Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 6.Песни эпохи Возрождения
В конце 13-16 веках в Италии развивалось культурное движение под названием Возрождение или Ренессанс. Писатели: Данте Алигьери («Божественная комедия»), Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо («Декамерон»). Художники: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарротти, Рафаэль Санти. Италия – колыбель почти всех профессиональных жанров европейской музыки. Уже тогда существовали различные песенные жанры. Канцона (итал.- песня) – многоголосная вокальная пьеса. Затем это название распространилось и на инструментальные произведения полифонического склада. Фроттола – итальянская песня народного происхождения, распространенная с конца 15 века. Фроттолы исполнялись на улицах, в домах, во дворцах. Музыкальные особенности фроттолы: танцевальная, радостная песня, обычно 4-голосная, с инструментами или без них. Содержание лирическое, сатирическое, форма куплетная. Вилланелла (деревенская песня –итал.) – песня светлая по характеру, танцевальная, трехголосная, с параллельным движением голосов, куплетного строения. Мадригал (произведение на родном, «материнском» языке) – образец аристократического, утонченного искусства. Как правило, содержанием мадригалов были возвышенные идеи и чувства. Мадригалом называется также пьеса на 2, 3 и более голоса. Слушание музыки: 1.Неизв. автор XVI века Вилланела и канцона, 2. И. Керль Канцона, 3. Монтеверди Мадригал. Задание: определите характер, содержание песен. Тема 7.Романс Романс - камерное вокальное произведение для голоса с сопровождением. Романс — название, которое возникло от испанского слова «romance», что значит романский, то есть исполняемый на «романском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, когда в Испании получили большое распространение так называемые «светские» песни. В отличие от церковных песнопений, которые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «светские» песни пели на испанском языке. Романсы — пьесы для голоса с инструментальным сопровождением (гитара, лютня, клавесин) — распространились из Испании по всей Европе. Попали они и в Россию. Разумеется, здесь они звучали не на испанском языке, но название закрепилось. Сначала — только за теми произведениями, которые имели не русские (чаще всего французские) тексты. Пьесы, певшиеся с русскими словами, назывались «российские песни».
Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов. Романсы Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского и Римского-Корсакова, Танеева и Рахманинова, Прокофьева и Свиридова — эти подлинные жемчужины камерного вокального искусства. Среди зарубежных композиторов романсы нужно назвать имена Шуберта - основоположника австро-венгерской школы романса, Шумана, Грига. В романсе, по сравнению с песней, текст более точно и детально отражен в музыке, в нем используются более сложные средства выразительности. Аккомпанемент дополняет поэтические образы романса, выступает как равноправный участник ансамбля. В музыке XIX века романс стал любимым музыкальным жанром. Жанры романса: элегия, баллада, баркарола и др. Содержание романса может быть лирическим, драматическим, сатирическим, юмористическим. Сочиняя романс, композитор может выбрать свой способ воплощения текста в музыке: 1) передать общее настроение, характер текста, не вдаваясь в его детали (лирические романсы). 2) как можно точнее следовать за текстом, смыслом каждой фразы, каждого слова (романсы речитативного склада). Бывают и романсы без слов. Их поет инструмент — скрипка, рояль или виолончель, — как бы подражающий человеческому голосу. Такие инструментальные романсы есть у Чайковского, Глазунова, Рахманинова, Глиэра и других композиторов. Слушание музыки: 1. «Я встретил вас» сл. Ф, Тютчева. 2. Абаза, слова Тургенева «Утро туманное». 3. Даргомыжский, слова Пушкина «Мельник». Задание: определите жанр романса. Тема 8.Ария Слово «ария» итальянского происхождения и означает — песня (ит. aria - букв. воздух). Ария - композиция для солирующего голоса с инструментальным сопровождением в опере, кантате и т. д., реже - самостоятельное произведение. Иногда так называется инструментальная пьеса певучего характера. В опере ария всегда наиболее полно и разносторонне характеризует героя, рисует его музыкальный портрет. Ариозо — как и ария — сольный музыкальный номер в опере. Оно обычно меньше арии. Если ария бывает обобщением, размышлением, то ариозо — скорее непосредственный отклик на какое-нибудь только что происшедшее событие.
В первой половине XIX века выходную арию, то есть первую арию по ходу действия, ту, с которой герой или героиня выходили на сцену, называли каватиной. Такова, например, веселая, искрометная каватина Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюльник». И Глинка, следуя традиции, назвал каватинами первые арии Антониды в «Иване Сусанине» и Людмилы в «Руслане и Людмиле». Однако позднее каватинами стали называть арии с более свободным и масштабным построением. Такими являются каватина Князя из «Русалки» Даргомыжского или каватина Владимира Игоревича из «Князя Игоря» Бородина. Ариетта (по-итальянски arietta — маленькая ария) невелика по размерам. Она напоминает скорее ариозо, но отличается от него более простой, похожей на песенную, мелодией. Слушание музыки: 1. Бородин Ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь»
2. Чайковский Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»
3. Чайковский Ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин» Задание: определите характер героя в прослушанных отрывках.
Тема 9.Серенада Серенадами назывались произведения, исполнявшиеся вечером или ночью на улице (итальянское выражение «al sereno» означает «на открытом воздухе»)
перед домом того, кому серенада посвящалась. Чаще всего - перед балконом прекрасной дамы. От Севильи до Гренады Эти строки поэта А. К. Толстого, положенные на музыку, и есть серенада. Зародилась серенада на юге Европы, под теплым синим небом Италии и Испании. Там она была непременной частью жизни города. То с одной, то с другой улицы почти всегда доносились звуки музыки - чаще всего звон лютни или гитары, пение. Недаром опера Россини «Севильский цирюльник», с таким блеском воплотившая сцены испанской жизни, начинается именно серенадой. Серенадой графа Альмавивы, который поет, в сопровождении наемных музыкантов, под окном очаровательной Розины. В XVII - XVIII веках серенадами назывались и сюиты для небольшого оркестра, исполнявшиеся также на открытом воздухе. Как правило, композиторы сочиняли их по заказу знатных лиц. Такие серенады писали Гайдн, Моцарт. В XIX веке серенада - это уже не песня, исполняемая кавалером под балконом возлюбленной, а романс, предназначенный для концертного исполнения. Слушание музыки: 1. Дж. Россини Серенада из оперы «Севильский цирюльник» 2. Ф.Шуберт «Серенада» 3. М.Глинка «Я здесь, Инезилья» 4. В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада» Задание: нарисовать рисунок. Тема 10.Баллада
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.007 с.) |