Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конвенционалистская модель научного познания (А. Пуанкаре)

Поиск

Конвенционализм (лат. договор, соглашение) – философская концепция, согласно которой научные понятия и теоретические построения явл-ся в основе своей продуктами соглашения между учёными. Эти соглашения диктуются соображениями привычности, удобства, простоты и т. п.                                                                                             

Теоретические принципы были разработаны Пуанкаре. Последние годы научной деятельности П. пришлись на период революционных изменений естественных наук, что отразилось на его отношении к методологии научного познания и проблемам философии науки. П. полагал, что основные положения (принципы, законы) любой теории не могут быть ни моделями- отражениями объективной реальности, ни априорными синтетическими истинами (согласно Канту). По П., они могут быть только непротиворечивыми соглашениями. Произвольность же выбора некоей теории из множества возможных ограничена потребностью человеческого мышления в простоте имеющей быть выбранной теории и необходимостью успеха в её применении. Эта филос. доктрина, испытавшая на себе влияние Канта, позднее была названа конвенционализмом.  

Конвенционалистский подход П. отчётливо проявился в фундаментальных исследованиях по неевклидовым геометриям и их приложениям в физических науках. Признавая происхождение геометрии из опыта, П. тем не менее категорически отрицал её определение через науку экспериментальную. По его утверждениям, геометрия реального пространства в принципе не допускает экспериментальной проверки.  

Аргументирует он это тем, что ни в одном опыте нельзя проверить чистую геометрию как таковую. Проверке подлежит только совокупность «геометрия + физика» в целом. Допустим, наблюдения показали, что распространяющийся в пространстве луч света искривляется. Объяснить этот факт можно различным образом: либо предполагая пространство неевклидовым, либо предполагая, что в неевклидовом пространстве какая-то сила искривляет световой луч. Один и тот же экспериментальный результат совмещается с совершенно различными геометриями, можно выбирать любую из них. Но физич. законы для этих геометрич. пространств будут различными. Ценой изменения, подгонки физики можно подобрать любую геометрию пространства для одного и того же наблюдаемого факта. 

Геометрия и физика дополняют друг друга – таков основной вывод Пуанкаре. Поэтому он приходит к заключению, что «никакая геометрия не может быть более истинна, чем другая; она может быть лишь более удобной». Вопрос о выборе геометрического описания реального мира свёлся для Пуанкаре исключительно к соглашению. Но поскольку евклидова геометрия обладает наибольшей простотой и удобством, то физики, по его мнению, всегда будут сохранять свою приверженность к ней. «Геометрия есть некоторое условное соглашение, - пишет он, - своего рода компромисс между нашей любовью к простоте и нашим желанием не слишком далеко удаляться от того, что нам сообщают наши инструменты».

 Элементы К. содержат позитивизм, прагматизм, операционализм. 

 Гносеологическим основанием К. является реальная возможность использовать различные теоретические средства для исследования того или иного явления и его теоретической реконструкции. Так, можно до известной степени произвольно выбирать единицы измерения физич. величин, представлять процесс с помощью системы дифференциальных уравнений или графика, использовать для моделирования явления аналоговую машину или ЭВМ и т. п. Отсюда возникает опасность представить теоретическое мышление как нечто субъективное и объяснить использование учёными определённых систем понятий или определённых математических конструкций только необходимостью достигнуть взаимопонимания. Однако подобная т. зр. опровергается как историко-научными исследованиями, так и гносеологич. анализом. Первые демонстрируют историческую обусловленность возникновения используемых в науке теоретических средств, второй доказывает, что эти средства – форма отражения объективного мира и поэтому не могут быть просто продуктом соглашения.

    

Пуанкаре Жюль Анри (1854-1912) – французский мыслитель, математик и астроном

30. Психофизическая концепция науки (Э.Мах «Механика. Историко-критический очерк её развития)

Толчком в размышлениях в области психофизики для Маха стали труды Фехнера. В книге "Анализ ощущений и отношение физического к психическому" Мах, объясняя природу ощущения, показывает, что ощущения есть глобальный факт, форма приспособления живого организма к среде. Ощущения - это общие элементы всех возможных физических и психических переживаний, вся разница между которыми заключается в различной зависимости их друг от друга. По Маху, ощущения однородны, но различным образом связаны между собой, образуя то более слабую, то более сильную связь. Более устойчивые запечатлеваются в памяти и получают выражение в нашей речи. Цвет, тон, различные степени давления, функционально, пространственно, временно связаны между собой и получают различные названия. Комплекс воспоминаний, настроений и чувств, относящийся к особому живому телу, обозначается словом "Я". Пределы нашего "Я" могут быть настолько расширены, что они включают в себя весь мир. Противоположность между "Я" и миром исчезает, все дело сводится к связи элементов.Всему, установленному физиологическим анализом ощущений, по мнению Маха, соответствуют отдаленные явления физического. Задача науки - признавать эту связь и ориентироваться в ней. Чувственный мир принадлежит одновременно как к области физической, так и к области психической. Граница между физическим и психическим проводится единственно в целях практичности и лишь условно. И именно комплексы элементов, ощущений, полагает Мах, образуют тела.Следует заметить, что физическим он называет совокупность всего существующего непосредственно в пространстве для всех, а психическим - непосредственно данное только одному, а для всех других существующее лишь как результат умозаключения по аналогии. Причем от того, обращаем ли мы внимание на ту или иную форму зависимости, природа объекта не меняется. Например, цвет есть физический объект, если мы обращаем внимание на зависимость его от освещающего источника света (других цветов, теплоты и т.д.). Но если мы обращаем внимание на зависимость его от сетчатки, перед нами психологический объект - ощущение. Различно в этих двух случаях не содержание, а направление исследования.Таким образом, в чувственной сфере нашего сознания всякий объект одновременно является и физическим, и психическим. Само ощущение, как первоначальный элемент мира, есть одновременно процесс физический и психический. В этом суть их нейтральности.По его мнению, цель всякой науки в том, чтобы изобразить факты в идеях для устранения практической или интеллектуальной неудовлетворенности. Всякая практическая или интеллектуальная потребность удовлетворена, если наши идеи вполне воспроизводят факты чувственного мира. Это "воспроизведение" и есть задача и цель науки. Причем:а)исследовать законы связи между представлениями должна психология;б)открывать законы связи между ощущениями - физика; в) разъяснять законы связи между ощущениями и представлениями – психофизика



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.201.71 (0.009 с.)