Дидактические игры: «Обогащение и активизация речи дошкольников» в режимных моментах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дидактические игры: «Обогащение и активизация речи дошкольников» в режимных моментах



I этап

Организационно-диагностический

Сентябрь

Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции • Изучение нормативных документов

• Выбор и определение темы самообразования

• Планирование работы по теме самообразования Родительское собрание «Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения и задачами по развитию речи в соответствии с ФГОС»

II этап

Теоретический

Октябрь

Уровень сформированности звуковой культуры речи:

«Повтори правильно»

«Скажи чистоговорку»

«Выдели первый звук в слове»

Уровень сформированности грамматической стороны речи:

«Закончи предложение»

«Прятки»

«Сервируем стол» • Изучить и обобщить психолого- педагогическую и методическую литературу по речевому развитию среднего дошкольного возраста.

Формирование и оформление методической копилки (составление плана по самообразованию, картотека игр, стихов, потешек и т. д.) Консультация: педагогический всеобуч «Ребенок 4-5 лет» (особенности развития детей)

III этап

Обобщающий

Ноябрь

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

«Послушай и скажи»

«Угадай, кто меня позвал»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

«Что бывает осенью?»

«Один-много»

«Назови ласково»

Игры для грамматического строя речи:

«Подумай и назови»

«Чего много»

• Мой-моя-моё-мои»

Игры для развития связной речи:

«Дай определение словам»

«Дай действия словам»

«Наоборот» • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию

• Создание картотеки дидактических игр

• Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Декабрь

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

«Чей голос»

«Придумай своё слово»

«Найди ошибку»

Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря):

• Магазин «Фрукты»

«Кто во что одет?»

Игры для грамматического строя речи:

«Наоборот»

«Кто больше»

«Какой предмет»

Игры для развития связной речи:

«Четвертый лишний»

«Кто у кого?» • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию

• Создание картотеки дидактических игр

• Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Консультация «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи)

Январь

Упражнение на речевое дыхание «Ветерок»

Игры для грамматического строя речи:

«Узнай игрушку»

«Давай познакомимся»

Игры для развития связной речи:

«Угадай звук»

«Используй каждое мгновение»

«Вкус и запах»

«Измени предложение»

«Кто это, что это?»

Февраль

Упражнение на речевое дыхание: «Эхо», «Моторчики»

Игры для грамматического строя речи:

«Закончи фразу»

«Какое это бывает»

«Кто что делает»

Игры для развития связной речи:

«Когда это бывает?»

«Разноцветный сундучок»

• Драматизация сказки «Волк и семеро козлят» • Подбор и разработка игр, способствующих речевому развитию

• Создание картотеки дидактических игр

• Разработка конспектов НОД с использованием дидактических игр

Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 4-5 лет»

Март

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи:

«Чей голос»

«Кто как кричит»

Игры для грамматического строя речи:

«Назови одним словом»

«Скажи наоборот»

«Закончи фразу»

Игры для развития связной речи:

«Чего не стало, кого не стало?»

«Подбери разные слова»

«Смысл слова»

«Закончи предложение» Оформить карточки схемы и картинки для разучивания стихотворений. Консультация для родителей «Как можно легло выучить стихотворение по опорным картинка?»

Апрель

«На чем дети катаются?»

«Доскажи словечко»

«Что за предмет?»

• Разучивание стихотворения по опорным картинкам, оформить карточки схемы и картинки для пересказывания рассказа. Консультация для родителей «Как можно легко научить ребенка пересказывать по опорным схемам?»

Май

Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие»

Оформление работы в полном варианте Родительское собрание

«Что изменилось в речевом развитии у ребенка?»

 

10. Изучение методической литературы

Период 01.09.2019 – 30.05.2020 гг.

Список использованной литературы

1.  «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования» (ФГОС) от 17 октября 2013 г. №1155

2. Васильева Л «Развитие речи. Средняя группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.

3. Гербова В. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.

4. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г

5. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2011 г.

6. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» М: Школьная Пресса. 2013гПериодические издания

7. Ушакова О.С., Е. М. Струнина «Развитие речи детей 4-5 лет» изд. Вентана-Граф-2012г.

8. http:|\\detsad-kitty.ru, htt: \\ www.i-deti.ru

9.http://www.maam.ru/detskijsad Сайт педагогов дошкольного образования

 

 

Заведующий МАДОУ

детский сад № 1 «Ромашка» (I)

МР Учалинский район РБ

____________ Гайсина Э.Р.

План работы по самообразованию на год

Тема: «Расширение словарного запаса у детей 4-5 лет с помощью игр и упражнений»

№ п/п Содержание Форма отчета Сроки Отметка о выполнении
1 Изучение методической литературы, нормативных документов, выбор и определение темы самообразования. Планирование работы по теме самообразования   Сентябрь - май  
2

Работа с детьми

Дидактические игры: «Обогащение и активизация речи дошкольников» на занятиях и в режимных моментах Сентябрь  
3 Мониторинг по образовательной области «Речевое развитие», выявление противоречий, нуждающихся в коррекции. Артикуляционная гимнастика: - «Лошадка»; - «Качалочка»; - «Змея»; - «Киска сердится»; - «Часики»; - «Маляр», «Лягушечка-хоботок», «Заборчик»... Пальчиковая гимнастика: - «Этот пальчик в лес пошел»; - «Все что только захотим» Октябрь  
4 Уровень сформированности звуковой культуры речи: · «Повтори правильно», · «Скажи чистоговорку», Уровень сформированности грамматической стороны речи: · «Закончи предложение», · «Прятки», Ноябрь-декабрь  
5 Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи: · «Послушай и скажи» · «Угадай, кто тебя позвал» Игры для развития лексической стороны речи (формирования словаря): · «Что бывает осенью?» · «Один-много» · «Назови ласково» Игры для грамматического строя речи: · Мой-моя-моё-мои» Игры для развития связной речи: · «Дай определение словам» · «Дай действия словам» Январь  
6 Игры для развития фонетико-фонематической стороны речи: · «Чей голос» · «Придумай своё слово» · «Найди ошибку» Игры для грамматического строя речи: · «Наоборот» · «Кто больше» · «Какой предмет» Игры для развития связной речи: · «Четвертый лишний» «Кто у кого?» Дыхательная гимнастика на развитие речевого дыхания без использования предметов: - «надуем шарик»; - «запасливые хомячки»; - «Снежинки»; Февраль  
7 · Игры на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук «Погреем пальчики», «Фонарики», «Бусы», «Домик», «Бантик», «Шишка», «Шарики», «Елочка-красавица» Игры для развития связной речи «Когда это бывает?» · Работа над развитием речи через театральную деятельность. Настольный театр «Маша и Медведь», «Колобок», «Теремок» Пальчиковая игра: «Мышка маленькая в норке», «Веселые пальчики» Итоговый мониторинг по образовательной области «Речевое развитие» Март-апрель  
8

Работа с семьёй

Рекомендации родителям по развитию речи детей через пальчиковые игры. Октябрь  
9 Папка-передвижка «Познавательно-речевое развитие дошкольников» Ноябрь-декабрь  
10 Папка-передвижка «Артикуляционная гимнастика для детей». Январь  
11 Консультация «Учимся играть правильно» (картотека игр для развития речи) Февраль  
12 Папка-передвижка «Развитие речевого дыхания». Март  
13 Консультация для родителей «Развитие связной речи у детей 4-5 лет» Беседы с родителями: - «Развитие речевого дыхания». Родительское собрание «Что изменилось в речевом развитии у ребенка?» Апрель-май  
14

Самореализация

· Изучить и обобщить методическую литературу по речевому развитию среднего дошкольного возраста. Создание картотеки пальчиковых игр, стихов, потешек и т.д.)    
15 Оформить карточки, схемы и картинки для разучивания стихотворений.    
  Оформить карточки схемы и картинки для пересказывания рассказа.    

