязычные перед губными обычно твёрдые: бу[кв’]е, та[кс’]и.

2. [͞ш’] в литературном языке может произноситься на месте буквосочетаний сч, зч, шч, жч: расчёска, грузчик, веснушчатый, мережчатый. Наряду с [͞ш’] произносится и [шч]. Обычно это происходит на стыке морфем.

3. Произношение [͞ж’] встречается всего в нескольких словах: дрожжи, брызжет, визжать, дребезжать, размозжить, брюзжать, вожжи, езжу, жжёт, позже, брезжить, сожжённый, жужжать, дожди, дождик, можжевельник, причём мягкий вариант произнесения постепенно вытесняется твёрдым.

4. На месте ч перед н в одних словах произносится ч (вечность, точность, отличник, печник), в других – ш (двоечник, конечно, скворечник, скучно, яичница). Есть также случаи, допускающие оба варианта: подсвечник, порядочный, булочная.

5. B XVIII – XIX вв. во многих словах произносился [γ]? Но при этом шёл процесс его вытеснения звуком [г]. В начале XX века [γ] произносился наряду с [г] в словах лёгок, мягок, ноготь, коготь, Господь, Бога (и других косвенных падежах), благо (и его производных), господин, богатый, богатырь, в междометиях господи, ей-богу. Не имело варианта с [г] слово бухгалтер.

В современном русском литературном языке [γ] обязателен только в слове бухгалтер, междометиях ага, ого. Произносится [г] наряду с [γ] в словах бухгалтерский, бухгалтерия, в междометиях господи, ей-богу. Во всех остальных случаях произносится [г], который на конце слов чередуется с [к]; благо – благ. Но только Бога – Бо[х] – остаток прежнего произношения.

Другие примеры орфоэпических норм согласных рассмотрите по учебнику.

 

4

 

1. Прилагательные в именительном падеже единственного числа мужского рода с твёрдой основой в русском литературном языке с древности имели окончание -ой: молодой, старой. В церковно-славянском языке окончание было -ый: молодый, старый. Впоследствии под ударением в литературном языке установилось окончание -ой, а без ударения на письме ещё в первой половине XIX века употреблялось и исконно русское -ой, и заимствованное из церковно-славянского -ый. Затем без ударения стали писать только -ый, но в произношении сохранялись оба варианта: стар[ъ]й и стар[ы]й. В настоящее время возник факультативный вариант [ы] на месте заударного [ы].

2. B XIX веке и начале XX века было широко распространено произношение прилагательных на -кий, -гий, -хий и глаголов на -кивать, – гивать, -хивать с твёрдыми [г], [к], [х]. Сейчас господствует произношение с мягкими [г’], [к’], [х’]: мелкий, строгий, тихий, постукивать, вздрагивать, размахивать. Произношение с твёрдыми расценивается как устарелое.

3. В 3 лице множественного числа глаголов 2 спряжения наряду с безударным окончанием -ат/ -ят может употребляться и окончание 1 спряжения -ут/ -ют, более характерное для «старшей» нормы. Такое произношение встречается преимущественно после мягких согласных: ч[ь]т и уч[у]т, ход[ь]т и ход[у]т, тащ[ь]т и тащ[у]т.

4. B XIX – начале XX века обычным было произношение возвратных форм глагола с твёрдым [с] в постфиксе: берись, боюсь, стройся, мылся. Сейчас приоритетен мягкий вариант.

 

5

 

1. В некоторых заимствованных словах допускается произношение безударного [о]: адажио, боа, какао, кредо, поэт, радио, рококо, трио. Нередко [о] произносится и в именах собственных: Флобер, Шопен, Борнео. Но произношение такого [о] почти во всех названных словах необязательно: прочитать эти же примеры с редукцией. Произношение безударного [о] в словах аромат, бокал, роман, рояль и др. считается архаичным или манерным.

2. Раньше в русском языке действовала закономерность: перед [э] могли быть только мягкие согласные (кроме ж, ш, ц). Сейчас эта закономерность утрачивается при произнесении многих заимствованных слов: антенна, бизнес, бифштекс, кабаре, кафе, коктейль, модель, отель… В некоторых словах допустимо двоякое произношение – и с твёрдым, и с мягким согласным: дедукция, декан, кредо, террорист. Во многих словах произносится только мягкий согласный, твёрдое произношение считается ошибочным: брюнет, музей, рельс, фанера, шинель, термин.

