Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ярославский железнодорожный техникум –↑ Стр 1 из 33Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА МИИТ ЯРОСЛАВСКИЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТЕХНИКУМ – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения»
Методическая разработка обсуждена на заседании цикловой комиссии и рекомендована к использованию в учебно-воспитательном процессе
Для использования, размножения, переработки необходимо подавать заявки в Ярославский ж.д. техникум-филиал МИИТ 150048, г. Ярославль, Московский проспект, 151, телефон 44-99-36 Аннотация Курс лекций по дисциплине ОД.06.03 «Экономика» предназначен для специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет» для проведения аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов. В курсе лекций рассмотрены основные принципы и закономерности развития экономики. Экономика включает изучение двух разделов макро- и микроэкономики.
Содержание Введение…………………………………………………………………………………..7 Лекция №1. Основные концепции экономики 1.1. Введение в экономику………………………………………………………….…....9 1.2.Альтернативная стоимость и факторы производства……………………...………………………………………………………14 1.3.Специализация, обмен, абсолютные и относительные преимущества…………..15 1.4.Экономические системы, рациональность и стимулы……………………………16 Лекция №2. Микроэкономика 2. 1. Спрос ……………………………………………………………..………………….20 2.2. Предложение……………………….………………………………………………..22 2.3.Рыночное равновесие …………………..………………………………………...….24 Лекция №3. Фирма и теория производства 3.1.Бухгалтерские и экономические издержки и прибыль……………………………..26 3.2. Фирма и теория производства.……………………………………………………....28 Лекция №4. Отрасль, конкуренция, рыночные структуры 4.1.Совершенная конкуренция……………………………………………………………29 4.2.Монополия……………………………………………………………………………..30 4.3.Монополистическая конкуренция, олигополия и монопсония. Антимонопольное законодательство…………………………………………………………………………..32 Лекция №5. Рынки факторов производства 5.1 Рынок труда.………………………………………………………………….……….34 5.2.Рынок капитала и земли. ……………………………………………………………...36 Лекция № 6. Несостоятельность рынка и государственное регулирование… 6.1.Общественные блага…………………..………………. ……………………………..37 6.2.Внешние эффекты.………………………………………………………..…………...38 6.3. Распределение доходов………………………………………………………………39 Лекция № 7. Макроэкономика и международная экономика 7.1.Предмет и особенности макроэкономического анализа…………………….……….45 7.2.Валовой внутренний продукт………………………………………………………….46 7.3. Совокупный спрос и совокупное предложение……………………………………...49 7.4. Деньги и банки………………………………………………………………………….52 Лекция №8. Макроэкономические проблемы. 8.1. Инфляция………………………………………………………………………………57 8. 2.Безработица…………………………………………………………………………….61 8.3.Экономический рост и развитие………………………………………………………64 8.4.Экономические циклы………………………………………………………………....66 Лекция №9. Макроэкономическая политика 9.1 Денежная политика…………………………………………………………………….69 9.2 Фискальная политика………………………………………………………………….71 Лекция №10. Международная политика 10.1.Международная торговля…………………………………………………………….76 10.2.Международные финансы……………………………………………………………77 10.3.Глобальные экономические проблемы………………………………………………78 Лекция №11.Бизнес 11.2.Предпринимательство и предприниматель…………………………………………85 11.3.Предприятия и их организационные формы……………………………………..…87 11.4. Менеджмент………………………………………………………………………….89 11.5. Маркетинг……………………………………………………………………………89 11.6. Бизнес – план…………………………………………………………………………91 Лекция №12.Финансы 12.1.Финансирование бизнеса. Ценные бумаги…………………………………………..93 12.2.Страхование……………………………………………………………………………95 12.3.Учет…………………………………………………………………………………….98 Лекция №13.Российская экономика. 13.1.Становление рыночной экономики в современной России……………………......101 13.2.Современная Российская экономика……………………………………………...…103 Список использованной литературы……………………………………………………...104 Пояснительная записка В системе гуманитарных и социально-экономических дисциплин «Экономика» занимает особе место ввиду важности выполняемых этой дисциплиной функций. Практика экономических преобразований, переход к рыночным отношениям, обеспечение интеграции экономики в систему всемирного хозяйства обусловливают необходимость формирования экономических знаний и овладения экономической культурой каждым образованным человеком. Курс экономики способствует приобретению этих знаний и формированию современного экономического мышления. Знание законов и принципов экономики позволяет специалистам и гражданам правильно оценивать сложные экономические процессы и принимать оптимальные хозяйственные решения. Курс экономики включает два основных раздела: микроэкономику и