Речевое развитие включает

· владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря;

· развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

· развитие речевого творчества;

· развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

· знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

· формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи образовательной области. Средняя группа

· Поддерживать инициативность и самостоятельность ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками, использование в практике общения описательных монологов и элементов объяснительной речи.

· Развивать умение использовать вариативные формы приветствия, прощания, благодарности, обращения с просьбой.

· Поддерживать стремление задавать и правильно формулировать вопросы, при ответах на вопросы использовать элементы объяснительной речи

· Развивать умение пересказывать сказки, составлять описательные рассказы о предметах и объектах, по картинкам.

· Обогащать словарь посредством ознакомления детей со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.

· Развивать умение чистого произношения звуков родного языка, правильного словопроизношения.

· Воспитывать желание использовать средства интонационной выразительности в процессе общения со сверстниками и взрослыми при пересказе литературных текстов.

· Воспитывать интерес к литературе, соотносить литературные факты с имеющимся жизненным опытом, устанавливать причинные связи в тексте, воспроизводить текст по иллюстрациям.

· Основная диагностика развития речи детей среднего дошкольного возраста

· Педагог. Лунтик хочет узнать, какие еще животные живут у бабушки в деревне. Вспомни рассказ, который мы читали, и расскажи ему о курочке.

· Индивидуальный пересказ рассказа Е. И. Чарушина «Курочка» после предварительного чтения и обсуждения его в подгруппе детей.

· 3 балла — самостоятельно воспроизводит все смысловые и языковые компоненты текста без нарушения лексико-грамматических норм.

· 2 балла — пересказывает текст с незначительными сокращениями при минимальной помощи взрослого; наблюдается стереотипность высказываний.

· 1 балл — пересказывает по вопросам, допуская значительные сокращения, повторы, неадекватные замены.

· О баллов — отказывается от пересказа.

· Результаты

· Высокий уровень – 6-9 баллов

· Средний уровень – 4-5 баллов

· Низкий уровень – менее 3 баллов

Артикуляционные упражнения

Лягушечка-хоботок»

Улыбнуться, показать сомкнутые зубки, как при звуке И, затем губы округлить и

вытянуть вперед, как при звуке У.

Заборчик»

Зубы сомкнуты. Губы в улыбке. Верхние и нижние резцы видны.

Лопаточка (Блинчик)»

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу

и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были

напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не под ворачивалась и

не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать

нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

4.«Иголочка (Змейка)»

Улыбнуться, открыть рот; высунуть острый язык изо рта, затем спрятать. Повторить 3-

Качели»

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:

широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;

широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;

Футбол (Орешки)»

Рот закрыть, кончик языка с напряжением упирать то в одну, то в другую щёку так,

чтобы под щекой надувались "мячики".

Часики»

Улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то

к правому. Повторить 5-10 раз.

Чистим зубки»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая

движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего

края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, ниж няя челюсть не

двигалась.

9.«Киска злится (Горка)»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних

резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не

отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Вкусное варенье»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу,

делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот к центру нёба. Следить, чтобы

язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по корен ным зубам, а кончик

языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает» язык

вверх — она должна быть неподвижной.

Чашечка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты,

средняя часть спинки языка опущена, прогибается книзу. В таком положении язык удержать

под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была

неподвижна.

Лошадка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык

присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя

челюсть не «подсаживала» язык вверх. Для фиксации челюсти ставится роторасширитель.

Может использоваться пробка, которая вставляется в угол рта на коренные зубы, или

большой палец ребенка (следить за чистотой рук!).

Грибок»

Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык

присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет

напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку.

Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна

половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении

упражнения рот надо открывать шире.

