Тема 1. Легенды о музыке. Былина о Садко 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Легенды о музыке. Былина о Садко



Тема 1.Легенды о музыке.Былина о Садко

Садко - герой новгородской былины, гусляр, своим пением очаровавший дочь Морского царя – Волхову. За песню да игру дивную посулила она в подарок чудных рыб - золото перо. Побился Садко с купцами о велик заклад:

«Я заложу свою буйну голову,

А вы залагайте лавки товара красного…»

 

Выловил Садко рыб - золото перо, снарядил корабли и поплыл в страны заморские. Двенадцать лет путешествовал Садко, но однажды его корабль остановился среди моря, задержанный волшебной силой. Садко понимает, что настало время встретиться с Морской царевной. На дне морском Садко празднует свадьбу с Волховой. Под наигрыш гусляра в пляс пускается все подводное царство. Поднимается буря, гибнут корабли. Появляется Старчище-могуч богатырь и повелевает Садко вернуться в Новгород, а Морской царевне превратиться в реку.

Русский композитор Н.А. Римский-Корсаков в 1895-1896 годах создал оперу- былину «Садко». В ней композитор, прекрасно знавший русское народное творчество, использовал старинные напевы, наигрыши, былины.

Слушание музыки:

Вступление к опере «Садко»

Ария Садко «Кабы была у меня золота казна»

Песня Садко «Ой ты, темная дубравушка»

Сцена появления лебедей

Хор «Высота»

Песня Варяжского гостя

Песня Индийского гостя

Песня Веденецкого гостя

Колыбельная Волховы

Задание: нарисуйте рисунок.

Тема 2. Легенды о музыке

 

 

Древние греки верили, что боги обитали на священной горе Олимп.

Зевс-бог-громовержец, владыка богов и людей. Среди его детей самый могущественный- Аполлон - бог солнца, покровитель искусств. На священной горе Парнас обитают музы- дочери Зевса и богини памяти Мнемозины.

 Их девять:

Каллиопа — муза эпической поэзии,

Эвтерпа — муза лирики,

Эрато — муза любовных песен,

Мельпомена — муза трагедии,

Талия — муза комедии,

Терпсихора — муза танцев,

Клио — муза истории,

Урания — муза астрономии,

Полигимния — муза свя­щенных гимнов.

Аполлон предводи­тельствует хором муз и сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре. Величаво идет он впереди хора муз, увенчанный лавровым венком. Торжественно гремит их хор, и вся природа, как зачарованная, внимает их божественному пению.

Задание: Выучите имена всех девяти муз. Узнайте имена других древнегреческих богов. Запишите их.

________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Тема 3.Легенда об Орфее

Орфей был сыном речного бога и музы Каллиопы. Не было равных ему в искусстве пения и игре на лире.

Женой Орфея была прекрасная нимфа Эвридика. Однажды, гуляя в роще, Эвридика наступила на змею, укус змеи оказался смертельным. Орфей не мог

 

 

примириться со смертью Эвридики, и отправился в подземное царство Аида, чтобы вернуть Эвридику на землю.

Много испытаний ожидало Орфея. Сначала преградили ему путь злобные фурии. Своим пением растрогал он их. Затем Орфей пел перед троном Аида. Долго молчал Аид, затем промолвил: «Великий певец! Ты растрогал меня. Я отпущу Эвридику с тобой на землю. Но помни мое условие! Иди и не оглядывайся, пока не выйдешь из моих владений. Эвридика пойдет следом за тобой. Нарушишь условие – потеряешь ее навсегда».

 Орфей пустился в обратный путь. Уже позади царство Аида, уже выход близок, но вдруг Эвридика вскрикнула и … Орфей оглянулся. Тень Эвридики стала удаляться и исчезла во мраке.

 Миф об Орфее на протяжении многих веков вдохновлял композиторов. Так, одна из первых опер, созданная в 1600 году называлась «Эвридика».

 В 18 веке немецкий композитор Кристоф Виллибальд Глюк создал оперу «Орфей и Эвридика».

Слушание музыки:

Фрагменты оперы Глюка «Орфей и Эвридика»:

Хор пастухов и пастушек

Ария Орфея

Хор Фурий

Соло флейты («Мелодия»)

Ария Орфея «Потерял я Эвридику».

 

Задание: нарисуйте рисунок.