макроэкономику. Изучение микроэкономики дает возможность понять характер экономических взаимосвязей между человеком, фирмами и обществом, определить роль и место каждого экономического субъекта в происходящих процессах. Основы этих знаний помогают формировать чувство ответственности за принимаемые решения, поскольку позволяют оценивать возможные последствия принятых решений для самого экономического субъекта и для общества в целом. Изучение макроэкономики позволяет формировать комплексное представление, о целостном механизме функционирования национального хозяйства, о проблемах экономического роста, инфляции, безработицы в обществе и путях их решения. Эти знания помогают осознанно воспринимать государственную политику, направленную на достижение макроэкономических целей. На изучение дисциплины «Экономика» отводится всего 122 часа (в том числе 30 часов на практические работы. Целью курса экономики является формирование у студентов экономического мировоззрения и логики социально-экономического мышления, расширение кругозора в области экономических знаний. Задача курса состоит в приобретении студентами системных экономических знаний и в выработке умения воспользоваться ими в учебном процессе, научных изысканиях и в реальной хозяйственной жизни.
Введение Студент должен знать/понимать: -смысл основных теоретических положений экономической науки; -основные экономические принципы функционирования семьи, фирмы, рынка и государства, а также международных экономических отношений; Существует разветвленная система наук, которые изучают экономическую жизнь общества. Это и наука об общих принципах и законах экономического развития, и отраслевые экономические науки, и науки об истории народного хозяйства и экономической мысли. Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Первоначально экономическая мысль не выделялась в виде отдельной формы мышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным, кристаллизировать ее абсолютно начальные результаты Принципы теоретической и прикладной экономики Начинать изучение любой науки следует с усвоения ее принципов, законов и методов. Один из главных принципов экономики — взаимодействие теории и практики. Теория есть результат рационального мышления, познания законов и закономерностей экономического развития. Она является необходимым условием для выработки грамотных решений, касающихся направлений использования материальных ресурсов, реализации товаров и услуг на внутренних и внешних рынках. Овладение экономической теорией расширяет кругозор, воспитывает экономическое мышление, облегчает путь к достижению делового успеха. Вместе с тем без теснейшей связи с практикой теория теряет ценность. Именно практика формирует социальный заказ на теоретические исследования, дает материал для научного анализа и, наконец, выносит справедливый и неопровержимый «приговор» любой теории. Практическая задача преодоления тягчайшего в истории капитализма мирового экономического кризиса побудила Дж. М. Кейнса создать теорию глубокого внедрения государственных регулирующих рычагов в рыночную экономику. Необходимость перехода от поверженной экономики гитлеровского рейха к чему-то новому дала толчок к разработке модели «социального рыночного хозяйства». И в нашей стране прежде всего реальная действительность показала, что административно-командная система исчерпала себя. И тогда возникла задача теоретической разработки проблем перехода от административно-командной экономики к рыночной в конкретных условиях России и других бывших советских республик. Эта задача, еще далеко не решенная, является могучим стимулом к развитию теоретической мысли. Другим ключевым принципом теоретической и прикладной экономики является единство микро- и макроанализа. Для доказательства важности использования принципа единства макро- и микроанализа применим простую аналогию. Если наблюдать лес издали, то видны его очертания, размеры, протяженность, но не видны кусты, отдельные деревья, их породы, покров лесной почвы. Все эти подробности можно рассмотреть, приблизившись хотя бы к лесной опушке. Но тогда не увидишь общей картины леса. С чем-то аналогичным мы сталкиваемся в познании экономики. Только анализ микроэкономики и макроэкономики в определенной последовательности позволяет получить более или менее полное представление об экономической жизни общества. Пол Самуэльсон называет три центральные проблемы, общие для всех хозяйств: 1. Что должно производиться и в каких количествах? 2. Как будут производиться товары, т.е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть произведены? 3. Для кого предназначаются производимые товары'? Можно ли сказать, что на эти вопросы может дать ответ микроэкономика? Введение в экономику.
