Проблемы и риски китайской экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы и риски китайской экономики



 

♣ В последние годы происходит сокращение частных инвестиций в экономику. Если в 2005 - 2007 гг они росли на 23–25% в год, то в дальнейшем наблюдается их замедление вплоть до существенного падения темпов до 3,2% в 2016 г. Значительное замедление роста частных капиталовложений на фоне масштабного подъёма государственных инвестиций впервые за 10 лет привело к сокращению доли частных инвестиций в их совокупном объёме. Эта тенденция отражает сохраняющиеся проблемы в китайской экономике, обусловленные доминированием государственного сектора. В условиях падения частных капиталовложений компенсировать недостающие инвестиционные стимулы для роста экономики в 2016 г. пришлось за счёт государственных компаний. Тем не менее, несмотря на определённое сокращение в последние годы доли частных инвестиций в совокупном объёме капиталовложений, она продолжает оставаться достаточно высокой - свыше 60 %.

 

♣ Правительством принимаются контрмеры, предусмотрено упрощение процедуры утверждения инвестиционных проектов для частных инвесторов, усовершенствование механизма присвоения кредитного рейтинга для частных предприятий в целях упрощения получения займов. Правительство поощряет участие частных инвесторов в программе

«Сделано в Китае 2025», а также в проектах по технологической модернизации, в том числе в рамках государственно-частного партнёрства (ГЧП).

♣ По данным исследования Bank of America Merrill Lynch, стоимость предложенных проектов в рамках ГЧП в КНР в 2016 г. достигла 19,5 трлн юаней, однако к реализации были приняты проекты на сумму 4,1 трлн юаней (или 21 % от предложенного объёма). В числе главных проблем, тормозящих развитие ГЧП в Китае, частные инвесторы называют низкую доходность предлагаемых проектов, трудности с финансированием, нарушение местными органами власти условий соглашений, а также обеспокоенность по поводу соблюдения прав инвесторов.

 

♣ Сокращение частных инвестиций в последние годы обусловлено действием совокупности факторов - процессом реформирования китайской экономики и замедлением её роста, высокими девальвационными ожиданиями и падением курса юаня по отношению к доллару США в 2016 г на 6,5 % (максимальное годовое снижением курса с 1994 г), значительным оттоком капитала, поисками более выгодных и надёжных источников приложения частного капитала. Результатом их действия стал значительный рост китайских инвестиций за рубежом, которые в последние два года стали превышать входящие в КНР прямые иностранные инвестиции, что не могло не вызвать озабоченность руководства страны. Это привело к разработке и принятию в конце 2016 г. комплекса мер по ужесточению условий инвестирования китайского капитала за рубежом. В августе 2017 г. Пекин ввёл новые ограничения на зарубежные инвестиции. В частности, в целях пресечения "нерациональных исходящих инвестиций" вводятся ограничения на покупку китайскими компаниями зарубежных активов в таких секторах, как недвижимость, гостиничный бизнес, индустрия развлечений.

 

♣ В целом реализуемый с середины 2016 г комплексный подход к ужесточению контроля за движением капитала позволил Китаю удержать его отток, а устойчивый рост экономики в совокупности с мерами по сокращению финансовых рисков способствовали

восстановлению доверия инвесторов к юаню и снижению давления на национальную валюту. На фоне укрепления юаня и сокращения оттока капитала отпала необходимость тратить резервы в значительных объёмах на поддержку национальной валюты, как это было в 2016 г. В результате Китаю удалось преодолеть сформировавшуюся ранее

негативную тенденцию сокращения валютных резервов, под действием которой они уменьшились с максимального значения в $3,99 трлн. в июне 2014 г. до $2,998 трлн в январе 2017 г., то есть почти на $1 трлн. После этого резервы стали расти.

 

♣ Серьезные проблемы накопились в финансовой сфере Китая. Сформировавшееся в результате многолетнего кредитного стимулирования экономики противоречие между задачей поддержания её роста и необходимостью сокращения долговой нагрузки привело к нарастанию финансовых рисков. В основном они обусловлены высоким уровнем накопленной кредитной задолженности, преимущественно на корпоративном и муниципальном уровнях, ростом «плохих» долгов в банковской системе и масштабным распространением теневого банковского бизнеса.

