Понятие служебного этикета. Нормы и принципы служебного этикета: Этика отношений руководителя и подчиненных. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие служебного этикета. Нормы и принципы служебного этикета: Этика отношений руководителя и подчиненных.



Этикет – совокупность правил поведения, установленных в коллективе и принятых как нормы общения в различных жизненных ситуациях; свод правил, обхождение с людьми как писаных установленных, так и иных, передаваемых от человека к человеку неформально.

Этикет сотрудника органов внутренних дел – составная часть его нравственной и эстетической культуры, включающей регламентированные формы поведения и общения с гражданами. Знание норм и правил служебного этикета – один из важнейших показателей профессионализма и общей культуры сотрудника органов внутренних дел.

Этикет регулирует манеры. Манеры – способность держать себя, внешние формы поведения. К манерам относится некоторые особенности речи, жесты, мимика, походка.

Отличительной чертой служебного этикета сотрудник органов внутренних дел является его нормативный характер: общение здесь регламентировано уставами и приказами, наставлениями и инструкциями, выполнение которых строго обязательно.

Основными нормами и правилами, обеспечивающими красоту отношений между сотрудниками органов внутренних дел:

  • строгая субординация
  • сознательная дисциплина
  • взаимное уважение
  • уважение к старшим по званию, должности, возрасту
  • исполнительность, пунктуальность, инициатива, выдержка, спокойствие

В служебной деятельности важно придерживаться норм субординации, основанных на обязательным подчинении младших старшим, правилах служебной дисциплины и чётком разграничении профессиональных полномочий.

В свою очередь субординация предполагает: власть и подчинение, исполнительность, контроль, координацию своих действий с действиями других сотрудников, запрет на действия подчинённого через голову своего непосредственного руководителя, обозначение рамок компетентности в принятии управленческих решений, фиксацию служебных прав и обязанностей. К общепринятым нормам и правилам поведения относится вежливость и тактичность, простота и скромность, честность и правдивость, откровенность и прямота, щедрость и великодушие, отзывчивость и чуткость, нравственная частота, взаимопомощь, взаимоуважение и другие нормы, без соблюдения которых невозможно нормальное существование общества.

Вежливость – это уважительное отношение к людям, доброжелательность, внимательность и проявление подлинного интереса к человеку, готовность вовремя помочь и оказать услугу каждому, кто в этом нуждается.

Чуткость непосредственно связана с вежливым обращением, отношениям и порождает деликатность. Деликатный человек может своим поведением предупредить всякую грубость.

Учтивость выражает точное и вместе с тем сдержанное соблюдение внешних форм уважения.

Корректность – вежливо строгое, холодное, официально уважительное отношение к человеку.

Простота – нетерпимость ко всему показанном, пышности к всякого рода излишествам.

Скромность – моральные качества, проявляющиеся в том, что человек не признает и не выставляет напоказ своих особых заслуг достоинств и особых прав, критически относится к своим собственным заслугам и недостаткам.

Честность – моральные качества, включающие в себя правдивость, принципиальность, верность принятым обязательствам, искренность перед собой и перед другими.

Правдивость – моральное качество, характеризующие человека, сделавшего для себя правило говорить правду, не скрывать её других людей, а также не скрывать от себя действительное положение дел.

Принципиальность – моральные качества, означающие верность определённой идее, в её убеждениях и последовательное проявление в поведении.

Требовательность – предъявление высоких моральных требований к человеку и признание его ответственности за их выполнение.

В процессе общения между людьми часто возникают такие трудные, нестандартные, противоречивой ситуации, в которых честь и достоинство люди не всегда могут быть обеспечены соблюдением лишь одних правил вежливости. В таких ситуациях сотрудник должен найти необходимую форму общения, нужное слово, нестандартные действия, он должен проявить такт.

Профессиональный такт – это проявление по отношению к другим людям чувство меры, сдержанности, предусмотрительности, приличия.

Таковы основные общие человеческие правила и принципы нормы этикета.

Нормы этикета – это наставления по конкретным формам поведения в обществе. Соблюдение их делает общение людей гораздо более приятным, чем при нарушении этих норм или пренебрежение ими.

