Тема: Степени сравнения прилагательных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: Степени сравнения прилагательных



Теория: §§ 88–101 в учебнике В.Ярхо, уроки 61—64 в учебнике лат.яз. (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева)

1. Gradūs comparatiōnis (степени сравнения):

– gradŭs positīvus (положительная степень);

– gradŭs comparatīvus (сравнительная степень);

– gradŭs superlatīvus (превосходная степень).

2. Три способа образования степеней сравнения:

– синтетический способ;

– аналитический способ;

– супплетивный способ.

3. Синтаксис падежей при степенях сравнения:

– при сравнит. степени: ablatīvus comparatiōnis (сравнения)

– при превосходной степени: genetīvus partitīvus (частичный)

4. Gradŭs elatīvus (возвышенная степень).

Практика:

1. Учить лексический минимум 17-го раздела (с. 275–276).

2. Упр. 1 (1-е словосочетание), с. 273; упр. 2, с. 273 (письменно образовать только степени сравнения прилагательных).

3. Читать и переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать морфолого-синтаксический анализ прилагательных в сравнительной и превосходной степенях.

4.Читать и переводить текст “Alexandri ad Aristotĕlem epistula”, с. 273–274, сделать морфолого-синтаксический анализ глаголов и прилагательных (по одному из каждого предложения), охарактеризовать предложения с оборотом acc.c.inf. Дать исторический комментарий о событиях текста.

5. Учить крылатые выражения:

1) Citius, altius, fortius. Быстрее, выше, сильнее (девиз Олимпийских игр).

2) Honōres mutant mores, sed raro in meliōres. Почести меняют нравы, но редко – в лучшую сторону (Плутарх, древнегреческий философ и биограф, 45—127 гг. н.э.).

3) Honesta mors melior est, quam vita turpis. Почетная смерть лучше, чем позорная жизнь (Тацит, римский историк, 56—117 гг. н.э.).

4) In optĭmā formā. В наилучшей форме.

5) Infelicissĭmum genus infortunii est fuisse felīcem. Величайшее несчастье – быть счастливым в прошлом (Боэций, древнегреческий философ, 480—524).

 

Приложение к заданию №17

Степени сравнения прилагательных

Степень сравнения Синтетический способ образования Аналитический способ образования

Супплетивный способ образования

gradus positivus Прилагательные 1—2 склонения (на - us / - er, - a, - um) и 3-го склонения (трех окончаний на - er, - is, - e; двух окончаний на - is, - is, - e; одного окончания на - ns / - x / - r) E.g. altus, -a, -um; miser, -a, -um; acer, acris, acre; fortis, -e; sapiens (gen. sapientis)

Прилагательные 1—2 склонения (на - us / - er, - a, - um, если перед окончанием номинатива стоит гласная - e -, - i -, - u -)

E.g. idoneus, -a, -um; pius, -a, -um; strenuous, -a, -um

Прилагательные bonus, -a, -um; malus, -a, -um; magnus, -a, -um; parvus, -a, -um; multi, -ae, -a
gradus comparativus Nom. sg. основа генитива положительной степени+суффикс - ior - (m, f) / - ius (n) Gen.sg. на -ioris (m, f, n)/ Такие прилагательные склоняются по 3-му согласному склонению E.g. nom. sg. аltior (более высокий / -ая), altius (более высокое); altioris (более высокого / -ой / -ого)

Наречие magis и положительная степень

E.g. magis idoneus, -a, -um

melior, melius; pejor, pejus; major, majus; minor, minus; plures, plura
gradus superlativus Основа генитива положительной степени+суффикс -ĭssĭ m - (m, f, n)+ - us, - a, - um. Такие прилагательные склоняются по 1—2 склонению E.g. аltissĭmus, -a, -um (наиболее высокий, -ая, -ое). Исключения: прилагательные, имеющие окончание - er в номинативе мужского рода, используют суффикс - r ĭ m -. E.g. miserrĭmus, -a, -um (несчастнейший, - ая, -ое) Еще исключения: 6 прилагательных на -ĭlis (facilis, difficilis, similis, dissimilis, gracilis, humilis) используют суффикс - l ĭ m -. E.g. facillĭmus, -a, -um

Наречие max ĭ me и положительная степень

E.g. maxĭme idoneus, -a, -um

optĭmus, -a, -um; pessĭmus, -a, -um; maxĭmus, -a, -um; minĭmus, -a, -um; plurĭmi, -ae, -a
         

Задание № 18

Тема: Оборот «Отложительный самостоятельный»

Теория: §§ 190–192, 208, 220, 380–392 в учебнике В.Ярхо, уроки 76—78 в учебнике лат.яз. (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева); раздел II в пособии «Неличные формы латинского глагола»

1. Состав оборота “Ablatīvus absolūtus”:

– существительное/местоимение в ablatīvus в роли логического подлежащего (ЛП) (повторение окончаний ablatīvus во всех пяти склонениях);

– participium praesentis actīvi или participium perfecti passīvi в роли логического сказуемого (ЛС) (их образование и значение).

2. Определение оборота.

3. Примеры предложений с оборотом.

4. Способы перевода оборота на русский язык. Относительно-временное значение причастий.

5. Ablatīvus absolūtus sine participio – беспричастный оборот.

6. Функции латинского причастия:

а) participium conjunctum (согласованный причастный оборот):

– participium conjunctum attributīvum (причастный оборот, выполняющий определительную функцию);

– participium conjunctum praedicatīvum (причастный оборот, выполняющий предикативную функцию);

б) часть аналитической глагольной формы;

в) именная часть сказуемого;

г) логическое сказуемое в обороте Ablatīvus absolūtus.

