Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблемы и риски китайской экономики
♣ В последние годы происходит сокращение частных инвестиций в экономику. Если в 2005 - 2007 гг они росли на 23–25% в год, то в дальнейшем наблюдается их замедление вплоть до существенного падения темпов до 3,2% в 2016 г. Значительное замедление роста частных капиталовложений на фоне масштабного подъёма государственных инвестиций впервые за 10 лет привело к сокращению доли частных инвестиций в их совокупном объёме. Эта тенденция отражает сохраняющиеся проблемы в китайской экономике, обусловленные доминированием государственного сектора. В условиях падения частных капиталовложений компенсировать недостающие инвестиционные стимулы для роста экономики в 2016 г. пришлось за счёт государственных компаний. Тем не менее, несмотря на определённое сокращение в последние годы доли частных инвестиций в совокупном объёме капиталовложений, она продолжает оставаться достаточно высокой - свыше 60 %.
♣ Правительством принимаются контрмеры, предусмотрено упрощение процедуры утверждения инвестиционных проектов для частных инвесторов, усовершенствование механизма присвоения кредитного рейтинга для частных предприятий в целях упрощения получения займов. Правительство поощряет участие частных инвесторов в программе «Сделано в Китае 2025», а также в проектах по технологической модернизации, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства (ГЧП). ♣ По данным исследования Bank of America Merrill Lynch, стоимость предложенных проектов в рамках ГЧП в КНР в 2016 г. достигла 19,5 трлн юаней, однако к реализации были приняты проекты на сумму 4,1 трлн юаней (или 21 % от предложенного объёма). В числе главных проблем, тормозящих развитие ГЧП в Китае, частные инвесторы называют низкую доходность предлагаемых проектов, трудности с финансированием, нарушение местными органами власти условий соглашений, а также обеспокоенность по поводу соблюдения прав инвесторов.
♣ Сокращение частных инвестиций в последние годы обусловлено действием совокупности факторов - процессом реформирования китайской экономики и замедлением её роста, высокими девальвационными ожиданиями и падением курса юаня по отношению к доллару США в 2016 г на 6,5 % (максимальное годовое снижением курса с 1994 г), значительным оттоком капитала, поисками более выгодных и надёжных источников приложения частного капитала. Результатом их действия стал значительный рост китайских инвестиций за рубежом, которые в последние два года стали превышать входящие в КНР прямые иностранные инвестиции, что не могло не вызвать озабоченность руководства страны. Это привело к разработке и принятию в конце 2016 г. комплекса мер по ужесточению условий инвестирования китайского капитала за рубежом. В августе 2017 г. Пекин ввёл новые ограничения на зарубежные инвестиции. В частности, в целях пресечения "нерациональных исходящих инвестиций" вводятся ограничения на покупку китайскими компаниями зарубежных активов в таких секторах, как недвижимость, гостиничный бизнес, индустрия развлечений.
♣ В целом реализуемый с середины 2016 г комплексный подход к ужесточению контроля за движением капитала позволил Китаю удержать его отток, а устойчивый рост экономики в совокупности с мерами по сокращению финансовых рисков способствовали восстановлению доверия инвесторов к юаню и снижению давления на национальную валюту. На фоне укрепления юаня и сокращения оттока капитала отпала необходимость тратить резервы в значительных объёмах на поддержку национальной валюты, как это было в 2016 г. В результате Китаю удалось преодолеть сформировавшуюся ранее негативную тенденцию сокращения валютных резервов, под действием которой они уменьшились с максимального значения в $3,99 трлн. в июне 2014 г. до $2,998 трлн в январе 2017 г., то есть почти на $1 трлн. После этого резервы стали расти.
♣ Серьезные проблемы накопились в финансовой сфере Китая. Сформировавшееся в результате многолетнего кредитного стимулирования экономики противоречие между задачей поддержания её роста и необходимостью сокращения долговой нагрузки привело к нарастанию финансовых рисков. В основном они обусловлены высоким уровнем накопленной кредитной задолженности, преимущественно на корпоративном и муниципальном уровнях, ростом «плохих» долгов в банковской системе и масштабным распространением теневого банковского бизнеса.
