Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Позиционные изменения гласных и согласных звуков.
Позиционные изменения гласных определяются воздействием на них согласных звуков. Гласные [а], [о], [у] в абсолютном начале слова под ударением перед твердыми согласными звучат так же, как в изолированном употреблении, например: [ á ]втор — [ ó ]кна — [ ý ]хо, з[ а ]л — з[ о ]л — з[ у ]б. Гласные [а], [о], [у] в позиции после мягкого согласного продвигаются вперед в начале своего образования; ср.: [м а л] — [м’ .а л], [в о л] — [в’ .о л], [стук] — [т’ .у к]. В позиции перед мягким согласным гласные [а], [о], [у] продвигаются вперед в конце своего образования: [д а. л’ ] — [б о. л’ ] — [н у. л’ ]. Гласные [а], [о], [у] между мягкими согласными продвинуты вперед на всем своем протяжении: [п’ ä т’ ] — [т’ ö м’ ьн] — [т’ ÿ л’ ]. Гласные [и], [э] в начале слова перед твердыми согласными не изменяются и произносятся как [и], [э]: [ и́ гры] — [ э́ тъ]. В начале слова перед мягкими они произносятся более напряженно: [ и́ л’ и] — [ э́ к’ иi]. После твердых (парных) перед твердыми согласными [э] в русских словах не встречается, [и] произносится как [ы]: [д ы м]. Гласные [и], [э] после мягких согласных перед твердыми произносятся как [и], [э], а перед мягкими произносятся более напряженно: [б’ и́ твъ] — [к’ и́ л’ ], [б’ э к] — [д’ э н’ ]. Позиционные изменения согласных прежде всего связаны со смягчением твердых согласных перед мягкими. Зубные [з], [с], [д], [т], [н] перед мягкими зубными и перед [ч’ ], [ш’ ] смягчаются в корнях слов: [ з’ ]десь, [ с’ ]тепь, пе[ н’ ]сия, пте[ н’ ]чик, ба[ н’ ]щик; на стыке приставки и корня: бе[ з’ ]детный, во[ з’ ]деть, и[ з’ ]делие, ра[ с’ ]ечь. Зубные перед мягкими губными могут смягчаться в корнях слов и на стыке приставки и корня: [ д’ ]ве, [ с’ ]вет, ме[ д’ ]ведь, бе[ з’ ]ветрие, и[ з’ ]мять. Однако смягчение во всех этих случаях не является последовательным. Достаточно последовательно смягчаются парные согласные только перед [j]: [ б ’ j . у], [стʌ т ’ j . á], [дру з ’ j . á].
Тема 7. Орфоэпия
План: 1. Понятие орфоэпии. 2. Орфоэпические нормы в области гласных. 3. Орфоэпические нормы в области согласных. 4. Орфоэпические нормы отдельных грамматических форм. 5. Орфоэпические нормы заимствованных слов. 6. Орфоэпические нормы в области ударения.
1
Орфоэпия – 1. Система норм литературного языка, связанных со звуковым оформлением значимых языковых единиц. Среди таких норм различаются произносительные нормы (связанные c фонемным составом) и нормы суперсе́гментной фонетики (ударение и интонация).
2. Раздел науки о языке, изучающий функционирование таких норм и вырабатывающий произносительные рекомендации – орфоэпические правила. Орфоэпия вырабатывает правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, твёрдых и мягких согласных, сочетаний согласных, произношения отдельных грамматических форм. Таким образом, орфоэпия очень тесно связана с фонетикой. Разница между фонетикой и орфоэпией в предмете изучения. Фонетика изучает внутреннюю структуру системы языка. Орфоэпия описывает внешние свойства языка. Центральное понятие орфоэпии – орфоэпическая норма. Норма – исторически сложившееся правило выбора, предпочтение одной языковой формы перед другой в литературном языке, которое регулируется экстралингвистическими факторами. Норма – совокупность языковых средств и правил их употребления, принятая в данном обществе в данную эпоху. К орфоэпии относится вариантность звуковой реализации одних и тех же фонем. Орфоэпический вариант – различное произношение слова, не отражённое на письме (конкурирующая норма). Одни произносят «булочная», другие «булошная», одни – «умылся», другие – «умылса»… На письме обычно такие варианты не обозначаются, но есть и исключения: калоши и галоши, кринка – крынка, матрас – матрац, ноль – нуль, Вариантность может проявляться и в постановке ударения: творо́г и тво́рог, ко́су – косу́, тка́ла и ткала́. Орфоэпические варианты могут характеризовать: - «младшую» и «старшую» нормы (новое произношение постепенно вытесняет старое, но на определенном этапе развития литературного языка обе нормы сосуществуют; например, для некоторых сочетаний согласных традиционно произношение мягкого согласного перед мягким: [з’в’э́р’], [jэ́с’л’и]); по новой норме первый согласный твёрдый: [зв’ер’], [jэсл’и]; - общенародную и профессиональную сферу функционирования языка (добы́ча и до́быча, и́скра и искра́);
