Антропоцентризм и гуманизм философских учений Возрождения и Реформации. Основные темы проблем философии Ренессанса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Антропоцентризм и гуманизм философских учений Возрождения и Реформации. Основные темы проблем философии Ренессанса



Гуманизм признание человека личностью, его права на творчество, свободу и счастье. Имелось в виду, что этого можно достичь прежде всего за счет возрождения характерного для античности интереса к человеку и знанию его природы, а не только благодаря знанию о внешней природе или теологическим спекуляциями.

С Возрождением связывают формирование гуманистического мировоззрения, провозгласившего в качестве высшей ценности человека, его достоинство, свободу и права. Человек рассматривается как центр мироздания, а остальной мир познается и оценивается только сквозь призму человеческого бытия. Такая позиция называется антропоцентризмом.
Философия периода Возрождения подорвала позиции схоластического мышления, утвердила пантеистический подход в натурфилософии и тем самым подготовила почву для рационалистической философии Нового времени.

К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

1) антропоцентризм и гуманизм — преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

2) оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии — схоластики);

3) перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;

4) принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

5) большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;

6) торжество индивидуализма;

7) широкое распространение идеи социального равенства.

Основные проблемы философии Возрождения:

1. Сущность и предназначение человека.

 

2. Критика средневековой схоластики.

 

3. Теоретические и методические начала естествознания

 

4. Философские вопросы политики и права

Неклассическая парадигма науки: квантово-механичческая картина мира; реляционная концепция пространства-времени; фундаментальная роль случайности; стохастический, неопределенный и нелинейный характер развития вселенной

Конец XIX века в истории физики отмечен рядом принципиальных от- крытий, которые непосредственно привели к научной революции на рубеже XIX-ХХ вв. и формированию третьей естественнона- учной картины мира. Важнейшие из них: открытие рентгеновских лучей, открытие электрона и установление зависимости его массы от скорости, открытие радиоактивности, фотоэффекта и его законов и др. Но главное: обострились проблемы обоснования принципов и основополагающих категорий классической механики — прежде все- го категорий пространства и времени.
В статье, написанной в июне 1905 г. А. Эйнштейн отметил, что
если никто не может определить, движется ли он сквозь эфир или нет, то само понятие эфира становится лишним. Вместо этого он начал с постулата, что законы физики должны быть одинаковы для всех свободно движущихся наблюдателей. В частности, все они, из- меряя скорость света, должны получать одну и ту же величину, с ка- кой бы скоростью не двигались сами. Скорость света независима от их движений и одинакова во всех направлениях.
Но это требует отбросить представление о том, что существует единая для всех величина, называемая временем, которую измеряют любые часы. Вместо этого у каждого должно быть свое персональное время. Время двух человек будет совпадать только если они находятся в покое друг относительно друга. Постулат Эйнштейна стал осно- вой теории относительности, получившей такое название пото- му, что значение имеют только относительные движения. Эйн- штейн отбросил два абсолюта науки XIX века: абсолютный покой (эфир) и абсолютное универсальное время, которое измеряют все часы.

То, что лежит в ее основе — это уже неклассическая физика с ее основными результатами:
• неоднозначность определений, необходимость указывать на усло-
вия познания;
• расширение принципа детерминизма: включаются не только дина-
мические, но и статистические закономерности;
• принципиальные ограничения, накладываемые принципом нео-
пределенности: нельзя определить все свойства объекта одновре-
менно;
• объективность знания не должна отождествляться с наглядностью;
• физическая теория должна содержать в себе не только средства для
описания поведения познаваемых объектов, но также и средства для описания условий познания, включая процедуру исследования.

 

Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей и без этих вещей сами по себе не существующие. Сторонники реляционного (от лат. relatio - отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция времени исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых, в зависимости от характера изменений, формируются временные отношения. Время выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих изменений.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:
• время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития;
• пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

 

Базовым понятием для постнеклассической науки становится уже не принцип системности, а обладающий большим объяснитель- ным потенциалом принцип самоорганизации. В качестве теории слож- ных самоорганизующихся систем выступает синергетика. Основны- ми принципами синергетики становятся принципы становления: принцип нелинейности (непредсказуемости результата), незамкнуто- сти (открытости), неустойчивости (наличие точек бифуркации).
Под точками бифуркации понимаются особые критические точки, в окрестностях которых поведение системы становится неустойчи- вым. Последнее означает, что в этих точках система под воздействием самых незначительных воздействий (флуктуаций) может качественно изменить свое состояние. Этот переход часто характеризуют как «возникновение порядка из хаоса». Такого рода процессы протека- ют во всех видах развивающихся систем: физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных. Именно поэтому синергетику рассматривают в качестве междисципли- нарного подхода, способного преодолеть разрыв и противостояние естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.

Билет 7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.004 с.)