♣ По данным Банка международных расчётов (BIS), в 2016 г размер кредитной задолженности Китая составил $27,49 трлн, или 257% ВВП страны. Несмотря на то что этот показатель ниже, чем в некоторых развитых странах, опасения вызывают стремительные темпы роста китайского долга. В 2015 г он составлял 245%, а в 2008 г - находился на уровне, немногим выше 141% ВВП. При этом увеличение долговой нагрузки происходило в основном за счёт масштабного кредитного стимулирования корпоративного сектора, и прежде всего государственных предприятий.
♣ Неоднократно выражаемое международными организациями (МВФ, ОЭСР, Банк международных расчётов) и зарубежными аналитиками беспокойство по поводу растущего долга Китая обусловлено не только его масштабами и темпами увеличения, но и опасениями относительно того, что КНР и в дальнейшем продолжит его наращивать, что в итоге может привести к масштабному финансовому кризису. Все зависит от того, какую стратегию выберет Пекин - будет ли продолжать стимулировать экономику кредитными ресурсами в целях поддержки необходимых темпов роста и наращивать долг или ограничит возникшие риски и повысит финансовую устойчивость экономики. В соответствии с базовым прогнозом аналитики МВФ полагают, что Китай сможет достичь заявленных целевых параметров роста экономики, однако он будет происходить за счёт дальнейшего увеличения государственного и частного долга, что повышает среднесрочные риски. При этом совокупный долг нефинансового сектора КНР (государство, корпорации и домашние хозяйства) может достичь почти 300% ВВП к 2022 г против 242% в 2016 г.
♣ В сложившихся условиях дальнейшее нарастание финансовых рисков в Китае может быть обусловлено несколькими факторами или их совокупностью: ♣ значительным замедлением экономики, которое чаще всего сопровождается ухудшением финансового состояния предприятий, сокращением прибыли и увеличением проблем с обслуживанием и рефинансированием старых долгов, а также удорожанием привлечения новых займов для развития и расширения производства. В конечном счёте это может завести КНР в долговую ловушку, при которой предприятия используют новые займы исключительно для обслуживания старых долгов, а не для развития производства. В результате совокупная задолженность растёт, а совокупный объём продукции не увеличивается, что делает сомнительной вероятность возврата полученных кредитов и повышает риски для банковского сектора, ухудшая качество его активов;
♣ более длительным периодом перехода на новую модель роста, в течение которого адекватно заместить генерирующее риски кредитное стимулирование экономики иными драйверами роста и источниками финансирования будет проблематично. Старые отрасли теряют конкурентоспособность и прибыльность, а новые отрасли ещё предстоит развивать, и для этой перестройки нужны время и значительные финансовые средства. При этом будут происходить такие процессы, как поэтапное прекращение деятельности нерентабельных предприятий и сокращение избыточных мощностей, увеличение неработающих кредитов в банковском секторе, ухудшение качества его активов, рост банкротств и дефолтов, что повысит неустойчивость финансового сектора Китая и создаст риски социальных потрясений;
♣ эффектом "домино", когда сочетание ухудшения долговой ситуации и роста проблемных кредитов банков приведёт к взаимному негативному воздействию на устойчивость финансовой системы в целом и существенному повышению волатильности китайского рынка. В свою очередь, это усилит давление на юань и может вынудить руководство КНР пойти на его значительную девальвацию; ♣ ужесточением условий финансовой деятельности, которое способно вызвать общее сжатие ликвидности, инвестиционного спроса, спровоцировать волну банкротств и дефолтов. Рост стоимости финансирования и замедление роста кредитования могут в значительной мере усложнить реализацию структурных реформ в экономике и достижение ключевых параметров роста.