Гармошка»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и. не

опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться

открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при

открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

Барабан (Дятел)»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка посту чать о нёбо за верхними

зубами, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д. Сначала звук д произносить

медленно, постепенно темп убыстрять. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы,

нижняя челюсть не двигалась, язык не сужался, кончик его не подворачивался, чтобы звук д

носил характер четкого удара, а не был хлюпающим. Звук д произносится так, чтобы

ощущалась выдыхаемая воздушная струя.

Маляр»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погла дить нёбо, делая движения

языка назад-вперед (от зубов к горлу И обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил

до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались

на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Расческа»

Закусить язык зубами и протаскивать его сквозь зубы с усилием.

Кусаем язычок»

Губы в улыбке. Покусывать зубами кончик языка, или от кончика до средней части

спинки языка.

Месим тесто»

Губы в улыбке. Покусать боковые края языка. Сначала с одной стороны, затем с

другой.

 

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Тренировка пальцев рук стимулирует умственное развитие и способствует выработке основных элементарных умений, таких как одевание, раздевание, застегивание и расстегивание пуговиц, манипулирование ложками, ножницами. Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики является пальчиковая гимнастика. Она очень эмоциональна, увлекательна, захватывает ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагает наличие ситуации успеха. Гимнастика способствует развитию речи, творческой и мыслительной деятельности. Тренировке движений пальцев рук можно уделить 1,5-2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях. Систематическая работа по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, у детей улучшается внимание, память, слух, зрение.

 

«Пальчик в лес пошел»

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

А вот этот пальчик все съел, оттого и потолстел.

Вышли пальчики гулять, а вторые – догонять.

Третьи пальчики бегом, а четвертые – пешком.

Пятый пальчик поскакал и в конце пути упал.

« Всё, что только захотим»

Всё, что только захотим,

Из песка мы смастерим, (хлопки в ладоши)

Саша лепит колобок, (ладони ковшиком «лепят»)

А Иринка – теремок

(ладони над головой делают крышу)

Люба лепит разных рыб,

(прижать ладони друг к другу и двигать ими вправо, влево)

Ну а Вера – белый гриб.

(правую ладонь сжать в кулак, а сверху прикрыть ладонью

левой руки, сделав шляпку)

 

А) Дидактическое упражнение «Повтори правильно».

Задание: воспитатель называет слова, а ребенок повторяет за ним (внимание обращается на отчетливость произнесения слов, звуков).

- Каша, молоко, арбуз, картон, крокодил, закрыть, платье, река, лампа, самолет, шуба, щука, чулки, тапки, мороз, дуб, зуб, столб, банка, певец, врач.

 

Б) Дидактическое упражнение «Скажи чистоговорку» (внимание обращается на произношение и интонационную выразительность).

- Коси коса, пока роса. - Ши-ши-ши, ши-ши-ши,

Роса долой, и мы домой. Что-то шепчут камыши.

- Ра-ра-ра, ра-ра-ра, - Лы-лы-лы, лы-лы-лы,

На дворе у нас гора. Забивали мы голы.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру Лу-лу-лу, лу-лу-лу,

Собирайте детвору. Возле окон на полу.

- Жа-жа-жа, жа-жа-жа, - За-за-за, за-за-за,

Тут ежата у ежа. Здесь привязана коза.

- Щи-щи-щи, щи-щи-щи, - Ча-ча-ча, ча-ча-ча,

Ты иди, меня ищи! Не буду плакать у врача!

 

В) Дидактическое упражнение «Выдели первый звук в слове».

Задание:

Воспитатель предлагает поиграть в слова. Просит ребенка внимательно слушать, как он голосом будет выделять первый звук: ООО-ля, ААА-стра, УУУ-тка. При повторе просит назвать первый звук.

Критерии оценки:

5 баллов – осмысленно работает над собственным произношением, выделяет первый звук в слове.

4 балла - осмысленно произносит слова и фразы за воспитателем, но иногда требуется повтор, выделяет первый звук в слове.

3 балла – не все звуки произносит чисто, может выделить первый звук в слове.

