Раздел 2. Взаимодействие тел ( 21 час) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Взаимодействие тел ( 21 час)



Основные виды деятельности ученика: рассчитывать путь и скорость тела при равномерном движении. Измерять скорость равномерного движения. Измерять массу тела. Измерять плотность вещества. Измерять силы взаимодействия двух тел

11 Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Определение механического движения, виды движения, единицы пути. Относительность движения. Различные траектории движения. Д: равномерное и неравномерное движения.

Механическое движение. Тело отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь. Единицы измерения пути.

Относительность

механического движения.

Состояние покоя.

Тело отсчета,

материальная точка,

траектория,

пройденный путь,

равномерное

неравномерное движение.

 

Различать понятия траектории и пройденного пути, переводить кратные и дольные единицы в основную единицу пути.

Формирование представлений о механическом движении тел и его относительности. Проводить классификацию движений по траектории и пути.

Формировать умения выполнять схемы и графики. Знать отличительные признаки равномерного и неравномерного движения, прямолинейного и криволинейного движения.

Приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

Овладение средствами описания движения.

 

 

12 Скорость. Единицы скорости. Лабораторная работа № 3 «Измерение скорости». Скорость. Единицы измерения скорости. Понятие о векторах. Расчет пути и времени движения. Средняя скорость. Д. Движение модели автомобиля (расчет средней скорости движения).  

Физическая величина «скорость». Равномерное и неравномерное движение. Формула расчета скорости равномерного движения. Единицы измерения скорости. Средняя скорость неравномерного движения. Различные скорости движения (таблица).

Формула для расчёта скорости движения тела. Графики движения, единицы скорости.

Скалярная величина,

векторная величина,

средняя скорость.

 

Пользоваться таблицей скоростей, сравнивать скорости различных тел.

Сравнивать графики движения, проводить алгебраические преобразования в формуле скорости, переводить единицы скорости в систему СИ.

Представить результаты измерения в виде таблиц, графиков.

Проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;

 

 

Адекватно реагировать на нужды других, планировать исследовательские действия, оформлять результаты измерений, расчетов.

Соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения.

Развивать внимательность, собранность и аккуратность в процессе выполнения работы. Использовать приобретенные знания и умения для обеспечения безопасности своей жизни.

Штатив лабораторный, механическая скамья, брусок деревянный, электронный секундомер с датчиками, магнитоуправляемые герконовые датчики секундомера

13 Расчет пути и времени движения. Решение задач. Вывод формул для расчета пути и времени при равномерном и неравномерном движении. 1.Расчет скорости, пути, времени равномерного движения. 2.Расчет средней скорости неравномерного движения. 3.Использование различных единиц измерения пути, времени и скорости.

Формулы скорости, пути и времени. Единицы скорости, пути и времени,

графики зависимости скорости и пути от времени.

 

Решать задачи и кратко записывать их, решать графические задачи (построение и чтение).

На основе анализа задач выделять физические величины, формулы, необходимые для решения и проводить расчеты.

Применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний.

Пользоваться калькулятором, таблицами в учебнике, владеть приёмами упрощённых вычислений.

Научиться правильно оформлять решение задач. Развивать умения и навыки по переводу единиц, умению выражать неизвестную величину.

 

Формирование эффективных групповых обсуждений,

развитие внимательности собранности и аккуратности.

Развитие межпредметных связей,

формирование умения определять одну характеристику движения через другие.

Штатив лабораторный, механическая скамья, брусок деревянный, электронный секундомер с датчиками, магнитоуправляемые герконовые датчики секундомера

14-15 Явление инерции. Решение задач. Суть явления инерции Опыт по рис. 41 в учебнике. Колебание маятника. Явление инерции (кукла на тележке). Факты, приводящие к выводу для изменения скорости тела относительно Земли необходимо действие других тел. Движение по инерции.

Действие другого тела.

Инерция.

Г. Галилей.

Причины изменения скорости тел. Явление инерции. Проявление инерции в технике и быту.

Находить проявление инерции в быту и технике.