♣ По данным Банка международных расчётов (BIS), в 2016 г размер кредитной задолженности Китая составил $27,49 трлн, или 257% ВВП страны. Несмотря на то что этот показатель ниже, чем в некоторых развитых странах, опасения вызывают стремительные темпы роста китайского долга. В 2015 г он составлял 245%, а в 2008 г - находился на уровне, немногим выше 141% ВВП. При этом увеличение долговой нагрузки происходило в основном за счёт масштабного кредитного стимулирования корпоративного сектора, и прежде всего государственных предприятий.

 

♣ Неоднократно выражаемое международными организациями (МВФ, ОЭСР, Банк международных расчётов) и зарубежными аналитиками беспокойство по поводу растущего долга Китая обусловлено не только его масштабами и темпами увеличения, но и опасениями относительно того, что КНР и в дальнейшем продолжит его наращивать, что в итоге может привести к масштабному финансовому кризису. Все зависит от того, какую стратегию выберет Пекин - будет ли продолжать стимулировать экономику кредитными ресурсами в целях поддержки необходимых темпов роста и наращивать долг или ограничит возникшие риски и повысит финансовую устойчивость экономики. В соответствии с базовым прогнозом аналитики МВФ полагают, что Китай сможет достичь заявленных целевых параметров роста экономики, однако он будет происходить за счёт дальнейшего увеличения государственного и частного долга, что повышает среднесрочные риски. При этом совокупный долг нефинансового сектора КНР (государство, корпорации и домашние

хозяйства) может достичь почти 300% ВВП к 2022 г против 242% в 2016 г.

 

♣ В сложившихся условиях дальнейшее нарастание финансовых рисков в Китае может быть обусловлено несколькими факторами или их совокупностью:

♣ значительным замедлением экономики, которое чаще всего сопровождается ухудшением финансового состояния предприятий, сокращением прибыли и увеличением проблем с обслуживанием и рефинансированием старых долгов, а также удорожанием привлечения новых займов для развития и расширения производства. В конечном счёте это может завести КНР в долговую ловушку, при которой предприятия используют новые займы исключительно для обслуживания старых долгов, а не для развития производства. В результате совокупная задолженность растёт, а совокупный объём продукции не увеличивается, что делает сомнительной вероятность возврата полученных кредитов и повышает риски для банковского сектора, ухудшая качество его активов;

 

♣ более длительным периодом перехода на новую модель роста, в течение которого адекватно заместить генерирующее риски кредитное стимулирование экономики иными драйверами роста и источниками финансирования будет проблематично. Старые отрасли теряют конкурентоспособность и прибыльность, а новые отрасли ещё предстоит развивать, и для этой перестройки нужны время и значительные финансовые средства. При этом будут происходить такие процессы, как поэтапное прекращение деятельности нерентабельных предприятий и сокращение избыточных мощностей, увеличение неработающих кредитов в банковском секторе, ухудшение качества его активов, рост банкротств и дефолтов, что повысит неустойчивость финансового сектора Китая и создаст риски социальных потрясений;

 

♣ эффектом "домино", когда сочетание ухудшения долговой ситуации и роста проблемных кредитов банков приведёт к взаимному негативному воздействию на устойчивость финансовой системы в целом и существенному повышению волатильности китайского рынка. В свою очередь, это усилит давление на юань и может вынудить руководство КНР пойти на его значительную девальвацию;

♣ ужесточением условий финансовой деятельности, которое способно вызвать общее сжатие ликвидности, инвестиционного спроса, спровоцировать волну банкротств и дефолтов. Рост стоимости финансирования и замедление роста кредитования могут в значительной мере усложнить реализацию структурных реформ в экономике и достижение ключевых параметров роста.

 

♣ Вместе с тем оснований для подобных негативных сценариев развития применительно к экономике КНР в кратко - и среднесрочной перспективе не просматривается. С конца 2016 г китайские власти начали постепенно усиливать финансовое регулирование и осуществлять контроль объёмов кредитования, используя для делевериджа (процесса снижения высокой доли заёмных средств в экономике) инструменты монетарной политики. В целях сокращения существенной долговой нагрузки стал применяться комплекс мер, включая реструктуризацию, обмен долгов банкам на акции предприятий, осуществление реформы госпредприятий, в том числе в направлении перехода к смешанной собственности и диверсификации структуры акционерного капитала, секьюритизацию активов, а также преобразования в сфере корпоративного контроля и управления.