Назначение норм – помогать руководителям в организации как личного поведения, так и поведения подчинённых для создания благоприятного морально-психологического климата в коллективе:

- Без нужды не критикуй критика средство, а не цель.

- Не повторяй ни публично, ни один на один критические замечания в адрес человека, исправившего положение дела.

- Без надобности в дела подчинённого не вмешивайся.

- Умение отказываться от своего неверного решения важнее ложного престижа.

- Убеждая, не пользуйся властью, пока не исчерпал все остальные средства.

- Всегда благодари за хорошую работу, но не благодари за плохую.

- Не делай замечание подчинённым в присутствии посторонних лиц.

- Критика ошибок подчинённых не должна убивать в них чувство самостоятельности.

- Объектом критики чаще всего должна быть плохо выполненная работа, а не человек.

- Чем выше ранг руководителя, тем больше внимания и времени он должен посвещать перспективам.

- Чем ниже ранг руководителя, тем больше внимания и времени он должен уделять человеческим отношениям, умению говорить, разговаривать, слушать.

- Никогда не раздражайся, имей терпение.

- Никогда не ругайся, не используй ненормативную лексику.

- Позаботиться о том, чтобы твои работники были освобождены от забот отвлекающих их от работы.

- Учись на своих ошибках.

- Будь внимательнее к чужому мнению.

- Будь внимателен и объективен к бесполезным предложением, отвергнуть грубо бесполезные предложение, значит лишить себя возможности получать полезные предложения в будущем.

- Будь объективен в оценке предложений, исходящих от неприятных для тебя людей.

- При отклонении предложений будет тактичен и вежлив, однако стремление к вежливости не должно менять существа решения.

- Работа не может проходить успешно, если создана атмосфера незаменимо в руководителя.

- Умение сочетать гуманность требовательностью – предпосылка здорового морального климата в коллективе.

- Отдавай распоряжение, будь краток.

- Не бойся талантливых подчинённых, старайся поддержать их разумное начинании.

- Знание возможности своих сотрудников – достоинство и преимущество хорошего начальника.

- Высшая форма неуважения к подчинённым – задержать начало работы из-за опоздания руководителя или неподготовленности совещания.

- Хороший начальник делает замечания по мере обнаружения недостатков в работе подчинённых, плохой копит их для публичного разноса.

- Твоя уверенность в успехе дела уверенность всего коллектива.

- Умей подчиняться.

- Если хочешь, чтобы подчинённые обладали полезными для работы качествами, вырабатывай их у себя.

- Занимайся только теми вопросами, для решения которых твое участие обязательно.

- Ничто так не разлагает работу как приписывание заслуг коллектива одному лицу.

- Будьте самокритичен.

- Культурный человек здороваться первым.

- Помни, что сомнительный источник информации сплетни и пересуды вредны прежде всего тебе.

- Помни, что сомнительные источники информации сплетни, пересуды вредный прежде всего тебе.

- Будь справедлив к служебные характеристикам человека, даже если ваши отношения оставляют желать лучшего.

- Начиная служебную деятельность позаботиться о том, чтобы твои рациональное принципы работы с самого начала стали известны подчинённым.

- Ты можешь иногда не проверять положительные оценки человека, но не имеешь право использовать без проверки любые отрицательные характеристики своих подчинённых.

- Опасайся лести, чрезмерной похвалы, будь бдителен к хвалящим тебя.

- Не пренебрегай знаниями мелочей жизни подчинённых, но не афиширую эти знания.

- Не забывай, что у подчинённых семья, а у членов семьи есть знаменательные даты.

- Знание мотивов поступков людей – одна из основ формирования делового настроения.

- Требуя выполнения определённых правил, проверь выполняешь ли ты их сам.

- Помни, что твои недостатки умножаются на число подчинённых, для которых ты большой авторитет и объект подражания.

 

28. Культура речи (речевой этикет) и ее элементы (компоненты). Ненормативная (бранная) лексика как культурно-воспитательная проблема.

Культура речи — это и культура мысли, и характеристика культурного уровня, и свидетельство нравственной цельности человека.

Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. Оно заключается в умении найти наиболее доходчивое и наиболее уместное, подходящее для данного случая средство для выражения своей мысли. Культура речи обязывает человека придерживаться некоторых обязательных норм и правил, среди которых важнейшими являются следующие.

- Содержательность. Речь сотрудника органов должна быть тщательно продуманной, предельно сжатой и при этом предельно информативной. Немногословная, но содержательная речь свидетельствует о высокой культуре и мышления, и языка, поскольку истинное красноречие состоит в том, чтобы сказать все, что нужно, но не более того.

- Логичность. В логичной речи все ее положения обоснованны, непротиворечивы и последовательно вытекают одно из другого. Все ее ведущие положения взаимосвязаны и подчинены единой мысли. Логика создает фундамент убеждения и доказательства.

- Доказательность. Доводы должны быть достоверными и обоснованными, т.е. должны доказывать собеседнику, что все, о чем говорится, существует в реальной действительности и носит объективный характер.

- Убедительность. Цель и смысл всякой беседы заключаются не только в том, чтобы убедить собеседника в правильности сообщаемых ему сведений, но и добиться того, чтобы это убеждение прочно укоренилось в его сознании. Поэтому при разговоре необходимо учитывать и психологическую характеристику собеседника, и систему его взглядов и ценностей, обращаться не только к его разуму, но и к сердцу, и к совести, иллюстрировать свои доводы яркими и понятными для собеседника примерами.

Обычно выделяют три компонента профессиональной речи:

нормативный — речевая правильность;

коммуникативный — возможность понимания речи собеседником;

Культура речи неразрывно связана с законами и специфическими особенностями функционирования языка, с многообразной речевой деятельностью. Данное понятие включает в себя возможность находить новую языковую форму для выражения конкретного содержания в определенной ситуации речевого общения. В процессе освоения культуры речи вырабатываются навыки отбора, а также употребления различных языковых средств в речевом процессе, формируется сознательное применение этих средств в речевой практике в соответствии с задачами конкретной коммуникации. В этом и заключается коммуникативный аспект речевой культуры.
этический — уместность, правомерность высказывания в данной ситуации.

Этический аспект речевой культуры подразумевает знание и практическое применение правил языкового поведения в определенных ситуациях. Под этическими нормами речевого общения понимается речевой этикет, который включает речевые формулы приветствия, просьб, вопросов, благодарности, поздравлений, правила обращения к собеседнику с использованием местоимений «ты» или «вы», выбор для обращения полного или сокращенного имени и т.д. Этический компонент культуры речи вносит запрет на сквернословие в общении, а также осуждает проведение речевой коммуникации на «повышенных тонах». Обращение к незнакомому человеку лучше сформулировать без использования специальных форм, например: «Простите, вы не могли бы…» или «Скажите, пожалуйста…» и т.д. При первом знакомстве с человеком, обязательно следует запомнить, как его зовут, и в процессе дальнейшего общения обращаться к нему по имени и отчеству, стараясь не допускать ошибок. Достижение максимальной эффективности общения неразрывно связано со всеми тремя компонентами речевой культуры: нормативным, коммуникативным и этическим.

Инвективная (оскорбительная) лексика - лексика, унижающая честь и достоинство другого лица, выраженная в неприличной форме, которая контрастирует с принятыми в обществе нормами; может быть использована словесно или письменно»
Чаще всего инвективная лексика исходит от бестактности. Бестактность может причинить человеку обиду и даже страдания(досаду, неприятность, унижение достоинства).

С юридической точки зрения инвективная лексика - слова и выражения, заключающие в своей семантике, экспрессивной окраске и оценочном компоненте содержания интенцию (намерение) говорящего или пишущего унизить, оскорбить, обесчестить, опозорить адресата речи или третье лицо, обычно сопровождаемое намерением сделать это в как можно более резкой и циничной форме.

Нельзя осудить просто человека за то, что он сказал бранные слова, нужно чтобы было доказано, что обвиняемый оскорбил кого-то, публично (при свидетелях). Оскорбление не сводится к простому употреблению непристойности. Нужно доказать, что человек хотел унизить оскорбленного и в конечном счете, употребление инвективой лексики обычно сводится к хулиганству. Если это не касается громких процессов связанных с публичными людьми.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.024 с.)