♣ Вместе с тем оснований для подобных негативных сценариев развития применительно к экономике КНР в кратко - и среднесрочной перспективе не просматривается. С конца 2016 г китайские власти начали постепенно усиливать финансовое регулирование и осуществлять контроль объёмов кредитования, используя для делевериджа (процесса снижения высокой доли заёмных средств в экономике) инструменты монетарной политики. В целях сокращения существенной долговой нагрузки стал применяться комплекс мер, включая реструктуризацию, обмен долгов банкам на акции предприятий, осуществление реформы госпредприятий, в том числе в направлении перехода к смешанной собственности и диверсификации структуры акционерного капитала, секьюритизацию активов, а также преобразования в сфере корпоративного контроля и управления.
♣ Принципиальное отличие долговой ситуации в Китае в том, что более чем на 90 % - это внутренний долг, номинированный в национальной валюте, что существенно расширяет пространство для манёвра для руководства КНР с точки зрения управления и сокращения долговой нагрузки. С учётом специфики китайской экономики (наличие весомых административных и политических рычагов воздействия на экономику, регулируемый курс юаня, закрытый счёт движения капитала, доминирование госбанков, значительные валютные резервы) Пекин имеет возможность провести упорядоченное сокращение долга, избегая при этом значимых финансовых и социальных потрясений. Китай уже продемонстрировал способность удерживать под контролем долговую ситуацию в течение длительного времени даже в условиях замедления экономики и продолжает делать это в настоящее время.
♣ Руководство Китая обозначило предотвращение финансовых рисков в качестве одной из своих приоритетных задач. При этом официальные лица КНР неоднократно заявляли о сохранении стабильности финансовой обстановки в стране и способности удержать риски под контролем, исключая возможность их перерастания в системные с учётом имеющихся мер, включая политические рычаги. Вместе с тем ряд рисков требует повышенного внимания, что обусловлено объёмами невозвратных кредитов в банковской системе, проблемами с ликвидностью, масштабами теневого банкинга, внешними потрясениями, неблагоприятными тенденциями на рынке недвижимости, значительными размерами долгов в экономике, а также ситуацией в сфере интернет-финансов.
♣ Текущие тенденции развития китайской экономики позволяют предположить, что она, вероятно, прошла основную стадию замедления и теперь темпы роста могут остановиться в диапазоне 6,5–6,7%, что создаёт для руководства Китая возможность сосредоточиться на углублении реформ и сокращении финансовых рисков. Принимая во внимание регулируемый и контролируемый характер происходящих в экономике Китая процессов при её относительной внешней закрытости, вероятность дестабилизации экономической ситуации в Китае невелика, риск неуправляемого замедления ограничен, а возможность «жёсткой посадки» крайне мала.
♣ Таким образом, столкнувшись со многими сложными проблемами внутри страны и нарастанием глобальной неопределённости, Китай сумел сохранить устойчивый экономический рост и продолжить проведение масштабных экономических преобразований. Экономика демонстрирует позитивные изменения в сфере структурных реформ и способность удерживать риски под контролем, что в совокупности позволит КНР в перспективе оставаться одной из наиболее быстроразвивающихся крупных экономик мира. Вместе с тем сложность современной экономической ситуации для Китая заключается в том, что Пекину приходится постоянно балансировать, расставляя приоритеты таким образом, чтобы получать долгосрочные преимущества от проводимых реформ, не создавая новых проблем и не увеличивая старые, и при этом сохранять экономику в стабильном состоянии.
♣ Основным компонентом новой пятилетки, связывающим внутреннюю экономику и внешнюю активность Китая, стало включение в него стратегии «Один пояс, один путь» (или «Шелковый путь» как одну из составляющих). В рамках «активных действий» предполагается: ♣ усиление сотрудничества с финансовыми организациями: АБИИ, Банк БРИКС, китайский Фонд «Шелкового пути» и др.; ♣ создание экономических коридоров “Китай– Монголия–Россия”, “Китай–Центральная Азия”, “Китай–Восточная Азия” (включая российский Дальний Восток), “Китай– Индокитайский полуостров”, “Китай–Пакистан”, “Бангладеш–Китай–Индия–Мьянма”, “Китай–Восточная Европа”, а также Нового Евразийского “сухопутного моста”, проходящего через РФ;
♣ формирование зон свободной торговли вдоль «Шелкового пути»;
♣ форсирование переговоров по Всеобъемлющему региональному экономическому партнерству (ВРЭП, включающего Китай, АСЕАН, другие страны АТР), зоне свободной торговли Китая, Японии и Республики Корея, а также переговоров с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива; ♣ Предполагается активная поддержка государством реализации программы “Сделано в Китае 2025”, нацеленной на создание и распространение по миру китайских торговых марок и брендов, включая развитие производства робототехники и ее использование в новых видах производств. Прогнозируется, что доля высокотехнологичных отраслей и инновационного производства в ВВП страны должна составить не менее 15% ♣ В области урбанизации важными целями являются создание городских кластеров в треугольнике Пекин–Тяньцзинь–Хэбэй, развитие дельты реки Янцзы и дельты реки Жемчужной.