 

♣ Принципиальное отличие долговой ситуации в Китае в том, что более чем на 90 % - это внутренний долг, номинированный в национальной валюте, что существенно расширяет пространство для манёвра для руководства КНР с точки зрения управления и сокращения долговой нагрузки. С учётом специфики китайской экономики (наличие весомых

административных и политических рычагов воздействия на экономику, регулируемый курс юаня, закрытый счёт движения капитала, доминирование госбанков, значительные валютные резервы) Пекин имеет возможность провести упорядоченное сокращение долга, избегая при этом значимых финансовых и социальных потрясений. Китай уже продемонстрировал способность удерживать под контролем долговую ситуацию в течение длительного времени даже в условиях замедления экономики и продолжает делать это в настоящее время.

 

♣ Руководство Китая обозначило предотвращение финансовых рисков в качестве одной из своих приоритетных задач. При этом официальные лица КНР неоднократно заявляли о сохранении стабильности финансовой обстановки в стране и способности удержать риски под контролем, исключая возможность их перерастания в системные с учётом имеющихся мер, включая политические рычаги. Вместе с тем ряд рисков требует повышенного внимания, что обусловлено объёмами невозвратных кредитов в банковской системе, проблемами с ликвидностью, масштабами теневого банкинга, внешними потрясениями, неблагоприятными тенденциями на рынке недвижимости, значительными размерами долгов в экономике, а также ситуацией в сфере интернет-финансов.

 

♣ Текущие тенденции развития китайской экономики позволяют предположить, что она, вероятно, прошла основную стадию замедления и теперь темпы роста могут остановиться в диапазоне 6,5–6,7%, что создаёт для руководства Китая возможность сосредоточиться на углублении реформ и сокращении финансовых рисков. Принимая во внимание регулируемый и контролируемый характер происходящих в экономике Китая процессов при её относительной внешней закрытости, вероятность дестабилизации экономической ситуации в Китае невелика, риск неуправляемого замедления ограничен, а возможность «жёсткой посадки» крайне мала.

 

♣ Таким образом, столкнувшись со многими сложными проблемами внутри страны и нарастанием глобальной неопределённости, Китай сумел сохранить устойчивый экономический рост и продолжить проведение масштабных экономических преобразований.

Экономика демонстрирует позитивные изменения в сфере структурных реформ и способность удерживать риски под контролем, что в совокупности позволит КНР в перспективе оставаться одной из наиболее быстроразвивающихся крупных экономик мира. Вместе с тем сложность современной экономической ситуации для Китая заключается в том, что Пекину приходится постоянно балансировать, расставляя приоритеты таким образом, чтобы получать долгосрочные преимущества от проводимых реформ, не создавая новых проблем и не увеличивая старые, и при этом сохранять экономику в стабильном состоянии.

 

♣ Основным компонентом новой пятилетки, связывающим внутреннюю экономику и внешнюю

активность Китая, стало включение в него стратегии «Один пояс, один путь» (или

«Шелковый путь» как одну из составляющих). В рамках «активных действий» предполагается:

♣ усиление сотрудничества с финансовыми организациями: АБИИ, Банк БРИКС, китайский

Фонд «Шелкового пути» и др.;

♣ создание экономических коридоров “Китай– Монголия–Россия”, “Китай–Центральная Азия”, “Китай–Восточная Азия” (включая российский Дальний Восток), “Китай– Индокитайский полуостров”, “Китай–Пакистан”, “Бангладеш–Китай–Индия–Мьянма”, “Китай–Восточная Европа”, а также Нового Евразийского “сухопутного моста”, проходящего через РФ;

♣ формирование зон свободной торговли вдоль «Шелкового пути»;

 

♣ форсирование переговоров по Всеобъемлющему региональному экономическому партнерству (ВРЭП, включающего Китай, АСЕАН, другие страны АТР), зоне свободной торговли Китая, Японии и Республики Корея, а также переговоров с Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива;

♣ Предполагается активная поддержка государством реализации программы “Сделано в Китае 2025”, нацеленной на создание и распространение по миру китайских торговых марок и брендов, включая развитие производства робототехники и ее использование в новых видах производств. Прогнозируется, что доля высокотехнологичных отраслей и инновационного производства в ВВП страны должна составить не менее 15%

♣ В области урбанизации важными целями являются создание городских кластеров в треугольнике Пекин–Тяньцзинь–Хэбэй, развитие дельты реки Янцзы и дельты реки Жемчужной.

