Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебно-методический комплекс (эумк)Стр 1 из 12Следующая ⇒
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (ЭУМК) ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ КУЛЬТУРОЛОГИЯ для специальностей (направления специальности): 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 12 «Экономическая информатика», 1-26 01 01 «Государственное управление», 1-26 02 02 «Менеджмент (по направлениям)», 1-25 01 15 «Национальная экономика», 1-26 02 03 «Маркетинг», 1-25 01 04 «Финансы и кредит», 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)», 1-25 01 05 «Статистика», 1-25 01 01 «Экономическая теория», 1-25 01 02 «Экономика», 1-25 01 03 «Мировая экономика», 1-26 02 01 «Бизнес-администрирование», 1-23 01 02 «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (по направлениям)», 1-24 01 02 «Правоведение», 1 25 01 09 «Товароведение и экспертиза товаров», 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность», 1-25 01 14 «Товароведение и торговое предпринимательство», 1-25 01 16 «Экономика и управление на рынке недвижимости», 1-23 01 04 «Психология»
Составитель: доктор культурологии, профессор А.А. Павильч
Рассмотрено и утверждено на заседании научно-методического совета БГЭУ _________________________ «___» _____________2018г., протокол № _____ ВВЕДЕНИЕ Учебная дисциплина «Культурология» предполагает усвоение системных знаний, формирование коммуникативных умений и рефлексивных способностей студентов, позволяющих объективно оценивать социокультурную реальность, конструктивно взаимодействовать с ней, применять общекультурные компетенции в профессиональной деятельности и межкультурном взаимодействии. Цель изученияучебной дисциплины «Культурология» – овладение целостными представлениями об историческом развитии мировой культуры, о многообразии форм, типов и функций культуры, о коммуникативных процессах и явлениях в поликультурном пространстве; раскрытие прикладного потенциала культурологического знания и определение возможностей его использования в разных сферах социокультурной, профессиональной и творческой деятельности. Задачи изучения учебной дисциплины: · ознакомить студентов с базовыми понятиями, категориями, основными теориями и концепциями культурологии; · рассмотреть разнообразные формы существования и способы функционирования культуры как творческой деятельности человека; · проследить последовательность исторического развития мировой культуры;
· развить умения интерпретации артефактов и текстов культуры; · обучить навыкам сравнительного анализа разных историко-культурных эпох, локальных, социальных и конфессиональных типов культуры; · сформировать коммуникативные компетенции, обеспечивающие конструктивный характер межличностного и межкультурного взаимодействия. УМК включает в себя разделы: учебно-программной документации (типовую (базовую) учебную программу, учебную программу), учебно-методической документации (краткий конспект лекций, тематику и планы семинарских занятий, тематику рефератов), методические материалы для контроля знаний студентов (вопросы к зачету), вспомогательные материалы (Методические материалы по изучению дисциплины, методические рекомендации по самостоятельной работе, список рекомендованной литературы). УЧЕБНО-ПРОГРАММНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ Учреждение образования «Белорусский государственный экономический университет»
УТВЕРЖДАЮ Ректор учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет» _________________В.Н. Шимов «____» ________________2018 г. Регистрационный №УД-______ /уч. Культурология Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине для специальностей: 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» 1-25 01 12 «Экономическая информатика» 1-26 01 01 «Государственное управление» 1-26 02 02 «Менеджмент (по направлениям)» 1-25 01 15 «Национальная экономика» 1-26 02 03 «Маркетинг» 1-25 01 04 «Финансы и кредит» 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)» 1-25 01 05 «Статистика» 1-25 01 01 «Экономическая теория» 1-25 01 02 «Экономика» 1-25 01 03 «Мировая экономика» 1-26 02 01 «Бизнес-администрирование» 1-23 01 02 «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (по направлениям)» 1-24 01 02 «Правоведение» 1 25 01 09 «Товароведение и экспертиза товаров» 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность»
1-25 01 14 «Товароведение и торговое предпринимательство» 1-25 01 16 «Экономика и управление на рынке недвижимости» 1-23 01 04 «Психология»
2018 СОСТАВИТЕЛЬ: А.А. Павильч, заведующий кафедрой педагогики и психологии учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», доктор культурологии, профессор.