3. На месте сочетаний ЕЕ, ИЕ, ОЕ внутри корня перед вторым ударным гласным [j] может произноситься или не произноситься, Так, [j] произносится в словах: гиена, гигиена, клиент. Не произносится: коэффициент, пациент, проект, риелтор, спаниель. Двоякое произношение возможно в словах: абитуриент, аудиенция, геенна, ингредиент, фиеста.

 

6

 

1. В некоторых словах или словоформах место ударения может колебаться. Местом ударения могут различаться литературные варианты ударения, оценивающиеся как равноправные, либо один из вариантов как более или менее предпочтительный:

a) равноправные варианты, или дублеты, когда разница в месте ударения не значима: ба́ржа и баржа́, по бе́режку и по бережку́, о́траслей и отрасле́й, за́литый и зали́тый, кру́жится и кружи́тся;

б) более предпочтительный и менее предпочтительный, принадлежащий «старшей» норме: сте́нам – стена́м, порва́лся -–порвался́;

в) более предпочтительный и менее предпочтительный, принадлежащий «младшей» норме: кОжанка и кожАнка, бОрону и боронУ, шевелИт и шевЕлит.

 

К разным сферам употребления относятся варианты:

1) Общеупотребительный и профессиональный; так, общеупотребительным является место ударения в словах добыча, искра, компас, осуждённый, шасси, но шахтёры говорят дОбыча, электрики – искрА, моряки – компАс, работники правоохранительных органов – осУжденный, лётчики – шАсси;

2) Литературный и народно-поэтический: деви́ца и де́вица, серебро́ и се́ребро, че́стный и честно́й, шёлковый и шелко́вый.

 

Местом ударения могут различаться литературные и находящиеся за пределами современного литературного языка варианты:

l) современный и устарелый: му́зыка и «Гремит музы́ка боевая» у Пушкина, по корня́м и «По ко́рням упругим топор застучал» у Лермонтова.

2) литературный и просторечный, который может оцениваться как:

- нерекомендуемый: дОгмат и догмАт, каталОг и катАлог, приговОр и прИговор, леснИчиха и лесничИха, включИт и вклЮчит, повторИт и повтОрит;

- неправильный: квартАл и квАртал, нОгтя и ногтЯ, красИвее и красивЕе, закУпорить и закупОрить;

- грубо неправильный: блЮда и блюдА, магазин и магАзин, молодёжь и мОлодежь, начАть и нАчать.

3) литературный и диалектный: выога и вьюгА, семью и сЕмью, холодно и холоднО.

 

2. Варианты места ударения на гласных основы могут быть при одном и том же акцентном типе: общи́на и о́бщина, джи́нсовый и джинсо́вый, ла́вровый и лавро́вый, одновре́менный и одновреме́нный, пе́рченый и перчёный, заржа́веть – заржаве́ть.

 

Словари: Аванесов, Р.И.: Орфоэпический словарь русского языка:.. 1989 г.: М. и более поздние издания.

Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. А. Воронцова, Н. А. Еськова; под ред. Р. И. Аванесова. 6-е изд… – М.: Рус. яз., 1997.

Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – 2-е изд., стереотип. – М.: Русский язык – Медиа, 2005. – 893, [5] с.


 

Тема 1. Фонетика как наука

 

Звуковая система любого языка может изучаться с трёх разных сторон, поэтому мы говорим о тройном аспекте изучения звуковой системы.

1. Любой звук речи – это явление физическое. Изучением звуков речи как физических явлений занимается акустическая фонетика (Физический аспект).

2. Любой звук речи – это отражение функции нервной системы человека. Изучением биологического аспекта звуковой системы занимается артикуляционная фонетика (Биологический аспект).

3. Любой звук речи – это языковое явление. Лингвистика изучает звуки со стороны их смыслоразличительной функции: бор-бар. Этим занимается функциональная фонетика (Социальный аспект).

 

1

 

Фонетика – учение о звуковой стороне языка; изучает звуки и их закономерные чередования, а также ударение, интонацию, особенности членения звукового потока на слоги и более крупные отрезки – такты и фразы.