Отличать явление инерции от других физ. процессов, анализировать явления, формировать правильный ответ, обосновывать.

умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний.

 

Развитие умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения.

Формирование умения наблюдать и характеризовать физические явления, логически мыслить Формировать ценностные отношения друг к другу, учителю, авторам открытий, результатам.

 

16 Взаимодействие тел. Взаимодействие тел – причина изменения их скорости Явление отдач. Д: взвешивание тел на рычажных весах, взаимодействие тел. [ Л ] стр. 195-202 1.Опыты по рис. 43 в учебнике. 2.Взаимодействие подвижного тела с неподвижным (движение шарика по желобу).

Понятие о взаимодействии тел. Инертность тел. Масса. Сравнение масс тел. Единицы массы. Весы. Развитие умений и навыков по переводу единиц.

Взаимодействие

изменение скорости.

Взаимодействие тел. Результат взаимодействия. Явление отдачи.

Приводить примеры изменения скорости тел при взаимодействии.

Делать выводы по результату взаимодействия тел. Форрмирование умения выделять взаимодействие среди механических явлений;

объяснять явления природы и техники с помощью взаимодействия тел.

Развитие монологической и диалогической речи,

овладение универсальными учебными действиями для объяснения известных фактов. Развитие умений и навыков применения полученных знаний для решения практических задач повседневной жизни.

 

17 Масса тела. Единицы массы. Измерение массы. Понятие массы как физической величины; соотношение единиц массы, методы измерения массы.

Более инертно,

менее инертно,

инертность,

масса тела,

миллиграмм, грамм, килограмм, тонна.

 

Пользоваться весами и производить расчеты массы тела.

Пользоваться таблицей в учебнике, работать со справочной литературой.

Продолжить формирование умения характеризовать взаимодействие тел

Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

Мотивация образовательной деятельности на основе личностно- ориентированного подхода;

Набор тел разной массы, электронные весы

18 Лабораторная работа№ 4 ,,Измерение массы тела на рычажных весах,, Правила взвешивания на рычажных весах. Развитие умений и навыков работы с физическими приборами. Закрепить умения перевода единиц массы.  

1.Использование рычажных весов для определения массы тела.

2.Запись результатов измерений с учетом погрешностей.

3.Представление данных в виде таблицы.

4.Использование различных единиц измерения массы.

5.Оформление отчета по проделанной работе.

Овладение навыками работы с физическим оборудованием.

Развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений.

Формирование умения сравнивать массы тел

Пользоваться рычажными весами и набором гирь и разновесов

Делать обобщения и выводы, понимать смысл работы, взвешивать любые тела

Приобретение опыта работы в группах, умение вступать и вести диалог.

Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения.

Развитие внимательности, собранности и аккуратности.

 

Набор тел разной массы, электронные весы

19 Плотность вещества Понятие плотности, Д: тела равной массы, равного объема. 1.Демонстрация твердых тел одинакового объема, но разной массы. 2.Сравнение объемов мелких гвоздей и кусочков бумаги, уравновешенных на рычажных весах. 3.Демонстрация твердых тел одинаковой массы, но разного объема.

Понятие плотности вещества.

Единицы плотности, формула плотности.

Формула для расчета плотности. Единицы измерения плотности. Плотности различных веществ (таблица

Пользоваться таблицей плотностей, переводить единицы плотности.

Сравнивать плотности различных материалов, пользоваться таблицами.

Выяснение физического смысла плотности.

Формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания..

 

Формирование умения давать определение понятиям, анализировать свойства тел.

Коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования.

 

20 Расчет массы и объема тела по его плотности. Формула для нахождения массы и объема. Единицы массы тела и объема.

1.Расчет массы по известным плотности и объему.

2.Расчет объема по известным массе и плотности.

3.Расчет плотности по известным массе и объему.

4.Использование различных единиц плотности.

5.Использование таблицы плотностей.

6.Использование различных единиц измерения массы и объема.

 

Вычислять массу и объем тела по его плотности; правильно оформлять задачи.

Владеть рациональными, вычислительными навыками, анализировать результаты работы.