♣ В период 13 пятилетки Китай планирует утроить число действующих атомных реакторов внутри страны – 110 к 2020 г. Общие расходы на их строительство составляют почти $80 млрд. ♣ В 2015 г. китайские компании выиграли тендер на строительство шести АЭС в ЮАР общей стоимостью $93 млрд. В том же году China National Nuclear Corporation выиграла тендер на строительство девяти энергоблоков АЭС в Аргентине. ♣ В 2015 г. было подписано соглашение о финансировании строительства АЭС в Великобритании общим объемом $28 млрд. При этом Китай начинает осваивать строительство плавучих АЭС. Первую из них предполагается построить к 2020 г. для энергообеспечения г. Шэньчжэнь
♣ При этом «реформа предложения» приведет к сокращению 1.3 млн. рабочих мест. Большая часть сокращений приходится на провинции и решать проблему безработицы придется региональным властям. Именно они должны будут организовать переобучение и переквалификацию персонала и создать новые рабочие места в высокотехнологичных отраслях. ♣ «Международное сотрудничество» в рамках «Шелкового пути» предполагает использование китайского оборудования и других средств производства при реализации различных проектов за рубежом, а не включение местных производителей в производственные цепочки китайских компаний. Приоритет отдается сотрудничеству частных и государственных компаний КНР. ♣ Уже в краткосрочной перспективе вероятно столкновение интересов Китая и России при реализации проектов в рамках «Шелкового пути»
Ведущие экспортные рынки КНР в 2017 Ведущие партнеры по импорту КНР 2017
Япония в системе МЭО Экономические показатели ♣ На протяжении всего периода существования классификации стран по уровню дохода Всемирный банк относит Японию к странам с высоким уровнем дохода. В 2017 г доля Японии в мировом ВВП по ППС составила 4,2%, снизившись с максимума 1991 г (9,0%) ♣ Япония занимает 4 место в мире по объему ВВП по ППС с 2009 г, когда Индия обогнала страну по данному показателю, и третье место по номинальному ВВП (после США и Китая) ♣ Историческая роль и уровень развития страны обусловили тот факт, что Япония является членом более 90 различных международных организаций и объединений. Тем не менее Япония, являясь проигравшей во Второй мировой войне стороной, не участвовала в основных переговорах по созданию глобальной институциональной архитектуры
♣ Япония не входит в НАТО, хотя фактически является военным союзником США. В 1960 г страны подписали Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности. Несмотря на торгово-экономические споры между Японией и США, являющимися крупнейшими экономиками мира, страны обладают тесными экономическими связями. Японско- американские отношения значительно улучшились с конца 1990-х гг на фоне ускорения темпов роста экономики КНР и обострения ситуации в Северной Корее ♣ В 2019 году Япония впервые председательствует в «Группе Двадцати». Ежегодная встреча первых лиц государств в рамках объединения пройдет в июне в Осаке. В год председательства страны особое внимание будет уделено вопросам свободной торговли, технологических инноваций, качественных инвестиций для развития, изменения климата, реализации Целей устойчивого развития, старения населения.