РЕЦЕНЗЕНТЫ: А.С. Лаптёнок, директор Института социально-гуманитарного образования учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет», доктор философских наук, доцент. И.Н. Воронович, декан факультета культурологии и социокультурной деятельности учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», кандидат культурологии, доцент. РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ: Кафедрой педагогики и психологии учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет» (протокол № ___ от ___________ 2018 г.); Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный экономический университет» (протокол № ___ от ___________ 2018 г.).
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебная дисциплина «Культурология» предполагает усвоение системных знаний, формирование коммуникативных умений и рефлексивных способностей студентов, позволяющих объективно оценивать социокультурную реальность, конструктивно взаимодействовать с ней, применять общекультурные компетенции в профессиональной деятельности и межкультурном взаимодействии. Цель изученияучебной дисциплины «Культурология» – овладение целостными представлениями об историческом развитии мировой культуры, о многообразии форм, типов и функций культуры, о коммуникативных процессах и явлениях в поликультурном пространстве; раскрытие прикладного потенциала культурологического знания и определение возможностей его использования в разных сферах социокультурной, профессиональной и творческой деятельности. Задачи изучения учебной дисциплины: · ознакомить студентов с базовыми понятиями, категориями, основными теориями и концепциями культурологии; · рассмотреть разнообразные формы существования и способы функционирования культуры как творческой деятельности человека; · проследить последовательность исторического развития мировой культуры; · развить умения интерпретации артефактов и текстов культуры; · обучить навыкам сравнительного анализа разных историко-культурных эпох, локальных, социальных и конфессиональных типов культуры; · сформировать коммуникативные компетенции, обеспечивающие конструктивный характер межличностного и межкультурного взаимодействия. В результате изучения учебной дисциплины «Культурология» студенты должны знать: · базовые понятия и категории культурологии, основные концепции и методы исследования культуры; · закономерности социокультурной динамики; · сущность морфологии и типологии культуры; · исторические этапы развития мировой культуры; · ментальные особенности и ценностные доминанты разных историко-культурных эпох; · тенденции и проблемы развития современной культуры; уметь: · анализировать явления и факты социокультурной действительности; · сопоставлять разные концептуальные подходы к пониманию культуры и социокультурной реальности;
· осуществлять культурологическую интерпретацию артефактов и текстов культуры; · определять типологические особенности и индивидуальные характеристики исторических, этнонациональных, социальных и конфессиональных типов культуры; · выявлять ценностные доминанты культур; · применять культурологические знания в социокультурной деятельности и коммуникативной практике; владеть: · понятийно-категориальным аппаратом и методологическим инструментарием культурологии; · способностями критического осмысления культурологических теорий и концепций; · знаниями типологии, морфологии и семиотики культуры; · умениями сравнительного анализа исторических, локальных, социальных, конфессиональных типов культуры и установления взаимосвязей между реалиями поликультурного пространства; · комплексными коммуникативными компетенциями, предполагающими применение культурологического знания в социокультурной и коммуникативной практике. Учебная дисциплина базируется на изучении таких учебных дисциплин как «Этика», «Философия». В соответствии с учебным планом: специальности 1-23 01 02 «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций» учебная программа рассчитана на 148 часов, из них аудиторных занятий 54 часа. Распределение по видам занятий: лекций – 34 часа; семинарских занятий – 20 часов. Форма текущей аттестации – экзамен; специальности 1-23 01 04 «Психология» учебная программа рассчитана на 146 часов, из них аудиторных занятий 64 часа. Распределение по видам занятий: лекций – 32 часа; семинарских занятий – 32 часа. Форма текущей аттестации – экзамен; специальностей 1-25 01 08 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит (по направлениям)», 1-25 01 09 «Товароведение и экспертиза товаров», 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность», 1-25 01 14 «Товароведение и торговое предпринимательство», 1-25 01 16 «Экономика и управление на рынке недвижимости», 1-24 01 02 «Правоведение», 1-26 02 01 «Бизнес-администрирование», 1-25 01 01 «Экономическая теория», 1-25 01 02 «Экономика», 1-25 01 03 «Мировая экономика», 1-25 01 05 «Статистика», 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 12 «Экономическая информатика», 1-26 01 01 «Государственное управление», 1-26 02 02 «Менеджмент (по направлениям)», 1-25 01 15 «Национальная экономика», 1-26 02 03 «Маркетинг», 1-25 01 04 «Финансы и кредит» учебная программа рассчитана на 72 часа, из них аудиторных занятий 34 часа. Распределение по видам занятий: лекций – 16 часов; семинарских занятий – 18 часов. Форма текущей аттестации – зачет.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА Тема 1. Дисциплинарный статус культурологии. Культура и цивилизация Культурология в системе гуманитарного знания. Предмет и задачи культурологии. Терминологические аналоги культурологии в мировой научной практике. Структура культурологического знания. Теоретический и исторический аспекты осмысления культуры. Фундаментальная и прикладная культурология. Сущность культуры как базовой категории культурологии. Этимология и основные значения культуры. Полисемантичность понятия культура. Культура и природа. Культура как результат творческой деятельности. Культура и личность. Понятие культурной идентичности. Соотношение понятий культура и цивилизация. Этимология термина цивилизация. Основные признаки цивилизации. Многозначность понятия цивилизация и разные философские интерпретации ее сущности (Ж.Ж. Руссо, И. Кант, Ф. Ницше, З. Фрейд, Н. Бердяев, С. Хантингтон и др.).