2 балла – большое количество звуков произносит с искажением, затрудняется в выделении первого звука.

1 балл – ребенок не проявляет интереса к деятельности.

 

Уровень сформированности грамматической стороны речи:

«Закончи предложение», «Прятки»

 

Уровень сформированности грамматической стороны речи:

А) Дидактическое упражнение «Закончи предложение»,

Задание:

Воспитатель предлагает ребенку придумать окончание предложения (обращать внимание на согласованность слов в предложении, правильность использования предлогов).

- «Наступила ночь и …»

- «Мы пошли с мамой в магазин и купили …»

- «Мне нравится зима (лето, осень, весна), потому что…»

Б) Дидактическая игра «Прятки».

Материал: наборы игрушечных животных (медвежата, котята, лисята, зайчата) или предметные картинки с их изображением.

Задание:

Воспитатель расставляет игрушки (раскладывает картинки) и просит ребенка назвать группы животных.

- Это лисята (медвежата и др.).

Затем воспитатель просит запомнить все группы животных и предлагает ребенку закрыть глаза. Воспитатель убирает одну группу игрушек (картинок). После того как ребенок откроет глаза, воспитатель просит назвать, кого не стало (медвежат, лисят и др.).

В) Дидактическое упражнение «Сервируем стол».

Материал: чайный сервиз (для кукол).

Задание:

Воспитатель предлагает рассмотреть посуду и ответить на вопросы:

- Как можно назвать все эти предметы?

- Назовите известные предметы посуды.

- Какие продукты нужны для того, чтобы угостить человека чаем? (чай, сахар, конфеты, сухарики…)

- В какую посуду мы положим сахар? (сахарницу)

- А сухарики? (сухарницу)

Критерии оценки:

5 баллов – ребенок образовывает новые слова по аналогии со знакомыми, понимает и правильно употребляет предлоги в речи, осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения; правильно образовывает форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

4 балла – ребенок образовывает новые слова по аналогии со знакомыми, понимает и правильно употребляет предлоги в речи, осмысливает причинно-следственные отношения и составляет сложносочиненные, сложноподчиненные предложения; правильно образовывает форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных, но с небольшой словесной помощью воспитателя.

3 балла – ребенок затрудняется самостоятельно образовывать новые слова (сахар-сахарница и др.), осмысливает причинно-следственные отношения, преимущественно использует в речи простые или сложносочиненные предложения, исключая сложноподчиненные предложения; допускает ошибки в образовании множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.

2 балла - ребенок не справляется с заданиями.

1 балл – ребенок не проявляет интереса к деятельности.

Без использования предметов

«НАДУЕМ ШАРИК»

Широко вдохнуть носом и развести руки в стороны, а выдох сделать через рот, произнося «ффффф».

       «ЗАПАСЛИВЫЕ ХОМЯЧКИ»

Цель: тренировка носового дыхания.

Ход игры. Воспитатель рассказывает, что хомячки носят запасы в щечках. Затем предлагает перенести зерно через болото. Необходимо от стула до стула шагая по листам бумаги, преодолеть болото. Ребенок надувает щеки и переносит зерно по кочкам.

 

       «СНЕЖИНКИ»

       Выполняется стоя. Держа в руках кусочки ваты, произвести вдох (через нос) и подуть на вату (выдох через рот). Струя длинная и холодная, не надувая щек при выдохе.

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые снежинки.

 

По сказке «Маша и Медведь»

Цель: напомнить содержание сказки «Маша и Медведь», вызвать желание рассказать ее вместе с воспитателем; способствовать активизации речи;развивать речь и мышление. Воспитывать интерес к сказкам.

Задачи:

1. Развивать мелкую моторику, память, внимание, речь, мышление, чувство формы.

2. Помочь детям лучше запомнить сказку, вызвать желание воспроизводить диалоги между сказочными персонажами (приобщение к театральной игре).

3. Формировать у детей умение внимательно слушать сказку; воспитывать умение сопереживать героям, подражать; согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.

