Уровни, стороны и формы человеческого общения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Уровни, стороны и формы человеческого общения.



Рассмотрим уровни общения по классификации В.П. Третьякова и Ю.С. Крижанской.

Ритуальный уровень общения. Индивидуальность коммуникантами не роявляется, а контакт осуществляется на уровне процесса «принятия и играния ролей», или на уровне взаимодействия «масок» («Маска» – это совокупность знаков (словесных и несловесных), подача которых обеспечивает «гладкое» и безопасное взаимодействие в человеческой группе.) Ритуальный уровень общения почти целиком регулируется речевым этикетом.

Манипулятивный уровень общения. Один партнер рассматривает другого

как средство или как помеху к достижению своей цели. О манипулятивном уровне говорят, когда для коммуникантов главным является достижение эффективности речи любой ценой. Цель такого общения – выигрыш, если не материальный, то психологический. В речевой манипуляции всегда есть момент неравенства, неуважения к человеку, к его личности, поэтому основная часть конфликтных отношений относится к этому уровню общения. Конфликтная манипуляция – это речевое действие, цель которого – добиться чувства превосходства над собеседником путем демонстрации ему его несовершенства, неполноценности (самоутверждение за счет партнера).

Дружеский уровень общения. Для этого уровня свойственно взаимодействие субъектов с большой долей фатического общения. Главное в дружеском уровне общения – понимание и принятие человека как личности. Именно о таком общении А. де Сент-Экзюпери говорил как о «роскоши человеческого общения», поскольку в нем преобладает духовное, а следовательно, творческое общение.

Обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа (Б Ф Ломов,

Первый уровень — макроуровень. Общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами.

Второй уровень — мезоуровень (средний уровень), общение рассматривается сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуации общения — по поводу «чего» и «с какой целью» Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями идеями, переживаниями

Третий уровень — микроуровень, главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций. Элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера (Например, «вопрос — ответ», «побуждение к действию — действие», «сообщение информации — отношение к ней» и т. п.).

Наиболее распространенной в отечественной психологии является следующая уровневая система:

1) примитивный уровень – предполагает реализацию схемы общения, в которой собеседник не партнер, а нужный или мешающий предмет. При этом фазы контакта исполняются в пристройке сверху или (с откровенно сильным партнером) снизу. Подобный уровень общения предлагается в состоянии опьянения, озлобления, в состоянии конфликта и т. д.;

2) манипулятивный уровень – реализуется схема партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть, причем выигрыш – выгода (материальная, житейская или психологическая). При этом манипулятор улавливает и пытается использовать слабые места партнера;

3) стандартизованный уровень – общение, основанное на стандартах, когда один из партнеров (или оба) не желают контакта, но без него не обойтись;

4) конвенциональный уровень – уровень обычного равноправного человеческого общения в рамках принятых правил поведения. Этот уровень требует от партнеров высокой культуры общения, которое может рассматриваться как искусство и для овладения которым иному человеку приходится годами работать над собой. Он является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах;

5) игровой уровень – характеризуется также как конвенциональный, но с повышенной положительной направленностью на партнера, интересом к нему и желанием породить подобный же интерес к себе со стороны партнера. В игре главное – заинтриговать, заинтересовать партнера. На этом уровне больше ценится возникшая человеческая связь, а не информативная компонента общения. Идеален для преподавательской деятельности;

6) уровень делового общения – по сравнению с конвенциональным уровнем предполагает повышенную направленность на партнера как на участника коллективной деятельности. Главным на этом уровне является степень умственной и деловой активности партнера, его включенность в общую задачу. Идеален для групповой деятельности, для мозговых штурмов и т. д.;

7) духовный уровень – высший уровень человеческого общения, для которого характерно взаиморастворение в партнере, высокая спонтанность мысли и чувства, предельная свобода самовыражения, партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению.

Наиболее распространенная включает шесть уровней общения:

· примитивный уровень (Собеседник настраивает контакт, не особо беспокоясь, насколько адекватно и правильно вы его воспримете. Собеседник предпочитает больше говорить, чем слушать, он не заботится о рождении нужных чувств у окружающих).

· манипулятивный уровень (Собеседник на этом уровне общения воспринимается как инструмент для достижения каких-либо целей, подобный уровень общения - неотъемлемая часть многих профессий).

· деловой уровень (Собеседник внимателен к вашим личным взглядам, вкусам, он обращает внимание на ваш характер, возраст. Объединяющая вас цель обуславливает ваши взаимоотношения - поэтому это не является манипуляцией).

· игровой уровень (Уровень общения, основывающийся на импровизационных формах, которые могут быть несерьезными, шутливыми, даже гротескными).

· духовный уровень (Название показывает, что данный уровень общения характеризуется наибольшей степенью раскрытия своей личности и погружения в личность собеседника. Этот уровень требует порою немалых внутренних усилий, на которые далеко не все способны).

· масочный уровень (Собеседник поневоле надевает маску приветливости, серьезности, вежливости, так как иногда просто психологически невозможно вкладывать в общение все свои умственные ресурсы, обаяние.).

Формы межличностного общения:

1) монологическая – когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому – пассивного исполнителя (например, лекция, нотация, и т. д.);

2) диалоговая – характерно сотрудничество участников – собеседников или партнеров по общению (например, беседа, разговор);

3) полилогическая – многостороннее общение, которое носит характер борьбы за коммуникативную инициативу.

Формы общения

1) анонимное общение – взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми, любые временные связи между людьми – жителями города, пассажирами поезда, зрителями кинотеатра, посетителями музея;

2) неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений в качестве сослуживцев, общение, целями которого партнеры по общению не ставят решение каких-либо экономических, профессиональных задач, партнер выбирается по принципу взаимных интересов;

3) интимно-семейное общение – общение между близкими людьми или членами семьи;

4) функционально-ролевое (профессиональное) общение – связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции по отношению друг к другу, общение с коллегами; всегда носит вынужденный характер.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.006 с.)