Ведущие экспортные рынки СРВ, 2017 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ведущие экспортные рынки СРВ, 2017



Importer Value ($ thousand) Trade balance ($ thousand) Share in exports (%)
China 50,374,166 -21,742,978 19.8
United States of America 48,426,512 40,262,997 19.1
Japan 18,534,553 3,478,729 7.3
Korea, Republic of 16,176,130 -31,573,023 6.4
Germany 10,922,704 6,964,965 4.3
Hong Kong, China 7,913,018 -2,372,698 3.1
France 5,845,331 4,017,041 2.3
United Kingdom 5,405,383 4,660,556 2.1
Netherlands 5,381,866 4,403,961 2.1
Malaysia 5,233,943 -1,154,508 2.1

 

 

10 основных экспортных позиций млрд долл

Экспорт

 Существуют факторы, которые ограничивают экспортный рост. Так, более 200 видов продукции подлежат отраслевому техническому контролю перед выпуском в свободное обращение. При этом время на прохождение таможенных процедур, осуществляемых непосредственно таможенными органами, занимает лишь 28% от общего времени осуществления экспортно- импортной операции. Остальное время занимают отраслевые проверки, находящиеся в компетенции различных министерств и ведомств. В этих условиях задача ускорения товарооборота становится проблематичной. Некоторые товары подвергаются проверкам со стороны 2 – 3 контролирующих органов, т.е. при экспорте товара необходимо получать 2 – 3 разрешения, что отнимает много времени и средств.

Ведущие партнеры по импорту СРВ 2017

 

Exporter Value ($ thousand) Trade balance ($ thousand) Share in imports (%)
China 72,117,144 -21,742,978 30.6
Korea, Republic of 47,749,153 -31,573,023 20.2
Japan 15,055,824 3,478,729 6.4
Singapore 12,294,274 -8,936,146 5.2
Thailand 11,600,525 -6,574,980 4.9
Taipei, Chinese 10,516,048 -7,391,374 4.5
Hong Kong, China 10,285,716 -2,372,698 4.4
United States of America 8,163,515 40,262,997 3.5
India 8,119,827 -3,972,360 3.4
Malaysia 6,388,451 -1,154,508 2.7

 

 

ПИИ

Прямые иностранные инвестиции – инвестиции, обеспечивающие контроль инвестора над хозяйственными операциями компании-получателя в другой стране, подразумевая прямой контроль над менеджментом или другими активами компании-получателя инвестиций.

Прямой контроль – участие в собственности компании, которое позволяет эффективно

контролировать управление компании.

Инвестиции – средства, направляемые на достижение целей, а не на потребление: в физический капитал (оборудование, машины, здания и инфраструктуру), в человеческий капитал (расходы на образование, обучение, развитие профессиональной мобильности), в технологии (финансирование НИОКР).

Портфельные инвестиции – инвестиции в ценные бумаги, формируемые в виде портфеля ценных бумаг. Представляют собой пассивное владение ценными бумагами, например акциями компаний, облигациями и пр., и не предусматривает со стороны инвестора участия в оперативном управлении предприятием, выпустившим ценные бумаги.

 

 В 2017 г. зарегистрирован рекордный объем иностранных инвестиций, ведущие страны- инвесторы: Япония, Республика Корея, Сингапур, Китай

 Препятствиями экономического развития остаются: низкая производительность труда, которая на порядок ниже, чем в большинстве стран АСЕАН, низкий уровень инфраструктурного развития. Высокие темпы экономического роста обеспечиваются в основном за счет развития производств с иностранным капиталом. Доля продукции предприятий с прямыми иностранными инвестициями в ВВП достигает 25-30%, а в общем объеме экспорта – до 70%

 Основным фактором, делающим Вьетнам привлекательным для иностранного инвестиционного капитала, остается наличие дешевой рабочей силы (в 2017 г средняя з/п в пром. секторе составляла $220/мес)

 Уровень локализации промышленных производств с иностранным капиталом не превышает 10- 15%. Сохраняется высокая зависимость от импорта комплектующих, сырья и расходных материалов для местных обрабатывающих производств

 

 В общей сложности в 2017 г. вложения иностранного капитала посредством сделок по слиянию и поглощению составили 10,16 млрд. долл. США. Крупнейшие сделки:

♣ тайская компания ThaiBev приобрела 54% акций Sabeco (Saigon Beer Alcohol and Beverage Corporation) на сумму $4,89 млрд.

