Р А Б о ч А я п Р о г Р А М М А. Учебной дисциплины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Р А Б о ч А я п Р о г Р А М М А. Учебной дисциплины



Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономическая социология

Economic Sociology

 

Язык(и) обучения

 

русский

 

 

Трудоемкость в зачетных единицах: 4

 

Регистрационный номер рабочей программы: 011325

 

 

 

Санкт-Петербург

2020


 

Раздел 1.   Характеристики учебных занятий

 

Цели и задачи учебных занятий

 Цель курса - представить вниманию магистрантов теоретико-методологические основы изучения экономик и общества, основные современные концепции экономической социологии

Задачами курса являются:
- представить вниманию студентов теоретико-методологические основы изучения социально-экономических проблем развития современного общества;
- дать общую характеристику современных направлений исследований в области экономической социологии;
- раскрыть современные социологические подходы к изучению экономической системы;
- представить анализ основных современных теоретических дискуссий, познакомить с методологией и тематикой эмпирических исследований в экономической социологии;
- рассмотреть основные социальные характеристики современных экономических систем.

 

 

Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)

 Данный курс является компонентом совокупности учебных мероприятий (программ, практик, семинаров), самостоятельной и научно-исследовательской работы обучающихся по всем магистерским профилизациям направления – «социология». Магистрант, обучающийся по данной дисциплине, должен иметь знания, умения, навыки и компетенции, соответствующие уровню бакалавра по социо-гуманитарным направлениям подготовки: истории, социологии, политологии, культурологии, философии, социальной работе, экономике, иностранному языку, а также иметь или получать одновременно с изучением дисциплины «экономическая социология» знания, умения, навыки по дисциплинам: «история социологии: классические основания современной социологии», «исторический метод в экономической социологии», «методология и методы социологических исследований», существенно дополняющих теоретико-методологические и инструментально-прикладные параметры, заявленных в данной программе компетенций.

 

 

Перечень и объём активных и интерактивных форм учебных занятий

 В ходе семинарских занятий по дисциплине реализуются такие интерактивные формы работы с магистрантами, как:
- групповые дискуссии на семинарах
Эти формы работы занимают не менее 11% времени аудиторных занятий – то есть, ряд ниже перечисленных семинарских занятий проходят в интерактивных формах. На каждом интерактивном семинаре предполагается дискуссии по предложенным в программе курса темам, обсуждение докладов магистрантов.


В рамках курса предусмотрена групповая дискуссия по восьми темам:
1. Современные дискуссии о предмете и методе экономической социологии (2 часа, Тема 1)
2. Экономика, общество и проблемы развития (2 часа, Тема 2)
3. Устойчивый экономический рост, модернизация и зависимость в системе современных обществ (2 часа, Тема 3)
4. Глобальные экономические проблемы и противоречия: социологический анализ (2 часа, Тема 4)
5. Социальная теория производства и воспроизводства (2 часа, Тема 5)
6. Исследования проблем распределения и потребления в экономической социологии (2 часа, Тема 6)
7. Современные социологические исследования обмена и денег (2 часа, Тема 7)
8. Рыночная экономика и предпринимательство: социологический подход к исследованию (3 часа, Тема 8)

 

Раздел 2.   Организация, структура и содержание учебных занятий

Организация учебных занятий

 

 

2.1.1 Основной курс

Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины,

 практики и т.п.

Контактная работа обучающихся с преподавателем

Самостоятельная работа

Объём активных и интерактивных 

форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции семинары консультации практические занятия лабораторные работы контрольные работы коллоквиумы текущий контроль промежуточная аттестация итоговая аттестация под руководством преподавателя в присутствии преподавателя сам. раб. с использованием методических материалов текущий контроль (сам.раб.) промежуточная аттестация (сам.раб.) итоговая аттестация (сам.раб.)

