Г.Ф.Гендель оратория «Самсон» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Г.Ф.Гендель оратория «Самсон»



 Написанное на библейский сюжет, произведение проникнуто духом героики, пафосом гражданственности и борьбы.

  В основе сюжета – события войны между израильтянами и филистимлянами. Войско израильтян одерживает победы над врагами, благодаря могуществу героя Самсона. Жена Самсона – филистимлянка Далила выведывает тайну: вся сила Самсона заключена в его волосах. Ночью она обрезает у спящего Самсона волосы, и враги захватывают его в плен. Они приводят ослепленного, закованного в цепи Самсона в храм, где он должен стать свидетелем их торжества в честь языческого бога Дагона.

 Самсон взывает к Богу: он просит вернуть ему былую мощь, и его молитва услышана. Герой разрывает цепи и сокрушает храм, он гибнет под развалинами вместе с филистимлянами и приносит победу своему народу.

Слушание музыки:

1.Увертюра (оркестровое вступление).

2.Хор филистимлян.

3.Ария Самсона – «вечная ночь».

4.Хор израильтян.

5. Ария Далилы

6.Сцена разрушения храма.

7. Траурный марш.

Задание: нарисовать рисунок.

                     Контрольная работа по теме

                    инструментальные жанры

 

1. Что такое этюд?

2. Назовите композитора,  создавшего целую «Энциклопедию» этюдов.

3. Какой инструментальный жанр в переводе означает «Ночная песнь»?

 

4. Какой инструментальный жанр ведет свое происходение из песни,

исполняемой в лодке?

 

 

5. Что такое скерцо?

 

 

6.  Назовите состав струнного квартета.
______________________________________________________________

 

7. Какой инструментальный жанр в переводе означает «состязание»?

 

_____________________________________________________________

 

8. Перечислите вокально-хоровые жанры.

_____________________________________________________________

9. Назовите автора «Кофейной кантаты».

______________________________________________________________

10.  Как звали героя оратории Генделя?

 

 

Кроссворд:

 

          По горизонтали:                                                                                    

1. «Ночная песнь».

2. Песня венецианского гондольера

3.Вокально-инструментальный жанр                        

По вертикали:

1.Ансамбль из четырех исполнителей

2.Инструментальная шутка

3. «Соревнование» солиста и оркестра

4.Виртуозный жанр

5.Вокально-инструментальный жанр

Тема 20. Музыка в театре.

Музыка в драматическом театре

Э.Григ «Пер Гюнт».

 В любом театральном спектакле (не музыкальном) обязательно присутствует музыка. Жанр такой музыки - прикладная. Она аккомпанируют действию.

Великий норвежский композитор Эдвард Григ жил в конце 19 века. Он написал музыку к пьесе Генрика Ибсена «Пер Гюнт».

Содержание пьесы: Пер Гюнт, деревенский парень,  мечтатель и фантазер. В лесу Пер встречает дочь Горного короля. Король готов отдать свою дочь замуж за Пера, но ставит условие: перекосить Перу глаз, чтобы он приобрел мировоззрение истинного тролля. Но на операцию Пер, готовый ради власти и славы почти на все, не идет - он был и останется человеком! Тролли наваливаются на него, но, услышав звуки церковного колокола, отпускают.

За дурные поступки  Пер теперь объявлен вне закона и может жить только в лесу. Пер строит себе избушку. Уже выпал снег и к нему на лыжах прибегает Сольвейг, решив остаться с ним навсегда. Пер отправляется путешествовать. Перед отъездом он прощается с матерью, старой Озе, которая умирает у него на руках.

Сорок лет странствует Пер по разным странам. Совершенно седой он возвращается на родину. Его корабль тонет у берегов Норвегии, но Гюнту  удается спастись. Скитаясь по лесу, Пер выходит на построенную им когда-то избушку. На пороге его встречает Сольвейг, постаревшая, но счастливая от того, что увидела его снова.

После премьеры спектакля музыка Грига так полюбилась публике, что он составил из нее две сюиты для концертного исполнения. В сюиты вошло 8 пьес.