 

♣ В период 13 пятилетки Китай планирует утроить число действующих атомных реакторов внутри страны – 110 к 2020 г. Общие расходы на их строительство составляют почти $80 млрд.

♣ В 2015 г. китайские компании выиграли тендер на строительство шести АЭС в ЮАР общей стоимостью $93 млрд. В том же году China National Nuclear Corporation выиграла тендер на строительство девяти энергоблоков АЭС в Аргентине.

♣ В 2015 г. было подписано соглашение о финансировании строительства АЭС в Великобритании общим объемом $28 млрд. При этом Китай начинает осваивать строительство плавучих АЭС. Первую из них предполагается построить к 2020 г. для энергообеспечения г. Шэньчжэнь

 

♣ При этом «реформа предложения» приведет к сокращению 1.3 млн. рабочих мест. Большая часть сокращений приходится на провинции и решать проблему безработицы придется региональным властям. Именно они должны будут организовать переобучение и переквалификацию персонала и создать новые рабочие места в высокотехнологичных отраслях.

♣ «Международное сотрудничество» в рамках «Шелкового пути» предполагает использование китайского оборудования и других средств производства при реализации различных проектов за рубежом, а не включение местных производителей в производственные цепочки китайских компаний. Приоритет отдается сотрудничеству частных и государственных компаний КНР.

♣ Уже в краткосрочной перспективе вероятно столкновение интересов Китая и России при реализации проектов в рамках «Шелкового пути»

 

Ведущие экспортные рынки КНР в 2017

Ведущие партнеры по импорту КНР 2017

 

 

Импортер Стоимость, $ тыс Баланс ($ thousand) Share in exports (%)
РК 177,553,154 -74,849,377 9.6
Япония 165,794,006 -28,535,073 9
Тайвань 155,961,303 -111,978,097 8.5
США 154,441,856 275,886,291 8.4
Германия 96,940,109 -25,805,709 5.3
Австралия 95,009,121 -53,570,893 5.2
Бразилия 58,857,155 -29,906,617 3.2
Малайзия 54,426,139 -12,713,856 3
Вьетнам 50,374,617 21,242,631 2.7
Таиланд 41,596,083 -3,054,356 2.3

 

Япония в системе МЭО

Экономические показатели

♣ На протяжении всего периода существования классификации стран по уровню дохода Всемирный банк относит Японию к странам с высоким уровнем дохода. В 2017 г доля Японии в мировом ВВП по ППС составила 4,2%, снизившись с максимума 1991 г (9,0%)

♣ Япония занимает 4 место в мире по объему ВВП по ППС с 2009 г, когда Индия обогнала страну по данному показателю, и третье место по номинальному ВВП (после США и Китая)

♣ Историческая роль и уровень развития страны обусловили тот факт, что Япония является членом более 90 различных международных организаций и объединений. Тем не менее Япония, являясь проигравшей во Второй мировой войне стороной, не участвовала в основных переговорах по созданию глобальной институциональной архитектуры

 

♣ Япония не входит в НАТО, хотя фактически является военным союзником США. В 1960 г страны подписали Договор о взаимном сотрудничестве и гарантии безопасности. Несмотря на торгово-экономические споры между Японией и США, являющимися крупнейшими экономиками мира, страны обладают тесными экономическими связями. Японско- американские отношения значительно улучшились с конца 1990-х гг на фоне ускорения темпов роста экономики КНР и обострения ситуации в Северной Корее

♣ В 2019 году Япония впервые председательствует в «Группе Двадцати». Ежегодная встреча первых лиц государств в рамках объединения пройдет в июне в Осаке. В год председательства страны особое внимание будет уделено вопросам свободной торговли, технологических инноваций, качественных инвестиций для развития, изменения климата, реализации Целей устойчивого развития, старения населения.

