Прямой метод стандартизации показателей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прямой метод стандартизации показателей.



Стандартизация показателей – метод расчета условных (стандартизованных) показателей, заменяющих общие интенсивные (или средние) величины в тех случаях, когда их сравнение затруднено из-за несопоставимости состава групп.

Рассчитанные при помощи метода стандартизации показатели условны, потому что они, устраняя влияние того или иного фактора на истинные показатели, указывают, какими бы эти показатели были, если бы влияние данного фактора отсутствовало.

Если показатели по отдельным группам почти одинаковы, то при различном составе изучаемых совокупностей по этим группам стандартизацию проводить не нужно. Если показатели по группам разные, а состав одинаков, то стандартизация также не имеет смысла.

6.2. Контрольные задания по теме: прямой метод стандартизации показателей

ЗАДАЧА № 1

Смертность населения городов А и В

Возраст

В годах

Город А

ГородВ

Число жителей Из них умерло Число жителей Из них умерло
  0 –14 15 – 49 50 и старше     3000 5000 2000     30 10 60     1000 5000 4000     10 10 120  
  Всего     10000   100   10000   140

 

Вычислить стандартизованные показатели смертности и сделать соответствующий вывод.

За стандарт принять полусумму состава жителей по возрасту в городах А иВ.

 

ЗАДАЧА № 2

Смертность городского и сельского населения области

Возраст

В годах

Городское население

Сельское население

Число жителей Из них умерло Число жителей Из них умерло
  0 –14 15 – 49 50 и старше     50 000 100 000 50 000     600 400 1000     100 000 400 000  300 000     1400 1600 5400  
  Всего     200 000   2000   800 000   8400

 

Вычислить стандартизованные показатели смертности и сделать соответствующий вывод.

За стандарт принять полусумму состава городского и сельского населения по возрасту.

 

ЗАДАЧА№ 3

Уровень травматизма на промышленном предприятии за два периода времени

 

Пол

Первый период

Второй период

Число работающих Число травм Число работающих Число травм
Мужчины Женщины   200 400 32 28   600 200   72        16
  Всего     600   60     800     88

 

Вычислить стандартизованные показатели уровня травматизма и сделать соответствующий вывод.

За стандарт принять полусумму состава по полу за оба периода.

 

ЗАДАЧА №4

Заболеваемость гипертонической болезнью в районах А и В

 Пол

Район А

Район В

Число обследованных Число больных Число обследованных Число больных
  Мужчины Женщины       200 800   3 48       600 400   9 24
  Всего     1000   51   1000   33

 

 

Вычислить стандартизованный показатель заболеваемости гипертонической болезнью в районах А и В и сделать соответствующий вывод.

За стандарт принять сумму составов обследованных жителей по полу в районах А и В.

 

ЗАДАЧА№5

Смертность в двух больницах в зависимости от срока госпитализации при аппендиците.

 Срок госпитализации в днях

Больница №1

Больница №2

Число больных Число умерших Число больных Число умерших
  1 – 3 3 – 4 5 – 6   400 150 50   1 3 6     100 200 300     – 2 10  
  Всего     600   10   600     12

За стандарт принять сумму составов больных по срокам госпитализации в больницах № 1 и № 2.

Вычислить стандартизованный показатель смертности и сделать соответствующий вывод.

 

ЗАДАЧА № 6

Распределение рабочих и длительно и часто болеющих лиц (ДЧБ) основных и вспомогательных цехов завода по возрасту

Возраст в годах

Основные цеха

Вспомогательные цеха

Число рабочих Из них ДЧБ Число рабочих  Из них ДЧБ
  20 –29 30 –39 40 и старше       100 300 200   5 45 40     200 150 50     21 25 10  
  Всего     600   90   400   56

Вычислить стандартизованный показатель заболеваемости ДЧБ лиц и сделать соответствующий вывод.

За стандарт принять полусумму составов рабочих по возрасту в основных и вспомогательных цехах.

 

ЗАДАЧА № 7

Рождаемость у лиц соответствующих возрастных групп на территориях А и Б

Возраст в годах

Территория А

Территория Б

Численность населения Число родившихся за год Численность населения Число родившихся за год
  15 –20 21 –30 31 –49       2000 3000 5000     40 120 50     2000 6000 2000     20 180 20
  Всего     10 000   210   10 000   220

 

Вычислить стандартизованный показатель рождаемости и сделать соответствующий вывод.

За стандарт принять полусумму составов населения по возрасту на территориях А и Б.

ЗАДАЧА № 8

Рождаемость женщин детородного возраста соответствующих возрастных групп в районах А и Б

Возраст в годах

Район А

Район Б

Число женщин Число родившихся Число женщин Число родившихся
  15 – 20 21 –30 31 –49       1000 7000 2000   18 420 60     3000 3000 4000     60 210 120
  Всего     10 000   498   10 000   390

 

Вычислить стандартизованный показатель рождаемости у матерей соответствующих групп и сделать соответствующий вывод.

За стандарт принять полусумму возрастных составов женщин в районах А и Б.

ЗАДАЧА №9

Распределение рабочих и лиц, получивших инвалидность от сердечно-сосудистых заболеваний, на двух предприятиях по полу

Пол

Предприятие № 1

Предприятие № 2

число рабочих Число инвалидов Число рабочих Число инвалидов
  Мужчины Женщины       400 200   10 9     200 500     7 18    
  Всего     600   19   700   25

Вычислить стандартизованный показатель и сделать соответствующий вывод.

