Глава 1. Теоретические основы проектирования баз данных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы проектирования баз данных



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ «КОЛЛЕДЖ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН ИМЕНИ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ, МИТРОПОЛИТА МОСКОВСКОГО»

 

 

Марында Никита Сергеевич

Специальность 09.02.03 Программирование в компьютерных системах

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

 

Дипломный проект

 

Разработка программного модуля «Автоматизированная система управления учета студентов, получающих социальную стипендию» на примере ГБПОУ СО «Гуманитарный колледж»

 

 

Руководитель Половинкина Татьяна Вячеславовна,      ________________

преподаватель   

 

 

ТОЛЬЯТТИ, 2021


Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ. 2

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ 5

1.1 Анализ предметной области. 5

1.2 Построение функциональной модели AS-IS. 10

1.3 Требования к программному продукту. 16

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ СТУДЕНТОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ СТИПЕНДИЮ... 19

2.1 Техническое задание на разработку базы данных. 19

2.2 Проектирование базы данных учёта студентов, получающих социальную стипендию 23

2.3 Описание функциональной модели процесса «TO-BE». 30

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ «АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УЧЕТА СТУДЕНТОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ СТИПЕНДИЮ». 35

3.1 Выбор средств и технологии создания программного продукта. 35

3.2 Описание работы программного продукта. 38

3.3  Инструкция администратору. 46

ГЛАВА 4. РАСЧЁТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОТ ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ «АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УЧЕТА СТУДЕНТОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ СТИПЕНДИЮ». 48

ГЛАВА 5 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 60

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 71

ГЛОССАРИЙ.. 72

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 73

Приложения


ВВЕДЕНИЕ

 

Информационные технологии стали одним из важнейших факторов, который влияет на формирование общества в 21 веке. Быстрое становление информационных технологий привило к такому феномену как переход от традиционного способа обмена информации к электронным методам передачи информации по средствам компьютерных систем.

В современном мире информационные технологии используются почти во всех сферах жизни человека. В мире коммерческих отношений, быстрая и своевременная обработка позволяет усовершенствовать производство, прогнозировать, анализировать хозяйственную деятельность, и создавать долгосрочное планирование, что способствует успешному функционированию на конкурентном рынке. Каждая компания стремится к оптимизации расходов на материальные и трудовые ресурсы, а также упростить процесс обработки информации путем применения автоматизированных информационных систем и базы данных. 

Объект исследования: является процесс проектирования и разработки программного модуля.  

Предмет исследования: разработка программного модуля «Автоматизированная система управления учета студентов, получающих социальную стипендию» на примере ГБПОУ СО «Гуманитарный колледж»

Целью данной работы является теоретическое изучение и практическая разработка программного модуля «Автоматизированная система управления учета студентов, получающих социальную стипендию» на примере ГБПОУ СО «Гуманитарный колледж» с экономическим обоснованием в соответствии с требованиями, законодательства в сфере информационной безопасности.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить нормативные документы и научно-техническую литературу, провести анализ предметной области документооборота и сформулировать требования к функциональным возможностям разрабатываемого программного модуля.

2. Спроектировать и реализовать пользовательский интерфейс программного модуля.

3. Внедрить программный модуль и рассчитать экономическую эффективность.

Практическая значимость работы заключается в создании базы данных для учебного отдела. Данный программный продукт позволит упростить работу сотрудников ГБПОУ СО «Гуманитарный колледж», благодаря чему можно будет оптимизировать затраты времени на поиск, анализ и обработку информации.

В первой главе проведён анализ предметной области и построена функциональная модель AS-IS, в которой были выявлены узкие места в работе сотрудника учебного отдела, занимающего учётом студентов, получающих социальную стипендию.

Во второй главе с помощью CASE средства BPwin усовершенствованной модели TO-BE были подробно уточнены входные и выходные данные, добавлено техническое задание на этапе управления.

В третьей главе на основе спроектированной базы данных разработан программный модуль «Автоматизированная система управления учета студентов, получающих социальную стипендию».

В четвертой главе подсчитана экономическая эффективность от внедрения программного продукта.

В пятой главе рассказано о безопасности жизнедеятельности.  


