Тема 6.Песни эпохи Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6.Песни эпохи Возрождения



В конце 13-16 веках в Италии развивалось культурное движение под названием Возрождение или Ренессанс.

Писатели: Данте Алигьери («Божественная комедия»),

Франческо Петрарка, Джованни Бокаччо («Декамерон»).

Художники: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарротти, Рафаэль Санти.

Италия – колыбель почти всех профессиональных жанров европейской музыки. Уже тогда существовали различные песенные жанры.

Канцона (итал.- песня) – многоголосная вокальная пьеса. Затем это название распространилось и на инструментальные произведения полифонического склада.

Фроттола – итальянская песня народного происхождения, распространенная с конца 15 века. Фроттолы исполнялись на улицах, в домах, во дворцах.

Музыкальные особенности фроттолы: танцевальная, радостная песня, обычно 4-голосная, с инструментами или без них. Содержание лирическое, сатирическое, форма куплетная.

Вилланелла (деревенская песня –итал.) – песня светлая по характеру, танцевальная, трехголосная, с параллельным движением голосов, куплетного строения.

Мадригал (произведение на родном, «материнском» языке) образец аристократического, утонченного искусства. Как правило, содержанием мадригалов были возвышенные идеи и чувства. Мадригалом называется также пьеса на 2, 3 и более голоса.

Слушание музыки:

1.Неизв. автор XVI века Вилланела и канцона,

2. И. Керль Канцона,

3. Монтеверди Мадригал.

Задание: определите характер, содержание песен.

Тема 7.Романс

 Романс - камерное вокальное произведение для голоса с сопровождением.

      Романс — название, которое возникло от испанского слова «romance», что значит романский, то есть исполняемый на «ро­манском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, ко­гда в Испании получили большое распространение так называе­мые «светские» песни. В отличие от церковных песнопений, кото­рые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «свет­ские» песни пели на испанском языке.

Романсы — пьесы для голоса с инструментальным сопровожде­нием (гитара, лютня, клавесин) — распространились из Испании по всей Европе. Попали они и в Россию. Разумеется, здесь они звучали не на испанском язы­ке, но название закрепилось. Сначала — только за теми произведе­ниями, которые имели не русские (чаще всего французские) тек­сты. Пьесы, певшиеся с русскими словами, назывались «россий­ские песни».

Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов.  Романсы Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чай­ковского и Римского-Корсакова, Танеева и Рахманинова, Про­кофьева и Свиридова — эти подлинные жемчужины камерного во­кального искусства. Среди зарубежных композиторов романсы нужно назвать имена Шуберта - основоположника австро-венгерской школы романса, Шумана, Грига.

 В романсе, по сравнению с песней, текст более точно и детально отражен в музыке, в нем используются более сложные средства выразительности. Аккомпанемент дополняет поэтические образы романса, выступает как равноправный участник ансамбля. В музыке XIX века романс стал любимым музыкальным жанром.

Жанры романса: элегия, баллада, баркарола и др.

Содержание романса может быть лирическим, драматическим, сатирическим, юмористическим.

Сочиняя романс, композитор может выбрать свой способ воплощения текста в музыке:

1) передать общее настроение, характер текста, не вдаваясь в его детали (лирические романсы).

2) как можно точнее следовать за текстом, смыслом каждой фразы, каждого слова (романсы речитативного склада).

Бывают и романсы без слов. Их поет инструмент — скрипка, рояль или виолончель, — как бы подражающий человеческому го­лосу. Такие инструментальные романсы есть у Чайковского, Глазу­нова, Рахманинова, Глиэра и других композиторов.

Слушание музыки:

1. «Я встретил вас» сл. Ф, Тютчева.

2. Абаза, слова Тургенева «Утро туманное».

3. Даргомыжский, слова Пушкина «Мельник».

Задание: определите жанр романса.

Тема 8.Ария

Слово «ария» итальянского происхождения и означает — песня (ит. aria - букв. воздух). Ария -  композиция для солирующего голоса с инструментальным сопровождением в опере, кантате и т. д., реже - самостоятельное произведение. Иногда так называется инструментальная пьеса певучего характера. В опере ария всегда наиболее полно и разносторонне характеризует героя, рису­ет его музыкальный портрет.

Ариозо — как и ария — сольный музыкальный номер в опере. Оно обычно меньше арии. Если ария бывает обобщением, размыш­лением, то ариозо — скорее непосредственный отклик на какое-ни­будь только что происшедшее событие.

В первой половине XIX века выходную арию, то есть первую арию по ходу действия, ту, с которой герой или героиня выходили на сцену, называли каватиной. Такова, например, веселая, искро­метная каватина Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюль­ник». И Глинка, следуя традиции, назвал каватинами первые арии Антониды в «Иване Сусанине» и Людмилы в «Руслане и Людми­ле». Однако позднее каватинами стали называть арии с более сво­бодным и масштабным построением. Такими являются каватина Князя из «Русалки» Даргомыжского или каватина Владимира Игоревича из «Князя Игоря» Бородина.

Ариетта (по-итальянски arietta — маленькая ария) невелика по размерам. Она напоминает скорее ариозо, но отличается от не­го более простой, похожей на песенную, мелодией.

Слушание музыки:

1. Бородин Ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь»

 

2. Чайковский Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»

 

3. Чайковский Ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин»

Задание: определите характер героя в прослушанных отрывках.

 

Тема 9.Серенада

Серенадами назывались произведения, исполнявшиеся вечером или ночью на улице (итальянское выражение «al sereno» означает «на открытом воздухе»)

 

 

перед домом того, кому серенада посвящалась. Чаще всего - перед балконом прекрасной дамы.

От Севильи до Гренады
В тихом сумраке ночей
Раздаются серенады,
Раздается стук мечей.

Эти строки поэта А. К. Толстого, положенные на музыку, и есть серенада.  Зародилась серенада на юге Европы, под теплым синим небом Италии и Испании. Там она была непременной частью жизни города. То с одной, то с другой улицы почти всегда доносились звуки музыки - чаще всего звон лютни или гитары, пение. Недаром опера Россини «Севильский цирюльник», с таким блеском воплотившая сцены испанской жизни, начинается именно серенадой. Серенадой графа Альмавивы, который поет, в сопровождении наемных музыкантов, под окном очаровательной Розины.

В XVII - XVIII веках серенадами назывались и сюиты для небольшого оркестра, исполнявшиеся также на открытом воздухе. Как правило, композиторы сочиняли их по заказу знатных лиц. Такие серенады писали Гайдн, Моцарт.

В XIX веке серенада - это уже не песня, исполняемая кавалером под балконом возлюбленной, а романс, предназначенный для концертного исполнения.

Слушание музыки:

1. Дж. Россини Серенада из оперы «Севильский цирюльник»

2. Ф.Шуберт «Серенада»

3. М.Глинка «Я здесь, Инезилья»

4. В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

Задание: нарисовать рисунок.

Тема 10.Баллада



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.007 с.)