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Форма обучения: очная

Семестр 1 42 46 2           2       34   18   17 4
  2-100 10-25 2-100           2-100       1-1   1-1      
ИТОГО 42 46 2           2       34   18     4

 

Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Формы текущего контроля успеваемости

Виды промежуточной аттестации

Виды итоговой аттестации

(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)

Формы

Сроки

Виды

Сроки

Виды Сроки

ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Форма обучения: очная

Семестр 1

 

 

экзамен, устно, традиционная форма

по графику промежуточной аттестации

   

 

 

2.2. Структура и содержание учебных занятий

 

П/п

Наименование темы (раздела, части) Вид учебных занятий

Количество часов

Раздел 1. Введение в современную экономическую социологию. Проблемы социально-экономического развития современного общества

1

Тема 1. Современная проблематика экономической социологии

лекции

5

практические занятия

2

по методическим материалам

1

2

Тема 2. Экономика как социальная система. Социологические исследования экономического развития

лекции

5

практические занятия

6

по методическим материалам

1

3

Тема 3. Основные направления исследований проблем развития современного общества в экономической социологии

лекции

5

практические занятия

6

по методическим материалам

1

4

Тема 4. Социально-экономические проблемы и противоречия экономической глобализации

лекции

5

практические занятия

6

по методическим материалам

2

Раздел 2. Современные концепции и направления исследований в экономической социологии

5

Тема 5. Социологические исследования производства и трудовой деятельности

лекции

5

практические занятия

6

по методическим материалам

2

6

Тема 6. Социологический анализ процессов распределения и потребления

лекции

6

практические занятия

5

по методическим материалам

1

7

Тема 7. Обмен и деньги как объекты экономико-социологического анализа

лекции

6

практические занятия

5

по методическим материалам

1

8

Тема 8. Социологические исследования рыночных отношений и предпринимательства

лекции

5

практические занятия (тестирование - текущий контроль)

6

по методическим материалам

23

   
 

Раздел 1. Введение в современную экономическую социологию. Проблемы социально-экономического развития современного общества

             

 

1.

Методическое обеспечение

3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины

 Успешное освоение дисциплины возможно благодаря посещению лекций, подготовке к семинарским занятиям и активной работе на них, самостоятельной работе с использованием методических материалов. Учебно-методические материалы размещаются в системе BlackBoard.

 

3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы

 Самостоятельная работа магистрантов в рамках данной дисциплины является важным компонентом обучения, приобретения культурных, личностных и профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированным учебным планом и рабочей программой учебной дисциплины.
Настоящей программой предусмотрены виды деятельности магистранта, которые направляются и корректируются преподавателем, а также виды учебной деятельности, которые осуществляются студентом самостоятельно в рамках плана изучения данной учебной дисциплины.
 К первой группе видов и форм деятельности с участием преподавателя относятся:
– написание рефератов (курсовых работ), докладов, отчетов о научной деятельности, (план, общие контуры содержания которых обсуждаются с преподавателем);
- подготовка выступлений на семинарах, составление плана выступления и методические приемы фокусировки внимания на определенных аспектах излагаемого материала, темы, проблемы;
- оформление презентации, обсуждение и отработка методов публичного представления результатов самостоятельной творческой деятельности магистранта;
- подготовка выступления, презентации, научного проекта в составе рабочей группы магистрантов;
- организация и проведение публичной дискуссии в рамках учебной группы по избранной теме, проблеме.