 

Анализ предметной области

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин имени Святителя Алексия, Митрополита Московского» (ГБПОУ СО «Гуманитарный колледж») введёт образовательную деятельность и готовит специалистов социально-педагогических дисциплин. ГБПОУ СО «Гуманитарный колледж» был создан Постановлением Правительства Самарской области от 04.08.2010 г. № 356 «О создании бюджетного государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж гуманитарных и социально-педагогических дисциплин». Имеет Лицензия: серия 63Л01 №0001332 рег. №5780 от 10.07.2015 г. и Государственная аккредитация: серии 63А01 №0000971 рег. 905-19 от 15.05.2019 г. (до 15.05.2025г.)

Основным видом деятельности ГБПОУ СО «Гуманитарный колледж» является образовательная.

К сожалению, в настоящее время учебный отдел колледжа выполняет свою работу вручную и его работа не автоматизирована. В таких условиях сотрудникам учебного отдела приходится тратить много времени на выполнение простых функций, которые можно было бы автоматизировать.

Организационно-управленческая структура ГБПОУ СО «Гуманитарный колледж» состоит из следующих подразделений:

1. Директор образовательной организации.

2. Служба контрольно-аналитической деятельности.

3. Бухгалтерия.

4. Служба материально-технического обеспечения.

5. Служба кадрового обеспечения, Приёмная комиссия.

6. Служба охраны труда и расследования несчастных случаев.

7. Служба пожарной безопасности.

8. Служба профориентации.

9. Служба организации практико-ориентированного и дуального обучения, Служба содействия трудоустройству выпускников.

10. Служба организации образовательной и воспитательной деятельности.

11. Учебный отдел.

12. Служба методического обеспечения.

13. Библиотека/медиатека.

14. Служба поддержки физической культуры и спорта.

15. Совет профилактики.

16. Цикловая комиссия (кафедра) социально-гуманитарных и профессиональных дисциплин по УГС «Юриспруденция».

17. Цикловая комиссия (кафедра) профессиональных дисциплин по УГС «Изобразительное и прикладные виды искусств».

18. Цикловая комиссия (кафедра) профессиональных дисциплин по УГС «Образование и педагогические науки», «Информатика и вычислительная техника».

19. Цикловая комиссия (кафедра) общеобразовательных, математических и естественно-научных дисциплин.

Организационно-управленческая структура БПОУ СО «Гуманитарный колледж» представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Организационно-управленческая структура БПОУ СО «Гуманитарный колледж»

 

ГБПОУ СО «Гуманитарный колледж» ведёт подготовку по направлениям: 44.02.01 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 44.02.05 Коррекционная педагогика в начальном образовании, 54.02.05 Живопись (по видам) и 44.02.03 Педагогика дополнительного образования. 

Задача - автоматизировать работу учебного отдела. Учебный отдел является самостоятельным структурным подразделением, подчинённым непосредственно директору колледжа. В своей работе учебный отдел руководствуется действующим законодательством Российской федерации, а также локальными актами колледжа.

 

Учебный отдел возглавляет начальник отела, которого назначает и увольняет непосредственно директор колледжа. На работу учебного отдела не допускается возложение обязанностей, не предусмотренных локальным документов колледжа.

Задачами учебного отдела является:

1. Обеспечение готовности и способности предоставлять образовательные услуги, соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по специальностям подготовки.

2. Организационное обеспечение высокого качества образовательного процесса.

3. Постоянное совершенствование нормативно-методической документации, регламентирующей учебный процесс.

4. Взаимодействие со структурными подразделениями колледжа по вопросам организации учебного процесса.

Основными функциями Учебного отдела являются:

1) Обеспечение выполнения требований федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования рабочих учебных планов и программ.

2) Осуществление контроля за качеством преподавания дисциплин.

3) Организация учета посещаемости занятий и успеваемости студентов.

4) Осуществление контроля за дисциплиной студентов.

5) Организация консультаций и дополнительных занятий.

6) Организация контроля за работой студентов в период курсового   проектирования.

7) Подготовка материалов и составление расписания занятий и контроль за его выполнением.

8) Участие в подготовке материалов к рассмотрению на Педагогическом совете колледжа.

