Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

НТП и стратегия глобализации.

Поиск

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС (НТП) — поступательное и взаимосвязанное развитие науки и техники, характерное для крупного машинного производства. Под воздействием роста и усложнения общественных потребностей научно-технический прогресс ускоряется, что позволяет поставить все более могущественные природные силы и ресурсы на службу человеку, превратить производство в технологический процесс целенаправленного применения данных естественных и других наук.

Глобализация — процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики - геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Процесс глобализации есть следствие эволюции государственно оформленных рыночных систем.

Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция (и, как правило, концентрация) в масштабах всей планеты капитала, рабочей силы, производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для группы государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов

Взгляды на истоки глобализации являются дискуссионными. Историки рассматривают этот процесс как один из этапов развития капитализма. Экономисты ведут отсчёт от транснационализации финансовых рынков. Политологи делают упор на распространение демократических организаций. Культурологи связывают проявление глобализации с вестернизацией культуры, включая американскую экономическую экспансию. Имеются информационно-технологические подходы к объяснению процессов глобализации. Различается политическая и экономическая глобализация. В качестве субъекта глобализации выступает регионализация, дающая мощный кумулятивный эффект формирования мировых полюсов экономического и технологического развития.

Вместе с тем, происхождение самого слова «глобализация» указывает на то, что ведущую роль в данном процессе играет бурный рост международной торговли, происходящий на тех или иных исторических этапах. Впервые слово «глобализация» (в значении «интенсивная международная торговля») употреблял Карл Маркс, который в одном из писем Энгельсу конца 1850-х гг. писал: «Теперь мировой рынок существует на самом деле. С выходом Калифорнии и Японии на мировой рынок глобализация свершилась»[4]. На эту же ведущую роль международной торговли в процессах глобализации указывает и тот факт, что предыдущая глобализация, начавшаяся в эпоху Маркса, закончилась в 1930-е годы, после того как все развитые страны перешли к политике жёсткого протекционизма, что вызвало резкое свёртывание международной торговли.

43. Наука и образование ХХ I в. как основа выдвижения и реализации идеалов «общества знания».

Утверждается, что в обществе происходит (или уже произошел) «информационный взрыв» - «резкий количественный и качественный скачок в сфере информации и коммуникации, вызванный научно – техническим прогрессом». Информационный взрыв в свою очередь индуцирует «информационную революцию». В ходе ее осуществляется компьютеризация общества, превращение информации в решающий фактор его жизни, интеллектуализация всей человеческой деятельности, вытеснение труда физического умственным, производительного – непроизводительным, децентрализация производства, становление общества знания, изобилия и досуга. «Информационное общество» - это суммирующая реализация достижений и возможностей «информационной революции».

Фактически мы являемся свидетелями все более тесной конвергенции трех различных сфер общественной деятельности, поскольку диффузия информационных технологий в другие области невозможна без соответствующего уровня профессиональной подготовки разработчиков и минимальной информационной грамотности пользователей. Кроме того, для создания новых приложений ИКТ(Информационно коммуникационные технологии)необходимы новые научные знания и механизмы превращения этих знаний в коммерческие продукты — товары и услуги. То есть мы возвращаемся к экономике знаний как важнейшему условию для развития ИКТ и информационного общества в целом.

Использование интерактивной доски на уроках, равно как и многих других аудиовизуальных средств, прекрасно соответствует методу восприятия информации, характерному для нового поколения школьников, выросших на компьютерах, мобильных телефонах и ТВ. Это связано с тем, что потребность в визуализации информации у них выше, чем у предыдущих поколений. Кроме того, использование информационных табло, а именно подготовленных с помощью компьютерной техники наглядных материалов может быть многократным. Потребность в разработке новых бумажных карт и таблиц отпадает, соответственно исчезает необходимость беспокоиться за их сохранность.

Основными работниками будущего автоматизированного производства будут разработчики, наладчики и операторы, и труд умственный начнет вытеснять труд физический. Обязательной станет взаимосогласованность всех отраслей и подразделений народного хозяйства, так что любое нововведение в одном звене производства потребует нововведений и корректировки взаимосогласования во всей сфере производства. Изменится и мера труда, ею станет рабочее время, а не выработка, которая будет зависеть уже не от усилий и квалификации работника, а от техники. Значительно сократится рабочее время и остро встанет проблема досуга, который станет основным времяпровождением человека. Потребуются специальные меры для обеспечения культурного досуга, значительную долю времени займут учеба и самообразование. Производительный труд станет трудом умственным, а минимальным уровнем образования сделается высшее образование



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.8.2 (0.007 с.)