Времена системы инфекта индикатива актива и пассива 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Времена системы инфекта индикатива актива и пассива



Задание №1

Тема: Фонетика латинского языка

Теория: §§ 1–16 в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы), уроки №1, 2 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева)

1. Цели и задачи изучения латинского языка.

2. Историческая справка о латинском языке.

3. Периодизация истории письменного латинского языка.

4. Проникновение латинской лексики в новые языки.

5. Значение изучения латинского языка.

6. Алфавит.

7. Правила чтения букв и буквосочетаний.

8. Долгота и краткость гласных.

9. Количество слога.

10. Правила ударения.

11. Слогораздел (самостоятельно).

Практика:

1. Упр. №1, с. 222; тексты с. 222–223 в учебнике (под ред. В. Ярхо): отработать правильное чтение слов и предложений и постановку ударения. Уметь объяснить правила чтения и ударения.

2. Переписать и выучить крылатые выражения:

1) Ab ovo.                                 От начала (букв.: "от яйца").

2) Ad Kalendas Graecas.              До греческих календ,

                                                 т.е. на неопределенный срок

                                             (Ср. "После дождичка в четверг").

3) Confer! (cf., cfr.)                     Сравни! Смотри! (помета в

                                                 научных текстах).

4) Status quo.                              Существующий порядок вещей.

5) De facto.                                   Фактически.

6) De jure.                                     Юридически.

 

3. Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 1 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

 

 

Задание № 2

Тема: Грамматический строй латинского языка. Характеристика имени. Первое склонение существительных

Теория: §§ 26-29, 31–33, 242, 280.а.1, 282.а.1, 283.3, 284.1, 284.2 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы), уроки 5—7 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева)

1. Латинский язык – язык синтетического типа.

2. Nomen substantīvum: грамматические категории имени существительного (род, число, падеж, склонение).

3. Типы склонения.

4. Общие правила (для всех пяти склонений).

5. Первое склонение.

6. Словообразовательные суффиксы существительных первого скло­нения (с. 55 в учебнике лат. яз. для начинающих В.К. Кочетковой, Е.В. Соболевой. М., 2007).

7. Употребление предлога "in".

8. Личные формы глагола esse.

Практика:

1.  Переписать в словарь лексический минимум 1-го раздела (с. 223-224) и выучить наизусть.

См. образец:

Слово Перевод Производные в русском языке Производные в изучаемом иностранном языке
aqua, aquae f вода акведук, аквариум аqueduct (англ.)

 

В первой колонке надо записать все формы слова полностью, а также указанные у него категории (род у существительных, номер спряжения у глаголов, падеж у предлогов и у некоторых глаголов, три родовые формы прилагательных в имен.падеже и т.д.), во второй колонке надо записать варианты перевода, в третьей – слова, производные в русском языке, они указаны в учебнике под цифрой 2, в четвертой колонке надо записать слова, производные от данного латинского слова, в изучаемом вами иностранном языке. Необходимо знать значение слов, производных в русском языке (см. словарь иностранных слов).

2. Учебник (под ред. В.Ярхо): читать, переводить предложения №1–15, с. 222–223, сделать письменный морфолого-синтаксический анализ одного существительного из каждого предложения (образец: (in) lunā – nomen substantivum, luna, lunae f, declinatio prima, abl. sg., обстоятельство, «на луне»);  письменно просклонять второе словосочетание из упр. 2, с. 222.

3. Переписать и выучить крылатые выражения:

1) Scientia potentia est.                                  Знание – сила (Фрэнсис Бэкон, английский философ, 1561—1626).

2) Ibi victoria, ubi concordi а.                    Там победа, где согласие.

3) Experienti а est opt ĭ ma magistra.              Опыт – лучший учитель.

4) Tabula rasa.                                               Чистая доска (Аристотель,

                                                                    древнегреческий философ, 383—322 гг. до н.э.).

5) Terra in со gn ĭ ta.                                         Неизведанная земля

                                                                    (надпись на старинных

                                                                    географи­ческих картах).