Первая сюита состоит из четырех частей:

«Утро»:

Характер:______________________________________________

Темп:__________________________________________________

Лад:___________________________________________________

«Смерть Озе»:

Темп:_____________________________________________________

Жанр:_____________________________________________________

Лад:_______________________________________________________

Характер:___________________________________________________

 

Танец Анитры»:

Характер:______________________________________________________

Размер:________________________________________________________

Лад:___________________________________________________________

 

 В пещере горного короля»:

Характер:_____________________________________________________

Темп:________________________________________________________

Динамика:____________________________________________________

Вторая сюита тоже состоит из четырех частей: «Жалоба Ингрид», Арабский танец, «Возвращение Пера Гюнта», «Песня Сольвейг».

 

«Песня Сольвейг»:

Характер:______________________________________________

Темп:__________________________________________________

Лад:___________________________________________________

Задание: Нарисуйте понравившихся вам героев музыки Грига.

Тема 21. Опера

  Опера (итал.-opera-сочинение) - это сложный вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с вокальной и оркестровой музыкой. В опере объединяются многообразные художественные средства: сольное и хоровое пение, различные ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства (костюмы, декорации и прочее), весьма популярны балетные сцены.

 В основу оперы положено либретто (итал.-libretto-книжечка) - литературный текст, кратко пересказывающий содержание произведения и положенный в его основу.

 Открывается опера увертюрой, вступлением или интродукцией - оркестровым вступлением, создающим общее настроение всей оперы.  Сама опера состоит, в основном, из законченных вокальных номеров - арий, ансамблей и речитативов.

Ария - законченный эпизод в опере, исполняемый певцом в сопровождении оркестра. Для арии обычно характерна широкая распевность. Разновидности арии - ариетта, ариозо. 

Речитатив - род вокальной музыки, ритмически и интонационно близкий к напевной декламации (итал.- recitare-декламировать). Строение речитативной мелодии в значительной мере определяется текстом. Различают 2 вида речитатива- сухой речитатив (recitativo secco), аккомпанированный речитатив.

Хор играет в опере большую роль. С его помощью композиторы изображают картины народной жизни.

В историческом развитии оперное искусство претерпело немало изменений. Первые оперы были созданы в Италии на рубеже XVI - XVII веков авторами Я.Пери и К.Монтеверди.

Жанровые разновидности опер:

опера-сериа (итал.-seria-серьёзная). Эта опера создавалась на исторический или мифологический сюжет, её содержание было трагедийным.

Опера-буффа (итал.-buffa-комическая).

«Большая опера» или Гранд-опера.

Лирическая опера.

Музыкальная драма.

Задание: прочитайте и запомните особенности жанра «опера».

Тема 22.М.И. Глинка

Опера «Руслан и Людмила»

Сказочно-эпическая опера. Сам Глинка назвал ее большой волшебной оперой. В опере 5 действий. Написана по одноименной юношеской поэме Пушкина.

Действующие лица:

Светозар, великий князь Киевский (бас), Людмила, дочь его (сопрано),

Руслан, киевский витязь, жених Людмилы (бас), Ратмир, князь хазарский (меццо-сопрано), Фарлаф, витязь варяжский (бас), Горислава, пленница Ратмира (сопрано), Финн, добрый волшебник (тенор), Наина, злая волшебница (меццо-сопрано), Голова (хор), Баян, певец (тенор), Черномор, злой волшебник, карлик (без пения)

Содержание:

Великий князь Киевский Светозар празднует свадьбу дочери Людмилы с витязем Русланом. В разгар свадебного веселья раздаётся удар грома, всё погружается во тьму. Мрак рассеивается, но Людмилы нет: она похищена. Светозар обещает руку дочери и полцарства тому, кто спасёт княжну. Руслан, Ратмир и Фарлаф отправляются на поиски.

В далёком северном краю, куда странствия привели Руслана, живёт добрый волшебник Финн. Он предсказывает витязю победу над похитившим Людмилу Черномором.

Ищет Людмилу и Фарлаф. Неожиданно перед ним появляется страшная старуха – волшебница Наина. Она обещает помочь Фарлафу.

