Ввведение. Понятие и признаки государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ввведение. Понятие и признаки государства



ВВЕДЕНИЕ.

Меняется жизнь - меняется школа. Не мене верно и другое утверждение: чем быстрее меняется школа, тем скорее изменяется жизнь.

В концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования России от 18.07.02 № 2783 обозначены цели перехода к профильному обучению, среди которых можно выделить приоритетную: создание условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ. С этой целью помимо профильных общеобразовательных предметов сегодня вводятся элективные курсы - обязательные для посещения по выбору учащихся.

Элективный курс выбирается учащимся самостоятельно и предметов составляет индивидуальную образовательную траекторию школьника. Работая с элективным курсом, учитель имеет возможность направить усилие на формирование способностей самостоятельной деятельности ученика в изучении материала. При изучении представленного курса могут использоваться такие формы работы как свободная беседа, интерактивная лекция, дискуссия, проектная работа. Данные формы работы позволяют поставить ученика в такую теоретическую и практическую ситуацию, в которой он сам обнаруживает проблему или вопрос, и самостоятельно ее решает.

Сегодня нельзя забывать о главной задаче российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Таким образом, современная школа не должна отказываться от ЗУНов, а считать их приоритетным направлением деятельности - способствовать развитию школьников, учить их решать учебные и жизненные проблемы, учить учиться.

Методическое пособие «Основы правовых знаний» является частью учебно-методического комплекса, в который входят учебная программа элективного курса и электронное учебное пособие для учащихся.

В пособии раскрыты наиболее важные ключевые вопросы каждого урока. В начале каждого занятия даны цели, формы, план и основные моменты, на которые учителю необходимо обратить внимание при изучении той или иной темы. В конце каждого занятия даны вопросы и задания. Весь материал пособия поделен на разделы, которые содержат повторительно-обобщающие уроки. Все повторительно-обобщающие уроки курса разработаны по одной схеме и состоят из двух частей: устное повторение материала и выполнение письменного теста, состоящего их частей А, В, С по подобию ЕГЭ. Данное методическое пособие предлагает учителю использование такие формы занятий, как лекции с элементами беседы, практические занятия с правовыми документами, семинары, проектные работы.

Работа по данному пособию предполагает использование учителем следующих современных педагогических технологий:

ü Технологию критического мышления. Для работы с курсом учителю можно использовать такие методические приемы как разбивка на кластеры, лекция со стопами, прием «написания синквейна».

ü Технологии мультимедиа и Интернет ресурсы – это создание электронных презентаций и работа в системе Интернет.

ü Коллективный способ обучения. Курс предполагает достаточно большое количество практических и семинарских работ в группах постоянного состава.

ü Метод проектов как коллективных, так и индивидуальных.

Пособие имеет автономный характер: его одного достаточно для квалифицированной подготовки учителя к занятию. Это объясняется нашим стремлением максимально облегчить работу преподавателя в поиске дополнительной справочной информации.


СОДЕРЖАНИЕ:

 
с.

  Раздел I. Общая характеристика понятия государство  
1. Введение. Понятие и признаки государства. 7
2. Теории происхождения государства. 11
3. Социальная сущность и функции государства. 15
4. Формы государства. Формы правления 18
5. Формы государства. Формы правления 22
6. Форма государственного устройства 24
7. Политический режим и его особенности. 27
8. Повторительно-обобщающий урок по теме «Государство». 30
  Раздел II. Государство Российская Федерация  
9. Конституция Российской Федерации 34
10. Конституция Российской Федерации 36
11. Президент Российской Федерации. Изменения в Конституции Российской Федерации 2008 года. 40
12. Порядок выборов и отрешение от должности президента Российской Федерации. 44
13. Повторительно-обобщающее занятие: Конституция и Президент Российской Федерации 49
14. Понятие и типы парламентов. Функции парламентов. 51
15. Структура парламента Российской Федерации. 55
16. Статус депутатов Государственной Думы. 60
17. Федеральный закон и стадии его принятия. 64
18. Повторительно-обобщающий урок: Парламент Российской Федерации 68
19. Исполнительная власть в России (исторический экскурс) 70
20. Правительство Российской Федерации структура процесс формирования. 73
21. Полномочия правительства в сфере экономики. 76
22. Полномочия правительства в сфере кредитов, финансов и денежной политике 79
23. Полномочия правительства в социальной сфере. 8
24. Полномочия правительства в государственной безопасности. 82
25. Федеральная служба безопасности Российской Федерации. 83
26. Судебная власть в Российской Федерации. Конституционный суд 87
27. Судебная власть в Российской Федерации Высший арбитражный суд 92
28. Судебная власть в Российской Федерации Суды основной юрисдикции 95
29. Суд присяжных заседателей 97
30. Повторительно-обобщающий урок: Правительство и судебная система РФ. 100
  Раздел III. Итоговое обобщение по курсу.  
31.  «Структура власти Российской Федерации». 103
32. «Структура власти Российской Федерации». 103
33. «Структура власти Российской Федерации». 103
34. Контрольное тестирование по курсу. 103