 

4. Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 2 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

Задание №3

Тема: Общие сведения о латинском глаголе. Четыре спряжения. Основы и основные формы глагола

Теория: §§ 154,157,158,160,161 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы), уроки 3, 4, 18 (см. таблицу) в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева)

1. Грамматические категории латинского глагола (время, лицо, число, наклонение, залог, вид, спряжение).

2. Распределение глаголов по 4-м спряжениям.

3. Четыре основные формы и три основы латинского глагола.

Практика:

1. Выписать и выучить лексический минимум 2-го раздела (с. 226–228).

2. Учебник (под ред. В. Ярхо): упр. 1, 2, c. 224–225 (письменно).

3. Переписать и выучить следующие крылатые выражения:

1) Post scriptum.                  После написанного.

2) Post factum.                     После сделанного.

3) Dum spiro, spero.              Пока я дышу, я надеюсь (Цицерон,

                                             римский оратор и политический деятель, 106—43 гг. до н.э.).

4) Qui quaerit, repĕrit.          Кто ищет, тот находит.

5) Vivĕ re est cogitā re.              Жить – значит мыслить (Цицерон).

6) Vivĕ re militā re est.          Жить – значит бороться (Сенека,

                                             римский философ и писатель, 4 г. до н.э. – 65 г. н.э.).

4. Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 3 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

Задание №4

Тема: Praesens indicatīvi actīvi (все спряжения). Личные и возвратное местоимения. Imperatīvus

Теория: §§ 108,109, 165–169, 184, 186, 239–242, 303 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы), уроки 8—10, 21, 22 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева)

1. Синтетический способ образования времен системы инфекта.

2. Личные окончания актива.

3. Praesens indicatīvi actīvi (все спряжения).

4. Правило соединительного гласного.

5. Глагол esse в praesens indicatīvi actīvi.

6. Imperatīvus praesentis actīvi (самостоятельно).

7. Личные и возвратное местоимение. Их употребление с предлогом cum.

8. Genetīvus partitīvus (самостоятельно).

Практика:

1. Переписать и выучить лексический минимум 3-го раздела (с. 229–231).

2. Проспрягать глагол reddo 3 в praesens indicatīvi actīvi и образовать от него imperatīvus praesentis actīvi.

2. Читать, переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать письменный морфолого-синтаксический анализ одного глагола и одного местоимения из каждого предложения (образцы анализа: 1) doces – verbum, doce o, docu i, doct um, doc ē re, conjugatio secunda, praesens indicatīvi actīvi, persona secunda, sg., сказуемое, «(ты) учишь»; 2) Docēte! – verbum, doce o, docu i, doct um, doc ē re 2, imperativus praesentis activi, pl., forma positiva, сказуемое, «Обучайте!»; me(cum) – pronomen personale, ego, mei, abl.sg., дополнение, «со мной»).

3. Упр. 1–3, с. 228 (письменно).

4. Выучить крылатые выражения:

1) Aqu ĭ lam volare doces.                   Ты учишь орла летать (поговорка).

2) Cog ĭ to ergo sum.                            Я мыслю, следовательно,

                                                        я существую (Рене Декарт, французский философ, 1596—1650).

3) Vade mecum! Иди со мной! (традиционное название путеводителей).

4) Epistula non erubescit.                   Бумага не краснеет (Цицерон).

5) Festina lente!                                   Спеши медленно!

                                                         (поговорка императора Августа, 63 г. до н.э. – 14 г. н.э.).

 

6. Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): темы № 4, 5 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

 

Задание №5

Тема: Второе склонение существительных

Теория: §§34–39, 280–283, 299–300, 307–308 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы), уроки 16, 20, 81, 82 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева)

1. Declinatio secunda, признаки склонения, окончания.

2. Сигматический и асигматический номинативы.

3. Правило среднего рода.

4. Суффиксы существительных 2-го склонения.

5. Genetīvus subjectīvus et objectīvus, datīvus commŏdi et incommŏdi (самостоятельно).

Практика:

1. Переписать и выучить лексический минимум 4-го раздела (с.232—234).