 

♣ Численность населения Японии относительно стабильна во времени и составила, по оценкам МВФ, 126,4 млн в 2018 г. При этом с 2016 г в стране наблюдается незначительная убыль населения. Япония занимает второе м есто в мире после Гонконга по ожидаемой продолжительности жизни населения (84,0 лет в 2016 г). Кроме того, для страны характерны крайне высокие темпы старения. Если в 1990 г доля трудоспособного

населения составляла 69,5%, то к 2015 г значение показателя снизилось до 60,0%.

Коэффициент демографической нагрузки, показывающий отношение числа

трудоспособного населения к детям и пенсионерам, вырос за тот же период с 0,44 до 0,67. Почти 62% демографической нагрузки обеспечивается населением пенсионного возраста.

♣ В стране сложилась сравнительно гибкая пенсионная система. Текущий возраст выхода на пенсию для женщин и мужчин – 65 лет, однако при желании каждый может выйти на пенсию в 60 лет. В таком случае пенсионные выплаты сократятся или, напротив, в случае ухода с работы позже принятого правительством возраста – будут повышены. Например, при выходе на пенсию в 70 лет пенсионные выплаты увеличиваются на 42%. Большинство представителей старшего поколения в Японии продолжает работать после достижения возраста нетрудоспособности. В конце 2018 г было принято решение о повышении пенсионного возраста до 70 лет для обоих полов с целью снижения демографической

нагрузки

 

♣ Относительно более высокие заработные платы на фоне низких уровней безработицы и социальная защищенность стали причиной того, что, согласно исследованиям Credit Suisse, неравенство по доходам и по богатству в Японии – самое низкое среди развитых стран (причем оно фактически не изменилось за 2000-2017 г). Доля десятого (наиболее богатого) дециля в доходах в 2000 г составляла 19,0%, продемонстрировав рост на 0,6 п.п. к 2017 г

♣ После более 15 лет высоких темпов прироста ВВП экономика Японии замедлилась к началу 1990-х гг. 1991-2003 гг характеризовались стагнацией в экономике страны и носят название «потерянное десятилетие». ВВП Японии только с 2003 г вернулся к стабильному росту, который вскоре был прерван мировым кризисом 2008-09 гг

♣ Землетрясение и вызванное им цунами в марте 2011 г. привели к аварии на АЭС «Фукусима-1», что повлекло за собой значительные потери для экономики. В последующие годы темп ВВП страны вышел в положительную зону приростов, однако фактически экономика до сих пор остается в состоянии застоя. Согласно оценкам МВФ, в 2018 г объем ВВП Японии в реальном выражении может превысить значение 2000 г только на 16,5% (при среднегодовом темпе прироста +0,8%)

♣ Одной из причин ухудшения экономической ситуации в стране является сложившаяся зависимость внешней торговли страны от нескольких крупных рынков с высокой конкуренцией и нестабильным ростом в последнее десятилетие. Именно ориентация на экспорт существенно усилила спад экономики Японии в период кризиса 2008-09 гг, когда японские промышленность и экспорт сильнее, чем в других странах, пострадали от резкого падения спроса в экономике США

 

♣ Одной из характерных черт экономики современной Японии является крайне низкий уровень инфляции и даже дефляция. Продолжительная дефляция негативно сказывается на экономике государства, поскольку увеличивает долговую нагрузку для заемщиков, а также стимулирует чрезмерное сбережение, а не потребительские расходы и инвестиции.

♣ По оценкам МВФ, в последние два года безработица в стране достигла минимального с 1993 г уровня и составила 2,9%. В то же время в Японии отмечается избыточное предложение рабочих мест, что должно привести к росту заработных плат и стимулировать инфляцию. Однако это может не произойти ввиду слабой взаимосвязи инфляции и безработицы в стране, обусловленной стабильностью инфляционных ожиданий населения, а также тем, что бизнес зачастую снижает качество предоставляемых услуг, а не повышает цены. Например, большая часть компаний прекращает оказывать круглосуточные услуги.