 

Тема 5.Авторская песня

На рубеже 50-60-х годов ХХ века в песенный мир России влился мощный поток песен, для которых и в настоящий момент не подобрано точное название. Их называют поэтическими, авторскими, самодеятельными.

Началось все с того, что некоторые поэты - Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Новелла Матвеева – вместо того, чтобы читать свои стихи на литературных вечерах, стали их петь под гитару. И эти «стихи для пения» получили широчайшую популярность, оставив далеко позади «стихи для чтения» на страницах журналов и книг. Получилось так, что мы как бы вернулись к древнейшим истокам поэтического искусства, когда слова были неотделимы от напева. Так жили песни в Древней Греции, так они живут в фольклоре. По аналогии со средневековыми исполнителями таких поэтов нередко называют бардами.

Бард (англ.) – певец-сказитель древних кельтских племен, в ср века – профессиональный поэт-певец, бродячий или придворный. Исполняли песни-баллады, сатирические песни, элегии, аккомпанируя себе каких – либо инструментах.

Черты авторской песни:

1.Содержание - лирическое, шуточное, сатирическое              

2.Устная традиция

3.Аккомпанемент-гитара

4.Авторы – любители

5.Автор и исполнитель – одно лицо.

Слушание музыки:

 

1. Булат Окуджава «Давайте восклицать!».

 

2. Юрий Визбор «Милая моя».

 

3. Владимир Высоцкий «Друг».

 

4. Татьяна и Сергей Никитины «Под музыку Вивальди».

 

5. Александр Розенбаум – «Покажите мне Москву».

 

6. Олег Митяев - «Как здорово».

 

Задание: определите характер, содержание песен.

Тема 7.Романс

 Романс - камерное вокальное произведение для голоса с сопровождением.

      Романс — название, которое возникло от испанского слова «romance», что значит романский, то есть исполняемый на «ро­манском» (испанском) языке. Появилось это название тогда, ко­гда в Испании получили большое распространение так называе­мые «светские» песни. В отличие от церковных песнопений, кото­рые в католических странах исполнялись всегда на латыни, «свет­ские» песни пели на испанском языке.

Романсы — пьесы для голоса с инструментальным сопровожде­нием (гитара, лютня, клавесин) — распространились из Испании по всей Европе. Попали они и в Россию. Разумеется, здесь они звучали не на испанском язы­ке, но название закрепилось. Сначала — только за теми произведе­ниями, которые имели не русские (чаще всего французские) тек­сты. Пьесы, певшиеся с русскими словами, назывались «россий­ские песни».

Со временем композиторы стали создавать романсы на стихи русских поэтов.  Романсы Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чай­ковского и Римского-Корсакова, Танеева и Рахманинова, Про­кофьева и Свиридова — эти подлинные жемчужины камерного во­кального искусства. Среди зарубежных композиторов романсы нужно назвать имена Шуберта - основоположника австро-венгерской школы романса, Шумана, Грига.

 В романсе, по сравнению с песней, текст более точно и детально отражен в музыке, в нем используются более сложные средства выразительности. Аккомпанемент дополняет поэтические образы романса, выступает как равноправный участник ансамбля. В музыке XIX века романс стал любимым музыкальным жанром.

Жанры романса: элегия, баллада, баркарола и др.

Содержание романса может быть лирическим, драматическим, сатирическим, юмористическим.

Сочиняя романс, композитор может выбрать свой способ воплощения текста в музыке:

1) передать общее настроение, характер текста, не вдаваясь в его детали (лирические романсы).

2) как можно точнее следовать за текстом, смыслом каждой фразы, каждого слова (романсы речитативного склада).

Бывают и романсы без слов. Их поет инструмент — скрипка, рояль или виолончель, — как бы подражающий человеческому го­лосу. Такие инструментальные романсы есть у Чайковского, Глазу­нова, Рахманинова, Глиэра и других композиторов.

Слушание музыки:

1. «Я встретил вас» сл. Ф, Тютчева.

2. Абаза, слова Тургенева «Утро туманное».

3. Даргомыжский, слова Пушкина «Мельник».

Задание: определите жанр романса.

Тема 8.Ария

Слово «ария» итальянского происхождения и означает — песня (ит. aria - букв. воздух). Ария -  композиция для солирующего голоса с инструментальным сопровождением в опере, кантате и т. д., реже - самостоятельное произведение. Иногда так называется инструментальная пьеса певучего характера. В опере ария всегда наиболее полно и разносторонне характеризует героя, рису­ет его музыкальный портрет.