Перечень примерных тем рефератов (докладов, курсовых работ):
1.    Дискуссии о предмете и методе экономической социологии.
2.    Экономическая социология в системе наук об обществе.
3.    Экономическая социология и экономическая наука.
4.    Основные направления современной экономической социологии в России и за рубежом.
5.    Экономическая социология как проблемно-ориентированное направление социологии.
6.    Современная формальная экономика и ее роль в функционировании и развитии социальной системы.
7.    Неформальная экономика и домашнее хозяйство.
8.    Структура неформальной экономики и домашнего хозяйства.
9.    Сетевой подход в изучении неформальной экономики и домашнего хозяйства.
10.  Основные подходы к изучению роли экономики в социальном развитии.
11.  Экономическое развитие и социальная трансформация.
12.  Основные категории и понятия в исследовании социально-экономического развития.
13.  Глобальные и локальные социально-экономические проблемы.
14.  Анализ социальных аспектов экономического роста и развития в социологии и экономической науке.
15.  Неоклассический и неоинституциональный подходы к анализу экономического развития.
16.  Современные направления экономической социологии социальных изменений.
17.  Проблемы трансформации хозяйства и общества в свете теорий модернизации и неомодернизации.
18.  Модель зависимого развития и периферийного капитализма в экономико-социологических исследованиях.
19.  Миросистемный подход в исследованиях проблем экономического развития современных обществ.
20.  Современные теории экономической глобализации и теоретические дискуссии.
21.  Глобализация: социальные, экономические и политические противоречия.
22.  Глобальные экологические проблемы.
23.  Динамика индустрии в системе мирохозяйственных отношений и рост экологических издержек промышленной активности.
24.  Уровень и качество жизни как факторы устойчивого экономического развития в условиях глобализации.
25.  Современные подходы к анализу причин бедности на глобальном и локальном уровнях.
26.  Проблемы сохранения и воспроизводства национальных культур в контексте экономической глобализации.
27.  Индустрия культуры и глобальное общество потребления.
28.  Культурная экономика и современная экономическая этика.
29.  Возникновение и современное состояние индустриальной системы
30.  Особенности общественного разделения труда на современном этапе становления постиндустриальной экономической системы.
31.  Трансформация современной индустриальной системы и проблемы занятости.
32.  Изменения в организации труда и регулирование социально-трудовых отношений на современных предприятиях.
33.  Инвестиции в развитие человеческого капитала современных предприятий.
34.  Исследование инвестиций в социальную сферу и динамика воспроизводства трудовых ресурсов современных обществ.
35.  Современные социально-статистические показатели и сравнительные характеристики развития индустриальных обществ.
36.  Основные категории распределения: заработная плата, прибыль, собственность.
37.  Современные социологические подходы к изучению собственности и социальной стратификации.
38.  Роль государства в регулировании процессов распределения.
39.  Налоговая система и социальные фонды.
40.  Социологический и экономический подходы к изучению потребления.
41.  Структура потребления в различных экономических системах.
42.  Социологические исследования обмена и денег.
43.  Социально-антропологические исследования обмена и денег.
44.  Ценность и стоимость в обмене.
45.  Социальное определение ценности.
46.  Социальные аспекты функционирования и развития финансовой системы в современном обществе.
47.  Социология банковской и биржевой деятельности.
48.  Социальные функции государства в рыночной экономике.
49.  Дискуссии по поводу категории «рыночная экономика»: научные и идеологические аспекты.
50.  Рынок и транснациональные компании: социальные аспекты.
51.  Границы рынка глобальных компаний.
52.  Современные проблемы и перспективы государственного регулирования рыночной экономики.
53.  Регулирование рынка в различных моделях экономики.
54.  Современная социальная политика и рыночная экономика.
55.  Предпринимательство в постиндустриальном обществе.
56.  Социальные аспекты деятельности предпринимателей в различных секторах национальной и глобальной экономики.
Перечень примерных контрольных вопросов:
1.    Экономическая социология как проблемно-ориентированное направление социологии.
2.    Современная формальная экономика и ее роль в функционировании и развитии социальной системы.
3.    Неформальная экономика и домашнее хозяйство.
4.    Структура неформальной экономики и домашнего хозяйства.
5.    Сетевой подход в изучении неформальной экономики и домашнего хозяйства.
6.    Основные подходы к изучению роли экономики в социальном развитии.
7.    Экономическое развитие и социальная трансформация.
8.    Основные категории и понятия в исследовании социально-экономического развития.
9.    Глобальные и локальные социально-экономические проблемы.
10.  Анализ социальных аспектов экономического роста и развития в социологии и экономической науке.
11.  Неоклассический и неоинституциональный подходы к анализу экономического развития.
12.  Современные направления экономической социологии социальных изменений.
13.  Проблемы трансформации хозяйства и общества в свете теорий модернизации и неомодернизации.
14.  Модель зависимого развития и периферийного капитализма в экономико-социологических исследованиях.
15.  Современные подходы к анализу причин бедности на глобальном и локальном уровнях.
16.  Проблемы сохранения и воспроизводства национальных культур в контексте экономической глобализации.
17.  Индустрия культуры и глобальное общество потребления.
18.  Культурная экономика и современная экономическая этика.
19.  Возникновение и современное состояние индустриальной системы
20.  Особенности общественного разделения труда на современном этапе становления постиндустриальной экономической системы.
21.  Трансформация современной индустриальной системы и проблемы занятости.
22.  Изменения в организации труда и регулирование социально-трудовых отношений на современных предприятиях.
23.  Инвестиции в развитие человеческого капитала современных предприятий.
24.  Исследование инвестиций в социальную сферу и динамика воспроизводства трудовых ресурсов современных обществ.
25.  Современные социально-статистические показатели и сравнительные характеристики развития индустриальных обществ.
26.  Основные категории распределения: заработная плата, прибыль, собственность.
27.  Современные социологические подходы к изучению собственности и социальной стратификации.
28.  Роль государства в регулировании процессов распределения.
29.  Налоговая система и социальные фонды.
30.  Социологический и экономический подходы к изучению потребления.
31.  Структура потребления в различных экономических системах.
32.  Социологические исследования обмена и денег.
33.  Социально-антропологические исследования обмена и денег.
34.  Социальные функции государства в рыночной экономике.
35.  Дискуссии по поводу категории «рыночная экономика»: научные и идеологические аспекты.
36.  Рынок и транснациональные компании: социальные аспекты.
37.  Границы рынка глобальных компаний.
38.  Современные проблемы и перспективы государственного регулирования рыночной экономики.
39.  Современная социальная политика и рыночная экономика.
Предпринимательство в постиндустриальном обществе.