На современном этапе в обществе существуют самые различные представления об экономике. Хотя каждый из нас постоянно вынужден решать те или иные экономические проблемы, подчас даже не подозревая или не задумываясь об этом, очень трудно однозначно ответить на вопрос о том, что же такое экономика. Прежде всего, экономика – слово древнегреческого происхождения, дословно означающее «домоводство» («oikos» – дом, хозяйство; «nomos» – учение, закон). Впервые оно встречается у греческих мыслителей Ксенофонта и Аристотеля, которые так обозначали учение о ведении домашнего хозяйства и тем самым ввели термин в научный оборот, сделали его общеупотребительным. Сегодня термин «экономика» используется чаще всего в трех основных значениях. Так называют: -все народное хозяйство страны или его часть, включая отрасли и отдельные виды материального производства и непроизводственной сферы (промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, жилищно-коммунальное хозяйство и т.д.); - совокупность отношений людей в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей, соответствующих данному уровню развития производительных сил; -науку (научную дисциплину), которая изучает систему хозяйственной деятельности людей, принципов и законов ее организации (экономическая теория), а также ее отдельных составных элементов (например, экономика труда, экономика управления, экономика отраслей). В этом смысле экономика есть выражение в системе категорий, понятий и законов взаимосвязей и процессов объективного мира. В центре внимания – проблема использования людьми ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг в целях удовлетворения своих потребностей. -В экономической литературе нередко как равнозначные используются термины «экономика» и «хозяйство». В связи с этим правомерно задаться вопросом о том, являются ли они синонимами. В современной интерпретации принято считать, что именно производственная или хозяйственная деятельность людей составляет содержание экономики. Действительно, хозяйственная деятельность существовала и в первобытном, и в рабовладельческом обществе, однако экономики в собственном смысле слова там не было: производство необходимых людям благ было основано на тех методах, которые как раз принято называть внеэкономическими (на насилии, на принуждении).
Поэтому, строго говоря, экономика – это синоним не термина «производство» или «хозяйство», а синоним категории «рыночное хозяйство». · Часто встречающиеся выражения «экономика первобытного строя», «феодальная экономика», «экономика военного коммунизма» основаны на отождествлении понятий «производство» (хозяйственная жизнь) и «экономика». В современном языке эти словосочетания стали привычными и не вызывают сомнений в их теоретической правомерности. Однако все-таки следует учитывать, что не может быть экономики, основанной на внеэкономических стимулах и методах организации. Вместе с тем, поскольку рынок и рыночная форма организации хозяйственной деятельности сегодня преобладают и стали всеобщим достоянием современной цивилизации, то отмеченное смысловое несоответствие терминов «экономика» и «хозяйство» постепенно снимается. · Смысл хозяйственной деятельности в любом обществе состоит в том, чтобы постоянно создавать (производить) такие блага, которые необходимы людям, удовлетворяют их потребности. Жизнедеятельность человека в процессе хозяйствования проявляется, с одной стороны, в затратах энергии, ресурсов и т.д., а с другой – в соответствующем восполнении затраченных усилий. При этом каждый субъект (человек в хозяйственной деятельности) стремится действовать рационально, т.е. путем постоянного сопоставления затрат и выгод. Постепенно эту деятельность людей стали называть экономической или, коротко, – экономикой. · Характеризуя содержание и специфику хозяйственной деятельности людей, можно выделить следующие ее черты. · Во-первых, люди и общество не могут существовать вне связи с первичной природой, которую они используют в процессе своей жизнедеятельности. Как правило, ее необходимо преобразовать, изменить, привести в состояние, пригодное к употреблению, в соответствии со своими потребностями. · Во-вторых, человеческое общество, являясь частью природы, в то же время функционирует относительно самостоятельно, по своим – общественным – законам. В конечном счете, хозяйственная деятельность отдельных людей, их групп и общества в целом осуществляется при определенных условиях, в определенной обстановке (среде). · Экономика как наука (экономическая теория) призвана дать системное (научное) изложение экономической (хозяйственной) деятельности людей посредством экономических категорий, законов, закономерностей, представленное в форме определенных концепций (теорий). Практическая ценность экономической теории состоит в том, что знание, которое она дает, ведет к предвидению, а предвидение – к действию. Организация общественного производства основана на двух фундаментальных проблемах (аксиомах): · безграничность потребностей общества; · ограниченность ресурсов общества, которые могут быть использованы для удовлетворения