Поиски приводят Руслана в зловещее пустынное место.  Перед Русланом возникают очертание огромной Головы. Она начинает дуть навстречу витязю; поднимается буря. Но, поражённая копьём Руслана, Голова откатывается, и под ней обнаруживается меч. Голова рассказывает Руслану историю двух братьев –

 

великана и карлика Черномора. Карлик хитростью одолел брата и, отрубив ему голову, заставил её сторожить волшебный меч.  Голова отдает меч Руслану.

В садах Черномора томится Людмила. Она тоскует по Киеву, по Руслану. Внезапно раздаётся звук рога. Это Руслан вызывает Черномора на поединок. Погрузив Людмилу в волшебный сон, Черномор уходит. В бою Руслан срезает Черномору бороду, лишая его чудесной силы. Но он не может пробудить Людмилу от волшебного сна.

Фарлаф, похитив с помощью Наины княжну, привёз её в Киев. Но никто не в силах пробудить Людмилу. Светозар оплакивает дочь. Неожиданно появляется Руслан. Волшебным перстнем Финна он пробуждает княжну. Ликующие киевляне славят храброго витязя, воспевают отчизну.

Слушание музыки:

Увертюра

1 песня Баяна

Каватина Людмилы

Сцена похищения Людмилы

Рондо Фарлафа

Ария Руслана

Ария Людмилы

Марш Черномора

Хор «Ах, ты свет, Людмила»

Задание: нарисуйте театральную афишу к опере, нарисуйте героев оперы.

Решите кроссворд:

 

 

Тема 23.Балет

 Слово БАЛЕТ (итал. (baletto) — танец) имеет два значения:

1. Вид театрально-музыкального искусства

2. Балетный спектакль

Во Франции в XVII в. был популярен при­дворный балет. Знаменитый драматург Мольер написал несколько комедий-балетов, музыку к которым создал известнейший тогда композитор Люлли, бывший также и балетмейстером. Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам. Впервые их сформулировал балетмейстер Пьер Бошан (1637–1705).  В 18 веке балет был реформирован Жаном Жоржем Новерром. 

Пуанты (от франц. pointe – острие)- специальная балетная обувь с жестким носком.

 Основные компоненты балета: классический танец, характерный танец и пантомима.

Соль­ный танец в балете называется вариациями.

Таким же сольным номером в балете явля­ется адажио.

И вариации и адажио могут вхо­дить в ансамблевые танцы. Часто главные ге­рои балета танцуют вдвоем. Такой танец называ­ется па-де-де.

Па-де-труа — танец троих героев.

Па д'ак-сьон — действенный танец — основан на выра­зительных жестах, передающих самые важные моменты действия.

В балете тоже есть свой «хор» — большая группа артистов, которая принимает участие в массовых сценах. Эту группу называют корде­балет. Очень часто они основаны не на классическом балете. Та­кие танцы в балете называют характерными.

 Еще один компонент балета - пантомима (греч.-все воспроиз­водящий подражанием).  С ее помощью передается в балете содержание спектакля, развитие его сюжета. Пантомима — это же­сты, движения, мимика, которыми актеры как бы разговаривают друг с другом.

Большую роль в развитии жанра сыграл ро­мантический балет XIX в. с его сказочными, фантастическими сюжетами и главенствующей ролью женских образов («Жизель» Адана, «Коппелия», «Фадетта» Делиба и др.). Огромные до­стижения в балетной музыке были связаны с именами Чайковского («Лебединое озеро», «Спя­щая красавица», «Щелкунчик»), Глазунова («Раймонда»), Стравинского («Жар-птица», «Весна священная», «Петрушка»), Равеля («Дафнис и Хлоя»). Русская музыка XX в. мо­жет гордиться балетами Прокофьева («Ромео и Джульетта», «Золушка», «Каменный цветок»), Шостаковича, Глиэра, Хачатуряна, Караева, Щедрина.

Выдающиеся танцоры: Михаил Фокин, Анна Павлова, Ирина Колпакова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Марис Лиепа, Николай Цискаридзе и др.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.033 с.)