9) Организация работы по переводу студентов с учетом успеваемости с курса на курс, восстановлению, отчислению и выпуску студентов.

10) Организация смотров, конкурсов, выставок, способствующих развитию творческого потенциала преподавателей и студентов.

11) Осуществление делопроизводства в соответствии с номенклатурой дел колледжа.

12) Проведение индивидуальной работы со студентами и их родителями.

Организационная структура Учебного отдела

В обязанности учебного отдела входят следующие пункты:

1) Оперативное доведение до сведения коллектива инструктивных документов, приказов и распоряжений администрации.

2) Участие в работе по разработке рабочих учебных планов и рабочих программ учебных дисциплин и обеспечение их выполнения.

3) Учет работы в Учебном отделе Колледжа и представление отчетности.

4) Подготовка приказов по движению студентов; допуску к итоговой государственной аттестации; по выпуску специалистов.

5) Организация допуска к сессии, контроль за ходом сессии.

6) Контроль сроков ликвидации академических задолженностей по результатам сдачи сессий.

7) Оформление и выдача студенческих билетов и книжек успеваемости студентов.

8) Выдача направлений на пересдачу зачетов и экзаменов.

9) Организация и контроль ведения всех форм отчетности.

10) Ведение личных дел студентов.

11) Сверка оплаты за обучение.

Входным документом является справка, полученная учащимся в одном из учреждений с социальной защиты (Приложение А).

Выходным будет приказ о назначении социальной стипендии (Приложение Б)

Требования к программному продукту

 

Автоматизированная система управления учёта студентов, получающих социальную стипендию позволяет:

1) Вести учёт студентов, обучающихся в колледже.

2) Вести учёт студентов, получающих социальную стипендию.

3) Хранить информацию о группах и специальностях колледжа.

4) Создавать автоматически приказ о назначении социальной стипендии.

5) Ввод данных.

6) Вывод данных.

7) Изменение данных.

8) Возможность поиска (фильтрации) по базе данных информации, по группам.

9) Возможность поиска (фильтрации) по базе данных информации, по студентам.

10) Возможность поиска (фильтрации) по базе данных информации, по специальностям.

Далее рассмотрены требования, предъявляемые к программному продукту.

1. Требования к программе

1.1. Требования к функциональным характеристикам

Программа должна обеспечивать возможность выполнения перечисленных ниже функций:

1.1.1. Ввод данных.

1.1.2. Вывод данных.

1.1.3. Изменение данных.

1.1.4. Возможность поиска (фильтрации) по базе данных информации, по группам.

1.1.5. Возможность поиска (фильтрации) по базе данных информации, по студентам.

1.1.6. Возможность поиска (фильтрации) по базе данных информации, по специальностям.

1.1.7. Создание автоматического отчёта

1.1.8. Учёт студентов обучающихся в колледже

1.1.9. Учёт студентов, получающих социальную стипендию

1.1.10. Хранение информацию о группах и специальностях колледжа

2.2. Требования к надежности

2.2.1 Требования к обеспечению надежного функционирования программы

Надежное (устойчивое) функционирование программы должно быть обеспечено выполнением Заказчиком совокупности организационно-технических мероприятий, перечень которых приведен ниже:

2.2.2. Время восстановления после отказа

Время восстановления после отказа, вызванного сбоем электропитания технических средств (иными внешними факторами), не фатальным сбоем (не крахом) операционной системы, не должно превышать 30-ти минут при условии соблюдения условий эксплуатации технических и программных средств.

Время восстановления после отказа, вызванного неисправностью технических средств, фатальным сбоем (крахом) операционной системы, не должно превышать времени, требуемого на устранение неисправностей технических средств и переустановки программных средств.

3. Условия эксплуатации

3.1. Климатические условия эксплуатации

Климатические условия эксплуатации, при которых должны обеспечиваться заданные характеристики, должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к техническим средствам в части условий их эксплуатации.

