Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Уровни, стороны и формы человеческого общения.
Рассмотрим уровни общения по классификации В.П. Третьякова и Ю.С. Крижанской. Ритуальный уровень общения. Индивидуальность коммуникантами не роявляется, а контакт осуществляется на уровне процесса «принятия и играния ролей», или на уровне взаимодействия «масок» («Маска» – это совокупность знаков (словесных и несловесных), подача которых обеспечивает «гладкое» и безопасное взаимодействие в человеческой группе.) Ритуальный уровень общения почти целиком регулируется речевым этикетом. Манипулятивный уровень общения. Один партнер рассматривает другого как средство или как помеху к достижению своей цели. О манипулятивном уровне говорят, когда для коммуникантов главным является достижение эффективности речи любой ценой. Цель такого общения – выигрыш, если не материальный, то психологический. В речевой манипуляции всегда есть момент неравенства, неуважения к человеку, к его личности, поэтому основная часть конфликтных отношений относится к этому уровню общения. Конфликтная манипуляция – это речевое действие, цель которого – добиться чувства превосходства над собеседником путем демонстрации ему его несовершенства, неполноценности (самоутверждение за счет партнера). Дружеский уровень общения. Для этого уровня свойственно взаимодействие субъектов с большой долей фатического общения. Главное в дружеском уровне общения – понимание и принятие человека как личности. Именно о таком общении А. де Сент-Экзюпери говорил как о «роскоши человеческого общения», поскольку в нем преобладает духовное, а следовательно, творческое общение. Обычно выделяются, по крайней мере, три уровня анализа (Б Ф Ломов, Первый уровень — макроуровень. Общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни. На этом уровне процесс изучается в интервалах времени, сопоставимых с длительностью человеческой жизни с акцентом на анализ психического развития индивида. Общение здесь выступает как сложная развивающаяся сеть взаимосвязей индивида с другими людьми и социальными группами. Второй уровень — мезоуровень (средний уровень), общение рассматривается сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуации общения — по поводу «чего» и «с какой целью» Вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями идеями, переживаниями
Третий уровень — микроуровень, главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций. Элементарная единица общения — это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера (Например, «вопрос — ответ», «побуждение к действию — действие», «сообщение информации — отношение к ней» и т. п.). Наиболее распространенной в отечественной психологии является следующая уровневая система: 1) примитивный уровень – предполагает реализацию схемы общения, в которой собеседник не партнер, а нужный или мешающий предмет. При этом фазы контакта исполняются в пристройке сверху или (с откровенно сильным партнером) снизу. Подобный уровень общения предлагается в состоянии опьянения, озлобления, в состоянии конфликта и т. д.; 2) манипулятивный уровень – реализуется схема партнер – соперник в игре, которую непременно надо выиграть, причем выигрыш – выгода (материальная, житейская или психологическая). При этом манипулятор улавливает и пытается использовать слабые места партнера; 3) стандартизованный уровень – общение, основанное на стандартах, когда один из партнеров (или оба) не желают контакта, но без него не обойтись; 4) конвенциональный уровень – уровень обычного равноправного человеческого общения в рамках принятых правил поведения. Этот уровень требует от партнеров высокой культуры общения, которое может рассматриваться как искусство и для овладения которым иному человеку приходится годами работать над собой. Он является оптимальным для разрешения личных и межличностных проблем в человеческих контактах;
5) игровой уровень – характеризуется также как конвенциональный, но с повышенной положительной направленностью на партнера, интересом к нему и желанием породить подобный же интерес к себе со стороны партнера. В игре главное – заинтриговать, заинтересовать партнера. На этом уровне больше ценится возникшая человеческая связь, а не информативная компонента общения. Идеален для преподавательской деятельности; 6) уровень делового общения – по сравнению с конвенциональным уровнем предполагает повышенную направленность на партнера как на участника коллективной деятельности. Главным на этом уровне является степень умственной и деловой активности партнера, его включенность в общую задачу. Идеален для групповой деятельности, для мозговых штурмов и т. д.; 7) духовный уровень – высший уровень человеческого общения, для которого характерно взаиморастворение в партнере, высокая спонтанность мысли и чувства, предельная свобода самовыражения, партнер воспринимается как носитель духовного начала, и это начало пробуждает в нас чувство, которое сродни благоговению. Наиболее распространенная включает шесть уровней общения: · примитивный уровень (Собеседник настраивает контакт, не особо беспокоясь, насколько адекватно и правильно вы его воспримете. Собеседник предпочитает больше говорить, чем слушать, он не заботится о рождении нужных чувств у окружающих). · манипулятивный уровень (Собеседник на этом уровне общения воспринимается как инструмент для достижения каких-либо целей, подобный уровень общения - неотъемлемая часть многих профессий). · деловой уровень (Собеседник внимателен к вашим личным взглядам, вкусам, он обращает внимание на ваш характер, возраст. Объединяющая вас цель обуславливает ваши взаимоотношения - поэтому это не является манипуляцией). · игровой уровень (Уровень общения, основывающийся на импровизационных формах, которые могут быть несерьезными, шутливыми, даже гротескными). · духовный уровень (Название показывает, что данный уровень общения характеризуется наибольшей степенью раскрытия своей личности и погружения в личность собеседника. Этот уровень требует порою немалых внутренних усилий, на которые далеко не все способны). · масочный уровень (Собеседник поневоле надевает маску приветливости, серьезности, вежливости, так как иногда просто психологически невозможно вкладывать в общение все свои умственные ресурсы, обаяние.). Формы межличностного общения: 1) монологическая – когда только одному из партнеров отводится роль активного участника, а другому – пассивного исполнителя (например, лекция, нотация, и т. д.); 2) диалоговая – характерно сотрудничество участников – собеседников или партнеров по общению (например, беседа, разговор); 3) полилогическая – многостороннее общение, которое носит характер борьбы за коммуникативную инициативу. Формы общения 1) анонимное общение – взаимодействие между незнакомыми или не связанными личными отношениями людьми, любые временные связи между людьми – жителями города, пассажирами поезда, зрителями кинотеатра, посетителями музея; 2) неформальное общение – всевозможные личностные контакты людей за пределами официальных отношений в качестве сослуживцев, общение, целями которого партнеры по общению не ставят решение каких-либо экономических, профессиональных задач, партнер выбирается по принципу взаимных интересов; 3) интимно-семейное общение – общение между близкими людьми или членами семьи; 4) функционально-ролевое (профессиональное) общение – связи между людьми, которым присущи определенные роли. Участники такого общения выполняют определенные функции по отношению друг к другу, общение с коллегами; всегда носит вынужденный характер.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 641; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.251.154 (0.006 с.) |