2. Упр. 1 (все словосочетания), с. 231 (письменно).

3. Читать, переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать письменный морфолого-синтаксический анализ одного существительного второго склонения из каждого предложения).

4. Выучить крылатые выражения:

1) Otium post negotium.               Отдых после дела (поговорка).

2) Ignorantia non est argumentum. Невежество не доказательство

                                                       (Бенедикт Спиноза, голландский философ, 1632—1677).

3) Periculum est in morā.                  Опасность в промедлении

                                                       (Тит Ливий, римский историк, 59 г. до н.э. – 17 г. н.э.).

4) Verbum movet, exemplum trahit. Слово волнует, пример                                                                              увлекает (поговорка).

5) Lupus non mordet lupum.         Волк волка не кусает (поговорка).

5. Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 6 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

 

Задание №6

Тема: Имя прилагательное. Притяжательные, указательные местоимения. Местоименные прилагательные. Причастие прошедшего времени страдательного залога и причастие будущего времени действительного залога

Теория: §§ 74–78, 110–120, 208–209, 220, 280b, 282b, 283b в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы), уроки 11, 17, 26, 38, 39, 41, 45, 52 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева)

1. Имя прилагательное (nomen adjectivum), его категории (genus, numĕrus, casǔs, declinatio, gradūs comparatiōnis).

2. Первая группа прилагательных: окончания, склонение, согласование с существительными.

3. Суффиксы прилагательных первой группы (самостоятельно).

4. Притяжательные местоимения (pronomĭna possessīva). Особенности склонения. Указательные местоимения (pronomĭna demonstratīva) (самостоятельно). Морфологический анализ притяжательных и указательных местоимений.

5. Причастие прошедшего времени страдательного залога (participium perfecti passīvi) и причастие будущего времени действительного залога (participium futuri actīvi). Образование и склонение.

6. Местоименное прилагательное (adjectīvum pronomināle). Особенности склонения.

Практика:

1. Переписать и выучить лексический минимум 5-го раздела (с. 235–237).

2. Упр.1 (1-е словосочетание), упр. 2, с. 234 (письменно).

3. Читать, переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать письменный морфолого-синтаксический анализ одного прилагательного, одного местоимения и одного причастия из каждого предложения (если имеются) (образцы: 1) mală – nomen adjectīvum, malus, mala, malum, f, declinatio prima, nom.sg., определение, «сорная»; 2) tuus – pronomen possessīvum, tuus, a, um, m, declinatio secunda, nom.sg., определение, «твой»).

3. Выучить крылатые выражения:

1) Err ā re hum ā num est.          Человеку свойственно ошибаться (Сенека).

2) Plus sonat, quam valet.        Больше звона, чем смысла (Сенека).

3) Cognosce te ipsum!              Познай себя самого! (Фалес, древнегреческий философ, 640—548 гг. до н.э.)

4) Mala herba cito crescit.       Сорная трава быстро растет (Цицерон).

5) Per asp ĕ ra ad astra!            Через тернии к звездам! (поговорка).

 

4. Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 7 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

 

Задание №7

Тема: Страдательный залог в системе инфекта. Praesens indicatīvi passīvi (все спряжения). Страдательная конструкция

Теория: §§ 164, 170, 189, 292, 293, 326 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы), уроки 46, 47 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева)

1. Genus passīvum – синтетический способ образования в системе инфекта.

2. Praesens indicatīvi passīvi (все спряжения).

3. Синтаксис страдательной конструкции.

Практика:

1. Переписать и выучить лексический минимум 6-го раздела (с. 238–239).

2. Проспрягать глаголы laudo 1 и vinco 3 в praesens indicatīvi passīvi.

3. Упр. 2, с. 237 (письменно).

4. Читать и переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать письменный морфолого-синтаксический анализ всех пассивных глагольных форм.

5. Выучить крылатые выражения:

1) Nullum periculum sine periculo vincĭtur. Ни одна опасность

                                                                       не побеждается без

                                                                       опасности (поговорка).