3.2. Требования к квалификации и численности персонала

Минимальное количество персонала, требуемого для работы программы, должно составлять не менее 1 штатных единиц — системный администратор. В перечень задач, выполняемых системным администратором, должны входить:

а) задача поддержания работоспособности технических средств

б) задачи установки (инсталляции) и поддержания работоспособности

3.3. Требования к составу и параметрам технических средств

3.3.1. В состав технических средств должен входить персональный компьютер (ПК), выполняющий роль сервера, включающий в себя:

3.3.1.1. Процессор Pentium-2.0Hz, не менее;

3.3.1.2. Оперативную память объемом, 1Гигабайт, не менее;

3.3.1.3. HDD, 40 Гигабайт, не менее;

3.3.1.4. Операционную систему Windows;

3.3.3. Требования к защите информации и программ.

Требования к защите информации и программ не предъявляются т.к. за защиту информации и программы отвечает разработчик приложения, а в моём случаи это Microsoft.

Таким образом, проведён анализ предметной области и построена функциональная модель AS-IS, в которой были выявлены узкие места в работе сотрудника учебного отдела, занимающего учётом студентов, получающих социальную стипендию. К этим узким местам относятся временные затраты и работа, выполненная вручную. Исходя из модели AS-IS построенной с помощью CASE средства BPwin можно сделать вывод, без автоматизированной системы сложно осуществлять учёт студентов.

ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ СТУДЕНТОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ СТИПЕНДИЮ

 

2.1 Техническое задание на разработку базы данных

 

1. Введение

1.1. Наименование программы

Наименование программы: "Автоматизированная система управления учета студентов, получающих социальную стипендию "

1.2. Назначение и область применения

Программа предназначена для создания, управления содержимым автоматизированной системы, содержащим следующие данные:

1.2.1. Список студентов колледжа

1.2.2. Раздел с распределением учебных групп по специальностям

1.2.3. Справочная информация: специальности колледжа, учебные группы и студенты колледжа

1.2.4. Список студентов получающих социальную стипендию

2. Требования к программе

2.1. Требования к функциональным характеристикам

Программа должна обеспечивать возможность выполнения перечисленных ниже функций:

2.1.1. Ввод данных.

2.1.2. Вывод данных.

2.1.3. Изменение данных.

2.1.4. Возможность поиска (фильтрации) по базе данных информации, по группам.

2.1.5. Возможность поиска (фильтрации) по базе данных информации, по студентам.

2.1.6. Возможность поиска (фильтрации) по базе данных информации, по специальностям.

2.2. Требования к надежности

2.2.1. Требования к обеспечению надежного функционирования программы

Надежное (устойчивое) функционирование программы должно быть обеспечено выполнением Заказчиком совокупности организационно-технических мероприятий, перечень которых приведен ниже:

а) организацией бесперебойного питания технических средств;

б) использованием лицензионного программного обеспечения;

в) регулярным выполнением рекомендаций Министерства труда и социального развития РФ, изложенных в Постановлении от 23 июля 1998 г. Об утверждении межотраслевых типовых норм времени на работы по сервисному обслуживанию ПЭВМ и оргтехники и сопровождению программных средств»;

г) регулярным выполнением требований ГОСТ 51188-98. Защита информации. Испытания программных средств на наличие компьютерных вирусов

2.2.2. Время восстановления после отказа

Время восстановления после отказа, вызванного сбоем электропитания технических средств (иными внешними факторами), не фатальным сбоем (не крахом) операционной системы, не должно превышать 30-ти минут при условии соблюдения условий эксплуатации технических и программных средств. Время восстановления после отказа, вызванного неисправностью технических средств, фатальным сбоем (крахом) операционной системы, не должно превышать времени, требуемого на устранение неисправностей технических средств и переустановки программных средств.

2.2.3. Отказы из-за некорректных действий пользователей системы

Отказы программы вследствие некорректных действий пользователя при взаимодействии с программой через Веб интерфейс недопустимы.

3. Условия эксплуатации

3.1. Климатические условия эксплуатации

Климатические условия эксплуатации, при которых должны обеспечиваться заданные характеристики, должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к техническим средствам в части условий их эксплуатации.

3.2. Требования к квалификации и численности персонала

Минимальное количество персонала, требуемого для работы программы, должно составлять не менее 1 штатных единиц — системный администратор. В перечень задач, выполняемых системным администратором, должны входить:

а) задача поддержания работоспособности технических средств;

б) задачи установки (инсталляции) и поддержания работоспособности

3.3. Требования к информационной и программной совместимости

3.3.1. Требования к информационным структурам и методам решения

База данных работает под управлением Microsoft SQL Server. Используется много поточный доступ к базе данных. Необходимо обеспечить одновременную работу с программой с той же базой данной модулей экспорта внешних данных.