Формулировать и осуществлять этапы решения задач.

Применять полученные знания для решения практических задач в повседневной жизни

Осуществлять взаимный контроль, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Сформированность познавательных интересов и интеллектуальных способностей.

Набор тел разной массы, мензурка, электронные весы

21 Лабораторная работа№ 5 ,,Измерение объема тел,, Правила пользования измерительным цилиндром и мензуркой. .

1.Использование мензурки для определения объема тела неправильной формы.

2.Запись результатов измерений с учетом погрешностей.

3.Представление данных в виде таблицы.

4.Использование различных единиц измерения массы.

5.Оформление отчета по проделанной работе.

Измерять объем тела неправильной формы с помощью измерительного цилиндра и мензурки.

Овладение навыками работы с физическим оборудованием.

Соблюдать технику безопасности.

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

 

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Работать в коллективе и индивидуально, делать умозаключение.

ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения

выражать свои мысли и описывать действия в устной и письменной речи.

 

Набор тел разной массы, мензурка, электронные весы

22 Лабораторная работа№ 6 ,,Определение плотности твердого тела,, Формула плотности, соотношение между единицами плотности, массы и объема. Понятие плотности вещества. Формула для расчета плотности. Единицы измерения плотности. Плотности различных веществ (таблица).

1.Измерение объема тел неправильной формы при помощи мензурки.

2.Измерение массы при помощи рычажных весов.

3.Выполнение косвенных измерений на примере измерения плотности вещества.

4.Запись результатов измерений с учетом погрешностей.

5.Представление данных в виде таблицы.

6. Оформление отчета по проделанной работе.

Определять плотность тела по измеренной массе и объему.

Овладение навыками работы с физическим оборудованием.

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу, самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения.

 

 

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Сравнивать полученные значения эксперимента с табличными, владеть навыками самоконтроля.

Набор тел разной массы, мензурка, электронные весы

23 Контрольная работа №1 ,,Механическое движение. Плотность,, Выявление уровня подготовки учащихся и типичных недочетов в изученном материале.

 

 

Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

Формирование ценностных отношений к результатам обучения.

 

24 Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила-причина изменения скорости; порядок построения вектора силы. Причины изменения скорости тела. Понятие о силе. Единицы силы. Сила - векторная величина. Сложение сил направленных по одной прямой. Равнодействующая сила. 1.Причины изменения скорости тела. 2.Опыты по рис.55,56 учебника. 3.Падение металлического шарика, подвешенного на нити после пережигания нити.

Причина изменения скорости тела. Сила – мера взаимодействия тел. Модуль, направление и точка приложения силы. Единицы измерения силы. Явление всемирного тяготения. Понятие «сила тяжести». Зависимость силы тяжести от массы тела и от расстояния до поверхности Земли. Явление свободного падения тела. Ускорение свободного падения.

Приводить примеры действия различных сил, применять правильную терминологию.

Уметь строить вектор силы.

Формирование умений наблюдать, делать выводы, выделять главное, планировать и проводить эксперимент.

Формирование умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

Использование знаний о силе тяжести для объяснения некоторых явлений из жизни.

Приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации;

понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения.

Рассуждать, анализировать различные ситуации.

Понимать смысл физических законов, раскрывающих связь изученных явлений.

 

 

25 Сила упругости. Закон Гука. Всемирное тяготение. Сила тяжести – частный случай всемирного тяготения. Причина возникновения силы упругости. Закон Гука для упругих деформаций. 1.Виды деформаций. 2.Колебания пружинного маятника. 3.Действие рогатки. 4.Пластическая и упругая деформации.

Сила упругости. Примеры возникновения сил упругости. Деформация и ее виды. Закон Гука для упругих деформаций. Примеры практического применения закона Гука.

Выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы

Приводить:

А) примеры действия сил тяжести и упругости.

Б) примеры практического применения закона Гука.

Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

Наблюдать, сравнивать, объяснять наблюдаемое.

определить силы, возникающие при деформации.

Продолжить формирование умений наблюдать и объяснять физические явления.