Приемы:

1. Наводящие вопросы.

2. Коллективный разговор.

3. Игровые приёмы.

Средства: Настольный театр «Маша и Медведь», платочек для Маши, шапочка медведя,игрушка Мишка

Ход

Игра-приветствие «Наши умные головки»

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Ручки будут хлопать,

Ножки будут топать.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

Сюрпризный момент: воспитатель «превращается» в сказочницу, приносит с собой медвежонка

Воспитатель в сказочном образе предлагает детям подойти и встать полукругом.

- Я сказочница,

В гости к вам пришла

И сказку новую

С собою принесла.

Пришла я вместе с мишкой. Он пришел к вам в гости, что бы послушать сказку.

Встают полукругом

Заинтересованность детей предстоящим НОД.

Вопрос - ответ

- Посмотрите и скажите:

- Какого мишка цвета?

- Какого цвета бант на шее?

- Потрогайте Мишку, какой он?

- Скажите, а какие вы сказки знаете в которых встречается медведь?

Рассказывание сказки « Маша и Медведь »

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и послушать.

- Я думаю, что и мишка с удовольствием послушает эту сказку.

Предлагаю мишке «сесть» на стул.

Рассказываю сказку (по ходу рассказа сказки, выставляю настольный театр).

Сказочница рассказывает сказку до слов: «А если уйдешь, — говорит, — все равно поймаю и тогда уж съем!».

Садятся на стульчики

Физминутка:

Пальчиковая гимнастика «В лес за ягодой идем»

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы гулять,

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За рябиной,

Морошку мы найдем

и домой всё отнесем.

Дети выполняют движения по тексту

Продолжение рассказывания сказки.

- Умнички, замечательно поиграли, а теперь послушайте сказку дальше, и вы узнаете, смогла ли Маша убежать от медведя.

- Понравилась вам сказка?

- Как звали девочку?

- Как Машенька перехитрила медведя?

- Куда она положила пирожки?

- Кого она попросила отнести пирожки?

- Где спряталась Машенька?

- Что сказал медведь, когда устал?

- А что Маша ему сказала?

Сказочница выбирает ребенка на роль Маши, другого на роль медведя, помогает им войти в образ (надеть маску и платочек, медведю вешает короб). Остальные дети – зрители. С помощью сказочницы дети разыгрывают эпизод «Мишка несет короб бабушке и дедушке». Сказочница помогает придать движениям детей образную выразительность (мишка устал, ему тяжело нести короб, Машенька говорит хитро, лукаво, весело). И так можно поиграть с 1-2 парами детей.

В конце сказочница обращает внимание на игрушку-мишку.

- Мишке очень понравилась сказка и как ребята играли в сказку. Мишка останется с вами в группе поиграть.

Сказочница прощается с детьми. Воспитатель выходит из образа сказочницы.

Воспитатель предлагает вечером слепить пирожки из пластилина.

Ожидаемые результаты

У детей сформируется умение внимательно слушать сказку, они запомнят ее; возникнет желание воспроизводить диалоги между сказочными персонажами, дети будут сопереживать героям, сформируется умение согласовывать свои действия при проведении простой инсценировки; будет развиваться слуховое и зрительное внимание, память, воображение ребенка. Дети станут более раскрепощенными, активными, будут свободно идти на контакт с взрослыми и сверстниками.

 

 

Ход занятия.

Воспитатель: Сегодня мы вспомним сказку, которую я вам читала ранее. Посмотрите на героев этой сказки и скажите, как она называется (дети смотрят на декорации и персонажей сказки отвечают " Колобок "). Конечно, же это сказка про колобка. Давайте расскажем её вместе.

Воспитатель: Жили были кто (показывает старика и старуху)

Дети: Старик со старухой.

Воспитатель: Правильно. (воспитатель держит в руке старика и старуху). Вот говорит старик старухе. Повторяйте за мной слова. - Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребёшь ли мне муки на колобок. (дети повторяют за воспитателем).