 

♣ С 2012 г под руководством премьер-министра С.Абэ предпринимаются попытки оживить экономику страны («абэномика»). Абэномика включает в себя три аспекта: преодоление дефляции за счет фискальной политики, бюджетные программы по развитию инфраструктуры и реформу государственного сектора

♣ В рамках мер по стимулированию инвестиционной активности в стране Банк Японии установил в конце января 2016 г значение процентной ставки на уровне –0,1%, которое по- прежнему не было пересмотрено. Данный инструмент монетарной политики применяется на избыточные резервы кредитных организаций в случае размещения коммерческими банками средств на счетах регулятора. Кроме того, установлены целевые нулевые значения 10- летних государственных облигаций, а также проводятся массовые покупки государственных корпоративных облигаций. Эти меры направлены на ослабление курса иены к доллару, стимулирование экспорта и кредитной активности

 

♣ Меры стимулирования приводят к увеличению государственного долга, достигшего, по оценкам МВФ за 2018 г, 238,2% ВВП страны. С целью увеличения доходов государственного бюджета с октября 2019 г. в Японии будет повышена ставка налога на потребление (с продаж), который заменяет налог на добавленную стоимость, с 8% до 10%. Власти оставляют за собой право отложить повышение ставки (что было сделано два раза ранее), так как ее повышение может привести к сокращению потребления и усугубить стагнацию в экономике страны.

♣ ОЭСР прогнозирует, что в 2019–2020 годах экономический рост Японии будет обуславливаться ростом заработных плат, что приведет к увеличению потребительского спроса, который, тем не менее, будет сдерживаться увеличением ставки налога на потребление. Восстановление ключевых макроэкономических показателей произойдет уже в 2020 году на фоне роста государственных расходов, а также в связи с проведением Летних Олимпийских игр в Токио

 

♣ При этом Банк Японии не отрицает возможность повышения ключевой ставки, но в таком случае динамика ВВП может уйти в отрицательную зону. В среднесрочной перспективе прогнозируются низкие темпы роста экономики, что во многом объясняется сокращением численности рабочей силы, а также возможным снижением темпов экономического роста США и Китая — ключевых торговых партнеров Японии. В декабре 2018 г. правительство страны пересмотрело прогноз роста экономики Японии на ближайшие годы в сторону уменьшения ввиду ослабления спроса на продукты экспорта в основном со стороны азиатских рынков

Отраслевая структура ВВП

♣ Отраслевая структура экономики Японии формировалась в условиях практически полного отсутствия природно-сырьевой базы, поэтому наибольшее развитие среди традиционных отраслей получила обрабатывающая промышленность — на нее приходится свыше 1/5

ВВП. К крупнейшим секторам обрабатывающей промышленности относится производство транспортного оборудования (3,3% ВВП в 2017), производственных, вычислительных машин и оборудования хозяйственно-бытового назначения (3,2%), пищевых продуктов и напитков (2,4%), химических веществ и продуктов (2,2%) и цветных металлов (1,8%)

♣ Развитию высокотехнологичных и наукоемких производств сопутствовали опережающие темпы роста добавленной стоимости в профессиональной, научной и технической деятельности (+102,1% в 2017 от уровня 1995). Кроме того, существенный рывок продемонстрировала «деятельность в области информации и связи» (137,5%). Эти передовые отрасли и в последние годы сохраняли свои позиции среди наиболее динамично растущих в структуре экономики: +9,6% и +7,8% в 2010–2017 годах соответственно

 

♣ Наиболее динамичный рост в 1995–2017 годах демонстрировали высокотехнологичные производства: электронные компоненты и устройства (в 10 раз), информационно- коммуникационная электроника (более чем в 5,5 раза), электрические машины и оборудование (в 2,8 раза). Крупнейшие секторы — производство транспортного оборудования (+175%) и производственных, вычислительных машин и оборудования хозяйственно-бытового назначения (+153%) — были основными драйверами положительной динамики обрабатывающей промышленности. Наибольший спад наблюдался в текстильной промышленности (–71%) и в секторе производства нефтяных и угольных продуктов (–35%)

♣ На сельское хозяйство и добычу полезных ископаемых в отраслевой структуре экономики Японии приходится не многим более 1%, результатом чего является практически полное обеспечение соответствующих внутренних потребностей за счет импорта. Так, продовольственная самообеспеченность Японии остается на отметке ниже 40%, что является одним из наименьших значений показателя среди ведущих экономик



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.063 с.)