ЗАНЯТИЕ 1.

Понятие «Государство»

Типология обществ

1.  Простые /сложные

2. Дописьменные / письменные

3. Типология Ленски:

Общество охотников и собирателей

Общество садоводов

Аграрное общество

Индустриальное

4. Современная типология:

Простые (доиндустриальные)

Индустриальные

Постиндустриальные

Первые государства формируются в аграрных обществах 4-3 тыс. до нашей эры. Первые государства формируются в долинах крупных рек ДР. Египет, Ближний Восток.

3. Работая над признаками государства, учитель может объяснять их на примере Российской Федерации. Можно использовать прием кластеров при рассмотрении данного вопроса. Понятие суверенитет можно рассмотреть, используя Конституцию РФ. А дома учащиеся могут охарактеризовать признаки любого другого государства, например, Англии, Японии, США.

Признаки государства:

ü Публичная власть (государственный аппарат)

Способы формирования государственного аппарата: наследование, назначение, замещение, выборы, захват.

Государственный аппарат выполняет две функции:

• управление

• принуждение (выполняет аппарат насилия, необходимый для установления порядка и норм общества, так как существуют дивианты – люди, с отклоняющимися от норм формами поведения)

Государственный аппарат наделен публично-властными полномочиями, решения госаппарата являются обязательными для всех, кто проживает на его территории.

ü Территория с четко обозначенными границами

Государство имеет экспансионистскую (расширение) природу. С древних времен существует восприятие окружающей территории как земли известной – ойкумены. К концу XIX века происходит закрытие ойкумены.

 В XX веке открываются геополитические школы, которые пытаются обосновать необходимость расширения lebensraum (жизненного пространства). Наиболее активная школа германская. Основатель школы Ратциль, Хаусхофферд

ü Суверенитет

От (нем. Souveranitat, от франц. souverainete — верховная власть), независимость государства во внешних и верховенство во внутренних делах.

Существует два аспекта.

Внутренний аспект – верховенство власти. Государство может самостоятельно устанавливать общепринятые правила поведения, поддерживать порядок, определять права и обязанности граждан

Внешний аспект – независимость государства на международном уровне. Ограниченный суверенитет (в случае завоевания другой страной или самостоятельного ограничения).

По Конституции РФ  Статья 4

1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию.

2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

ü Налоги и займы

ü Наличие прав

Право регламентирует отношения в обществе.

Право – совокупность общепринятых правил поведения, которые устанавливаются, санкционируются государством и устраняются его силой.

Санкция - (от лат. sanctio — строжайшее постановление) мера воздействия, важнейшее средство социального контроля. Различают негативные санкции, направленные против отступлений от социальных норм, и позитивные санкции, стимулирующие одобряемые обществом, группой отклонения от норм. Формальные санкции налагаются официальным общественным или государственным органом; неформальные санкции — реакция членов группы, друзей и т. д.

Санкции:  дисциплинарные, административные, уголовные.

ü Дополнительные признаки государства

Общая транспортная система, общая денежная система, информационная система и др.


Вопросы:

1. Дайте определение понятию «Общество».

2. Определите элементами чего (общества, страны, государства) выступают суд, армия, юридические законы, население, безработица, юридические законы, географическое положение, благосостояние.

3. С какими типами общества вы познакомились? Дайте краткую характеристику каждой типологии обществ?

4. Каково значение понятие государство, какими признаками оно обладает?

Задания:

1. Постройте схему «Признаки государства РФ».

2. Занесите в таблицу признаки, которые схожи u у государства и мэрии. Что их отличает?

  Государство Мэрия
Сходства    
Отличия    

3. Чем отличаются понятия «государство»  и  «государственность»? Свой ответ аргументируйте.

4. Опровергните или докажите правильность следующих утверждений:

ü Понятие «государство» шире, чем понятие «общество».