Фонетика занимает особое место среди лингвистических наук. Лексикология и грамматика изучают смысловую, а значит идеальную сторону языка (значения, заключённые в словах, предложениях и значимых частях слова – морфемах). Фонетика имеет дело с материальной стороной языка. Звуковая сторона – единственно материальное, что существует в языке. Не зная закономерностей фонетики, нельзя изучать другие уровни языка. В этом заключается теоретическое значение фонетики как фундаментальной лингвистической дисциплины. Каково практическое значение фонетики как науки?

На протяжении эпох язык изменяется, изменяется и его звуковая система. Исследование того, как происходило это изменение, какие звуковые единицы были в языке прежде и чем они заменялись потом, как менялись чередования звуков в разные эпохи, составляет предмет исторической фонетики.

Фонетическую систему можно изучать и в современном её состоянии. Установление звуковой системы языка на определенном этапе её развития – это задача описательной фонетики.

Бывает необходимо (например, при изучении иностранного языка) сравнить звуковой строй разных языков, установить сходство и различия между ними. Для чего это нужно? Сопоставление изучаемого и родного языков в первую очередь нужно для того, чтобы понять особенности чужого языка. Но в то же время такое сопоставление проливает свет и на закономерности родного языка (До конца урока осталось 5 минут). Иногда сравнение родственных языков помогает проникнуть вглубь их истории (мать в европейских языках). Такое изучение нескольких языков входит в задачу сопоставительной фонетики.

Существует ещё и общая фонетика, предметом исследования которой является то, что свойственно звуковой стороне всех языков. Общая фонетика изучает строение речевого аппарата человека и использование его при образовании звуков речи, рассматривает звуки речи с акустической точки зрения и со стороны восприятия их человеком. Общая фонетика устанавливает закономерности изменения звуков в речевом потоке, определяет классификацию звуков и т.д.

 

Звучащая речь может изучаться с двух точек зрения: с позиции говорящего и с позиция слушающего. Изучением речи с позиции говорящего занимается артикуляционная фонетика, с позиции слушающего – акустическая и перцептивная фонетики.

 

2

 

Звуки речи образуются в результате определенной работы речевого аппарата. Движения и положения органов речи, необходимые для произнесения какого-либо звука, называются артикуляцией этого звука. Артикуляция звука строится на согласованной работе различных частей речевого аппарата.

Речевой аппарат – это совокупность органов человека, приспособленная для производства звуков.

Нижний уровень речевого аппарата состоит из дыхательных органов: легких, бронхов и трахеи (дыхательного горла). Здесь возникает воздушная струя, которая участвует в образовании воздушных колебаний, создающих звук, и передает эти колебания во внешнюю среду.

Средний уровень речевого аппарата – гортань. Она состоит из хрящей, между которыми натянуты две мускульные плёнки – голосовые связки. При обычном дыхании голосовые связки расслаблены и разведены и воздух свободно проходит через гортань. В таком же положении находятся голосовые связки при произнесении глухих согласных. Если же голосовые связки сближены и напряжены, то при прохождении через узкую щель между ними струи воздуха они дрожат. Так возникает музыкальный тон, участвующий в образовании гласных и звонких согласных звуков.

Верхний уровень речевого аппарата – органы, находящиеся над гортанью. Непосредственно к гортани примыкает глотка. Полость глотки переходит в две полости – ротовую и носовую, которые разделены нёбом. Передняя, костная часть его оканчивается твёрдым нёбом, задняя, мускулистая называется мягким нёбом. Вместе с маленьким язычком мягкое нёбо называется нёбной занавеской. Если нёбная занавеска приподнята, то воздух идёт через рот. Так образуются ротовы́е звуки. Если нёбная занавеска опущена, то воздух идёт через нос. Так образуются носовые звуки.

В образовании звуков участвуют также губы, при этом бо́льшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней при образовании звуков [б], [п], [м], может сближаться с верхними зубами при образовании [в], [ф]. Губы могут округляться и вытягиваться в трубочку: [у], [o].

Зубы участвуют во образовании звуков [з], [c].

Наиболее подвижный орган речи – язык. В его строении выделяют кончик языка, спинку, которая обращена к нёбу и подразделяется на переднюю, среднюю и заднюю части, и корень языка, обращённый к задней стенке глотки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.174.76 (0.159 с.)