3.3.2. Требования к исходным кодам и языкам программирования

Дополнительные требования не предъявляются.

3.3.3. Требования к защите информации и программ

Требования к защите информации и программ не предъявляются.

4. Стадии и этапы разработки

4.1. Стадии разработки

Разработка должна быть проведена в три стадии:

1. разработка технического задания;

2. рабочее проектирование

3. внедрение

4.2. Этапы разработки

На стадии разработки технического задания должен быть выполнен этап разработки, согласования и утверждения настоящего технического задания.
На стадии рабочего проектирования должны быть выполнены перечисленные ниже этапы работ:

1. разработка программы

2. разработка программной документации

3. испытания программы

На стадии внедрения должен быть выполнен этап разработки подготовка и передача программы.

4.3. Содержание работ по этапам

На этапе разработки технического задания должны быть выполнены перечисленные ниже работы:

1. постановка задачи

2. определение и уточнение требований к техническим средствам

3. определение требований к программе

4. определение стадий, этапов и сроков разработки программы и документации на неё

5. согласование и утверждение технического задания

На этапе разработки программы должна быть выполнена работа по программированию (кодированию) и отладке программы.

На этапе разработки программной документации должна быть выполнена разработка программных документов в соответствии с требованиями к составу документации.

На этапе испытаний программы должны быть выполнены перечисленные ниже виды работ:

1. разработка, согласование и утверждение и методики испытаний

2. проведение приемо-сдаточных испытаний

3. корректировка программы и программной документации по результатам испытаний

На этапе подготовки и передачи программы должна быть выполнена работа по подготовке и передаче программы и программной документации в эксплуатацию на объектах заказчика.

 

2.2 Проектирование базы данных учёта студентов, получающих социальную стипендию

 

Анализ предметной области целесообразно разбить на три фазы:

1)Анализ концептуальных требований и информационных потребностей.

2)Выявление информационных объектов и связей между ними.

3)Построение концептуальной модели предметной области и проектирование концептуальной схемы БД. [11]

1. Анализ концептуальных требований и информационных потребностей представлены в техническом задании.

2. Выявление информационных объектов и связей между ними.

Вторая фаза анализа предметной области состоит в выборе информационных объектов, задании необходимых свойств для каждого объекта, выявлении связей между объектами, определении ограничений, накладываемых на информационные объекты, типы связей между ними, характеристики информационных объектов. [15] При выборе информационных объектов постараемся ответить на ряд вопросов:

На какие классы можно разбить данные, подлежащие хранению в БД?

Какое имя можно присвоить каждому классу данных?

Какие наиболее интересные характеристики (с точки зрения пользователя) каждого класса данных можно выделить?

Какие имена можно присвоить выбранным наборам характеристик?

В результате анализа была сформирована таблица 1. В таблице 1 представлены следующие информационные объекты: 

1) Категория

2) Группы

3) Приказ

4) Организация

5) Социальная стипендия

6) Специальность

7) Студенты

 

Таблица 1 - Логическая структура информационных объектов

Наименование информационного объекта

Имя файла таблицы

Наименование поля

Идентификатор поля

Размер поля

Всего Точно
1 2 3 4 5 6

 

Категория

 

Categories

Код категории ID_Categories 6 6
Наименование категории The name of the category 10 10

Группы

Groups

Группа ID_Group 6 6
Специальности ID_Specialnosti 8 8
Курс Kurs 1 1
           
           

 

Продолжение таблицы 1

1 2 3 4 5 6

Приказ

Order

Номер приказа №_Order 6 6
Дата приказа Date of order 10 10
Дата начисления стипендии The accrual date of a scholarship 10 10
Номер справки для назначения социальной стипендии The reference number for the appointment of social grants 5 5

Организация

Organizations

Номер организации ID_Organizations 6 6
Название организации Organization name 255 255