ü Государство – это географическое понятие, а общество -  политическое

ü Понятие «общество» относится только к современному этапу развития цивилизации.

ЗАНЯТИЕ 2.

План.

1. Теологическая теория.

2. Патриархальная теория.

3. Теория общественного договора

4. Марксистская теория.

5. Теория насилия.

6. Социологическая теория.

Разъясняя сущность различных подходов к происхождению государства, учитель просит ребят записать в тетрадь их положительные и отрицательные аспекты, а также сформулировать в устной форме собственное отношение к ним. Наиболее подготовленные ученики могут наглядно изобразить модель того, как, по их мнению, зарождалось государство.

Этнографическая и историческая науки выделяют все новые и новые данные о происхождении государства, поэтому вопрос о происхождении государства является дискуссионным. Существует огромное множество теорий возникновения государств.

Теологическая теория.

Теория божественного происхождения государства.

Истоки: Древний Египет, Иудея, Вавилон.

Эта теория получила наибольшее выражение в трудах Фомы Аквинского и Георга Гегеля.

Государство, по мнению представителей данной теории, продукт божественной власти, в силу чего государственная власть вечна, незыблема и зависима главным образом  от религиозных организаций и деятелей. Каждый человек обязан подчиняться во всем государю. Социально-экономическое правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с этим необходимо смириться и не оказывать сопротивления. Непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание всевышнему.

2. Патриархальная теория.

Истоки Китай

Представители данной теории Конфуций (V век), Аристотель (IV век), Михайловский (XIX век.).

Согласно этой теории люди – существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитии разрастание семей в результате увеличения людей приводит к образованию государства. Власть государя есть продолжение власти отца. Следовательно, происходит покорное подчинение власти. Как в семье отец, так и в государстве монарх не выбирается, не назначается и не смещается подданными,  так как они – его дети.

3. Теория общественного договора. [1]

Государство результат своеобразного договора.

Истоки: Древняя Греция, Франция

Представители Эпикур 341-270гг. до н.э ., Гуго Гроций, Жан Жак Руссо, Томас Гоббс, А.Н. Радищев.

Теория общественного договора исходит из того, что государство  –результат своеобразного договора, заключенного между суверенным властителем и подданными. Причины заключения такого договора различны.

По мнению Томаса Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к созданию государства, является страх перед агрессией со стороны других людей, опасность за свою жизнь, свободу, имущество. Поэтому люди сами пришли к необходимости облечь кого-то властью в целях обеспечения своей безопасности. Свою теорию он изложил в главном произведении «Левиафан» (1625).

Мыслитель Ж.Ж.Руссо признавал необходимыми коллективные формы жизни, потому что в одиночку человек не может противостоять внешним факторам: стихийным бедствиям, нападению врагов, появлению частной собственности. Отсюда «договор всех против всех», провозгласивших народ коллективным суверенитетом власти. Главный труд Руссо «Общественный договор» (1762).

Теория насилия

В наиболее завершенном виде была представлена в трудах ученых Карла Каутского, Евгения Дюринга, Людвига Гумпловича, Фридриха Ницше.

Сила, насилие - основной фактор изменений в обществе. Причину происхождения государства они видели в военно-политических факторах: насилии, порабощении одних  племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

Ф.Ницше – расовый подход государства есть завоевание господствующей расой другой расы.  Раса господствующих – стая белокурых хищников, которых отличают организационные способности и воля к власти. Раса рабов – это миролюбивое бродяжное население.

5. Марксистская (материалистическая) теория [2]

Представители К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И. Ленин.

Они объясняют возникновение государственности социально-экономическими причинами. Для развития экономики и соответственно государства имели три крупных разделения труда (от земледелия отделились скотоводство и ремесло, обособился класс людей, занятых только обменом). Это разделение труда и связанное с ним совершенствование орудий труда дали толчок росту его производительности. Возник избыточный продукт, который, в конечном счете, и привел к возникновению частной собственности, в результате чего общество раскололось на имущие и неимущие классы, на эксплуататоров и эксплуатируемых.

Важнейшим последствием появления собственности стало выделение публичной власти, уже не совпадающей с обществом и не выражающей интересы всех его членов. Власть переходит к богатым людям, которые превращаются в управленцев.

Поэтому государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях обеспечения существования и функционирования общества как целостного организма.

Социологическая теория.

Представители теории А.П Бутенко, К. Леви-Строс.