2) Tertium non datur.                                Третьего не дано

                                                                     (закон исключения третьего

                                                                      в формальной логике).

3) Clavus clavo pell ĭ tur.                             Клин клином выбивают

                                                                      (Цицерон).

4) Sic transit gloria mundi.                     Так проходит мирская слава

                                                                        (фраза, с которой обращаются

                                                                       к будущему римскому папе во

                                                                      время возведения его в сан,

                                                                       сжигая перед ним кусок ткани

                                                                      в знак призрачности земного

                                                                      могущества).

5) Margar ī tas ante porcos.                     (Метать) бисер перед свиньями

                                                                  (Евангелие от Матфея).

 

6. Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 8 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

 

Задание №8

Тема: Система инфекта изъявительного наклонения обоих залогов

Теория: §§ 171–178, 243, 244, 252, 253, 254 и таблицы на с. 106—108 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы), урок 74 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева)

1. Синтетический способ образования времен системы инфекта индикатива.

2. Imperfectum indicatīvi actīvi et passīvi.

3. Futurum primum (I) indicatīvi actīvi et passīvi.

4. Глагол essе и его производные в системе инфекта индикатива актива.

5. Основа – морфологический показатель вида.

6. Суффикс или его отсутствие – морфологический показатель времени.

7. Личное окончание – морфологический показатель лица, числа, залога.

Практика:

1. Переписать и выучить лексический минимум 7-го раздела (с. 240–242) (только слова: absum, adsum, dominus, eo, filius, is, lupus, multus, nullus, oculus, possum, servio, trado, ullus) и 8-го раздела (с. 244-245) (все слова, кроме apud, auxilium, quaero).

2. Упр. 2 (exspecto 1), с. 243 (письменно).

3. Читать и переводить текст «De perfidia punīta», с. 243–244,  делать письменный морфолого-синтаксический анализ одного глагола из каждого предложения.

4. Выучить крылатые выражения:

1) Ut sal ū tas, ita salutab ĕ ris. Как ты приветствуешь, так и тебя                                                                          будут приветствовать (поговорка).

2) Qui semĭnat mala, metet mala. Кто сеет зло,                                                                             тот пожнет зло (поговорка).

3) Post prandium stabis, post cenam ambulābis. После завтрака постой,                                                                             после обеда погуляй (Ср. Завтрак съешь сам,                                                                            обедом поделись с другом, ужин отдай врагу).

4) Ul ǔ lam Ath ē nas ferre. Везти сову в Афины                                                                   (сова считалась священной птицей богини Афины,                                                           покровительницы Афин) (Ср. Ехать в Тулу                                                                          со своим самоваром).

5. Подготовиться к терминологическому диктанту (принести с собой тонкую тетрадь для контрольных работ).

 

Приложение к заданию №8

Основа

Инфекта

      ________

Activum Passivum

Sg.      

P.1 -o / -m -or / -r

P.2 -s      -ris

P.3 -t      -tur

Pl.

P.1 -mus -mur

p.2 -tis  -mĭni

P.3 -nt  -ntur

Imperfectum indicativi activi / passivi -ba- (1, 2 спр.) -eba- (3, 4 спр.)
Futurum I indicativi activi / passivi - b- (1, 2 спр.) -a- / -e- (3, 4 спр.)

Задание №9

Задание №10

Задание №11

Практика:

1.Учить лексический минимум 9-го раздела (с. 247: слова № 1, 3, 5, 9, 10, 12–15; с. 248: слова № 1, 2, 4, 5, 7, 8); 10-го раздела (с. 250: слова № 1, 3–5, 10, 11; с. 251: слова № 3, 4, 6–9, 11; с. 252: слова № 3, 4); 12-го раздела (с. 256: слова № 1, 2, 4; с. 257: слова № 3, 4, 6, 7, 9, 11; с. 258:  слово pars).

2.Упр. 2, с. 246 (2-е словосочетание) (письменно).

3.Читать и переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), разобрать по одному существительному 3-го склонения из каждого предложения.

