Классическая нумерология. Учение Пифагора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классическая нумерология. Учение Пифагора



 

Рождение и судьба Пифагора (Pythagoras) Самосского были предсказаны жрицей храма

Аполлона в Дельфах Пифией. Она предрекла, что он превзойдет всех других в красоте и

мудрости и принесет много пользы людям на все времена. Имя Пифагор возникло неслу-

чайно, оно как будто повторяет имя жрицы. Правда, бытует еще одна версия, что Пифаго-

ром его звали за то, что он вещал истину так же непогрешимо, как жрица-прорицательница

Дельфийского оракула.

До нас дошло мало достоверных сведений о Пифагоре. Его оригинальных текстов, как

и письменных свидетельств Пифагора или его ранних последователей, вовсе не сохрани-

лось. Жизнь и труды великого ученого древности воспроизводились в основном по сочи-

нениям других античных авторов, большей частью пифагорейцев. Известно, что Пифагор

родился приблизительно в 570 году до нашей эры на острове Самос в Малой Азии. До 18

лет он жил на Самосе, затем поселился на острове Лесбос, где учился у философа Фере-

кида. Через два года Пифагор переехал в город Милет (Малая Азия), где изучал математику

и небесную механику под руководством Фалеса и Анаксимандра – известных ученых того

времени. Потом Пифагор оказался в Египте, где прожил более 20 лет, проникая в премудро-

сти и тайны жрецов этой страны. После вторжения в Египет войск персидского царя Кам-

биза Пифагор вместе с другими жрецами был уведен в плен и оказался в Вавилоне, где про-

вел 12 лет.

Позже Пифагор основал в Кротоне (греческой колонии на юге Италии) свою этико-

религиозную школу – Пифагорейское братство, где преподавались различные науки: ариф-

метика, геометрия и астрономия – и были сделаны важнейшие открытия. До Пифагора

существовало понятие «мудрец» – так называли себя ученые люди, и это понятие означало

человека, который знает. Скромный Пифагор впервые ввел в оборот термин «философ»,

6


 

 

Т. Шварц. «Тайное знание. Секреты нумерологии, хиромантии, астрологии, гаданий»

 

 

определяющий человека, который только пытается узнать, выяснить. Себя он считал и назы-

вал именно философом.

Центром всех идей великого ученого стала наука чисел. Пифагор пришел к выводу, что

в основе мироздания лежит число, то есть числовая схема.

Науку чисел Пифагор обосновал в книге «Hieros Logos» («Священное слово»), которая

дошла до нас через труды пифагорейцев. В этой науке, которая была известна служителям

древних египетских храмов, Пифагор пошел дальше своих предшественников. В каждом

числе он аккумулировал тот или иной принцип, тот или иной закон, ту или иную активную

силу Вселенной. Он говорил, что основа всего сущего содержится в четырех первых числах,

потому что, складывая или умножая их между собой, можно найти и все остальные числа.

Изучение космоса и постижение структуры мироздания были одними из важнейших

направлений трудов Пифагора. Он первым назвал Вселенную космосом, что означает строй,

здание, и развил учение о космосе как о закономерном, стройном целом, подчиненном зако-

нам гармонии и числа. По его теории число есть принцип звуковой гармонии, которая опре-

деляется математическими законами. Звуковая гармония – это частный случай всеобщей

гармонии, как бы ее музыкальное выражение.

От музыкально-числовой структуры космоса Пифагор пришел к созданию Гармонии

сфер (ее еще называют Музыкой сфер), символически выраженной в сумме первых четырех

чисел: 1 + 2 + 3 + 4 = 10, которая содержит основные музыкальные интервалы: октаву (2:

1), квинту (3: 2) и кварту (4: 3). Для Пифагора музыка была производной от божественной

науки математики, и ее гармонии контролировались математическими пропорциями.

Музыкальный ритм задается при помощи чисел. Основной тон может составлять 400

колебаний в секунду, октава как первый обертон – 800 колебаний в секунду, квинта – 1200,

кварта – 1600, большая терция – 2000 колебаний. Этот ряд обертонов определяется число-

вым соотношением. Пифагор показал, что известные в его время музыкальные интервалы

– октава, квинта и кварта – могут быть выражены соотношением между числами 1, 2, 3 и

4. Деление пополам струны (1/2) дает октаву, дальнейшее деление на три части (2/3) дает

квинту, деление на четыре (3/4) – кварту и т. д. В этом проявляется целостность струны,

которая содержит в себе все ноты, выражающиеся в долях от единицы. Высота звука зави-

сит от длины струны. Все оказалось просто, и это подтолкнуло пифагорейцев к дальнейшим

изысканиям, чтобы свести к числам все явления Вселенной и найти упорядочивающий их

математический принцип. Пифагор доказал, что Вселенная выражается цифрами от одного

до четырех, которые при добавлении к 10 становятся источником всего сущего. Цифры от

одного до четырех в сумме составляют 10 (1 + 2 + 3 + 4 = 10) – священное число, которое

представляет целостность и совершенство Вселенной, а небесные тела подчиняются анало-

гичным законам гармонии. Это была концепция Музыки сфер.