Выделение человека из животного царства произошло благодаря запрету на инцест (половые взаимоотношения кровных родственников, кровосмешение)

В процессе длительной эволюции люди осознали вред кровосмешения, соответственно был установлен запрет на инцест. Была создана группа людей,  которая следила за соблюдением запретов. За нарушения наказывали. Соответственно начинаются складываться отношения с другими племенами с целью обмена женщинами. Таким образом, можно говорить, что формирование аппарата насилия -  прообраз первого государства.


Задания:

  1. Заполните таблицу «Теории происхождения государства»:
Теория происхождения государства Положительные аспекты Отрицательные аспекты
     

2. Наглядно изобразите модель зарождения государства.

3. Напишите синквейн на любую из изученных теорий происхождения государства.

  1. «Насилие, столкновение племен, войны, грубое превосходство силы – вот родители и повивальная бабка государства». Л.Гумпилович. Сторонником, какой теории вы назвали бы Гумпиловича и почему? Объясните сущность этой теории.

ЗАНЯТИЕ 3.

План.

  1. Понятие функции государства.
  2. Внутренние функции государства.
  3. Внешние функции государства.

Объясняя материал занятия, учитель должен  помнить, что современное членение функций на внутренние и внешние утратило свое значение. Однако учащимся целесообразно пояснить, что принцип разделения функций дает возможность четко и ясно понять направления деятельности государства.

Функции государства

I. Внутренние функции – это основные направления в деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач.

1. Защитные, охранительные - охрана и обеспечение тех общественных отношений, которые устанавливаются и регулируются общественными и правовыми нормами:

1.1. защита прав и свобод граждан;

1.2. сохранение законов государства;

1.3. сохранение общественного порядка;

1.4. охрана окружающей среды;

1.5. охрана всех видов собственности;

1.6. социальное страхование

2. Регулирующие деятельность по развитию экономического производства создание условий для развития личности.

2.1 регулирование экономических и правовых основ рынка;

2.2 налогообложение;

2.3 кредитование;

2.4 собственник и производитель материальных благ;

2.5 регулирование интересов различных социальных групп;

2.6 социальные гарантии достойных условий существования

развитие науки, образования, здравоохранение, поддержка

малоимущих слоев населения, обеспечение работой жильем.

II. Внешние функции – это основное направление деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их осуществление обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, в котором все страны становятся взаимозависимыми.

2.1 сотрудничество с иностранными государствами;

2.2 оборона границ собственного государства;

2.3 поддержание мирового порядка

Основные принципы политики были сформулированы в 1975 году в Хельсинки на Совещании по безопасности и сотрудничеству Европы (ОБСЕ). Принципы:

ü невмешательство во внутренние дела третьего государства;

ü территориальный суверенитет;

ü отказ от применения силы к другому государству;

ü разрешение всех вопросов в ходе переговоров.

 

Вопросы:

1.   Дайте определение понятию «функция государства». В чем состоят функции государства?

2. Почему функции государства разделены на внутренние и внешние?

Задания:

1. Заполните таблицу, впишите в  соответствующие столбцы конкретные примеры внутренних и внешних функций Российской Федерации,  привлекая свой жизненный опыт, материалы газет, журналов,  сети Интернет.

Внутренние Внешние
   

 

ЗАНЯТИЕ 4 - 5

План.

Понятие форма государства.

Дуалистическая (Россия)

ü принцип разделения властей;

ü монарх обладает правом абсолютного вето;

ü монарх принимает указы, имеющие силу законов;

ü монарх обладает правом распускать парламент.

Конституционная

ü Полномочия монарха ограничены конституцией

4. Признаки республики:

ü власть выбирается обществом;

ü имеет свой срок;

ü полностью зависит от населения;

ü формальный источник власти общество.

Типы республики:

ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ СМЕШАННАЯ (РОССИЯ)
Сильный президент (США, Латинская Америка) Слабый президент, сильная власть парламента (Германия, Израиль, Австрия) Сильный президент
Парламент и президент выбираются на всеобщих выборах На выборах избирается только парламент. Парламент выбирает президента Как в президентской
Законодательная и исполнительная власть не зависят друг от друга: 1. президент формирует правительство; 2. парламент не может отправить правительство в отставку; 3. парламент может предъявить президенту импичмент; 4. президент не может распустить парламент. Законодательная и исполнительная власть взаимозависимы: 1. правительство формирует парламент по числу большинства; 2. правительство несет ответственность перед парламентом, и он решает вопрос об отставке президента; 3. президент может распустить парламент по требованию премьер-министра. Президент правит, а парламент находится непропорциональной зависимости: 1.большую роль играет президент; 2.правительство несет ответственность перед президентом и Государственной Думой; 3.Государственная Дума может выразить недоверие правительству, а президент решает этот вопрос; 4.Государственная Дума может предъявить президенту импичмент; 5.президент может распустить Государственную Думу.
Единая исполнительная власть президента. Президент глава правительства и государства Раздельная исполнительная и законодательная власть президента и премьер-министра Президент имеет особый статус и не включен ни в один из ветвей власти, но реальная власть принадлежит ему.
Президент имеет отлагательное вето (т.е. может внести поправки в законопроект, с которыми парламент может не согласиться) Президент имеет право окончательного вето (т.е. парламент не имеет право отстранить поправки) Президент имеет право отлагательного вето.
Формально президент не обладает правом законодательной инициативы Президент и премьер-министр обладают правом законодательной инициативы Президент и правительство обладают правом законодательной инициативы (президент, правительство, суд, Совет Федерации + Законодательные органы)

5. Сравнительный анализ президентской власти в России и Франции.

Общие черты:

ü президент и парламент выбираются на общих выборах;

ü президент наделен чрезвычайными полномочиями;

ü президент может распустить парламент

ü президент при формировании правительства имеет решающее значение;

ü правительство несет ответственность перед президентом и парламентом.

Различия:

ü основные направления внутренней и внешней политики определяет в России Президент, во Франции Парламент.

ü Французский Президент не несет ответственность за свою политику. Российский Президент несет ответственность перед Парламентом – ирригация импичмента

ü во Франции Президент может распустить Парламент без объяснения причин. В России Президент может распустить Парламент на следующих условиях. Во-первых, если Государственная Дума трижды отклонила кандидатуру Председателя Правительства. Во-вторых, если Дума дважды в течение трех месяцев выразила недовольство правительству. В-третьих, если Председатель Правительства ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии, а Дума отказывает в его решении.

Основания, по которым Президент не может распустить Государственную Думу:

1. если Дума не работала меньше года;

2. если Президенту объявили импичмент;

3. если чрезвычайное положение в стране;

4. если до конца президентского срока  осталось шесть месяцев.

ü Организация президентской власти во Франции предусматривает процедуру контрасигнатуры (т.е. указы президенты должны быть подписаны премьер-министром). В России  существует процедура визирования (но необязательно)

Задания для практической работы.

1. Что означает понятие «законодательная инициатива»? Кто обладает законодательной инициативой в следующих формах правления: а)абсолютная монархия; б) парламентская монархия; в)парламентская республика?

2. На основе предыдущего сравнения республиканской формы правления России и Франции, используя следующие сайты, проведите сравнительный анализ республиканской формы правления России и США. Заполните таблицу:

  Россия США
отличия    
сходства    
Вывод (каковы их формы правления)    

Сайты:

ü  http://ru.wikipedia.org

ü http://wapedia.mobi/ru

ü http://liberte.newmail.ru/Chernover2.html;

ü http://www.ref.by/refs/21/50042/1.html


Вопросы:

1. Что такое форма государства, какие формы правления существуют?

2. Охарактеризуйте монархическую форму правления. Проведите сравнительный анализ абсолютной, парламентской и конституционной монархии. Назовите их общие и отличительные черты.

3. Охарактеризуйте республиканскую форму правления.  Какую функцию здесь выполняет парламент?

4. Что такое импичмент,  и в каких условиях он применяется?

5. Что такое вето? Какое вето называют отлагательным, окончательным?

Задание:

1. Напишите синквейн на изученные вами формы правления.

2. Обобщите теоретический материал по формам правления. Заполните таблицу:

Форма правления Источник власти
Монархия:  
Республика:  

ЗАНЯТИЕ 6

План.

  1. Определение понятия «форма государственного устройства».
  2. Типы национально-государственного устройства.
  3. Анализ характерных черт форм государственного устройства.

Изучение данной темы целесообразно начать с актуализации знаний учащихся по следующим вопросам:

ü Что такое нация?

ü Что такое национальное, многонациональное государство?

ü Что представляют собой межнациональные отношения?

Изучая тему, необходимо обратить внимание учащихся на особенности типов национально-государственного устройства и современные процессы объединения и отделения наций.  В конце урока для закрепления материала можно проработать задание 2 (работа с источником)

1. Форма государственного устройства – это национально-территориальное или территориально-государственная организация государства;

- элемент формы государства, характеризует внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обуславливает определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

2. Типы национально-государственного устройства:

ü Унитарное государство - единое простое государство в составе, которого нет иных государственных образований на правах его членов.