Ариозо — как и ария — сольный музыкальный номер в опере. Оно обычно меньше арии. Если ария бывает обобщением, размыш­лением, то ариозо — скорее непосредственный отклик на какое-ни­будь только что происшедшее событие.

В первой половине XIX века выходную арию, то есть первую арию по ходу действия, ту, с которой герой или героиня выходили на сцену, называли каватиной. Такова, например, веселая, искро­метная каватина Фигаро из оперы Россини «Севильский цирюль­ник». И Глинка, следуя традиции, назвал каватинами первые арии Антониды в «Иване Сусанине» и Людмилы в «Руслане и Людми­ле». Однако позднее каватинами стали называть арии с более сво­бодным и масштабным построением. Такими являются каватина Князя из «Русалки» Даргомыжского или каватина Владимира Игоревича из «Князя Игоря» Бородина.

Ариетта (по-итальянски arietta — маленькая ария) невелика по размерам. Она напоминает скорее ариозо, но отличается от не­го более простой, похожей на песенную, мелодией.

Слушание музыки:

1. Бородин Ария князя Игоря из оперы «Князь Игорь»

 

2. Чайковский Ария Ленского из оперы «Евгений Онегин»

 

3. Чайковский Ариозо Ленского из оперы «Евгений Онегин»

Задание: определите характер героя в прослушанных отрывках.

 

Тема 9.Серенада

Серенадами назывались произведения, исполнявшиеся вечером или ночью на улице (итальянское выражение «al sereno» означает «на открытом воздухе»)

 

 

перед домом того, кому серенада посвящалась. Чаще всего - перед балконом прекрасной дамы.

От Севильи до Гренады
В тихом сумраке ночей
Раздаются серенады,
Раздается стук мечей.

Эти строки поэта А. К. Толстого, положенные на музыку, и есть серенада.  Зародилась серенада на юге Европы, под теплым синим небом Италии и Испании. Там она была непременной частью жизни города. То с одной, то с другой улицы почти всегда доносились звуки музыки - чаще всего звон лютни или гитары, пение. Недаром опера Россини «Севильский цирюльник», с таким блеском воплотившая сцены испанской жизни, начинается именно серенадой. Серенадой графа Альмавивы, который поет, в сопровождении наемных музыкантов, под окном очаровательной Розины.

В XVII - XVIII веках серенадами назывались и сюиты для небольшого оркестра, исполнявшиеся также на открытом воздухе. Как правило, композиторы сочиняли их по заказу знатных лиц. Такие серенады писали Гайдн, Моцарт.

В XIX веке серенада - это уже не песня, исполняемая кавалером под балконом возлюбленной, а романс, предназначенный для концертного исполнения.

Слушание музыки:

1. Дж. Россини Серенада из оперы «Севильский цирюльник»

2. Ф.Шуберт «Серенада»

3. М.Глинка «Я здесь, Инезилья»

4. В. А. Моцарт «Маленькая ночная серенада»

Задание: нарисовать рисунок.

Тема 10.Баллада

Тема 11.Русские гимны

Греческое слово «гимн» означает торжественную хвалебную песнь. Когда-то в глубокой древности так назывались песнопения, которые слагали в честь богов и героев. Шли века, и хвалебные песни становились другими. Содержанием гимна стало прославление благородной и возвышенной идеи. Так, в XV веке в Чехии, во время национально-освободительной борьбы под предводительством Яна Гуса, появились революционные песни - гуситские гимны.

 

 

Во время французской буржуазной революции конца XVIII века родился вдохновенный гимн восставших французов - «Марсельеза». Сейчас это государственный гимн Франции.

 Гимны бывают государственные, религиозные, военные, их сочиняют в честь каких-либо значительных событий. Композиторами разных стран написано много произведений гимнического характера, то есть произведений торжественных, воспевающих     определенную идею или событие. Иногда это самостоятельные произведения, как, например, «Гимн демократической молодежи» А. Новикова на слова Л. Ошанина. Иногда - части крупных произведений - оперы, оратории, даже балета (хор «Славься» из оперы Глинки «Иван Сусанин»). А в балете Глиэра «Медный всадник» есть «Гимн великому городу» - Петербургу.

Гимн государственный, наряду с гербом и флагом, - это официальный символ страны. Он звучит в торжественных случаях: на церемониях награждения отличившихся граждан, спортсменов, на принятии воинской присяги, на встречах официальных делегаций, на похоронах государственных деятелей и т.п.