♣ Singapore’s Jardine Cycle & Carriage Ltd Co. выкупила еще 0,9% акций компании Vinamilk на сумму $1

млрд. (т.о. доля сингапурской компании увеличилась до 8,9%)

♣ Корейская CJ Group приобрела 50,9% акций в двух крупнейших логистических компаниях Вьетнама

Gemadept Logistics Holding и Gemadept Shipping Holding ($85 млн.)

 

Накопленные ПИИ по отраслям в %

В рамках АСЕАН

 Политика максимальной либерализации внешней торговли приводит к снижению бюджетных поступлений от таможенных пошлин и платежей, что вынуждает правительство искать новые возможности пополнения доходов, в т.ч. путем повышения налогов. Активное привлечение иностранных займов в целях развития электроэнергетической и транспортной инфраструктуры увеличивает долговую нагрузку на бюджет

 Вьетнам реализует 1317 инвестиционных проектов в 70 странах мира с зарегистрированным капиталом в $21,7 млрд. Главным регионом инвестиционного интереса Вьетнама являются страны АТР. Значительный объем капвложений приходятся на экономику Лаоса и Камбоджи. В Лаосе осуществляется 274 проекта с капиталом $5,34 млрд., в Камбодже – 200 проектов ($3,4 млрд.)

 На первом месте по объему инвестиций из Вьетнама в течение года находятся Маршалловы острова ($56,9 млн.). На втором – США ($56,6 млн. долл. США), на третьем – Камбоджа (51,6 млн. долл. США). По числу новых проектов лидирует Мьянма (20 новых зарегистрированных проектов на сумму 9,5 млн. долл. США).

 

 Сдерживающим фактором для иностранных компаний при принятии решения о выходе на рынок страны является коррупция. В международном рейтинге восприятия коррупции в 2017 г. Вьетнам занял 107 место из 180 стран (35 баллов из 100).

 По данным исследований «Transparency International» за 2017 г., проведенных в 18 провинциях Вьетнама, 72% респондентов считают, что государственный сектор испытывает серьезные и очень серьезные проблемы с коррупцией (в 2013 г. этот показатель был равен 61%), 58% ответили, что за последний год коррупция выросла (53% в 2013 г.). 65% респондентов заявили, что при получении госуслуг им пришлось заплатить взятку – это наивысший показатель среди стран АСЕАН и второй в Азиатско-Тихоокеанском регионе после Индии.

 Наиболее проблемные сферы во взаимодействии с государственными органами для иностранных предприятий – налогообложение, социальное страхование и таможенная очистка товаров.

 

 Приоритетом остается интеграция в рамках Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). В 2015 г. завершился процесс создания Экономического сообщества АСЕАН (АЭС). Основной особенностью формирования Экономического сообщества АСЕАН является внутриблоковый характер мер по либерализации торговли внутри АСЕАН. На пространстве АЭС устанавливается свободный таможенно-тарифный режим торговли только между странами- участницами. Для внешних торговых партнеров отсутствует режим единых тарифных линий блока. Каждая из стран Ассоциации самостоятельно регулирует уровень таможенно-тарифных обязательств с внешними участниками ВЭД.

 Внутренний график «обнуления» тарифов различается для двух групп стран: АСЕАН- 6 и АСЕАН-4 (Вьетнам, Лаос. Камбоджа, Бирма). Для первой группы стран, как наиболее развитых и интегрированных в Ассоциацию, таможенные тарифы отменяются с 1 января 2016 г. Для второй группы – в течение 5-8 лет. Так, пошлины на автотранспортные средства для АСЕАН-4 отменяются с 1 января 2018 г. (в формате АСЕАН-6 пошлины на автомобили отменены с 2010 г.).

