Единство и многообразие типов знания. Понятие науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единство и многообразие типов знания. Понятие науки.



Знание лежит в основе многих областей человеческой деятельности и является специальным объектом исследования и анализа в теории познания и многих науках. В европейской культуре это понятие ведёт своё начало из древнегреческой философии, существует тысячелетия и вместе с тем до сих пор не имеет однозначного, точного (единственного) определения, продолжает оставаться предметом обсуждения и дискуссий.

Ситуация такова, что мы приходим к пониманию, что невозможно дать понятию «знание» единственное определение, так как оно принципиально многозначно и многогранно, а эту неопределенность можно снять, только включив его в конкретный контекст, определив аспект, грань рассмотрения, что мы и возьмём за основу рассмотре-ния данного понятия.

Наиболее распространёнными смыслами понятия «знания» являются по меньшей мере три смысла:

· во-первых, - это способности, умения, навыки, т. е. осведомлённость о том, как что-либо сделать;

  • во-вторых, – это любая адекватная информация;
  • в-третьих, – это особая познавательная единица, гносеологическая форма отношения человека к действительности. Эта форма существует во взаимосвязи с практическим отношением человека к действительности. В приведённых выше определениях раскрываются разные грани природы знания.

Возможно выделение других форм и видов знания в зависимости от разных оснований. И. Т. Касавин (отечественный специалист по теории познания, методологии и философии науки) предлагает типологию на основе различий в способе производства, существования и передачи, а также функционирования знания. Данная типология предполагает три большие группы знания:

  1. практическое знание, которое создаётся и функционирует в различных видах практики – производственной, социальной, политической, педагогической и др. Это знание чаще всего носит рецептурный характер и отвечает на вопрос «как сделать?» Например: как воспитать ребёнка? как выпечь хлеб? как вырастить урожай каких-либо культур? как сварить сталь? и т. п. Во всех перечисленных видах практик требуется именно практическое знание, т. е. знание как делать – соответствующие навыки, умения, секреты, рецепты и тому подобные знания. Практическое знание формируется в опыте различных практик и передаётся, транслируется через непосредственное общение с наставником, учителем, с ближайшим окружением;
  2. духовно-практическое знание – это знание, которое формируется и функционирует в духовных практиках и регулирует отношения людей между собой. Этот вид знания существует в форме нравственных норм, обычаев, в форме представлений людей о добре и зле, о мужестве, совести, доблести и тому подобных представлений. Выражено такое знание может быть в виде манифестов, кодексов, например кодекса чести рыцаря в средневековье; в клятвах, например в клятве Гиппократа у медиков, и т. п.;
  3. теоретическое знание – знание, которое вырастает из деятельности, обозначаемой как исследование, подчиняющееся особым методам. Цель исследования – это производство знания на основе творческого, критического освоения всего массива наличного знания. Реальность воссоздаётся теоретиком в форме возможного мира, подлинность котрого не всегда нуждается в доказательстве. Форма выражения теоретического знания дискурсивно-понятийная. Это – понятия, концепции, теоретические модели, теории, аксиомы, учения и т. п.

Наука — сфера человеческой деятельности, направленна на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематизация, критический анализ и, на этой базе, синтез новых научных знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие, — прогнозировать.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.13.201 (0.004 с.)