Позитивизм О. Конта. Исторические формы позитивизма. Неопозитивизм первой половины 20 века. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Позитивизм О. Конта. Исторические формы позитивизма. Неопозитивизм первой половины 20 века.



Представителями первой, классической формы позитивизма XIX в. кроме О. Конта были английские мыслители Дж. С. Милль, Г. Спенсер, Конт Огюст (1798—1857) — французский философ, «Курс позитивной философии» Он полагал, что «метафизика» как учение о сущности явлений, об их началах и причинах, должна быть устранена, а ее место должна занять позитивная философия. Основная ее характеристическая черта состоит в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам.

Позитивное в его трактовке — это реальное, достоверное, точное и полезное знание в противоположность смутным, сомнительным и бесполезным утвер­ждениям и представлениям, которые часто имеют хождение в обы­денном сознании и метафизических рассуждениях.

Применял принцип историцизма: «ни одна идея не может быть хорошо понята без знакомства с ее историей».

В этой связи он выделяет три основных стадии интеллектуальной эволюции человечества:

– теологическая: человеческий дух объясняет природу вещей воздействием многочисленных сверхъестественных факторов.

– метафизическая: сверхъестественные факторы заменены абстрактными силами

– научная: человек стремится к тому, чтобы, правильно комбинируя рассуждения с наблюдениями и экспериментами, познать действительные законы явлений.

При этом, согласно Конту, необходимо отказаться от возможности достижения абсолютных знаний и от познания внутренних причин явлений. Природа позитивной философии - признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам

 

1 стадия. Классич. позитивизм. Огюст Конт «Наука – сама себе философия». Философия становится инструментом упорядочивания наук, способом выявления общих для всех наук законов, которые можно перенести и на общество, создав “социальную физику”.

 

2 стадия. Махизм. Вторая стадия позитивизма – так называемого эмпириокритицизм связан с именами Э.Маха, австрийского физика и философа и швейцарского философа Р. Авенариуса. Отличие данной стадии от предшествующей – основная задача ф-фии не в построении всеобъемлющей системы научного знания, а в создании теории научного знания. Основоположники “второго позитивизма” разделяют идею об упразднении старой метафизики, об изменении положения философии в культуре. Однако в отличие от позитивистов “первой волны”, которые считали, что философия должна заниматься созданием единой картины мира и классификацией наук, эмпириокритики видели задачу философии в установлении принципов упорядочивания явлений в сознании исследователя. Термин “эмпириокритицизм”, введен Авенариусом, означает критику опыта. Опыт – это данность мира познающему субъекту, зафиксированная в его сознании с помощью утверждения, высказываний.

 

3 этап в 20 гг. 20 в. Третий этап эволюции позитивизма – неопозитивизм, или логический позитивизм. Логический позитивизм провозгласил основной своей задачей борьбу с метафизикой, традиционно понимая под ней философию в целом, стремясь поставить себя над борьбой с материализмом и идеализмом. Теоретическим источником его послужило реальное развитие физики, логики, математики, языкознания. Наука сводится к фиксации, а затем упорядочению фактов в рамках условно принятой системы языка. В таком случае задачи науки ограничивается описание ее языка. Исходными предпосылками всякого познания логический позитивизм считал события и факты, т.е. “чувственные данные”, находящиеся в сфере сознания субъекта. Специфика логического позитивизма состоит в том, что в качестве метода философствования выступает современная формальная математическая логика. Принцип: истина устанавливается империческим, т..е. опытным путем. Империческим путем проверяются конкретные факты, ни одно общее высказывание, в том числе научные законы, опытным путем не проверяются.

4 этап. Постпозитивизм. Поппер, Кун, Лакатош, Фейерабенд. Онтология трех миров. Деление бытия на три уровня (мира):

1. Физическая природа (мир 1),

2. Мир человеческой индивидуальной психики (мир 2),

3. Мир идей, научного знания (мир 3). Состоит из теорий, содержаний журналов, книг, возникает как результат взаимодействия мир 1 и мира 2. Способом сущ-я 3-го мира является язык. Облеченный в языковую форму, этот мир сущ-ет объективно, независимо от психики людей.

 Черты постпозитивизма:

1) отказ от ориентации на логику и обращение к истории науки (гл. проблема: развитие научного знания),

2) отказ от жесткого противопоставления научного и ненаучного знания,

3) с точки зрения постпозитивист. философия имеет свою терминологию и свой предмет. Поппер выступал против научного знания. Научная теория должна быть сформулирована в себе самой. Поппер выступал против претензии теории на абсолютную истину, т. е. выступал против догматизма.

2)

Билет 18



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.004 с.)