Социальная стипендия

Social scholarship

Номер зачетной книжки Number_ZK 6 6
Номер справки для назначения социальной стипендии The reference number for the appointment of social grants 5 5
Кем выдана справка ID_Organizations 3 3
Дата выдачи справки Date of issue of the certificate 10 10
Начало действия справки Getting started with help 10 10
Конец действия справки The end of the reference 10 10
Категория ID_Categories 6 6

Специальность

Specialties

Код специальности ID_Specialnocti 8 8
Название специальности Name_Sp 255 255

Студенты

Students

Номер зачетной книжки Number_ZK 6 6
Группа ID_Grоup 255 255
Фамилия Surname 255 255
Имя Name 255 255
Отчество Middlename 255 255
Дата рождения Birthdate 10 10
Серия Series 4 4
Номер Number 6 6
Кем выдан Issued by whom 255 255
Дата выдачи Date of issue 10 10
Код подразделения Division code 7 7
СНИЛС SNILS 14 14

 

3. Построение концептуальной модели предметной области

Заключительная фаза анализа предметной области состоит в проектировании ее информационной структуры или концептуальной модели.

Концептуальная модель включает описания объектов и их взаимосвязей, представляющих интерес в рассматриваемой предметной области (ПО) и выявляемых в результате анализа данных. [16, 18]

Концептуальная модель применяется для структурирования предметной области с учетом информационных интересов пользователей системы. Она дает возможность систематизировать информационное содержание предметной области, позволяет как бы "подняться вверх" над ПО и увидеть ее отдельные элементы. При этом, уровень детализации зависит от выбранной модели.

Концептуальная модель является представлением точки зрения пользователя на предметную область и не зависит ни от программного обеспечения СУБД, ни от технических решений.

Концептуальная модель должна быть стабильной. Могут меняться прикладные программы, обрабатывающие данные, может меняться организация их физического хранения, концептуальная модель остается неизменной или увеличивается с целью включения дополнительных данных. [28] Одной из распространенных моделей концептуальной схемы является модель «сущность - связь». Основными конструкциями данной модели являются сущности и связи.

Под сущностью понимают основное содержание объекта ПО, о котором собирают информацию. В качестве сущности выступают в данной задаче выступают: специальности, группы, студенты, организация, категория, социальная стипендия и приказ. [30] На рисунке 4 представлена концептуальная модель исследуемой базы данных.

 

Специальность
Состоит
Группа
Учатся
Студенты
Получают
Социальная стипендия
Включает
Организация
Категория
Выдаёт
Отображается
Приказ

Рисунок 4 – Концептуальная модель базы данных учёта студентов, получающих социальную стипендию

 

Определение взаимосвязей и построение ИЛМ  

В информационно логической модели базы данных могут быть представлены следующие виды взаимосвязей: [2]

- связь 1:1 предполагает, что в каждый момент времени одному экземпляру сущностей А соответствует не более одного экземпляра сущности В;

- связь 1:М предполагает что одному экземпляру сущности А, соответствует нуль, один или несколько экземпляров сущности В;

- связь М:М предполагает что, в каждый момент времени одному экземпляру сущности А соответствует нуль, один или несколько экземпляров сущности В и наоборот. 

Взаимосвязи информационных объектов базы данных «Учёта студентов, получающих социальную стипендию» представлены в таблице - 2.

 

Таблица 2 – Взаимосвязь информационных объектов

Главный информационный объект

Подчиненный информационный объект

Ключ связи

Тип отношения

1 2 3 4
Специальности Группы Код специальности 1:М
Группы Студенты Группа 1:М
Студенты Социальная стипендия Номер зачетной книжки 1:М
Организации Социальная стипендия Номер организации 1:М
Категории Социальная стипендия Код категория 1:М
Социальная стипендия Приказ Номер справки для назначения социальной стипендии 1:М

 

Информационно-логическая модель базы данных отражает структуру информационных объектов и показывает, по каким атрибутам осуществляется взаимосвязь информационных объектов. [6]

Принципы построения информационно-логической модели: [34]

- все информационные объекты должны быть разбиты на уровни;

- информационные объекты одного уровня должны быть построены в одну линию;

- взаимосвязь объектов обозначается выходом стрелки из главного информационного объекта по правому краю, и входом стрелки в подчиненный информационный объект по левому краю;

- наименования объектов на краях стрелок должны совпадать;

- стрелки взаимосвязей по возможности не должны пересекаться.