 

 Создание с 1 января 2016 г. Экономического сообщества АСЕАН предполагает углубление интеграционных процессов по 5 направлениям: создание единого рынка с единой производственной базой, повышение конкурентного потенциала, сокращение разрыва в экономическом развитии между странами АСЕАН, увеличение объемов внутри регионального

экономического сотрудничества, укрепление деятельности рабочих групп внутри Ассоциации. В 2015 г. была принята программа, в которой зафиксирована стратегия и меры по достижению поставленных целей (AEC Blueprint 2025). В качестве основополагающих документов подписаны Соглашение АСЕАН по торговле товарами (ATIGA, ASEAN Trade in Goods Agreement), Рамочное соглашение АСЕАН по услугам (AFAS, ASEAN Framework Agreement in Services), Всеобъемлющее соглашение АСЕАН по инвестициям (ACIA, ASEAN Comprehensive Investment Agreement).

 

ПИИ

 Несмотря на относительно высокую степень привлекательности Вьетнама для иностранных инвестиций, СРВ все сложнее конкурировать с другими быстро развивающимися странами с силу роста уровня зарплат на местном рынке труда.

 Наряду с трудностями привлечения инвестиций, перед Вьетнамом стоит задача найти оптимальный баланс для уровня участия в экономике предприятий с иностранным и национальным капиталом. На протяжении почти 20 лет доля компаний с FDI в общем экспорте страны стабильно увеличивается, в 2017 г. составив порядка 71% (+11% по сравнению с 2016 г.). Подобная ситуация создает сильную зависимость Вьетнама от поступления иностранных инвестиций, а также приводит к постепенному вытеснению с рынка национальных малых и средних предприятий, которые неспособны конкурировать с крупными иностранными компаниями, превосходящими их по своим возможностям производства и сбыта продукции.

 

Индекс промышленного производства – показатель динамики объёма промышленного производства, его подъёма или спада, определяется в виде отношения текущего объёма производства в денежном выражении к объёму промышленного производства в предыдущем или другом базисном году.

 В перерабатывающей промышленности наибольший рост в 2017 г. показали: производство электроники (+32,7%), металлургия (+17,6%); производство продукции из каучука и пластика (+14,4%), текстиль, бумажная промышленность (+10,2%)

 Низкие и отрицательные темпы роста: фармацевтика (+3,3%), производство моторных транспортных средств (-0,2%), добыча каменного и бурого угля (-0,5%), производство сигарет(+2%), добыча нефти и природного газа (-9,3%)

 

 Сельское хозяйство остается важной сферой экономической жизни. В нем занято 40% трудоспособных ресурсов, 65% населения проживает в сельской местности

 При этом отсутствуют значимые изменения в пользу новых перерабатывающих производств и внедрения современных сельскохозяйственных технологий. Доля прямых иностранных инвестиций в

аграрный сектор - менее 3% от общего объема FDI

 В структуре розничной торговли наибольший покупательский спрос отмечен на автомобили (14%), товары бытовой электроники (8,5%), продукты питания (11,1%), швейную продукцию (9,6%). В стране работают свыше 1000 супермаркетов и 140 многофункциональных торговых центров, порядка 130 специализированных торговых центров. До 90% товаров широкого потребления произведено предприятиями с местным капиталом.

 В 2017 г. иностранные ритейлеры продолжили активно проникать на вьетнамский рынок. Среди них крупнейшая в Южной Корее корпорация розничных сетей Lotte, японская Aeon, тайские Berli Jucker, Robinsons. В 2017 г. состоялось открытие магазинов сети 7-Eleven. Японская компания АСА Investment (дочерняя компания Sumitomo) купила 20% вьетнамкой сети супермакетов Bibo Mart.