Интересно, что Пифагор признавал бессмертие души и ее постепенное очищение

посредством реинкарнации: после смерти тела душа переселяется в новое тело. Сегодня

идея реинкарнации обрела невероятную популярность. Душу, по мнению Пифагора, можно

очистить через исследование и познание музыкально-числовой структуры космоса, которая

выражена все в той же сумме первых четырех чисел.

Набор главных цифр Пифагор выразил через тетрактис – фигуру, которую пифаго-

рейцы особо почитали и перед которой преклонялись (рис. 1.1).

 

Рис. 1.1. Тетрактис Пифагора

 

 

7
 


 

 

Т. Шварц. «Тайное знание. Секреты нумерологии, хиромантии, астрологии, гаданий»

 

 

Тетрактис наглядно демонстрирует пифагорейскую формулу 1 + 2 + 3 + 4 = 10. Так

можно изобразить числа любыми одинаковыми знаками, например точками или крестиками.

Этот способ применяется и в современной нумерологии.

Пифагорейцы показали первичность арифметики по отношению к астрономии, потому

что последняя опирается на музыку и геометрию. Размер, форма и движение небесных тел

определяются с помощью геометрии, а их гармония и ритм – посредством музыки. Если

убрать астрономию, не пострадает ни геометрия, ни музыка, но если устранить геометрию и

музыку, астрономия станет беспомощна. Арифметика фундаментальна и первична по отно-

шению ко всему. Эту науку досконально изучали в пифагорейской школе.

Пифагорейцы утверждали, что математика воспроизводит точный метод, с помощью

которого Бог построил и утвердил Вселенную. Следовательно, числа предшествуют гармо-

нии, так как их неизменные законы управляют всеми гармоническими пропорциями. Гармо-

нию, однако, можно выразить через числа. Центром философского учения Пифагора стало

понятие гармонии, он развил идею закономерности, но об этом немного позже.

Пифагорейцы также обращали внимание на наличие во Вселенной пар противополож-

ностей, которые не существуют одна без другой, и считали, что они являются важным фак-

тором ее устройства. Всего насчитывалось пять основных пар противоположностей: четное

– нечетное, один – много, правое – левое, мужское – женское, добро – зло. «Один», «правое»,

«мужское» и «добро» ассоциировалось с нечетными числами; «много», «левое», «женское»

и «зло» – с четными.

При изучении простых чисел становится ясно, что все нечетные обладают более энер-

гичными и яркими свойствами. По сравнению с экспрессией и целеустремленностью Еди-

ницы, блеском и удачливостью Тройки, постоянной подвижностью и многогранностью

Пятерки, интеллектом и мудростью Семерки, а также гармоничностью и совершенством

Девятки четные числа выглядят безлико и неинтересно, им не хватает активных красок.

Нечетные числа определены пифагорейцами как мужские. Позднее Плутарх деликатно

добавил, что нечетные числа обладают «производящей серединой», а в четных числах есть

«воспринимающее отверстие».

Мужские свойства нечетных чисел вытекают из того, что они заметно «сильнее» и

«активнее» четных. При делении пополам четное число разделится поровну без остатка,

и посередине образуется пустота. Нечетное число разбить таким же образом невозможно,

потому что посередине всегда остается единица, или точка – ее геометрический символ.

Особенно важным аргументом в пользу силы мужских чисел служит тот факт, что если

сложить вместе четное и нечетное числа, то всегда победит «нечетная сила» – результат

всегда получается нечетным.

Именно поэтому нечетным числам свойственны мужские свойства – активные, власт-

ные и созидательные, а четным числам присущи женские качества – мягкие, пассивные и

воспринимающие.

Теперь становится понятно, откуда пошло поверье, что, например, встретить ранним

утром женщину – не к добру. Оказывается, еще с древних времен мужчины ассоциируются

с силой и добром, а женщины – со слабостью и злом. Пифагор был убежден, что женские

четные числа отражают и приносят зло, потому что их можно расщепить в ничто, в пустое

пространство.

Нечетные, или мужские, числа были объявлены священными, потому что при разде-

лении на равные части они всегда оставляют Единицу, выражая таким образом свое верхо-

венство и изначальное преимущество.

 

8


 

 

Т. Шварц. «Тайное знание. Секреты нумерологии, хиромантии, астрологии, гаданий»

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.019 с.)