Тема 3. Морфология культуры Морфология как структурная и содержательная организация культуры. Культура как система. Разные аспекты и уровни культуры. Структурно-функциональный подход к пониманию культуры. Материальная и духовная культура. Культурная форма и артефакт культуры. Универсалии культуры. Семиотическое измерение культуры. Язык и культура. Многообразие языков культуры. Тексты культуры. Символ в культуре. Культура как символотворчество. Понятие семиосферы культуры. Аксиологическое измерение культуры. Ценностные доминанты в разных культурах. Классификация ценностей культуры. Идеалы как духовные ориентиры в пространстве культуры. Историко-культурный, религиозный, этнонациональный характер содержания идеалов. Тема 4. Функции культуры Полифункциональная сущность культуры. Адаптационная функция культуры. Познавательная (гносеологическая) функция культуры. Функция социализации и инкультурации личности. Культура и личность. Информационно-коммуникативная функция культуры. Культура как форма производства, накопления, трансляции знаний и социального опыта. Эволюция информационно-коммуникативных средств в мировой культуре. Теория коммуникативных эпох М. Маклюэна. Рекреативная (компенсаторная) функция культуры. Рекреативные возможности и альтернативы в пространстве культуры. Нормативно-регулятивная функция культуры. Статус нормы в культуре. Институциональные, конвенциональные и эталонные нормы культуры. Интегративная функция культуры. Латентная функция культуры. Противоречивость содержания культуры в условиях ее разнообразия.
Тема 6. Типология культуры Сущность типологии культур. Критерии классификации культур. Исторические типы культуры. Формационный подход к типологии культур. Циклические концепции культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А.Дж. Тойнби). Типология культуры К. Ясперса. Понятие осевого времени.
Этноконфессиональные типы культуры. Локальная (пространственная, топологическая) характеристика культуры. Региональная, этническая и национальная культуры. Социальная дифференциация культуры. Ядро и периферия в социокультурной системе. Доминирующая культура и контркультура. Понятие субкультуры. Критерии классификации субкультур. Маргинальная культура. Разные интерпретации маргинальной культуры. Содержание понятия народная культура. Традиционный характер и разнообразие форм народной культуры. Народная и этническая культура. Массовая культура. Эволюция, основополагающие характеристики и направления развития массовой культуры. Элитарная культура. Инновационный характер и креативная составляющая элитарной культуры.