Практика:

1. В учебнике учить лексический минимум 18-го раздела (с. 278–279).

2. В разделе II («Причастия») пособия «Неличные формы латинского глагола» письменно сделать упр. 1 (tango 3, jacio 3), упр. 4 (предложения № 1—3), упр. 5 (предложения № 2–4).

3. В учебнике читать и переводить текст “Duo amīci et ursus” (с. 278), сделать морфолого-синтаксический анализ причастий и одного глагола из каждого предложения; охарактеризовать предложения с оборотом.

4. Учить крылатые выражения:

1) Duōbus litigantĭbus, tertius gaudet. Когда двое дерутся,                                                                                 третий радуется (пословица).

2) Mut ā to nom ĭ ne, de te fabul ă narr ā tur. Басня сказывается о тебе,                                                                                    изменено только имя (Гораций).

3) Rom ā deliberante, Saguntum periit. Пока Рим совещался,                                                                                    Сагунт пал (поговорка, основанная на фразе                                                                  историка Тита Ливия. Сагунт – город в Испании, захваченный и разрушенный Ганнибалом в 218 г. до н.э.).

4) Rebus dictantĭbus. «По требованию вещей»,                                                                               т.е. как диктуют обстоятельства.

5) Re bene gesta. Хорошо выполнив дело.

5. Подготовиться к терминологическому диктанту.

Задание № 19

Тема: Терминологический диктант. Местоимения. Чтение студенческого гимна «Gaude ā mus» c анализом трудных мест

Теория: §§ 112–135 в учебнике В.Ярхо, уроки 39, 40, 51, 52 в учебнике лат.яз. (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева)

1.Разряды местоимений (повторение).

2. Указательные местоимения (pronomĭna demonstratīva), их склонение (повторение).

3. Относительное местоимение (pronomen relatīvum), его склонение.

4. Вопросительные местоимения (pronomĭna interrogatīva), их склонение.

5. Отрицательные местоимения (pronomĭna negatīva), их склонение.

6. Неопределенные местоимения (pronomĭna indefinīta) (ознакомительно).

7. Определительные местоимения (pronomĭna determinatīva) (ознакомительно).

Практика:

1. Учить лексический минимум 19-го раздела (с. 281–282).

2. Сделать упр. 1, с. 280 (2-е словосочетание) (письменно).

3. Читать и переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель); читать и переводить текст “Memorabĭle dictum”, с. 281, делать морфолого-синтаксический анализ всех изученных местоимений.

4.Учить крылатые выражения:

1) Aut Caesar, aut nihil. Или Цезарь, или ничто                                                            (Ср. Или пан, или пропал) (Калигула, римский император, 12—41 гг. н.э.).

2) Nullum malum sine al ĭ quo bono. Нет худа без добра.

3) Quod licet Jovi, non licet bovi. Что дозволено Юпитеру,                                                              то не дозволено быку (поговорка).

4) Quisque fortūnae suae faber. Каждый сам своего счастья кузнец.

5) In hoc signo vinces. Под этим знаменем ты победишь (император Константин (272—337) накануне битвы с противником христиан Максенцием у Мильвийского моста в окт. 312 г. увидел на небе (по другим источникам – во сне) знамение Креста. Победа Константина в битве привела к легализации христианства и превращения его в государственную религию).

5. Подготовиться к лексической работе (повторить разделы 9–19 и образование степеней сравнения прилагательных).

 

Задание №20

Тема: Лексическая работа. Повторение пройденного материала.  Подготовка к контрольной работе

Теория:

1. Повторить все темы.

2. Повторить всю лексику.

Практика:

I. Выполнить тренировочные задания:

1. Написать 4 основные формы глагола, выделить основы, образовать все временные формы инфинитива (оба залога) и все причастия; образовать p.1, pl. во временах системы перфекта индикатива актива и пассива от глаголов accipio 3 и munio 4.

2.Указать тип предложения (простое или сложное), подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Выделить и назвать синтаксический оборот (acc.c.inf. или abl.abs.), охарактеризовать предложение, сделать морфолого-синтаксический анализ каждого слова оборота, перевести предложение на русский язык. Предложения: А № 4–6, 7, 13, с. 266; Amicis advenientĭbus, gaudēmus. Pontĭbus factis, Caesar flumen transit. Cicerone consule, conjuratio reperta est.

3. Просклонять словосочетание: is homo nobilior, illud tempus clarissimum, ista virgo notior

II. На занятии: чтение, комментирование, перевод и прослушивание студенческого гимна “Gaudeāmus” (с. 327—328 в учебнике В.Ярхо)

 

 

Задание № 21

Тема: Контрольная работа

Домашнее задание:

1. Выучить наизусть студенческий гимн «Gaudeamus»;

2. Подготовить индивидуальное чтение (тексты – у преподавателя). В отдельной тетради выполнить 7 видов анализа текста и перевести текст на русский язык:

1) фонетический анализ (выписать примеры на основные правила чтения и ударения);

2) морфологический анализ (сделать морфологический анализ всех слов);

3) синтаксический анализ (указать синтаксическую функцию каждого слова, функции падежей, если имеются, охарактеризовать обороты, если имеются);

4) семантический анализ (указать значение изученных суффиксов существительных и прилагательных);

5) стилистический анализ (найти вокатив и императив, если имеются);

6) исторический комментарий (дать историческую справку, если текст основан на исторических событиях);

7) мифологический комментарий (кратко изложить миф, если текст описывает миф).

Задание №22

Тема: Анализ ошибок контрольной работы. Опрос индивидуального чтения и студенческого гимна «Gaude ā mus»

Домашнее задание: подготовиться к тесту по античной культуре и опросу крылатых выражений.

Задание № 23



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.174.168 (0.018 с.)