- мужскую и женскую речь (например, удлинение согласных в мужской эмоциональной речи и удлинение гласных в женской эмоциональной речи); - территориальные разновидности литературного и нелитературного языка (например, нижегородское «оканье» в сравнении с московским «аканьем»). Московское//Петербургское. Допуская несколько вариантов, орфоэпия указывает, какое место занимает каждый из них в литературном произношении. В выработке литературных норм особая роль принадлежит московскому го́вору. Уже в XVII веке сложились основные закономерности современного литературного языка. В основу этого произношения и лёг говор Москвы, принадлежащий к среднерусским говорам, в которых сглажены наиболее резкие диалектные черты Северного и Южного говоров. Старомосковское произношение и сейчас составляет основу орфоэпических норм, несколько изменившихся в ХХ веке. Орфоэпия устанавливает и отстаивает нормы литературного произношения. Чем же обусловлено нарушение произносительных норм? Развитием языка, влиянием диалектов, письмом. И вариант «младшей» нормы при своём возникновении, и вариант «старшей» нормы при своём уходе из литературного языка могут восприниматься как нарушения нормы. Так, в начале XX века некоторыми орфоэпистами осуждалось новое для литературного языка и́канье. Ещё встречается в речи городских жителей произношение [p’] в таких словах, как це[р’]кови (допускаемое литературной нормой наряду с це[р]ковь). У жителей городов, расположенных в окружении севернорусских говоров, часто наблюдается оканье: тр[а]ва, д[а]ла, но в[о]да, ст[о]ла. А жители городов, окружены южнорусскими говорами, нередко произносят фрикативный [γ] вместо литературного [г]. Между буквами и звуками тоже нет точного соответствия. Пишется «конечно», «чтобы», «что», но произносится с [ш]. А тот, кто произносит с [ч], допускает орфоэпическую ошибку.
2
1. В современном русском литературном языке господствует и́канье, т.е. произнесение в первом предударном слоге после мягких согласных [и’]: р[иэ]ка, н[иэ]су, п[иэ]так, [jиэ]зык. В XIX веке в литературном языке господствовало эканье (оно и сейчас встречается в литературном произношении) – р[эи]ка, н[эи]су, п[эи]так, [jэи]зык. 2. Звуки [ш], [ж], [ц] в древнерусском языке были мягкими, поэтому гласные фонемы после них вели себя так же, как и после мягких парных согласных. Затем эти звуки постепенно отвердели, но в нескольких словах сохранились следы этого процесса – [ыэ]: жалеть, пожалей, к сожалению, лошадей, жакет, жасмин, двадцатридцати. Во всех остальных случаях реализуется произношение с [ᴧ] – крышка. 3. На месте сочетаний гласных в предударных слогах, кроме первого предударного, обычно произносятся следующие звуки: аа, ао, оа, оо – [ъᴧ]: зааплодировать, наоборот, коалиционный, поодиночке. Есть и другие случаи. О них можно прочитать в учебнике. 4. Сочетания безударных гласных могут в отдельных словах стягиваться в один гласный звук: вообще в[ъᴧ]бще и в[ᴧ]бще, инаугурация – ин[ъу]гурация и ин[ъ]гурация. Обычно стяжение гласных встречается в беглой речи. 5. В некоторых сложных и сложносокращённых словах и в словах с некоторыми приставками возможно произношение гласных без качественной редукции: др[э]внерусский, с[o]редактор, тр[o]хразовый, в[а]лотекущий.
3
1. Раньше в русском языке большинство согласных подчинялось следующей закономерности: перед мягким согласным согласный должен был быть тоже мягким – C’C’. Затем возникла тенденция к отвердению первого согласного – С’C’ – СС’. Этот процесс идёт и в современном русском литературном языке, постепенно охватывая всё новые и новые позиции. Губные перед многими мягкими согласными могут произноситься мягко по «старшей» норме и твёрдо по «младшей». Твёрдый губной, свойственный «младшей» норме, обычно встречается в следующих случаях: - перед губными – [в’б’]ить и [вб’]ить, о[б’м’]ен и о[бм’]ен. - перед зубными щелевыми – [ф’с’]е и [фс’]е, [в’з’]ять и [вз’]ать. - перед передненёбными [ч] и [͞ш’] – годо[ф’ш’]ина -–годо[ф͞ш’]ина, я[м’͞ш’]ик и я[м͞ш’]ик. - перед [j] – ко[п’jo] и ко[пjo], воро[б’jи] и воро[бjи]. Зубные согласные: 1) перед мягкими губными могут произноситься мягко по «старшей» норме и твёрдо по «младшей»: че[т’в’]еро и че[тв’]epo, ме[д’в’]едь и ме[дв’]едь. 2) зубные перед мягкими зубными обычно мягкие внутри и на конце корня: мо[с’т’]ик, ба[н’т’]ик. По «младшей» норме в таких сочетаниях допустима твёрдость первого согласного в следующих случаях: - в начале слова: [с’н’]ег и [сн’]ег, [з’д’]есь и [зд’]есь; - в конце приставки: ра[с’т’]ирать и ра[ст’]ирать; - в сложных словах на стыке основ первый зубной обычно твёрдый: го[сс’]екретарь.