 

 Основной удельный вес в промышленном производстве во Вьетнаме приходится на перерабатывающую промышленность, куда входят 24 отрасли легкой, пищевой, текстильной, машиностроительной, металлургической, химической промышленности.

 Добавленная стоимость, созданная в промышленности, по-прежнему остается низкой, как и степень локализации производства. Вспомогательные отрасли неразвиты, что приводит к сильной зависимости промышленности от импортного сырья, особенно в легкой промышленности, автосборке, производстве телевизоров, компьютерной техники.

 В стране действует программа «О стратегии развития промышленности Вьетнама до 2025 г. и на период до 2035 г.». В документе зафиксированы приоритетные сферы развития промышленного производства – из отраслей перерабатывающей промышленности выделены химическая промышленность, переработка продукции сельского, лесного и рыбного хозяйства, текстильное производство и обувная промышленность. Отдельно обозначены производство электронной техники, сектор телекоммуникаций, а также сектор новых и возобновляемых источников энергии.

 

ОАЭС

 В конце 2017 г. в Нац собрание был представлен Проект закона о создании и развитии особых административно-экономических зон (ОАЭЗ). По мнению экспертного сообщества, принятие закона окажет существенное влияние на увеличение потока FDI

 Закон будет регулировать вопросы административного управления и правового регулирования в налоговой, финансовой, валютной, таможенной сферах, в системе землепользования и инфраструктурного обеспечения, в области трудовых ресурсов и оплаты труда в рамках 3-х ОАЭЗ: в уезде Вандон (пров. Куангнинь), в районе Бакванфонг (пров. Кханьхоа) и на о. Фукуок (пров.

Кьензанг).

 Проект закона предусматривает освобождение персонала, получающего в указанных ОАЭЗ налогооблагаемый доход, от уплаты подоходного налога в течение пяти лет (для руководящего, научного и высококвалифицированного состава – десяти лет) в период до 2030 г. и 50% снижение НДФЛ в последующие годы.

 В части налоговых послаблений для особых экономических зон, с учетом определенных ограничений, туристы и граждане Вьетнама, имеющие иностранные паспорта, смогут приобретать товары, не облагаемые налогами в специальных безналоговых секторах.

 

 Оборудование, механизмы, запасные части и принадлежности освобождаются от ввозных пошлин, если они предназначены для создания основных средств предприятий-резидентов

 В зависимости от конкретного инвестиционного проекта предусматривается введение преференциального режима по уплате налога на прибыль предприятий:

♣ специальная налоговая ставка до 10% на 30-летний период реализации проекта;

♣ освобождение от налогов до 4 лет;

♣ уплата 50% налогов в течение 9 лет с момента получения налогооблагаемого дохода.

 Также регламентирован преференциальный иммиграционный режим: иностранные граждане и граждане Вьетнама, имеющие иностранные паспорта, въезжающие в ОАЭЗ воздушным или морским путем, освобождаются от получения въездной визы на срок до 60 дней.

 Производственные предприятия, располагающиеся в трех указанных зонах, будут иметь право аренды земельных угодий на срок до 70 лет. Инвесторы могут обратиться к руководству ОАЭЗ с просьбой продлить срок аренды земли до 99 лет.

Кредитно-денежная политика

 Доходы бюджета в 2018 г. составили $48,71 млрд. (91,1% от планового показателя), на 73% были

сформированы за счет налоговых поступлений, общий размер которых составил $38,4 млрд.

 В 2018 г. расходы бюджета составили $53,8 млрд. Постоянные расходы (заплаты бюджетников, расходы на оборону и безопасность, науку и образование и пр.) составили $38,1 млрд. Ассигнования на инвестиции и развитие – $11,8 млрд.

 В структуре получателей кредитов в отстающих находится сельское хозяйство – 10%, на долю промышленного производства и строительства приходится до 32% кредитов; торговля, транспорт, связь – 24%, сфера услуг – 34% с постоянным трендом роста. Сохраняется дисбаланс среди

получателей кредитов – 25% кредитов выделяется малым и средним предприятиям, оставшиеся 75% – крупным корпорациям и частным инвесторам.

