Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 5. Закономерности социокультурной динамики
Понятие культурная динамика обозначает изменения, которые происходят в системе культуры под влиянием внешних и внутренних факторов и сопровождаются эволюционированием, трансформацией, модернизацией, ассимиляцией или полным исчезновением культурных феноменов. По характеру и содержанию изменения в культуре могут быть прогрессивными и регрессивными, постепенными (закономерными) и революционными (внезапными). Роль механизмов, обусловливающих особенности и темпы развития культуры выполняют традиции и инновации, от степени соотношения которых во многом зависит качественное содержание культуры. Например, основу народной культуры составляют традиции, а главным показателем элитарной культуры является ее инновационность. Концепции циклического развития культуры основываются на идее круговорота и множественности цивилизаций в истории культуры. Российский ученый ХIХ в. Н.Я. Данилевский отождествлял культурную динамику со сменой самодостаточных культурно-исторических типов (“Россия и Европа”). Каждый культурно-исторический тип он отождествлял с уникальной и самобытной цивилизацией и уподоблял живым организмам, поскольку культуры проходят аналогичные с развитием растений стадии зарождения, роста, цветения, плодоношения, увядания и смерти. О. Шпенглер так же, как и Н.Я. Данилевский, представлял культуры живыми организмами, которые ограничены в сроке жизни, проходят этапы детства, юности, зрелости и старости (“Закат Европы”). Все они имеют индивидуальный образ, могут развиваться диахронно (последовательно во времени) и синхронно (сосуществовать в одном временном пространстве). А.Дж. Тойнби, определяя цивилизацию как устойчивую совокупность территориальных, религиозных и политических характеристик, считал, что цивилизации зарождаются и существуют не вследствие благоприятных условий, а благодаря постоянным усилиям человека и активности творческого меньшинства. П.А. Сорокин отождествлял историко-культурное развитие со сменой социокультурных суперсистем, каждая из которых отличается собственными ценностными доминантами, соответствующей моделью личности и после окончания цикла своего развития переходит в другой культурный тип (“Социальная и культурная динамика”). Он выделил идеациональный, чувственный и идеалистический типы культуры, которые волнообразно движутся и чередуются, независимо ни от каких факторов, пока не исчерпают свой энергетический потенциал.
Ю.М. Лотман связывал бытие культуры с непрерывным, постепенным движением, сменяющимся непредсказуемым взрывом, который приводит к изменению парадигмы культуры, утверждению новых ценностных доминант, внезапному возникновению инноваций в сферах науки, техники, искусства, коммуникативных отношений (“Культура и взрыв”).
Тема 6. Типология культуры
Исторические типы культуры различают в зависимости от разных стадий исторической эволюции общества, характера, форм и способов социальной организации и регуляции, особенностей производства и потребления, информационно-коммуникативных отношений и содержания социокультурной деятельности людей в разные периоды истории: архаический, аграрный доиндустриальный, индустриальный, постиндустриальный. К. Ясперс не принимал традиционную схему исторической периодизации культуры и понимал историю как завершенный в смысловом отношении процесс “между истоками и целью”. В основу своей типологии культуры он положил категорию осевого времени – период с 800 по 200 гг. до н.э., характеризующийся трансформацией мифологической картины мира. Соответственно К. Ясперс выделил следующие четыре этапа мировой истории: доисторический (прометеевский); доосевой (период великих культур древности); осевой, связанный с формированием человека с рациональным типом сознания; послеосевой, явившийся началом научно-технической (новой прометеевской) эпохи. Конфессиональные (этноконфессиональные) типы культуры отличаются условностью своей номинации и различаются на основании ареала распространения доминирующей религии и степени ее влияния на жизнедеятельность и ценностную детерминированность определенных социокультурных общностей. Социальные типы культуры обусловлены неоднородностью социальной структуры общества, чертами сословной организации, различиями жизнедеятельности и особенностями духовного освоения действительности: народная, элитарная, массовая, доминирующая культура и контркультура, маргинальная культура и субкультуры. Локальные (пространственные) типы культуры представляют собой способы организации жизнедеятельности людей в пределах отдельных систем и объединений, обусловленных совокупностью территориально-географических, исторических, этнонациональных, социальных и других факторов: региональная, этническая, национальная культуры.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.004 с.) |