Звуки [л] и [л’] – исключение из сочетаний зубных: [л] не смягчался перед большинством мягких согласных, поэтому и сейчас произносится твёрдо: долбить, ползти. Перед [л’] допустимы и мягкие, и твёрдые: о[с’л’]ик и о[сл’]ик, разо[з’л’]ить и разо[зл’]ить. 3) перед [ч] и [͞ш’] зубные в большинстве случаев мягки: бубе[н’ч]ики, же[н’͞ш’]ина. Исключения редки: са[н]часть, в[н’ч]естер и ви[нч]естер. 4) перед мягкими заднеязычными зубные обычно твёрдые: пя[тк’]и, мо[зг’]и. Переднеязычный [р] обычно твёрдый перед губными и другими переднеязычными: а[рм]ия, сва[р͞ш’]ик. Заднеязычные перед губными обычно твёрдые: бу[кв’]е, та[кс’]и. 2. [͞ш’] в литературном языке может произноситься на месте буквосочетаний сч, зч, шч, жч: расчёска, грузчик, веснушчатый, мережчатый. Наряду с [͞ш’] произносится и [шч]. Обычно это происходит на стыке морфем. 3. Произношение [͞ж’] встречается всего в нескольких словах: дрожжи, брызжет, визжать, дребезжать, размозжить, брюзжать, вожжи, езжу, жжёт, позже, брезжить, сожжённый, жужжать, дожди, дождик, можжевельник, причём мягкий вариант произнесения постепенно вытесняется твёрдым.
4. На месте ч перед н в одних словах произносится ч (вечность, точность, отличник, печник), в других – ш (двоечник, конечно, скворечник, скучно, яичница). Есть также случаи, допускающие оба варианта: подсвечник, порядочный, булочная. 5. B XVIII – XIX вв. во многих словах произносился [γ]? Но при этом шёл процесс его вытеснения звуком [г]. В начале XX века [γ] произносился наряду с [г] в словах лёгок, мягок, ноготь, коготь, Господь, Бога (и других косвенных падежах), благо (и его производных), господин, богатый, богатырь, в междометиях господи, ей-богу. Не имело варианта с [г] слово бухгалтер. В современном русском литературном языке [γ] обязателен только в слове бухгалтер, междометиях ага, ого. Произносится [г] наряду с [γ] в словах бухгалтерский, бухгалтерия, в междометиях господи, ей-богу. Во всех остальных случаях произносится [г], который на конце слов чередуется с [к]; благо – благ. Но только Бога – Бо[х] – остаток прежнего произношения. Другие примеры орфоэпических норм согласных рассмотрите по учебнику.
4
1. Прилагательные в именительном падеже единственного числа мужского рода с твёрдой основой в русском литературном языке с древности имели окончание -ой: молодой, старой. В церковно-славянском языке окончание было -ый: молодый, старый. Впоследствии под ударением в литературном языке установилось окончание -ой, а без ударения на письме ещё в первой половине XIX века употреблялось и исконно русское -ой, и заимствованное из церковно-славянского -ый. Затем без ударения стали писать только -ый, но в произношении сохранялись оба варианта: стар[ъ]й и стар[ы]й. В настоящее время возник факультативный вариант [ы] на месте заударного [ы]. 2. B XIX веке и начале XX века было широко распространено произношение прилагательных на -кий, -гий, -хий и глаголов на -кивать, – гивать, -хивать с твёрдыми [г], [к], [х]. Сейчас господствует произношение с мягкими [г’], [к’], [х’]: мелкий, строгий, тихий, постукивать, вздрагивать, размахивать. Произношение с твёрдыми расценивается как устарелое. 3. В 3 лице множественного числа глаголов 2 спряжения наряду с безударным окончанием -ат/ -ят может употребляться и окончание 1 спряжения -ут/ -ют, более характерное для «старшей» нормы. Такое произношение встречается преимущественно после мягких согласных: ч[ь]т и уч[у]т, ход[ь]т и ход[у]т, тащ[ь]т и тащ[у]т. 4. B XIX – начале XX века обычным было произношение возвратных форм глагола с твёрдым [с] в постфиксе: берись, боюсь, стройся, мылся. Сейчас приоритетен мягкий вариант.