4.Выучить крылатые выражения:

1) Alma mater. Мать-кормилица (об учебном заведении).

2) Homo homǐni amīcus est. Человек человеку друг (поговорка).

3) Homo homǐni lupus est. Человек человеку волк (Плавт, римский комедиограф, 254—184 гг. до н.э.).

4) Homo locum ornat, non hom ǐ nem locus. Человек украшает место, а не место красит человека (поговорка).

5) O tempŏra, o mores! О времена, о нравы! (Цицерон).

 

Приложение к заданию №11

Задание №12

Задание №13

Приложение к заданию №15

Основа

Перфекта

      ________ Окончания перфекта sg.                pl. p.1 –i          -ĭmus p.2 -isti       -istis  p.3 -it          -ērunt  Plusquamper-fectum indicativi activi -ĕrā-

Окончания актива

Sg.                pl.

P.1 -o / -m      -mus

P.2 -s           -tis 

P.3 -t           -nt 

Futurum II indicativi activi -ĕ r - (p.1, sg.) -ĕ r ĭ - (в остальных лицах и числах)

Задание № 14

Приложение к заданию №14

Задание № 15

Задание №16

Задание № 17

Приложение к заданию №17

Задание № 18

Тема: Оборот «Отложительный самостоятельный»

Теория: §§ 190–192, 208, 220, 380–392 в учебнике В.Ярхо, уроки 76—78 в учебнике лат.яз. (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева); раздел II в пособии «Неличные формы латинского глагола»

1. Состав оборота “Ablatīvus absolūtus”:

– существительное/местоимение в ablatīvus в роли логического подлежащего (ЛП) (повторение окончаний ablatīvus во всех пяти склонениях);

– participium praesentis actīvi или participium perfecti passīvi в роли логического сказуемого (ЛС) (их образование и значение).

2. Определение оборота.

3. Примеры предложений с оборотом.

4. Способы перевода оборота на русский язык. Относительно-временное значение причастий.

5. Ablatīvus absolūtus sine participio – беспричастный оборот.

6. Функции латинского причастия:

а) participium conjunctum (согласованный причастный оборот):

– participium conjunctum attributīvum (причастный оборот, выполняющий определительную функцию);

– participium conjunctum praedicatīvum (причастный оборот, выполняющий предикативную функцию);

б) часть аналитической глагольной формы;

в) именная часть сказуемого;

г) логическое сказуемое в обороте Ablatīvus absolūtus.

Практика:

1. В учебнике учить лексический минимум 18-го раздела (с. 278–279).

2. В разделе II («Причастия») пособия «Неличные формы латинского глагола» письменно сделать упр. 1 (tango 3, jacio 3), упр. 4 (предложения № 1—3), упр. 5 (предложения № 2–4).

3. В учебнике читать и переводить текст “Duo amīci et ursus” (с. 278), сделать морфолого-синтаксический анализ причастий и одного глагола из каждого предложения; охарактеризовать предложения с оборотом.

4. Учить крылатые выражения:

1) Duōbus litigantĭbus, tertius gaudet. Когда двое дерутся,                                                                                 третий радуется (пословица).

2) Mut ā to nom ĭ ne, de te fabul ă narr ā tur. Басня сказывается о тебе,                                                                                    изменено только имя (Гораций).

3) Rom ā deliberante, Saguntum periit. Пока Рим совещался,                                                                                    Сагунт пал (поговорка, основанная на фразе                                                                  историка Тита Ливия. Сагунт – город в Испании, захваченный и разрушенный Ганнибалом в 218 г. до н.э.).

4) Rebus dictantĭbus. «По требованию вещей»,                                                                               т.е. как диктуют обстоятельства.

5) Re bene gesta. Хорошо выполнив дело.

5. Подготовиться к терминологическому диктанту.

Задание № 19

Тема: Терминологический диктант. Местоимения. Чтение студенческого гимна «Gaude ā mus» c анализом трудных мест

Теория: §§ 112–135 в учебнике В.Ярхо, уроки 39, 40, 51, 52 в учебнике лат.яз. (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева)

1.Разряды местоимений (повторение).