Российские Интернет-сайты:
- Электронный журнал «Экономическая социология» - http://www.ecsoc.msses.ru
- Центр экономической социологии - http://www.ecsoc.ru
- Ресурсный центр по социально-экономическим наукам - http://www.ecsocman.edu.ru
- Международный центр социально-экономических исследований Леонтьевский центр - http://www.leontief.ru
- Всероссийский Центр Уровня Жизни - http://www.vcug.ru
- Центр экологической политики России - http://www.ecopolicy.ru
Зарубежные Интернет-сайты:
- Электронный журнал «Economic Sociology: European Electronic Newsletter»: www.econsoc.mpifg.de
- Электронные ресурсы библиотеки СПбГУ - http://www.library.spbu.ru/help/ezpr.html

 

Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация проводится в конце семестра по завершении изучения дисциплины. Сроки промежуточной аттестации определяются графиком учебного процесса компетентностно-ориетированного учебного плана и утверждаются приказом Ректора или уполномоченного им лица. По дисциплине предусмотрен экзамен в 1 семестре. Показатель аттестации – оценка по шкале от «неудовлетвориельно» («2») до «отлично» («5»).

Промежуточная аттестация проводится с привлечением независимой комиссии.

 

Промежуточная аттестация осуществляется по результатам:

- текущего контроля успеваемости;

- устного опроса на экзамене.

и оценивается от 0 до 100 баллов, которые конвертируются в итоговый процент выполения от 0 до 100%:

от 0 до 49 баллов – «неудовлетворительно» («2»)

от 50 до 69 баллов – «удовлетворительно» («3»)

от 70 до 89 баллов – «хорошо» («4»)

от 90 до 100 баллов – «отлично» («5»)

Оценка отдельных результатов работы:

- посещаемость занятий – от 0 до 10 баллов (каждые 10% посещенных занятий оценивается в 1 балл)

- активность на семинарских занятиях, проявляющейся в форме участия в публичной дискуссии в рамках учебной группы, устных опросах, подготовки докладов (выступлений) и/или написания и презентации рефератов - от 0 до 20 баллов (участие в публичной дискуссии – 5 баллов, подготовка доклада – 10 баллов, написание и презентация реферата – 5 баллов)

- поиск и анализ публикаций, связанных с темами курса – от 0 до 10 баллов (нахождение до 5 публикаций – 5 баллов, до 7 – 7 баллов, более 7 – 10 баллов)

- тестирование (тестовое задание включает 10 вопросов, оценивается по 0,5 балла за правильный ответ на каждый вопрос) – от 0 до 5 баллов

- устный опрос на экзамене – от 0 до 55 баллов

Критерии оценивания ответа на вопросы при устном опросе на экзамене:

При оценке знаний учитывается:

1. Объем знаний по учебным вопросам – 10 баллов

2. Степень их систематизации и глубины – 10 баллов

3. Действенность знаний, умение их применять при проведении исследований, связанных с проблематикой курса лекций – 5 баллов

4. Понимание изученного, самостоятельность суждений, уверенность в изложении- 5 баллов

При оценке навыков и умений учитывается:

1. Содержание навыков и умений – 5 баллов

2. Их точность, прочность и гибкость – 5 баллов

3. Возможность их применять в педагогической деятельности – 5 баллов

4. Наличие ошибок, их количество, характер и влияние на работу – 5 баллов

5. Уверенность, самостоятельность, систематичность и последовательность ответов на вопросы – 5 баллов

 

Итоговый процент выполнения, % Оценка ECTS Оценка СПбГУ при проведении экзамена
90-100 A отлично
80-89 B хорошо
70-79 C хорошо
61-69 D удовлетворительно
50-60 E удовлетворительно
менее 50 F неудовлетворительно

 

3.1.4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства)

 

 

Примерные вопросы к экзамену:

1. Дискуссии о предмете и методе экономической социологии.

2. «Старая» и «молодая» школы экономической социологии

3. Современное отраслевое разделение экономико-социологических исследований (подробнее рассказать об одной из отраслей по выбору магистранта)

4. Исследования неформальной экономики и домашнего хозяйства в экономической социологии.

5. Основные категории и понятия в современных исследованиях социально-экономического развития.

6. Глобальные и локальные социально-экономические проблемы: общая классификация

7. Современные направления экономической социологии социальных изменений.

8. Классические и альтернативные модели социально-экономического развития.

9. Глобализация: социальные, экономические и политические противоречия.

10. Экология как фактор социально-экономического развития.

11. Проблемы сохранения и воспроизводства национальных культур в контексте экономической глобализации.

12. Современная проблематика исследований глобализации бедности.

13. Возникновение и современное состояние индустриальной системы

14. Трансформация современной индустриальной системы и проблемы занятости.

15. Социологическая теория фирмы

16. Производство, социальное развитие и социальная политика.

17. Характеристики распределения в экономической науке и социологии.

18. Современные социологические подходы к изучению собственности и социальной стратификации.

19. Роль государства в регулировании процессов распределения.

20. Потребление как социальная коммуникация. Социологический и экономический подходы к изучению потребления.

21. Обмен и деньги в экономической науке и социологии: классические и современные концепции

22. Социальные функции рынка. Рынок и проблемы конкуренции.

23. Проблемы социальной защиты в современной рыночной экономике.

Предпринимательство в постиндустриальном обществе. Социальные аспекты деятельности предпринимателей в различных секторах национальной и глобальной экономики

 

По дисциплине предусмотрена оценка остаточных знаний.

 

Анкета

Преподаватель глазами слушателей учебной дисциплины

Ф.И.О. преподавателя ________________________________

Группа

Качеств

№ П/П

Качества

Значения

всегда часто иногда никогда

Общепрофес-сиональные

1. Умеет вызвать и поддержать интерес предмету         2. Свободно и глубоко владеет материалом         3. Материал излагает ясно, логично, доступно         4. Задает вопросы, побуждает к самостоятельному осмыслению материала         5. Демонстрирует творческий интерес и увлеченность предметом         6. Следит за реакцией аудитории, умеет снять напряжение и усталость         7. Ориентирует на использование материала в других предметах и будущей деятельности           Всего:        

Личностно-психологичес-кие

8. Располагает к себе манерой поведения, культурой речи         9. Доброжелателен, заинтересован в успехах студентов         10. Уважителен и доступен в общении со студентами         11.   Проявляет высокую эрудицию и культуру         12.   Объективен в оценке знаний, поведения и поступков студентов         13. Требователен во взаимоотношениях со студентами          14. Выдержан, терпелив и тактичен             Всего:        

 

Кадровое обеспечение

Образование и (или) квалификация штатных преподавателей и иных лиц, допущенных к проведению учебных занятий

Лекции и семинарские занятия по дисциплине «Экономическая социология» в рамках обучения по направлению «Социология» (магистратура) могут проводиться преподавателем, имеющим степень кандидата или доктора социологических наук, а также степень PhD. В последнем случае преподаватель должен пройти установленную процедуру признания и установления эквивалентности диплома в РФ.


Информационное обеспечение

Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экономическая социология

Economic Sociology

 

Язык(и) обучения

 

русский

 

 

Трудоемкость в зачетных единицах: 4

 

Регистрационный номер рабочей программы: 011325

 

 

 

Санкт-Петербург

2020


 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.82.167 (0.099 с.)