5
1. В некоторых заимствованных словах допускается произношение безударного [о]: адажио, боа, какао, кредо, поэт, радио, рококо, трио. Нередко [о] произносится и в именах собственных: Флобер, Шопен, Борнео. Но произношение такого [о] почти во всех названных словах необязательно: прочитать эти же примеры с редукцией. Произношение безударного [о] в словах аромат, бокал, роман, рояль и др. считается архаичным или манерным.
2. Раньше в русском языке действовала закономерность: перед [э] могли быть только мягкие согласные (кроме ж, ш, ц). Сейчас эта закономерность утрачивается при произнесении многих заимствованных слов: антенна, бизнес, бифштекс, кабаре, кафе, коктейль, модель, отель… В некоторых словах допустимо двоякое произношение – и с твёрдым, и с мягким согласным: дедукция, декан, кредо, террорист. Во многих словах произносится только мягкий согласный, твёрдое произношение считается ошибочным: брюнет, музей, рельс, фанера, шинель, термин. 3. На месте сочетаний ЕЕ, ИЕ, ОЕ внутри корня перед вторым ударным гласным [j] может произноситься или не произноситься, Так, [j] произносится в словах: гиена, гигиена, клиент. Не произносится: коэффициент, пациент, проект, риелтор, спаниель. Двоякое произношение возможно в словах: абитуриент, аудиенция, геенна, ингредиент, фиеста.
6
1. В некоторых словах или словоформах место ударения может колебаться. Местом ударения могут различаться литературные варианты ударения, оценивающиеся как равноправные, либо один из вариантов как более или менее предпочтительный: a) равноправные варианты, или дублеты, когда разница в месте ударения не значима: ба́ржа и баржа́, по бе́режку и по бережку́, о́траслей и отрасле́й, за́литый и зали́тый, кру́жится и кружи́тся; б) более предпочтительный и менее предпочтительный, принадлежащий «старшей» норме: сте́нам – стена́м, порва́лся -–порвался́; в) более предпочтительный и менее предпочтительный, принадлежащий «младшей» норме: кОжанка и кожАнка, бОрону и боронУ, шевелИт и шевЕлит.
К разным сферам употребления относятся варианты: 1) Общеупотребительный и профессиональный; так, общеупотребительным является место ударения в словах добыча, искра, компас, осуждённый, шасси, но шахтёры говорят дОбыча, электрики – искрА, моряки – компАс, работники правоохранительных органов – осУжденный, лётчики – шАсси; 2) Литературный и народно-поэтический: деви́ца и де́вица, серебро́ и се́ребро, че́стный и честно́й, шёлковый и шелко́вый.
Местом ударения могут различаться литературные и находящиеся за пределами современного литературного языка варианты: l) современный и устарелый: му́зыка и «Гремит музы́ка боевая» у Пушкина, по корня́м и «По ко́рням упругим топор застучал» у Лермонтова. 2) литературный и просторечный, который может оцениваться как: - нерекомендуемый: дОгмат и догмАт, каталОг и катАлог, приговОр и прИговор, леснИчиха и лесничИха, включИт и вклЮчит, повторИт и повтОрит; - неправильный: квартАл и квАртал, нОгтя и ногтЯ, красИвее и красивЕе, закУпорить и закупОрить; - грубо неправильный: блЮда и блюдА, магазин и магАзин, молодёжь и мОлодежь, начАть и нАчать. 3) литературный и диалектный: выога и вьюгА, семью и сЕмью, холодно и холоднО.
2. Варианты места ударения на гласных основы могут быть при одном и том же акцентном типе: общи́на и о́бщина, джи́нсовый и джинсо́вый, ла́вровый и лавро́вый, одновре́менный и одновреме́нный, пе́рченый и перчёный, заржа́веть – заржаве́ть.
Словари: Аванесов, Р.И.: Орфоэпический словарь русского языка:.. 1989 г.: М. и более поздние издания. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / С. Н. Борунова, В. А. Воронцова, Н. А. Еськова; под ред. Р. И. Аванесова. 6-е изд… – М.: Рус. яз., 1997. Иванова Т.Ф. Новый орфоэпический словарь русского языка. Произношение. Ударение. Грамматические формы. – 2-е изд., стереотип. – М.: Русский язык – Медиа, 2005. – 893, [5] с.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 361; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.83.240 (0.043 с.) |