2. Указательные местоимения (pronomĭna demonstratīva), их склонение (повторение).

3. Относительное местоимение (pronomen relatīvum), его склонение.

4. Вопросительные местоимения (pronomĭna interrogatīva), их склонение.

5. Отрицательные местоимения (pronomĭna negatīva), их склонение.

6. Неопределенные местоимения (pronomĭna indefinīta) (ознакомительно).

7. Определительные местоимения (pronomĭna determinatīva) (ознакомительно).

Практика:

1. Учить лексический минимум 19-го раздела (с. 281–282).

2. Сделать упр. 1, с. 280 (2-е словосочетание) (письменно).

3. Читать и переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель); читать и переводить текст “Memorabĭle dictum”, с. 281, делать морфолого-синтаксический анализ всех изученных местоимений.

4.Учить крылатые выражения:

1) Aut Caesar, aut nihil. Или Цезарь, или ничто                                                            (Ср. Или пан, или пропал) (Калигула, римский император, 12—41 гг. н.э.).

2) Nullum malum sine al ĭ quo bono. Нет худа без добра.

3) Quod licet Jovi, non licet bovi. Что дозволено Юпитеру,                                                              то не дозволено быку (поговорка).

4) Quisque fortūnae suae faber. Каждый сам своего счастья кузнец.

5) In hoc signo vinces. Под этим знаменем ты победишь (император Константин (272—337) накануне битвы с противником христиан Максенцием у Мильвийского моста в окт. 312 г. увидел на небе (по другим источникам – во сне) знамение Креста. Победа Константина в битве привела к легализации христианства и превращения его в государственную религию).

5. Подготовиться к лексической работе (повторить разделы 9–19 и образование степеней сравнения прилагательных).

 

Задание №20

Тема: Лексическая работа. Повторение пройденного материала.  Подготовка к контрольной работе

Теория:

1. Повторить все темы.

2. Повторить всю лексику.

Практика:

I. Выполнить тренировочные задания:

1. Написать 4 основные формы глагола, выделить основы, образовать все временные формы инфинитива (оба залога) и все причастия; образовать p.1, pl. во временах системы перфекта индикатива актива и пассива от глаголов accipio 3 и munio 4.

2.Указать тип предложения (простое или сложное), подчеркнуть подлежащее и сказуемое. Выделить и назвать синтаксический оборот (acc.c.inf. или abl.abs.), охарактеризовать предложение, сделать морфолого-синтаксический анализ каждого слова оборота, перевести предложение на русский язык. Предложения: А № 4–6, 7, 13, с. 266; Amicis advenientĭbus, gaudēmus. Pontĭbus factis, Caesar flumen transit. Cicerone consule, conjuratio reperta est.

3. Просклонять словосочетание: is homo nobilior, illud tempus clarissimum, ista virgo notior

II. На занятии: чтение, комментирование, перевод и прослушивание студенческого гимна “Gaudeāmus” (с. 327—328 в учебнике В.Ярхо)

 

 

Задание № 21

Тема: Контрольная работа

Домашнее задание:

1. Выучить наизусть студенческий гимн «Gaudeamus»;

2. Подготовить индивидуальное чтение (тексты – у преподавателя). В отдельной тетради выполнить 7 видов анализа текста и перевести текст на русский язык:

1) фонетический анализ (выписать примеры на основные правила чтения и ударения);

2) морфологический анализ (сделать морфологический анализ всех слов);

3) синтаксический анализ (указать синтаксическую функцию каждого слова, функции падежей, если имеются, охарактеризовать обороты, если имеются);

4) семантический анализ (указать значение изученных суффиксов существительных и прилагательных);

5) стилистический анализ (найти вокатив и императив, если имеются);

6) исторический комментарий (дать историческую справку, если текст основан на исторических событиях);

7) мифологический комментарий (кратко изложить миф, если текст описывает миф).