Воспитатель убирает старика за дом, старуха остается.

Взяла старушка крылышко, - дети метут ладошками

По коробу поскребла - скребут руками

И наскребла муки горсти две

Замесила муку на сметане -дети мешают тесто

Состряпала колобок - дети трут ладошку об ладошку

Изжарила в масле - дети вытягивают ручки вперёд

И на окошка студить положила - воспитатель кладет колобка на окошка и говорит и показывает дальше.

Колобок полежал-полежал, взял и покатился - с окна на лавку, с лавки на пол, по полу к двери, прыг через порог - да в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.

Катиться колобок по дороге (воспитатель катит колобка по дороге)

Навстречу ему кто? (показывает зайца)

Дети: заяц

Воспитатель: что говорит заяц?

Дети: Колобок, колобок я тебя съем.

Воспитатель: что говорит колобок?

Дети: Не ешь меня, заяц, я тебе песенку спою:

Дети поют песню, воспитатель помогает.

Я - колобок, колобок,

Я по коробу скребён,

По сусекам метён,

На сметане мешён,

Да в масле пряжён,

На окошке стужён,

Я от дедушки ушёл,

Я от бабушки ушёл,

От тебя, зайца, подавно уйду.

Воспитатель говорит:

И покатился колобок дальше только его заяц и видел.

Вот катиться колобок дальше, (катит колобка по дорожке)

А навстречу ему (показывает волка)

Дети: волк.

Воспитатель: Говорит волк.

Дети: Колобок, колобок я тебя съем.

Воспитатель: Колобок ему.

Дети: Не ешь меня, волк, я тебе песенку спою:

Дети поют песню, воспитатель помогает.

Воспитатель: И покатился колобок дальше только его волк и видел.

Вот катиться колобок дальше, (катит колобка по дорожке)

А навстречу ему (показывает медведя)

Дети: медведь.

Воспитатель: Говорит медведь.

Дети: Колобок, колобок я тебя съем.

Воспитатель: Колобок ему.

Дети: Не ешь меня, медведь, я тебе песенку спою:

Дети поют песню, воспитатель помогает.

Воспитатель говорит:

И покатился колобок дальше только его медведь и видел.

Вот катиться колобок, (катит колобка по дорожке)

А навстречу ему (показывает лису)

Дети: лиса.

Воспитатель: Говорит лиса. Колобок, колобок, куда катишься?

Дети: Качусь по дорожке.

Лиса: Колобок, колобок спой мне песенку!

Дети поют песню, воспитатель помогает.

Лиса: Ах, песенка хорошая, да слышу я плохо. Колобок сядь ко мне на нос и спой ещё разок, погромче.

Воспитатель: Колобок вскочил лисе на нос (садит колобка лисе на нос)

и запел, а лиса - ам и съела его.

Воспитатель: Вот и сказки конец, а кто слушал и отвечал молодец. Давайте ребята попрощаемся с нашими сказочными персонажами скажем всем до свидания. Дети говорят -До свидания.

Пальчиковая игра «Мышка маленькая в норке»

Мышка маленькая в норке

Тихо грызла хлеба корку (постучать пальцами по коленкам)

«хрум, хрум!» -

Что за шум? (сжимать и разжимать кулачки)

Это мышка в норке.

Хлебные ест корки (потереть ладони друг о друга)

 

 

Пальчиковая игра «Мои веселые пальчики»

Мои пальчики расскажут,

Все умеют, все покажут.

Пять их на моей руке.

Все делать могут,

Всегда помогут.

Они на дудочке играют,

Мячик бросают,

Белье стирают,

Пол подметают,

Они считают,

Щиплют, ласкают,

Мои пальцы на руке.

       На первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. Затем хлопать в ладоши. Далее подражать движениям, соответствующим содержанию текста.

 

Консультация для родителей

«Развитие речи посредством пальчиковых игр»

 

Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.239.148 (0.286 с.)