 В стране ведут операционную деятельность 43 банка с общим собственным капиталом в $26 млрд. (в т.ч. 8 банков со 100% иностранным капиталом)

 15 вьетнамских банков вошли список 500 ведущих банков АТР. Среди них наилучшие позиции заняли BIDV (157 место), Vietinbank (163 место) и Vietcombank (188 место).

 

 В центре внимания регулятора оставалась проблема «плохих» долгов, размер которых в течение 2018 г. был подвержен колебаниям и росту. К концу 2017 г. размер «плохих» долгов составил 2,34% общего объема кредитных обязательств.

 Госбанк активно задействует операции на открытом рынке в качестве основного инструмента при проведении денежно-кредитной политики. Главная цель – контроль над краткосрочными процентными ставками и размером денежной массы. Через открытый рынок путем купли-продажи гособлигаций, казначейских ценных бумаг, валюты Госбанк добился необходимых показателей по инфляции.

 Эмиссия правительственных облигаций и ц.бумаг с правительственной гарантией составила $11,1 млрд.

 По информации Минфина по состоянию на конец декабря 2017 г гос. долг составлял 61,3% от ВВП

 В 2018 г расходы на обслуживание госдолга составили: процентные выплаты – $4,5 млрд., выплаты по основной сумме долга – $7,1 млрд.

 При планировании структуры гос. кредитов основным ориентиром для Минфина является формирование тренда на сокращение внешних заимствований и снижению размера общих кредитов к 2020г. до 50% ВВП.

 По состоянию на 2018 г Вьетнам являлся одним из самых крупных «должников» среди стран региона.

 

 Во Вьетнаме продолжалается тенденция к росту инвестиций в экономику, укрепившаяся в 2015–16 гг. VN-Index продолжил ставить рекорды и увеличился по сравнению с предыдущим периодом на 45%, достигнув в среднем отметки в 800 пунктов (в отдельные дни доходя до 950 - 970 пунктов). Средняя сумма сделок за торговую сессию достигла 4 981 млрд. донгов, что на 63% выше, чем в среднем за 2016 г.

 Капитализация рынка выросла на 73%, дойдя к концу года до максимальной за последние 10 лет отметки в 3 360 трлн. донгов ($148 млрд. – 74,6% ВВП страны)

 Многие специалисты отмечают, что такой рост вьетнамского фондового рынка, безусловно, является одним из самых ярких моментов в развитии современной экономики Вьетнама

Развитие регионов

 Экономика Вьетнама развита довольно неравномерно: многие провинции являются дотационными; сохраняется заметный разрыв в степени социально-экономического развития регионов в зависимости от их географического положения и природно-ресурсного потенциала

 Как отмечают эксперты, имеется проблема излишней конкуренции и низкий уровень взаимодействия между регионами. В борьбе за средства из центрального бюджета каждая провинция старается пролоббировать строительство собственного аэропорта, морского порта или скоростной магистрали. В случае финансирования проектов целиком за счет средств центрального бюджета, власти провинции, как правило, не имеют стимулов для эффективного использования данных средств и не согласуют строительство и использование инфраструктурного объекта с соседними провинциями. Поскольку данная система приводит к неэффективному использованию государственных инвестиций, предполагается, что передача фискальных полномочий на субнациональные уровни снизит конкуренцию между регионами и повысит эффективность общественных услуг.

 

 К положительным аспектам современного регионального развития Вьетнама можно отнести практическую реализацию модели «стаи гусей», когда наиболее развитые провинции, аккумулирующие наибольшие объемы инвестиций, активно способствуют развитию соседних провинций. Из-за роста уровня жизни и цен развитые провинции вынуждены переносить трудоемкие сектора и сектора с низкой добавленной стоимостью в соседние провинции, создавая там рабочие места и повышая региональный уровень взаимодействия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.205.123 (0.045 с.)