Задание №22

Тема: Анализ ошибок контрольной работы. Опрос индивидуального чтения и студенческого гимна «Gaude ā mus»

Домашнее задание: подготовиться к тесту по античной культуре и опросу крылатых выражений.

Задание № 23

Задание №1

Тема: Фонетика латинского языка

Теория: §§ 1–16 в учебнике латинского языка (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы), уроки №1, 2 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева)

1. Цели и задачи изучения латинского языка.

2. Историческая справка о латинском языке.

3. Периодизация истории письменного латинского языка.

4. Проникновение латинской лексики в новые языки.

5. Значение изучения латинского языка.

6. Алфавит.

7. Правила чтения букв и буквосочетаний.

8. Долгота и краткость гласных.

9. Количество слога.

10. Правила ударения.

11. Слогораздел (самостоятельно).

Практика:

1. Упр. №1, с. 222; тексты с. 222–223 в учебнике (под ред. В. Ярхо): отработать правильное чтение слов и предложений и постановку ударения. Уметь объяснить правила чтения и ударения.

2. Переписать и выучить крылатые выражения:

1) Ab ovo.                                 От начала (букв.: "от яйца").

2) Ad Kalendas Graecas.              До греческих календ,

                                                 т.е. на неопределенный срок

                                             (Ср. "После дождичка в четверг").

3) Confer! (cf., cfr.)                     Сравни! Смотри! (помета в

                                                 научных текстах).

4) Status quo.                              Существующий порядок вещей.

5) De facto.                                   Фактически.

6) De jure.                                     Юридически.

 

3. Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 1 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

 

 

Задание № 2

Тема: Грамматический строй латинского языка. Характеристика имени. Первое склонение существительных

Теория: §§ 26-29, 31–33, 242, 280.а.1, 282.а.1, 283.3, 284.1, 284.2 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы), уроки 5—7 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева)

1. Латинский язык – язык синтетического типа.

2. Nomen substantīvum: грамматические категории имени существительного (род, число, падеж, склонение).

3. Типы склонения.

4. Общие правила (для всех пяти склонений).

5. Первое склонение.

6. Словообразовательные суффиксы существительных первого скло­нения (с. 55 в учебнике лат. яз. для начинающих В.К. Кочетковой, Е.В. Соболевой. М., 2007).

7. Употребление предлога "in".

8. Личные формы глагола esse.

Практика:

1.  Переписать в словарь лексический минимум 1-го раздела (с. 223-224) и выучить наизусть.

См. образец:

Слово Перевод Производные в русском языке Производные в изучаемом иностранном языке
aqua, aquae f вода акведук, аквариум аqueduct (англ.)

 

В первой колонке надо записать все формы слова полностью, а также указанные у него категории (род у существительных, номер спряжения у глаголов, падеж у предлогов и у некоторых глаголов, три родовые формы прилагательных в имен.падеже и т.д.), во второй колонке надо записать варианты перевода, в третьей – слова, производные в русском языке, они указаны в учебнике под цифрой 2, в четвертой колонке надо записать слова, производные от данного латинского слова, в изучаемом вами иностранном языке. Необходимо знать значение слов, производных в русском языке (см. словарь иностранных слов).

2. Учебник (под ред. В.Ярхо): читать, переводить предложения №1–15, с. 222–223, сделать письменный морфолого-синтаксический анализ одного существительного из каждого предложения (образец: (in) lunā – nomen substantivum, luna, lunae f, declinatio prima, abl. sg., обстоятельство, «на луне»);  письменно просклонять второе словосочетание из упр. 2, с. 222.

3. Переписать и выучить крылатые выражения:

1) Scientia potentia est.                                  Знание – сила (Фрэнсис Бэкон, английский философ, 1561—1626).

2) Ibi victoria, ubi concordi а.                    Там победа, где согласие.

3) Experienti а est opt ĭ ma magistra.              Опыт – лучший учитель.

4) Tabula rasa.                                               Чистая доска (Аристотель,

                                                                    древнегреческий философ, 383—322 гг. до н.э.).

