Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста



Цель – изучение особенностей подготовки детей к обучению грамоте

Задачи:

· Определить уровень развития фонематического слуха и восприятия.

· Выявить уровень первоначальных умений фонематического анализа слов.

· Выявить умение эмоционально и выразительно говорить регулируя тембр голоса.

· Выявить умение различать короткие и длинные слова.

· Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

· Методика предъявления заданий.

Педагог. Лунтик принес картинки с трудными словами. Он никак не может научиться их правильно произносить. Помоги ему. Содержание диагностического задания и критерии оценки.

Когда услышишь правильное название того, что изображено на картинке, хлопни в ладоши.

· Баман, паман, банан, банам, ваван, банан, даван, ванан, банан.

· иван, дифан, диван, дивам, диман, миван, диван, лифан живан диван. ’

· Покажи на картинке предметы: суп, зуб, ворота, ворона, мышка мишка, коза, коса.

· 3 балла безошибочное выполнение всех заданий.

· 2 балла - допускает 1 ошибку при выполнении каждого задания.

· 1 балл допускает более 2 ошибок при выполнении каждого задания.

· О баллов — не понимает задания.

 

Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

Педагог. Лунтику прочитали сказку «Три медведя». Ему очень понравилось, как медведи говорили разными голосами. Кто говорил грубым голосом? А кто — самым тоненьким?

Давай поиграем. Ты спросишь за каждого медведя: «Кто сидел на моем стуле?», а Лунтик отгадает, кто это говорит: Михайло Иванович (низким голосом), Настасья Петровна (средним голосом) или Мишутка (высоким голосом).

· 2 балла — ясно слышно различие тембра речи.

· 1 балл — дифференцирует только крайние тембры — низкий и высокий голос.

· 0 баллов — не понимает задания или произносит фразу, не меняя тембра.

 

 Оценка общего уровня развития речи в баллах

 Высокий уровень — 28—46 баллов.

Средний уровень — 19—27 баллов.

Низкий уровень — 18 и менее баллов.

 

 

Выполняем артикуляционную гимнастику

В период освоения речи произношение ребенка не всегда совершенно. Это обусловлено, во-первых, недостаточной развитостью движений речевых органов (языка, нижней челюсти, губ, мягкого нёба), и, во-вторых, находящимся ещё в процессе формирования фонематическим слухом (Фонематический слух – это способность воспринимать и дифференцировать все звуки речи).

К 4-5 годам в норме все эти несовершенства уходят сами собой, ребёнок осваивает произношение всех звуков и правильное использование их в словах. Но нередко бывает и так, что дефекты звукопроизношения не исправляются естественно к этому возрасту и принимают форму устойчивого нарушения. В этом случае важно своевременно начать систематические занятия, поскольку с каждым уходящим годом исправление даётся всё сложнее, для него требуется всё больше времени и всё больше усилий ребёнка. Ребенок 4-5 лет имеет неоспоримое огромное преимущество перед ребенком 7 лет в решении своих произносительных проблем.

Что может помочь эффективно овладеть звукопроизношением, как на этапе естественного освоения, так и в случае необходимости занятий? Увлекательным и действенным методом будет артикуляционная гимнастика. С помощью артикуляционной гимнастики тренируются правильные полноценные движения речевых органов, которые необходимы для правильного произношения звуков. Артикуляционную гимнастику можно назвать "зарядкой для язычка" и легко сделать любимой и весёлой игрой для малыша.

Каждое из упражнений имеет своё образное название, в занятиях с ребёнком родители могут использовать его или придумать своё, более удачное. Названия позволяют превратить артикуляционную гимнастику в игру, заинтересовывают и увлекают ребёнка. Ещё лучше, если мама придумает целую сказку о весёлом выдумщике Язычке, которому не сидится на месте.

 

Артикуляционные упражнения

Лягушечка-хоботок»

Улыбнуться, показать сомкнутые зубки, как при звуке И, затем губы округлить и

вытянуть вперед, как при звуке У.

Заборчик»

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Лопаточка (Блинчик)»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу

и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были

напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не под ворачивалась и

не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать

нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

4.«Иголочка (Змейка)»

Улыбнуться, открыть рот; высунуть острый язык изо рта, затем спрятать. Повторить 3-

Качели»

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

Футбол (Орешки)»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так,

чтобы под щекой надувались "мячики".

Часики»

Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то

к правому. Повторить 5-10 раз.

Чистим зубки»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая

движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего

края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, ниж няя челюсть не

двигалась.

9.«Киска злится (Горка)»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних

резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не

отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Вкусное варенье»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу,

делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот к центру нёба. Следить, чтобы

язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по корен ным зубам, а кончик

языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык

вверх — она должна быть неподвижной.

Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты,

средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать

под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была

неподвижна.

Лошадка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык

присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя

челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасширитель.

Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или

большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).

Грибок»

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык

присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет

напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку.

Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна

половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении

упражнения рот надо открывать шире.

Гармошка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и. не

опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться

открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при

открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

Барабан (Дятел)»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка посту чать о нёбо за верхними

зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить

медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы,

нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д

носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы

ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Маляр»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погла дить нёбо, делая движения

языка назад-вперед (от зубов к горлу И обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил

до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались

на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Расческа»

Закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Кусаем язычок»

Губы в улыбке. Покусывать зубами кончик языка, или от кончика до средней части

спинки языка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.016 с.)