В России долго не было своего гимна. Во времена Петра I, Екатерины II, в качестве гимна использовались разные музыкальные произведения («Марш Преображенского полка»). Полонез О.А.Козловского «Гром победы, раздавайся» на слова Державина (1791) долгое время служил официальным русским гимном.

С 1816 года официальным гимном в России стал английский гимн. И только в 1833 году по указанию императора Николая I, композитор А.Ф. Львов написал русский национальный гимн. В. Жуковский сочинил текст гимна, который получил название «Молитва русского народа». Первое публичное слушание этого произведения состоялось в 1833 году. Вскоре после этого указом императора Николая I был объявлен официальным и являлся таковым до 1917 года.

После революции с 1918 по 1944 государственным гимном стал «Интернационал» - музыка Пьера Дегейтера, слова Эжена Потье (1888г.), ныне являющийся гимном коммунистической партии. С началом Великой Отечественной войны руководству СССР стало ясно, что стране нужен новый, патриотический гимн.

В 1943 году был объявлен конкурс на создание гимна. Победила песня «Союз нерушимый» А.Александрова, на сл. С.Михалкова и Эль-Регистана. Государственный гимн впервые прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года.

 

После распада СССР гимном России стала в 1990 году стала «Патриотическая песня» М.И.Глинки, написанная в 1834 г.

 Государственный гимн Российской Федерации утвержден 25 декабря 2000 года. Основой гимна стала вновь музыка А.Александрова, с новым текстом С.Михалкова.

ТЕКСТ
Государственного гимна Российской Федерации
(слова С.Михалкова)


Россия - священная наша держава,
Россия - любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава -
Твое достоянье на все времена!

 

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

 

 

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

 

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу дает наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

 

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!


Слушание музыки:

1. П. Чайковский опера «Пиковая дама» 3 картина, заключение.

2. А.Ф. Львов сл. Жуковского «Боже, царя храни».

3. П. Дегейтер, сл. Э. Потье «Интернационал».

4. А.Александров, сл. С.Михалкова, Эль-Регистана. Государственный гимн СССР.

5. М.И.Глинка «Патриотическая песня».

6. А.Александров, сл. С.Михалкова. Гимн РФ

Задание: Выучить текст гимна РФ.

                                     Контрольная работа

                                 по теме «Вокальные жанры»:

1.В какой форме обычно пишутся песни:

а) период

б) куплетная

в) трехчастная (подчеркните правильный ответ)

2.Назовите жанры песни эпохи Возрождения.

__________________________________________________________________

3.Назовите известных вам композиторов - бардов.

_________________________________________________________________

4.Чем отличается песня от романса?

________________________________________________________________

5.Что такое ария?

_________________________________________________________________

6.Назовите отличительные особенности серенады.

 

7.Назовите известные вам баллады.

_______________________________________________________________

8. Подчеркните те слова, которые не относятся к понятию «вокальная музыка»: песня, романс, этюд, ария, соната, симфония, баллада.

9.Расставьте по порядку возникновения следующие гимны:

Александров Гимн СССР

Глинка «Патриотическая песня»

Козловский «Гром победы, раздавайся»

Александров Гимн РФ

Дегейтер «Интернационал»

Львов «Боже, царя храни»

10. Решите кроссворд:

 

 

 

По горизонтали:

1. Вокальный жанр

2. Музыкальный «портрет» героя в опере

3. Автор гимна Р.Ф.

4. Жанр произведения «Лесной царь»

 

По вертикали:

1. Торжественная, хвалебная песнь

2. Автор баллады «Лесной царь»

3. «Ночная» песнь

4. Автор гимна «Боже, царя храни»

5. Вокальный жанр

 

Тема12.Этюд

Слово «Этюд» переводится с французского, как учение, изучение. Начинающие пианисты с первых месяцев занятий играют этюды – сначала совсем легкие: Гедике, Беренса, Шитте. Затем с годами, переходят к этюдам сложнее: Клементи, Черни, Мошковского.

Этюд развивает технику музыканта. Каждый из них рассчитан на освоение какого-то технического приема, например, игры октавами, техники трелей, двойных терций и др. Существуют этюды для всех музыкальных инструментов. Скрипачи, например, играют этюды Крейцера, Роде.