5) Terra in со gn ĭ ta.                                         Неизведанная земля

                                                                    (надпись на старинных

                                                                    географи­ческих картах).

 

4. Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 2 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

Задание №3

Тема: Общие сведения о латинском глаголе. Четыре спряжения. Основы и основные формы глагола

Теория: §§ 154,157,158,160,161 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы), уроки 3, 4, 18 (см. таблицу) в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева)

1. Грамматические категории латинского глагола (время, лицо, число, наклонение, залог, вид, спряжение).

2. Распределение глаголов по 4-м спряжениям.

3. Четыре основные формы и три основы латинского глагола.

Практика:

1. Выписать и выучить лексический минимум 2-го раздела (с. 226–228).

2. Учебник (под ред. В. Ярхо): упр. 1, 2, c. 224–225 (письменно).

3. Переписать и выучить следующие крылатые выражения:

1) Post scriptum.                  После написанного.

2) Post factum.                     После сделанного.

3) Dum spiro, spero.              Пока я дышу, я надеюсь (Цицерон,

                                             римский оратор и политический деятель, 106—43 гг. до н.э.).

4) Qui quaerit, repĕrit.          Кто ищет, тот находит.

5) Vivĕ re est cogitā re.              Жить – значит мыслить (Цицерон).

6) Vivĕ re militā re est.          Жить – значит бороться (Сенека,

                                             римский философ и писатель, 4 г. до н.э. – 65 г. н.э.).

4. Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): тема № 3 (см. звуковое пособие по латинскому языку В.К. Кочетковой).

Задание №4

Тема: Praesens indicatīvi actīvi (все спряжения). Личные и возвратное местоимения. Imperatīvus

Теория: §§ 108,109, 165–169, 184, 186, 239–242, 303 в учебнике лат. яз. (под ред. В.Н. Ярхо, В.И. Лободы), уроки 8—10, 21, 22 в учебнике лат. яз. для начинающих (В.К. Кочеткова, Е.В. Соболева)

1. Синтетический способ образования времен системы инфекта.

2. Личные окончания актива.

3. Praesens indicatīvi actīvi (все спряжения).

4. Правило соединительного гласного.

5. Глагол esse в praesens indicatīvi actīvi.

6. Imperatīvus praesentis actīvi (самостоятельно).

7. Личные и возвратное местоимение. Их употребление с предлогом cum.

8. Genetīvus partitīvus (самостоятельно).

Практика:

1. Переписать и выучить лексический минимум 3-го раздела (с. 229–231).

2. Проспрягать глагол reddo 3 в praesens indicatīvi actīvi и образовать от него imperatīvus praesentis actīvi.

2. Читать, переводить предложения (номера предложений каждой группе раздает преподаватель), делать письменный морфолого-синтаксический анализ одного глагола и одного местоимения из каждого предложения (образцы анализа: 1) doces – verbum, doce o, docu i, doct um, doc ē re, conjugatio secunda, praesens indicatīvi actīvi, persona secunda, sg., сказуемое, «(ты) учишь»; 2) Docēte! – verbum, doce o, docu i, doct um, doc ē re 2, imperativus praesentis activi, pl., forma positiva, сказуемое, «Обучайте!»; me(cum) – pronomen personale, ego, mei, abl.sg., дополнение, «со мной»).

3. Упр. 1–3, с. 228 (письменно).

4. Выучить крылатые выражения:

1) Aqu ĭ lam volare doces.                   Ты учишь орла летать (поговорка).

2) Cog ĭ to ergo sum.                            Я мыслю, следовательно,

                                                        я существую (Рене Декарт, французский философ, 1596—1650).

3) Vade mecum! Иди со мной! (традиционное название путеводителей).

4) Epistula non erubescit.                   Бумага не краснеет (Цицерон).

5) Festina lente!                                   Спеши медленно!

                                                         (поговорка императора Августа, 63 г. до н.э. – 14 г. н.э.).

 

6. Слушать кассету № 1 по латинскому языку в звуковой лаборатории (ауд.1107): т



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.298 с.)