ü Федерация – форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, юридически обладают определенными политически самостоятельными областями.

ü Конфедерация – постоянный союз суверенных государств,  созданный для решения общих внешнеполитических целей.

ЗАНЯТИЕ 7

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ.

Цель урока: разъяснить сущность политических режимов и их виды, научить анализировать политический режим любого государства.

Форма урока: лекция с элементами беседы

Основные понятия урока: политический (государственный режим), виды режимов (демократический, авторитарный, тоталитарный, фашистский).

План.

1. Понятие политический режим.

2. Демократические режимы.

3. Антидемократические режимы.

Работая над изучением данной темы, можно поставить вопрос «Ребята, изучив данную тему, попробуйте выяснить, какой политический режим в Российской Федерации?». Работая с таблицей «Подробная характеристика политических режимов», можно предложить учащимся самостоятельно составить схему политических режимов или выполнить задание 1. Схема примерно должна выглядеть следующим образом.

1. Политический или государственный режим - это элемент формы государства, характеризующий совокупность методов, способов и средств осуществления политической власти.

В зависимости от особенностей набор «методов и средств государственного властвования» различают два противоположных режима: демократический, антидемократический.

2. Признаки демократического режима:

ü население участвует в осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии;

ü решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

ü выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность, избираемость, гласность;

ü доминируют методы убеждения, согласования, компромиссов;

ü во всех сферах общественной жизни господствует закон;

ü провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

ü политический плюрализм, в том числе многопартийность;

ü разделение властей.

3. Антидемократический режим, который подразделяется на виды: тоталитарный, авторитарный, тиранический и т.д., олицетворяет осуществление государственной власти в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами; правитель реализует власть по своему усмотрению, произволу и без учета мнения большинства на основе диктаторских и насильственных методов. Права и свободы человека и гражданина здесь практически не защищены, в обществе царит беззаконие.

Вопросы.

1. Что такое политический режим?

2. Какие политические режимы вы знаете?

3. Дайте характеристику демократическим режимам.

4. Дайте характеристику недемократическим режимам.

5. Может ли демократическая модель общества трансформироваться в диктатуру? Почему свой ответ аргументируйте.

Задание:

1. Напишите отличия и сходства авторитарного и тоталитарного режимов. Заполните таблицу.

  Тоталитарный режим Авторитарный режим
Черты сходства    
Черты отличия    

2. Представьте, что вы приехали в неизвестную вам страну. Вам надо получить представление о ее политическом режиме. У вас есть возможность задать по этому поводу пять вопросов гражданам этой страны.

ЗАНЯТИЕ 8

План.

  1. Повторение материала.
  2. Тестирование.

1. Повторение материала проводится через экспресс-опрос по терминам (учитель называет определение, ученики дают моментальный ответ. Если названный учителем ученик ошибся, то необходимо дать правильный ответ другому ученику. Для стимулирования можно организовать систему баллов: за каждый правильный ответ один балл). Набор терминов: общество, государство, дивианты, суверенитет, право, санкция, теологическая теория, патриархальная теория, теория общественного договора, марксистская теория, теория насилия, социологическая теория, функции государства (внешние, внутренние), форма государства, форма правления, форма государственного устройства, политический режим, монархия, республика, вето, импичмент, форма государственного устройства, федеративное государство, унитарное государство, конфедерация, политический (государственный режим), виды режимов (демократический, авторитарный, тоталитарный, фашистский).

Одновременно на доске выполняются индивидуальные задания:

ü Схема «Признаки государства».

ü Схема «Форма правления».

ü Схема «Политические режимы».

ü Схема «Типы национально-государственного устройства».

2. Тестирование (по принципу ЕГЭ):

Часть А.

При выполнении заданий части А выберите только один правильный ответ.

1. Какой из признаков характерен только для государства?

а. создание политических норм;

б. применение легального принуждения;

в. регулирующее воздействие на людей;

г. осуществление властных полномочий.

2. В государстве А. верховная власть принадлежит наследственному правителю. Власть его не имеет законодательных ограничений. Он сосредотачивает в своих руках всю полноту законодательных, распорядительных и судебных полномочий. Какова форма правления в этом государстве?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 40; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.168.16 (0.165 с.)