♣ Численность населения Японии относительно стабильна во времени и составила, по оценкам МВФ, 126,4 млн в 2018 г. При этом с 2016 г в стране наблюдается незначительная убыль населения. Япония занимает второе м есто в мире после Гонконга по ожидаемой продолжительности жизни населения (84,0 лет в 2016 г). Кроме того, для страны характерны крайне высокие темпы старения. Если в 1990 г доля трудоспособного населения составляла 69,5%, то к 2015 г значение показателя снизилось до 60,0%. Коэффициент демографической нагрузки, показывающий отношение числа трудоспособного населения к детям и пенсионерам, вырос за тот же период с 0,44 до 0,67. Почти 62% демографической нагрузки обеспечивается населением пенсионного возраста. ♣ В стране сложилась сравнительно гибкая пенсионная система. Текущий возраст выхода на пенсию для женщин и мужчин – 65 лет, однако при желании каждый может выйти на пенсию в 60 лет. В таком случае пенсионные выплаты сократятся или, напротив, в случае ухода с работы позже принятого правительством возраста – будут повышены. Например, при выходе на пенсию в 70 лет пенсионные выплаты увеличиваются на 42%. Большинство представителей старшего поколения в Японии продолжает работать после достижения возраста нетрудоспособности. В конце 2018 г было принято решение о повышении пенсионного возраста до 70 лет для обоих полов с целью снижения демографической нагрузки
♣ Относительно более высокие заработные платы на фоне низких уровней безработицы и социальная защищенность стали причиной того, что, согласно исследованиям Credit Suisse, неравенство по доходам и по богатству в Японии – самое низкое среди развитых стран (причем оно фактически не изменилось за 2000-2017 г). Доля десятого (наиболее богатого) дециля в доходах в 2000 г составляла 19,0%, продемонстрировав рост на 0,6 п.п. к 2017 г ♣ После более 15 лет высоких темпов прироста ВВП экономика Японии замедлилась к началу 1990-х гг. 1991-2003 гг характеризовались стагнацией в экономике страны и носят название «потерянное десятилетие». ВВП Японии только с 2003 г вернулся к стабильному росту, который вскоре был прерван мировым кризисом 2008-09 гг ♣ Землетрясение и вызванное им цунами в марте 2011 г. привели к аварии на АЭС «Фукусима-1», что повлекло за собой значительные потери для экономики. В последующие годы темп ВВП страны вышел в положительную зону приростов, однако фактически экономика до сих пор остается в состоянии застоя. Согласно оценкам МВФ, в 2018 г объем ВВП Японии в реальном выражении может превысить значение 2000 г только на 16,5% (при среднегодовом темпе прироста +0,8%) ♣ Одной из причин ухудшения экономической ситуации в стране является сложившаяся зависимость внешней торговли страны от нескольких крупных рынков с высокой конкуренцией и нестабильным ростом в последнее десятилетие. Именно ориентация на экспорт существенно усилила спад экономики Японии в период кризиса 2008-09 гг, когда японские промышленность и экспорт сильнее, чем в других странах, пострадали от резкого падения спроса в экономике США
♣ Одной из характерных черт экономики современной Японии является крайне низкий уровень инфляции и даже дефляция. Продолжительная дефляция негативно сказывается на экономике государства, поскольку увеличивает долговую нагрузку для заемщиков, а также стимулирует чрезмерное сбережение, а не потребительские расходы и инвестиции. ♣ По оценкам МВФ, в последние два года безработица в стране достигла минимального с 1993 г уровня и составила 2,9%. В то же время в Японии отмечается избыточное предложение рабочих мест, что должно привести к росту заработных плат и стимулировать инфляцию. Однако это может не произойти ввиду слабой взаимосвязи инфляции и безработицы в стране, обусловленной стабильностью инфляционных ожиданий населения, а также тем, что бизнес зачастую снижает качество предоставляемых услуг, а не повышает цены. Например, большая часть компаний прекращает оказывать круглосуточные услуги.