Тема 9. Античная культура Истоки античной культуры. Наследие Крито-Микенской цивилизации. Этапы развития древнегреческой культуры (гомеровский, архаический, классический, эллинистический). Мифологические представления и художественная культура Древней Греции. Возникновение и расцвет театрального искусства. Созерцательный характер и состязательное начало древнегреческой культуры. Эстетические идеалы и культ телесности. Специфика культуры Древнего Рима. Ценностные доминанты римской культуры. Государственно-политические и идеологические приоритеты древнеримской культуры. Зрелищная культура Древнего Рима. Статус христианства в культуре Римской империи. Романское начало в европейских языках, календаре, обычаях и традициях, архитектуре, искусстве, развлекательной и правовой культуре. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Культурология» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-23 01 02 «Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (ПО НАПРАВЛЕНИЯМ)» ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Культурология» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 1-23 01 04 «Психология» ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Культурология» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ 1-25 01 08 «БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ, АНАЛИЗ И АУДИТ (ПО НАПРАВЛЕНИЯМ)», 1-25 01 10 «Коммерческая деятельность», 1-25 01 14 «Товароведение и торговое предпринимательство», 1-25 01 16 «Экономика и управление на рынке недвижимости», 1-24 01 02 «Правоведение», 1-26 02 01 «Бизнес-администрирование», 1-25 01 01 «Экономическая теория», 1-25 01 02 «Экономика», 1-25 01 03 «Мировая экономика», 1-25 01 05 «Статистика», 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии», 1-25 01 12 «Экономическая информатика», 1-26 01 01 «Государственное управление», 1-26 02 02 «Менеджмент (по направлениям)», 1-25 01 15 «Национальная экономика», 1-26 02 03 «Маркетинг», 1-25 01 04 «Финансы и кредит» ДНЕВНОЙ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Культурология» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТей ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (СОКРАЩЕННЫЙ СРОК ОБУЧЕНИЯ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Культурология» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТей ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ПОЛУЧЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (полный СРОК ОБУЧЕНИЯ)
ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Культурология: теория и история культуры: учеб. пособие / под общ. ред. И.Е. Ширшова. 2-е изд., исправ. и перераб. - Минск, 2010. 2. Павильч, А.А. Основы культурологического знания: пособие для студ. лингв. спец. вузов / А.А. Павильч. – Минск, 2008. 3. Ширшов, И.Е. Культурология: теория и история культуры: сокращенный курс лекций / И.Е. Ширшов, С.Н. Мизякина. – Минск, 2014.
Дополнительная
4. Айсина, Ф.О. Культурология. История мировой культуры: учебник / Ф.О. Айсина. – М., 2013. 5. Багновская, Н.М. Культурология: учебник /Н.М. Багновская. – М., 2016. 6. Борзова, Е.П. История мировой культуры: учеб. пособие / Е.П. Борзова. – СПб., 2001. 7. Кармин, А.С. Культурология: учеб. пособие / А.С. Кармин. – СПб., 2008. 8. Кравченко, А.И. Культурология: учебник / А.И. Кравченко. – М., 2015. 9. Культурология. XX век: энциклопедия / Т. 1–2. – СПб., 1998. 10. Культурология: история мировой культуры: учеб. пособие / под ред. Т.Ф. Кузнецовой. – М., 2003. 11. Культурология: учеб. пособие / под ред. Г.В. Драча. – М., 2003. 12. Культурология: учеб. пособие / под ред. Б.А. Эренгросс. – М., 2007. 13. Маркова, А.Н. Культурология: учеб. пособие / А.Н. Маркова. – М., 2013. 14. Павильч, А.А. Сравнительная культурология: пособие А.А Павильч. – Минск, 2015. 15. Попова, Т.В. Культурология: учеб. пособие / Т.В. Попова. – М., 2015. 16. Садохин, А.П. История мировой культуры: учеб. пособие. / Ч. 1–2. / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. – М. 2015. 17. Шендрик, А.И. Теория культуры: учеб. пособие / А.И. Шендрик. – М., 2002.
ПРОТОКОЛ согласования учебной программы по изучаемой дисциплине с другими дисциплинами специальности
КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
В основу сокращенного курса лекций положено издание Павильч, А.А. Основы культурологического знания: пособие для студентов лингвистических специальностей гуманитарных вузов / А.А. Павильч. – Минск: МГЛУ, 2008. – 236 с. Содержание
Тема 1. Дисциплинарный статус культурологии. Культура и цивилизация.
Тема 2. Становление и развитие культурологического знания.
Тема 3. Морфология культуры.
Тема 4. Функции культуры.
Тема 5. Закономерности социокультурной динамики.
Тема 6. Типология культуры.
Тема 7. Генезис культуры. Культура архаического общества.
Тема 8. Древние цивилизации мира.
Тема 9. Античная культура.
Тема 10. Европейская средневековая культура.
Тема 11. Культура эпохи Возрождения.
Тема 12. Европейская культура Нового времени.
Тема 13. Западная культура ХIХ в.
Тема 14. Динамика культуры восточных славян.
Тема 15.Культура ХХ в.
Тема 16. Культура современного информационного общества.
Тема 1. Дисциплинарный статус культурологии. Культура и цивилизация Культурологическое знание отличается междисциплинарным характером, поскольку формируется благодаря преемственной связи со многими смежными гуманитарными отраслями, которые предоставляют свой фактический материал, понятийно-категориальный аппарат и методологию исследования. Культурология опирается на философское знание, исследовательские традиции искусствоведения, фольклористики, мифологии, литературоведения, этнографии, музееведения и акцентирует внимание на развитии отдельных сфер и форм культуры.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.122 (0.127 с.) |