За стандарт принять состав рабочих по полу (сумма по двум предприятиям).

ЗАДАЧА № 10

Заболеваемость респираторными инфекциями, детей, посещающих дошкольные учреждения и воспитывающихся дома

 

Возраст в годах

Дети, посещающие дошкольные учреждения

Дети, воспитывающиеся дома

Всего Из них болели респираторны-ми инфекциями Всего  Из них болели респираторны-миинфекциями
  До 1 года 1 –3 3 –7     50 100 200   15 15 50     100 120 80     10 15 20
  Всего     350   80   300   45

Вычислить стандартизованный показатель и сделать соответствующий вывод.

За стандарт принять сумму составов детей по возрасту, посещающих дошкольные учреждения и воспитывающиеся дома.

 

ЗАДАЧА№ 11

Заболеваемость рахитом детей, в зависимости от характера вскармливания в районах деятельности поликлиник А и Б

Характер вскармливания

Поликлиника А

Поликлиника Б

Число детей в возрасте 1 года Из них имели рахит Число детей в возрасте 1 года Из них имели рахит
  Грудное Смешанное Искусственное       200 100 100     30 20 30     100 200 200     10 30 60
  Всего     400   80   500   100

Вычислить стандартизованный показатель заболеваемости и сделать соответствующий вывод.

За стандарт принять сумму составов детей по характеру вскармливания в районах деятельности поликлиник А и Б.

 

ЗАДАЧА № 12

Заболеваемость миопией школьников по классам школ А и Б.

Класс

Школа А

Школа Б

Число детей Из них с миопией Число детей Из них с миопией
      400 400 200   8 40 10     200 600 200     4 60 10
  Всего     1000   58   1000   74

Вычислить стандартизованный показатель и сделать соответствующий вывод.

За стандарт принять полусумму составов детей по классам в школах А и Б.

 

ЗАДАЧА № 16

 

Заболеваемость с временной утратой трудоспособности в двух цехах

 

Возраст

В годах

Цех №1

Цех №2

Число работающих Число случаев заболеваний Число работающих Число случаев заболеваний
  До 20 20-39 40-59 60 и старше     180 570 600 150     125 620 1100 300   330 750 120 50   230 900 210 90
  Всего     1500   2145   1250   1430

 

Вычислить стандартизованные показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности и сделать соответствующий вывод.

За стандарт принять средний возрастной состав в обоих цехах.

 

Контрольные вопросы к разделу «Медицинская статистика»

1.Какие закономерности выявляет статистка?

2.Что является объектом статистического исследования?

3.Что является условием репрезентативных данных?

4. Какой метод не сплошного исследования позволяет делать обобщающие выводы?

5. Каким образом определяют необходимое число наблюдений в выборочной совокупности?

6. Какой способ отбора единиц наблюдения в выборочную совокупность позволяет получить более достоверные данные?

7. Из скольких этапов состоит статистическое исследование?

8. С чего начинается статистическое исследование?

9. Сколько компонентов включает в себя программа исследования?

10. Что включает в себя программа сбора информации?

11. Программой чего является макет таблицы?

12. Куда включены сведения о руководителе, исполнителях, базе, времени

исследования и т.д.?

13. Как осуществляется группировка собранной информации?

14. Сколько групп математических методов используется на этапе обработки данных?

15. Какой из видов величин наиболее часто используется как обобщающий

коэффициент для характеристики общественного здоровья?

16. Какие относительные величины характеризуют частоту изучаемых явлений?

17. На сколько нужно умножить показатель, чтобы он был выражен в промилле?

18. Как называется вариационный ряд, в котором имеются повторяющиеся варианты?

19. В каком случае строят сгруппированный вариационный ряд?

20. Какая средняя величина дает наиболее точную обобщающую характеристику изучаемого явления?

21. Какой параметр используется для оценки достоверности обобщающего

коэффициента?

22. При каком значении критерия точности данные следует считать достоверными (статистически значимыми)?

23. Какая вероятность безошибочного прогноза соответствует значению критерия точности равному 2?

24.Какой метод используется для оценки достоверности различий на основе распределения частот?

25. При какой вероятности нулевой гипотезы различия между сравниваемыми совокупностями следует считать не достоверными?

26. В каких случаях применяется метод стандартизации?

27. При каких значениях коэффициента корреляции будет сильная связь между изучаемыми признаками?

28. Какая тенденция в динамике изучаемого явления будет иметь место при значении коэффициента корреляции более 0,7?

29. Какой вид диаграммы может быть использован для анализа явления,

изменяющегося в течение замкнутого цикла времени?

30. Чем должно завершаться социально-гигиеническое исследование?

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. – М.: Высшая школа. 1998.

2. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTIKA. – М.: МедиаСфера, 2002.

3. Лисицин Ю.П. Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения./ Под ред. Ю.П. Лисицина, Н.Я. Копыта. – М.: Медицина, 1984.

4. Чернов В.И. Основы статистического анализа в медицине. Учебное пособие /В.И. Чернов, И.Э. Есауленко, С.Н. Семенов, Н.П. Сереженко. – Воронеж, 2003. –113 с.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 292; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.74.227 (0.039 с.)