♣ С 2012 г под руководством премьер-министра С.Абэ предпринимаются попытки оживить экономику страны («абэномика»). Абэномика включает в себя три аспекта: преодоление дефляции за счет фискальной политики, бюджетные программы по развитию инфраструктуры и реформу государственного сектора ♣ В рамках мер по стимулированию инвестиционной активности в стране Банк Японии установил в конце января 2016 г значение процентной ставки на уровне –0,1%, которое по- прежнему не было пересмотрено. Данный инструмент монетарной политики применяется на избыточные резервы кредитных организаций в случае размещения коммерческими банками средств на счетах регулятора. Кроме того, установлены целевые нулевые значения 10- летних государственных облигаций, а также проводятся массовые покупки государственных корпоративных облигаций. Эти меры направлены на ослабление курса иены к доллару, стимулирование экспорта и кредитной активности
♣ Меры стимулирования приводят к увеличению государственного долга, достигшего, по оценкам МВФ за 2018 г, 238,2% ВВП страны. С целью увеличения доходов государственного бюджета с октября 2019 г. в Японии будет повышена ставка налога на потребление (с продаж), который заменяет налог на добавленную стоимость, с 8% до 10%. Власти оставляют за собой право отложить повышение ставки (что было сделано два раза ранее), так как ее повышение может привести к сокращению потребления и усугубить стагнацию в экономике страны. ♣ ОЭСР прогнозирует, что в 2019–2020 годах экономический рост Японии будет обуславливаться ростом заработных плат, что приведет к увеличению потребительского спроса, который, тем не менее, будет сдерживаться увеличением ставки налога на потребление. Восстановление ключевых макроэкономических показателей произойдет уже в 2020 году на фоне роста государственных расходов, а также в связи с проведением Летних Олимпийских игр в Токио
♣ При этом Банк Японии не отрицает возможность повышения ключевой ставки, но в таком случае динамика ВВП может уйти в отрицательную зону. В среднесрочной перспективе прогнозируются низкие темпы роста экономики, что во многом объясняется сокращением численности рабочей силы, а также возможным снижением темпов экономического роста США и Китая — ключевых торговых партнеров Японии. В декабре 2018 г. правительство страны пересмотрело прогноз роста экономики Японии на ближайшие годы в сторону уменьшения ввиду ослабления спроса на продукты экспорта в основном со стороны азиатских рынков Отраслевая структура ВВП ♣ Отраслевая структура экономики Японии формировалась в условиях практически полного отсутствия природно-сырьевой базы, поэтому наибольшее развитие среди традиционных отраслей получила обрабатывающая промышленность — на нее приходится свыше 1/5 ВВП. К крупнейшим секторам обрабатывающей промышленности относится производство транспортного оборудования (3,3% ВВП в 2017), производственных, вычислительных машин и оборудования хозяйственно-бытового назначения (3,2%), пищевых продуктов и напитков (2,4%), химических веществ и продуктов (2,2%) и цветных металлов (1,8%) ♣ Развитию высокотехнологичных и наукоемких производств сопутствовали опережающие темпы роста добавленной стоимости в профессиональной, научной и технической деятельности (+102,1% в 2017 от уровня 1995). Кроме того, существенный рывок продемонстрировала «деятельность в области информации и связи» (137,5%). Эти передовые отрасли и в последние годы сохраняли свои позиции среди наиболее динамично растущих в структуре экономики: +9,6% и +7,8% в 2010–2017 годах соответственно
♣ Наиболее динамичный рост в 1995–2017 годах демонстрировали высокотехнологичные производства: электронные компоненты и устройства (в 10 раз), информационно- коммуникационная электроника (более чем в 5,5 раза), электрические машины и оборудование (в 2,8 раза). Крупнейшие секторы — производство транспортного оборудования (+175%) и производственных, вычислительных машин и оборудования хозяйственно-бытового назначения (+153%) — были основными драйверами положительной динамики обрабатывающей промышленности. Наибольший спад наблюдался в текстильной промышленности (–71%) и в секторе производства нефтяных и угольных продуктов (–35%) ♣ На сельское хозяйство и добычу полезных ископаемых в отраслевой структуре экономики Японии приходится не многим более 1%, результатом чего является практически полное обеспечение соответствующих внутренних потребностей за счет импорта. Так, продовольственная самообеспеченность Японии остается на отметке ниже 40%, что является одним из наименьших значений показателя среди ведущих экономик
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.063 с.) |