потребностей. Рис. 1. Пирамида потребностей А. Маслоу Потребности людей не являются неизменными, они развиваются в процессе эволюции человеческого общества. Немецкий ученый Э. Энгель (XIX в.) установил связь между денежными доходами населения и структурой потребления, известную как закон Энгеля. Его суть в том, что чем выше качество жизни людей, тем относительно меньше их спрос на продовольственные товары. Одновременно увеличивается спрос на промышленные товары широкого потребления, а при дальнейшем повышении уровня жизни людей возрастают покупки товаров и услуг повышенного качества. Потребности людей и производство взаимно влияют друг на друга, что находит свое выражение в законе возвышения потребностей. Он устанавливает объективную необходимость роста и совершенствования потребностей людей по мере развития производства и культуры. Считается, что быстрее всего насыщаются физиологические потребности, а потребности высших уровней являются, по сути, безграничными. Таким образом, первым условием организации общественного производства является наличие потребностей, которые являются побудительным фактором. Однако наличия потребностей недостаточно, для общественного производства еще нужны ресурсы. С учетом этого экономическая система может быть определена как упорядоченная совокупность хозяйственных связей и отношений, которые устанавливаются в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и нематериальных благ. При таком подходе должны выделяться субъекты и объекты экономических отношений, различные формы связей между ними. На сегодня в российской и зарубежной литературе не существует единого определения понятия экономической системы. Как правило, авторы указывают на наличие определенной совокупности механизмов и институтов, обеспечивающих функционирование производства, распределение доходов и потребление в определенных территориальных рамках. Иногда в определение включают более широкий круг факторов, определяющих экономическое поведение участников (законы и правила, традиции и убеждения, позиции и оценки). Таким образом, можно сделать вывод, что экономическая система – сложное многомерное образование, обладающее целостностью и единством всех ее составных частей (элементов). В принципе, термин «экономическая система» применяется на разных уровнях анализа. В этом смысле экономической системой можно считать и самые простые образования (например, отдельные домашние хозяйства или хозяйствующие субъекты), однако наиболее часто этот термин применяется в рамках макроэкономического подхода, когда рассматриваются закономерности функционирования национального хозяйства в целом.
В ходе исторического развития человеческого общества сложились несколько типов (моделей) экономических систем, различающихся, прежде всего, путями и способами решения главных экономических проблем (что, как и для кого производить)1. Более конкретными отличительными признаками, по которым их можно сопоставлять, сравнивать, являются: · преобладающие формы и виды собственности, · экономическая власть и способы ее осуществления, · формы хозяйствования, · место и роль рынка и рыночных отношений, · характер государственного регулирования экономической жизни. 1. Чистый капитализм (рыночная экономика) – это экономическая система, отличительными признаками которой являются частная собственность, свободная конкуренция и ценообразование на рынках на основе законов спроса и предложения, приоритет личного корыстного интереса (стремление максимизировать свой доход), минимальный уровень экономической власти отдельных субъектов (невозможность кардинально повлиять на рыночную ситуацию), минимальная степень государственного вмешательства в экономику. Лучше всего данный тип экономической системы описан А.Смитом, который провозгласил закон «невидимой руки», т.е. саморегуляции рыночного механизма, когда стремление извлечь собственную выгоду одновременно приводит к обеспечению интересов всего общества. В завершение следует заметить, что термин «чистый капитализм» – условный, используется только в теории, в действительности имел место капитализм свободной конкуренции. Более того, сегодня «чистый капитализм» – еще больший абсурд, чем «чистый социализм». 2. Командная экономика (коммунизм) – экономическая система, в которой реализованы противоположные начала: жесткая централизация экономической власти у государства – главного субъекта хозяйственной жизни, в том числе по использованию ресурсов на всех уровнях; поведение субъектов детерминировано общегосударственными целями, общественный интерес доминирует над частным. Все ресурсы находятся в собственности государства, недоступны для свободного использования и распределяются директивным путем согласно планам. В итоге производство нередко приобретает автономный характер, не обеспечивает удовлетворение общественных потребностей, тормозится технический прогресс и наступает застой в экономике. 