Ни один музыкант не обошел своим вниманием этюды К. Черни.  Итогом педагогической деятельности Черни явилось создание «Полной теоретико-практической фортепианной школы от первоначальных шагов до высшего совершенствования». Этюды Черни – настоящая энциклопедия фортепианной техники. Французская пианистка М. Лонг писала: «Шагая по ступеням технического роста, помните совет Листа, обращенный к своим ученикам: «Играйте прилежно Черни».

Изучением технических приемов своего искусства занимаются не только музыканты. Слово этюд» употребляют художники. Этот термин встречается и в применении к шахматам. Этюды крупных художников оказываются не только упражнениями для выработки какого-то приема, но и подлинными произведениями искусства. В творчестве Шопена и Листа жанр этюда преобразился; он стал этюдом-настроением, этюдом-картиной. 27 этюдов Шопена – новый этап в развитии фортепианной виртуозности (виртуозность - высшее мастерство). Этюды, которые можно исполнять на эстраде как настоящее художественное произведение, называют концертными. Фортепианные концертные этюды писали, кроме Шопена, Лист, Скрябин, Рахманинов и другие композиторы.               

Среди концертных этюдов для скрипки наиболее известны этюды Паганини. Изданные в Милане в 1820 году «24 каприса» для скрипки соло были объявлены неисполнимыми. И действительно, виртуозность этих блестящих этюдов требует предельного напряжения духовных и физических сил исполнителей. На титульном листе – авторская надпись: «Посвящается артистам». Тема 24-го каприса стала основой «Рапсодии на тему Паганини» для ф-но с оркестром С.В.Рахманинова.

Слушание музыки:

1. Шопен Этюд №1 (до мажор), Этюд №12«Революционный», Этюд №13  (ля-бемоль мажор)

2.Паганини каприс №9 «Охота». Паганини каприс №24.

Задание: сочините этюд.

Тема 13.Ноктюрн

Ноктюрном (от лат. Nocturnus – ночной) называется в наши дни небольшая инструментальная пьеса мечтательного лирического характера.

В 18 – начале 19 века ноктюрнами называли многочастное произведение, исполняемое на открытом воздухе в ночное время ансамблем духовых или струнных инструментов. Кроме того, в 18 веке существовали также ноктюрны вокальные - сольные и хоровые. 

 

В 19 веке жанр ноктюрна переосмысливается. Это уже небольшие инструментальные пьесы мечтательного, задумчивого, спокойного характера.

 Ноктюрн стал одним из тех жанров, которые дают возможность отразить все тончайшие переживания человека, показать его внутренний мир. Ведь он – ночной. А ночная тишь, уединение располагают и к самому задушевному разговору и позволяют особенно пристально заглянуть в себя.

Мелодии ноктюрнов в большинстве случаев отличаются певучестью, широким дыханием. Жанр ноктюрна выработал свою, “ноктюрнообразную” фактуру сопровождения; она представляет собой колышущийся, покачивающийся фон, который вызывает ассоциации с пейзажными образами. Строение ноктюрнов – 3-частная форма, т.е. такая, в которой 3-я часть повторяет 1-ю; при этом обычно крайним, более спокойным и светлым частям противопоставляется взволнованная и динамическая средняя.

Темп ноктюрнов бывает медленный или умеренный. Однако середина (если 3 части) обычно пишется в более оживлённом темпе.

В большинстве случаев ноктюрны пишутся для сольного инструментального исполнения. Создателем фортепианного ноктюрна романтического типа был ирландский пианист и композитор Джон Фильд (1782-1837), проживший большую часть своей жизни в России. В его 17 ноктюрнов создан стиль нежной, певучей игры на фортепиано. Мелодия этих ноктюрнов, обычно романсовая, напевная.

 Композитор-романтик Ф.Шопен написал 20 ноктюрнов. В его творчестве ноктюрн достиг наивысшего художественного совершенства, превратился в концертное произведение. Ноктюрны Шопена многообразны по характеру: светлые и мечтательные, скорбно-задумчивые, героико-патетические, мужественно-сдержанные. Вслед за Шопеном к жанру ноктюрна обращаются многие западноевропейские и русские композиторы: Р.Шуман, Ф.Лист, Ф.Мендельсон, Э.Григ, М.Глинка, М.Балакирев, А.Рубинштейн, П.Чайковский, С.Рахманинов, А.Скрябин.  

