Совокупный спрос и совокупное предложение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Совокупный спрос и совокупное предложение.



Главная цель экономического развития - это рост уровня и качества жизни всех членов общества. Для этого требуется рост масштабов общественного производства товаров и услуг на основе повышения общественной производительности труда. С точки зрения макроэкономики, это означает необходимость поддержания положительных темпов экономического роста. Должны расти занятость и эффективность использования всех ресурсов общества, его рабочей силы, капитала и природных ресурсов.
       Вместе с тем в рыночной экономике ресурсы общества не используются в полной мере. В условиях рыночной экономики существует безработица, недогрузка производственных мощностей. Причем масштабы недоиспользования ресурсов меняются в силу колебаний деловой активности, то есть в силу существования экономических циклов. Доходы членов общества, их уровень жизни также могут меняться в зависимости от уровня деловой активности. В дополнение к этому нестабильным и изменяющимся является уровень цен, как правило, они растут, имеет место инфляция. Колеблется курс национальной валюты, меняются масштабы экспорта и импорта, увеличиваются или уменьшаются поступления иностранной валюты. Может увеличиваться внешний и внутренний долг страны под влиянием сокращения экспорта и дефицита государственного бюджета. Все это и есть макроэкономические проблемы рыночной системы.
    Обобщающей макроэкономической проблемой является проблема макроэкономической нестабильности, главное выражение которой - экономический цикл. Дело в том, что в рыночной экономике периодически наблюдаются экономические кризисы, характеризующиеся спадом производства и ростом безработицы. Экономический спад сменяется подъемом экономики, ростом производства и сокращением безработицы. Колебания деловой активности создают атмосферу неуверенности и неопределенности, в целом ведут к снижению эффективности рыночной экономики.

Совокупный спрос  – это сумма всех видов спроса или суммарный спрос на всю конечную продукцию и услуги, произведенные в обществе. В структуре совокупного спроса выделяют:

•  спрос на потребительские товары и услуги (C);

•  спрос на инвестиционные товары (I);

• спрос на товары и услуги со стороны государства (G);

• чистый экспорт – разница между экспортом и импортом (X).

Таким образом, совокупный спрос можно выразить формулой:

AD = C + I + G + X.

Кривая совокупного спроса показывает количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом возможном уровне цен. Движение по кривой AD отражает изменение совокупного спроса в зависимости от динамики цен. Спрос на макроуровне подчиняется той же закономерности, что и на микроуровне: он будет падать при росте цен и увеличиваться при их снижении. Эта зависимость вытекает из уравнения количественной теории денег:

MV = PY и Y=MV/P,

где P – уровень цен в экономике;

Y – реальный объем выпуска, на который предъявлен спрос; М – количество денег в обращении;

V – скорость обращения денег.

Из этой формулы следует, что чем выше уровень цен Р, тем (при условии фиксированного предложения денег M и скорости их обращения V) меньше количество товаров и услуг, на которые предъявлен спрос Y.

Обратная зависимость между величиной совокупного спроса и уровнем цен связана с:

          • эффектом процентной ставки – с ростом цен увеличивается спрос на деньги. При неизменном предложении денег растет ставка процента, а в результате сокращается спрос со стороны экономических агентов, пользующихся кредитами, снижается совокупный спрос.

        • эффектом богатства (эффектом Пигу) – рост цен снижает реальную покупательную способность накопленных финансовых активов, делает их владельцев беднее, в результате чего снижается объем импортных закупок, потребление и совокупный спрос.

    • эффект импортных закупок рост цен внутри страны при неизменных ценах на импорт перекладывает часть спроса на импортные товары, в результате чего сокращается экспорт и снижается совокупный спрос в стране.

Наряду с ценовыми на совокупный спрос оказывают влияние неценовые факторы. Их действие приводит к смещению кривой AD вправо или влево.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.68 (0.005 с.)