3. Смешанная система – экономика, в которой имеет место сочетание некоторых свойств первой и второй систем. Смешанная система сформировалась во многих промышленно развитых странах, где эффективный рыночный механизм дополняется гибким контурным государственным регулированием. Роль государства сводится, прежде всего, к созданию благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, совершенствования рыночной инфраструктуры, обеспечению определенных социальных гарантий для населения, решению общенациональных проблем и задач. В целом, данный тип экономической системы позволяет сочетать достоинства рыночного механизма с государственным регулированием, устраняющим «провалы» рынка, сводящим к минимуму его негативные для общества эффекты. 4. Традиционная экономика – данный тип экономической системы следует рассматривать обособленно, поскольку имеет место в странах, определяемых как неразвитые. Наиболее характерными ее чертами являются: экономическая деятельность не воспринимается как первичная ценность; индивид принадлежит своей изначальной общности; экономическая власть соединена с политической властью. Практически все вопросы – что производить, как, на основе каких технологий, как распределить произведенные продукты – все это определяется сложившимися обычаями и традициями. То же касается и потребностей, которые не выполняют здесь стимулирующей функции для развития производства. Традиционная экономика невосприимчива к достижениям технического прогресса, плохо поддается реформированию. Таким образом, на данный момент человечество прошло длительный исторический путь развития, в ходе которого на разных этапах сложилось несколько типов экономических систем – рыночная, командная, смешанная, а также традиционная. Критериями их разделения выступают, прежде всего, форма собственности и тип координационного механизма (план или рынок ). Современный анализ показывает, что наиболее привлекательной для общества стала смешанная система, позволяющая дополнить преимущества рынка гибкой системой государственного регулирования. В современных условиях в промышленно развитых странах смешанная экономика все более активно вытесняет чистый капитализм. Главное ее достоинство в том, что она не имеет крайностей, присущих названным выше двум моделям. Основными производителями продукции и покупателями условий производства там являются крупные корпорации, поэтому экономическая власть здесь не рассредоточена, но при этом она не носит тоталитарный характер, не осуществляется административно-бюрократическими методами. При таких условиях распределительные отношения не подавляют отношения обмена, а дополняют их; собственность на материальные ресурсы может быть общенародная, государственная, частная; поведение каждого субъекта мотивируется его личным интересом, но при этом в обществе определены и приоритетные цели. Государство выполняет в экономике активную функцию, имеется система прогнозирования, планирования и координации деятельности государственного и частного секторов. 1. Средством эволюционного перехода к смешанной системе является реформирование, в ходе которого экономика оказывается в переходном состоянии (переходная экономика). Следует отметить, что переход от одной системы к другой не всегда означает необходимость смены формы собственности. Например, к началу XX столетия экономическая модель, основанная на рыночных механизмах и регулируемая свободным рынком, исчерпала себя. На смену свободному рыночному механизму пришел регулируемый: система государственного регулирования экономики возникла еще во время первой мировой войны, ее демонтаж после войны привел к сильнейшему экономическому кризису (1929?1933 гг.). 2. Таким образом, форма собственности не препятствует и более жестким изменениям экономического курса. Переход от одной экономической модели к другой значительно облегчается наличием у всех современных экономических систем общей основы – товарного производства, хотя сами системы различаются уровнем его развития, а также типом экономической власти и формами ее осуществления и тем, какое место в системе ценностей данного общества занимает экономическая деятельность. 3. Важно и то, что каждая экономическая система обладает особыми свойствами, которые нужно учитывать при реформировании экономики. С одной стороны, она выглядит как открытая система, взаимодействующая с внешней средой (не препятствует обмену мировым опытом, утверждению общих закономерностей развития производства, допускает обновление своих элементов, смену моделей). С другой стороны, являясь отражением культурного слоя конкретной цивилизации, экономическая система ориентирована прежде всего на воспроизводство данного типа цивилизации, т.е. предстает жесткой замкнутой системой, когда возможности использования модели, выработанной в одной экономической системе, в других системах ограничены. Контрольные вопросы по теме:
· Уровень безработицы в стране · Определение оптимального объема производства фирмы. · Факторы, определяющие экономический рост. · Рациональное потребительское поведение 5.Рассмотрите основные вехи в развитии экономики как науки. Как исторически менялось понимание предмета экономики. 6.Что такое потребности и от чего они зависят? Как можно группировать потребности? Приведите соответствующие примеры. 7.Что собой представляет процесс производства? Какие отрасли экономики Вы отнесете к сферам материального и нематериального производства. 8.Какова связь между потребностями, производством и потреблением? Как вы понимаете безграничность потребностей? 9.Какие ресурсы необходимы для организации производства? Охарактеризуйте каждый из них. Как вы понимаете тезис об ограниченности ресурсов? Она абсолютна или относительна? 10.Что такое альтернативные издержки производства? Почему и при каких условиях они возрастают? 11.Какая проблема возникает в связи с ограниченностью ресурсов? Что такое кривая производственных возможностей. О чем говорит закон замещения? 12.Что такое экономическая система и каковы ее основные признаки? Охарактеризуйте традиционную, рыночную, смешанную и командную экономику Лекция №2. Микроэкономика Студент должен знать/ понимать: - факторы, влияющие на формирование спроса, эластичность спроса; факторы, влияющие на величину предложения, функцию предложения, эластичность предложения по цене, понятие рыночного равновесия. уметь: - определять величину спроса и предложения, равновесную цену.
Спрос. Спрос показывает какое количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить в данный момент времени по каждой предложенной на рынке цене. Следует различать термины «спрос» и «величина спроса». Величина спроса – это количество товара, которое потребители хотят и могут себе позволить (готовы) приобрести по данной конкретной цене. Следует отметить важное условие, что под спросом мы понимаем только то количество товара, которое способен приобрести покупатель. Таким образом, мы всегда говорим о платежеспособном спросе. Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: обычно чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот. Экономисты называют спросом количественную величину, меняющуюся в зависимости от разных условий, называемых факторами спроса. На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:
Спрос, конечно, зависит от многих переменных, и здесь перечислены лишь основные факторы.Зависимость спроса от различных факторов называется функцией спроса:
В наиболее простом случае функцию спроса выражают исключительно от цены на товар, как от основного фактора, влияющего на спрос:
Функция спроса может быть представлена и в табличной форме в виде шкалы спроса. Например, спрос на товар можно представить следующим образом:
Также спрос и, соответственно, функцию спроса можно выразить графически:
Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса - это изменение величины спроса при изменении цен, т.е. количества товара, которое готовы приобрести покупатели. Изменение спроса – это смещение самой кривой спроса, преимущественно оно отражает влияние неценовых факторов (исключением является изменение цен на связанные товары). Например, увеличение доходов потребителей вызывает смещение кривой спроса вправо. Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: · снижение цены увеличивает число покупателей, · расширяет их покупательную способность, · делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара. Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению спроса (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Взаимосвязь цены и спроса можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f (Q) – это обратная функция спроса Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене. Предложение Предложение – это количество товаров, которое продавцы (производители) готовы представить к продаже по данной цене в данное время. Величина предложения – это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по данной цене. Закон предложения выражается в том, что, как правило, при прочих равных условиях, чем выше цена, тем больше величина предложения. Условия, при которых формируется объем предложения, называется факторами предложения. Факторами предложения являются:
Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке. Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения, при изменении цены. Изменение предложения – это смещение самой кривой предложения в какую-то сторону в результате действия неценовых факторов. Реакция предложения на цену объясняется тем, что:
Также как и в случае с законом спроса из закона предложения есть свои исключения. Наиболее характерным исключением является предложение на рынке труда: с ростом оплаты труда люди могут позволить себе работать меньше, больше времени выделяя на отдых и досуг. То есть прирост почасовой ставки заработной платы труда больше определенного уровня (w 0) не компенсирует потерю ценности свободного времени, которым приходится жертвовать ради работы. Другой аналогией со спросом является существование индивидуального и совокупного (рыночного) предложения. Совокупное предложение на рынке получается путем суммирования предложения отдельных производителей и продавцов товара или услуги. Рыночное равновесие Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены. Рыночное равновесие – это положение на рынке,
|
|||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.193 (0.022 с.) |