Слушание музыки: Фильд Ноктюрн. Глинка Ноктюрн «Разлука», Шопен Ноктюрн. Бородин Ноктюрн из квартета №2. Григ Ноктюрн.

 

Задание: нарисуйте рисунок.

Тема14.Баркарола

Итальянское слово «barka» означает лодка. Производное от
него - баркарола - песнь лодочника - народная песня венецианских гондольеров или произведение, написанное в стиле этой песни.

      

 

Баркарола родилась в чудесном итальянском городе Венеции. Построенная на многочисленных островах, Венеция почти совсем не имеет улиц. Вместо них
город прорезают каналы. Прямо в каналы отворяются двери домов, к ступенькам привязаны длинные черные лодки-гондолы. В таких лодках, бесшумно скользящих по бесконечным лентам каналов, и рождались баркаролы-песни лодочников-гондольеров. Эти песни плавны и певучи, в аккомпанементе -мерное покачивание в своеобразном ритме, словно от набегающих одна за другой волн. Баркарола характеризуется умеренным темпом и метром 6/8.

Композиторам полюбился мягкий песенный ритм баркаролы (иногда ее называют гондольера), и вот вслед за венецианскими народными песнями появились баркаролы, созданные композиторами разных стран, баркаролы вокальные и фортепианные. У Мендельсона мы находим Баркаролу в его «Песнях без слов», у Чайковского - в сборнике «Времена года», это пьеса «Июнь». Баркаролы
писали Глинка, Шопен, Рахманинов, Лядов.

А из вокальных баркарол самая известная и самая необычная написана Римским-Корсаковым. Это «Песнь Веденецкого гостя» в опере «Садко». В старину на Руси Венецию называли Веденец, и для венецианского купца - веденецкого гостя - композитор сочинил арию в ритме и характере народной венецианской песни, баркаролы.

Слушание музыки:

1.Мендельсон Песнь венецианского гондольера,

2. Чайковский «Времена года», «Июнь»,

3. Шуберт Баркарола

Задание: нарисовать рисунок.

Тема 15. Скерцо

Скерцо (итал. Scherzo) - шутка.  Издавна это слово привилось в музыке для обозначения ее характера – живого, веселого, шутливого. Принадлежит к виртуозным жанрам инструментальной музыки. (Вспомните шутку И.Баха из сюиты №2 для оркестра). Для скерцо характерны трехдольный размер, быстрый темп, резкая смена контрастных образов – от веселой игры до гротеска.

Первоначально скерцо называли одну из частей инструментальной сюиты (партиты №3 и №6 для клавира И.С.Баха). Обозначение скерцо впервые появилось в 9 фортепианной сонате Гайдна. С конца XVIII века скерцо – одна из частей (обычно III часть) сонатно-симфонического цикла, постепенно занявшая место менуэта. Впервые скерцо заменило менуэт в симфонии №1 Бетховена.

 

Жанр скерцо любим композиторами. Умение подметить в жизни смешное, изобразить его в музыке требует не только чувства юмора, но и высокого мастерства.

С XIX века композиторы стали называть скерцо самостоятельные пьесы, причем, не только шутливые, но иногда драматические или имеющие зловещий оттенок (скерцо Шопена, Шумана, Брамса, Чайковского).

В музыке XIX века блестящие образцы скерцо созданы Глинкой в «Камаринской», Бородиным в симфонии №2, Чайковским в симфонии №4. Встречаются скерцо для различных ансамблей, оркестра. (П. Дюка «Ученик чародея».)

Современные композиторы тоже не обходят вниманием этот жанр. 

 

Слушание музыки:

1. Мендельсон Скерцо из музыки к спектаклю «Сон в летнюю ночь».

2. Р.Щедрин Юмореска.

 

Задание: нарисовать рисунок или сочинить рассказ к любому из прослушанных произведений.

 

Тема 16. Концерт

 

Слово концерт имеет два значения. Первое, более привычное его значение - публичное исполнение музыкальных произведений, на котором присутствует публика.

Второе значение этого слова – инструментальный жанр.

Латинское concertare означает состязаться. Итальянское concerto - согласие. В музыке концертом стали называть произведение, в исполнении которого участвуют солист и оркестр. Они как бы состязаются друг с другом: виртуозная партия солиста противопоставлена красочному звучанию оркестра.