С учетом вышеописанных принципов построения информационно- логической модели и описанных взаимосвязей можно построить информационно-логическую модель базы данных, представленную в рисунке 5.


B Ai0AFAAGAAgAAAAhADj9If/WAAAAlAEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALwEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhAF55+47sBwAASk8AAA4AAAAAAAAAAAAAAAAALgIAAGRycy9lMm9Eb2MueG1s UEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAIXztaTdAAAABgEAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAARgoAAGRycy9kb3ducmV2 LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPMAAABQCwAAAAA= ">
Код группы Код специальности Курс обучения
Специальности
Код специальности Название специальности  
Группы
Студенты
Номер зачетной книжки Код группы Фамилия Имя Отчество Дата рождения Серия Номер Кем выдан Дата выдачи Код подразделения СНИЛС    
Организация
Код организации Название организации
Категория
Код категории Название категории
Социальная стипендия
Номер зачетной книжки Номер справки для назначения социальной стипендии Код организации Дата выдачи справки Начало действия справки Конец действия справки Код категория  
Приказ
Номер приказа Дата приказа Дата начисления стипендии Номер справки для назначения социальной стипендии  

Рисунок 5 – Информационно-логическая модель базы данных учёта студентов, получающих социальную стипендию

 

 


Таким образом, в результате проектирование базы данных учёта студентов, получающих социальную стипендию, был осуществлен анализ предметной области, в результате которого были выявлены такие сущности как: специальности, группы, студенты, организация, категория, социальная стипендия и приказ. На основе этого анализа были представлены логические структуры этих сущностей, выявлены взаимосвязи этих информационных объектов. В итоге была построена информационно-логическая модель базы данных учёта студентов, получающих социальную стипендию, описывающая по каким атрибутам осуществляется взаимосвязь исследуемых информационных объектов.

 

ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ «АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ УЧЕТА СТУДЕНТОВ, ПОЛУЧАЮЩИХ СОЦИАЛЬНУЮ СТИПЕНДИЮ»

 

Инструкция администратору

 

Запуск программы:

Для запуска программы дважды щёлкните мышкой по ярлыку «Студенты». У вас откроется программа.

Основное меню программы:

Нажмите на форму «Main». Это главная страница программы.

На главной странице две кнопки «Справочная информация» и «Распределение учебных групп по специальности»

Описание операций:

При нажатии на кнопку «Справочная информация» появляются разделы «Специальности колледжа», «Учебные группы» и «Студенты». В каждом разделе находится соответствующая информация. Во всех трёх разделах присутствует фильтр.

В верхней части находятся две кнопки «Главная» и «Назад». При нажатии на кнопку «Главная» данная страница сворачивается и открывается форма «Main», а при нажатии кнопки «Назад» открытая страница закроется и откроется предыдущая.

При нажатии на кнопку «Распределение учебных групп по специальности», откроется страница, на которой можно выбрать нужную специальность и посмотреть список всех групп по этой специальности.

В верхней части находятся 4 кнопки «Просмотр всех специальностей», «Подробнее», «Главная» и «Назад».

Для дальнейшего просмотра конкретной группы нажимаем кнопку «Подробнее». Откроется последняя страница в ней можно добавить новую группу, а что бы выбрать уже существующею нужно нажать на стрелочки в нижней части монитора.

Для добавления новой специальности переходим в таблицу «Specialties» и в свободной строке вписываем «Код специальности» и «Название специальности», после нажимаем на плюс слева от кода специальности и добавляем группы, а далее для добавления групп нажимаем на плюс слева от «Группа» и вписываем всех студентов.

Так же для добавления студентов можно перейти в таблицу «Students» и заполнив все данных нажать на плюс слева от «Номер зачетной книжки» и заполнить данные о справке если она имеется.

Для напечатания приказа переходим в отчет «Order» затем выбираем режим «Предварительный просмотр» и нажимаем кнопку печать выбираем печать страницы и вписываем нужные нам номера студентов т.к. номер страницы соответствует номеру студента по справке.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.147 (0.395 с.)