 

 

Штатив с крепежом, набор пружин, набор грузов, линейка, динамометр

26 Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела. Введение понятия «вес». Определение веса тела. Различия между весом тела и силой тяжести. Понятия невесомость и перегрузки.  

Понятие веса тела. Вес тела, находящегося на неподвижной или равномерно движущейся опоре.

Понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений.

Формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях

Уметь применять формулу при решении задач. Различать вес тела и силу тяжести.

 

Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем.

Уметь правильно формулировать вопросы, строить ответы.

 

 

27 Динамометр. Лабораторная работа№ 7 ,,Градуирование пружины и измерение сил динамометром,, Устройство и принцип действия динамометра. Виды динамометров. Практическое применение динамометров.  

1.Различные виды динамометров.

2.Определение цены деления шкалы приборов.

1.Измерение различных сил при помощи динамометра.

2.Градуирование пружины.

3.Запись результатов измерений с учетом погрешностей.

4.Представление данных в виде таблицы.

5.Оформление отчета по проделанной работе.

 

Овладение навыками работы с физическим оборудованием.

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Градуировать пружину, измерять силу динамометром.

 

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу. Самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения. Самостоятельно оформлять результаты работы.

Динамометр с пределом измерения 5 Н, пружины на планшете, грузы массой по 100 г

28 Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой. Сила – векторная величина, точка приложения силы, равнодействующая сила. 1.Опыт с демонстрационными динамометрами по введению понятия «равнодействующая сил». 2.Измерение равнодействующей сил, действующих на тело, погруженное в жидкость.    

Сложение двух сил, действующих вдоль одной прямой в одну и разные стороны.

Понятие «равнодействующая сила». Расчет равнодействующей сил, направленных вдоль одной прямой в одну сторону и в противоположные стороны.

Умение пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения.

Закрепление навыков работы с динамометром и шкалой прибора

развитие кругозора

формировать умения выполнять рисунки, аккуратно и грамотно делать записи в тетрадях.

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Делать выводы, формулировать цели, наблюдать.

 

Штатив, рычаг, линейка, два одинаковых груза, два блока, нить нерастяжимая, линейка измерительная, динамометр

29 Сила трения. Трение в природе и технике. Лабораторная работа №8 «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления» Виды сил трения. Причины возникновения силы трения. Зависимость силы трения от веса тела. Роль смазки. Примеры проявления силы трения в природе, быту, и технике. Роль трения в технике, борьба с трением.   1.Сила трения скольжения, покоя и вязкого трения. 2.Измерение силы трения скольжения при движении бруска по деревянной доске. 3.Сравнение силы трения скольжения и силы трения качения. 4.Зависимость силы трения от веса тела, от шероховатости поверхности.    

 

Сила трения. Причины возникновения силы трения. Трение скольжения. Трение качения. Трение покоя. Зависимость силы трения скольжения от веса тела. Сравнение силы трения скольжения с силой трения качения.

 

1.Способы увеличения и уменьшения трения.

2.Шариковые и роликовые подшипники.

Овладение навыками работы с физическим оборудованием.

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Сравнивать силы трения скольжения и силу трения качения.. Выполнять четкие, аккуратные рисунки и иллюстрации к задачам.

Различать виды трения. Использовать трение (способы увеличения), борьба с трением (способы уменьшения).

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Работать в малых группах. Соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу. Самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения.

Сравнивать, распознавать, различать аргументировать.

Деревянный брусок, набор грузов, механическая скамья, динамометр

30 Лабораторная работа №9 «Определение центра тяжести плоской пластины». Определять центр тяжести плоской пластины.

пластина

центр тяжести

Овладение навыками работы с физическим оборудованием.

Самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Соблюдать технику безопасности, ставить проблему, выдвигать гипотезу.

 

 

Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.

Самостоятельно проводить измерения, делать умозаключения.

 

 

31 Контрольная работа № 2 «Взаимодействие тел» .

 

 

Овладение навыками самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий.

Формирование ценностных отношений к результатам обучения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.118.198 (0.094 с.)