Впервые слово "концерт" было применено в 16 в. для обозначения вокально-инструментальных произведений, в отличие от термина a cappella, который обозначал чисто вокальные сочинения. До середины 17 в. слово "концерт" и прилагательное "концертный" (concertato) продолжали относиться к вокально-инструментальной музыке, но во второй половине этого столетия появились уже чисто инструментальные концерты.

Существуют несколько типов концерта:

а) Кончерто - гроссо (большой концерт)-  в творчестве Корелли, Генделя.

б) для солирующего инструмента с аккомпанирующей группой (Вивальди «Времена года», Бах).

в) классический концерт (Моцарт, Бетховен, Чайковский.)

 

Как правило, инструментальные концерты состоят из трех частей: сонатное аллегро, медленная часть, быстрый финал. Встречаются также концерты, состоящие из большего количества частей, бывают они и одночастными.

 

Множество концертов написано для рояля, скрипки, виолончели с оркестром. Есть концерты и для других инструментов - для духовых, для баяна, домры и  т. д. Существует концерт для голоса с оркестром (Р.Глиэр).

Иногда композиторы пишут концерты не для одного, а для двух или трех солирующих инструментов. Тогда концерт так и называется: двойной или тройной...

Слушание музыки:

Вивальди «Времена года» Весна (фрагмент)

Мендельсон Концерт для скрипки с оркестром  (фрагмент)

Чайковский Концерт №1 для фортепиано с оркестром I ч. (фрагмент)

Моцарт Концерт для кларнета с оркестром (фрагмент).

 

Задание: прочитайте и запомните, что такое «концерт».

Тема 17. Квартет

Проказница мартышка

Осел, Козел,

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки.

И сели на лужок под липки,-

Пленять своим искусством свет.

(Крылов «Квартет»).

Слово квартет имеет не одно значение. Как и название интервала, кварта, оно происходит от лат. Quartus - четвертый.            

Это название многочастного произведения предназначенного для четырех исполнителей. Струнные квартеты рассчитаны на исполнение только струнными инструментами (2 скрипки, альт, виолончель).

Квартет- вид камерного исполнительства (от слова camera-итал. - комната). Камерная музыка - это музыка, предназначенная для исполнения в комнате, а не в концертном зале, чаще всего для домашнего исполнительства. Камерные произведения - это произведения, написанные для небольшого числа исполнителей - дуэты (2), трио (3), квартеты (4), квинтеты (5), секстеты (6), септеты (7), октеты (8). Инструментальный состав камерных ансамблей чаще всего организуется по «семейному» признаку: струнный, ансамбль деревянных духовых, фортепианный дуэт (два пианиста), фортепианный квинтет (струнный ансамбль, ф-но) вокальный квартет (мужской и смешанный).

 Квартет, как самостоятельный исполнительский коллектив сформировался во второй половине XVIII века в разных странах для домашнего музицирования. Позднее  квартет утверждается как основной вид профессионального камерного ансамбля. Высокие образцы квартетного письма принадлежат венским классикам. В 1794г. в Вене был организован постоянный профессиональный квартет, содержавшийся князем Лихновским. Этот квартет впервые исполнил все камерно-

 

инструментальные сочинения Бетховена (разучивались под руководством самого композитора).

Вначале квартет рассматривался не как единый ансамбль, а лишь как окружение виртуоза-скрипача, который стоял на эстраде, а остальные участники играли, находясь в оркестровой яме, Важный вклад в развитие жанра внесли Моцарт, Бетховен, Шуберт, Бородин, Танеев, Глазунов, Григ, Дебюсси. В ХХ веке - Барток, Мясковский, Шостакович.

В России квартетная игра начала распространяться в 70-80гг. XVIII века сначала в придворном и помещичье - крепостном быту, в начале XIX века в музыкальных кружках и салонах. Среди прославленных коллективов современности:  квартет им. Бородина,  им. Бетховена,  им. Шостаковича.

 

  Слушание музыки: Й. Гайдн Кайзер-квартет.

Задание: прочитайте и запомните, что такое «квартет».

 

Тема 18.Кантата

Слово «кантата» происходит от итальянского cantare-петь. Кантата, «произведение для пения», возникла в Италии начале XVII века, вскоре после рождения оперы и под ее влиянием. Примерно сто лет спустя, когда Бах обратился к жанру кантаты, она представляла собой довольно большое вокаль-но-инструментальное произведение, складывающе­еся из_арий и речитативов иногда к ним добавлялись ансамбли и хоры, были и чисто хоровые кантаты.

 В кантате, как правило, не было широко разработанного сюжета. Нередко она представляла собой ряд номеров, объединенных по содержанию общей темой.                   Различались кантаты светские (то есть не связанные с религиозным тема­ми) и духовные. Светские исполнялись в дворцовых, домашних и прочих концертах. Духовные кантаты предназначались для исполнения в протестантских церквах по воскресным и праздничным дням.

 

Много замечательных кантат написал великий немецкий композитор Иоганн Себастьян Бах. Не все дошли до нас, но сохранилось более двухсот! Около двадцати из них — светские, остальные — духов­ные.

Комическая «Кофейная кантата» Баха на слова Пикандера появилась на свет в Лейпциге, как счита­ют, около 1732 года.

Инструментальный состав: флейта; 2 скрипки; альт; клавесин

Действующие лица: рассказчик (тенор), господин Шлендриан (бас), его дочь Лисхен (сопрано).

 Произведение состоит из 10 частей (перемежаются речитативы и арии, заканчивается всё трио). Начинает произведение вступление рассказчика, просящего слушателей сидеть тихо и представляющего им Шлендриана с дочерью.

Содержание: Шлендриан, узнав об увлечении дочери кофе, пытается отговорить её от употребления напитка, но Лисхен остаётся верна кофе,

 

описывая отцу его замечательный вкус. Шлендриан пытается придумать наказание для Лисхен, но она соглашается на любое неудобство ради кофе. В конце концов отец обещает не выдавать её замуж, пока она не откажется от напитка: Лисхен делает вид, что соглашается, но потом рассказчик объясняет слушателям, что она не возьмёт в мужья того, кто не позволит ей делать кофе, когда она захочет. Кантата завершается куплетом трио, который констатирует приверженность к кофе всех немецких девушек.

 

Слушание музыки: И. Бах «Кофейная кантата».

Задание: нарисовать рисунок.

Тема 19.Оратория

Жанр оратории зародился в Риме в конце XVI века, когда верующие собирались в специальных помещениях при церкви – ораториумах (от лат. – молиться). Так появилась оратория – музыкальное представление, в котором разворачивались повествования на религиозные сюжеты.

Оратория зародилась практически одновременно с оперой и кантатой и имеет некоторое сходство с ними. От оперы оратория отличается тем, что в оратории большее значение имеет не само действие, а рассказ о нем. От кантаты -  большими размерами. Легенды о страданиях Христа называются страсти, пассионы (Бах «Страсти по Матфею»).

В XVIII веке – светская оратория (для концертного исполнения) Ее создал великий немецкий композитор Г.Ф.Гендель («Саул», «Израиль в Египте», «Мессия», «Самсон»). Вершинами жанра являются оратории Гайдна «Сотворение мира», «Времена года». К жанру оратории обращались Моцарт, Бетховен. В XIX веке жанр оратории отходит на второй план (Лист «Христос», Мендельсон, Шуман). В XX веке оратория возрождается, характерно сближение ее с другими жанрами – оперой, кантатой, симфонией. (Ю.Шапорин «На поле Куликовом», Прокофьев «На страже мира», Шостакович «Песнь о лесах», Свиридов «Патетическая оратория»…)

Слушание музыки:

1.Увертюра (оркестровое вступление).

2.Хор филистимлян.

3.Ария Самсона – «вечная ночь».

4.Хор израильтян.

5. Ария Далилы

6.Сцена разрушения храма.

7. Траурный марш.

Задание: нарисовать рисунок.

                     Контрольная работа по теме

                    инструментальные жанры

 

1. Что такое этюд?

2. Назовите композитора,  создавшего целую «Энциклопедию» этюдов.

3. Какой инструментальный жанр в переводе означает «Ночная песнь»?

 

4. Какой инструментальный жанр ведет свое происходение из песни,

исполняемой в лодке?

 

 

5. Что такое скерцо?

 

 

6.  Назовите состав струнного квартета.
______________________________________________________________

 

7. Какой инструментальный жанр в переводе означает «состязание»?

 

_____________________________________________________________

 

8. Перечислите вокально-хоровые жанры.

_____________________________________________________________

9. Назовите автора «Кофейной кантаты».

______________________________________________________________

10.  Как звали героя оратории Генделя?

 

 

Кроссворд:

 

          По горизонтали:                                



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.235 с.)