Индивидуальный и совокупный (рыночный) спрос . 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Индивидуальный и совокупный (рыночный) спрос .



Совокупный спрос на рынке складывается из индивидуального спроса множества покупателей. Причем под индивидуальным спросом может приниматься как спрос отдельного потребителя, так и спрос на одном из рынков данного товара (например, региональном). Предположим, что спрос на некоторый товар складывается из индивидуального спроса трех потребителей, тогда совокупный спрос можно представить как:

Нетипичное поведение величины спроса выражается в том, что цена увеличивается и это вызывает рост величины спроса. В экономической теории отмечены несколько эффектов, когда спрос ведет себя нетипично.

Эффект Гиффена.

При повышении цен на товары первой необходимости, опасаясь дальнейшего роста цен, население с низким уровнем дохода начинает покупать эти товары в большем количестве, создавая запас на будущее. Таким образом, чем выше цена на товар, тем больше величина спроса на него. Это явление впервые описано в середине XIX века, когда под угрозой голода в Ирландии люди отреагировали на рост цены картофеля увеличением спроса на него.

Эффект Веблена (1899 г.).

Этот эффект выражается в показном потреблении престижных товаров. Повышение цен на некоторые престижные товары и услуги не делает их менее привлекательными для тех, кто покупает не столько сам товар, сколько престиж, связанный с обладанием этим товаром (например, покупка дорогого автомобиля, одежды в модном бутике, обед в дорогом ресторане). Однако эффект Веблена может иметь под собой и рациональную основу: цена товара может отождествляться с его ценой, при этом потребитель начинает остерегаться покупки товаров по низким ценам. Этот эффект наиболее активно используется в маркетинге: создание модных престижных и дорогих брендов также основано на эффекте Веблена.

Предложение

Предложение – это количество товаров, которое продавцы (производители) готовы представить к продаже по данной цене в данное время.

Величина предложения – это количество товара, которое продавцы готовы предложить на рынке по данной цене.

Закон предложения выражается в том, что, как правило, при прочих равных условиях, чем выше цена, тем больше величина предложения.

Условия, при которых формируется объем предложения, называется факторами предложения.

Факторами предложения являются:

  • Цена данного товара (Р);
  • Цены на другие товары – комплименты (РC) и субституты (РS);
  • Издержки производства (С);
  • Политика государства в области производства (налоги и субсидии) (G);
  • Уровень технологии, управления и организации труда (Tech);
  • Количество фирм на рынке (N);
  • Имеющиеся производственные мощности (M);
  • Объективные (внешние) условия производства (O);
  • Информация о рынке (Inf);
  • Ожидания производителей (Е).
  • По аналогии с функцией спроса функция предложения отражает зависимость величины «S» от факторов, его определяющих:
  • Знак «плюс» в формуле говорит о положительном наклоне кривой предложения.

Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке.

Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения, при изменении цены. Изменение предложения – это смещение самой кривой предложения в какую-то сторону в результате действия неценовых факторов.

Реакция предложения на цену объясняется тем, что:

  • фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения;
  • в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара.

Также как и в случае с законом спроса из закона предложения есть свои исключения. Наиболее характерным исключением является предложение на рынке труда: с ростом оплаты труда люди могут позволить себе работать меньше, больше времени выделяя на отдых и досуг. То есть прирост почасовой ставки заработной платы труда больше определенного уровня (w 0) не компенсирует потерю ценности свободного времени, которым приходится жертвовать ради работы.

Другой аналогией со спросом является существование индивидуального и совокупного (рыночного) предложения. Совокупное предложение на рынке получается путем суммирования предложения отдельных производителей и продавцов товара или услуги.

Рыночное равновесие

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.

Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению. Только при рыночном равновесии продавцы и покупатели готовы продавать и покупать одинаковое количество товара по одной и той же цене.

Равновесная цена (Рe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Предполагается, что рыночное равновесие максимизирует общественное богатство. При равновесной цене продается максимальное количество товара. Однако рынок не всегда работает, оптимально распределяя ресурсы.

Рис. 2.6.3.1. Рыночное равновесие

Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.

Pe = PD = PS – равновесная цена;

Qe = QD = QS - равновесный объем производства.

Контрольные вопросы:

  1. Какие факторы определяют выбор потребителя? Что вы понимаете под рациональным потребительским поведением?
  2. Что характеризует кривая безразличия?
  3. Что такое спрос и потребность? Объясните закон спроса. Почему кривая спроса нисходящая?
  4. Как будет смещаться кривая спроса (вправо или влево) в данных ситуациях:

А. Товар вышел из моды

Б. Цена взаимозаменяемого товара повысилась.

В. Ожидается снижение цен.

Г. В стране возросла рождаемость.

 5.Что такое рыночное предложение? Какова связь между ценой и предложением?

6.Перечислите факторы,влияющие на предложение товара? Объясните, как и в каком направлении влияет каждый фактор.

7.Что такое рыночное равновесие, равновесная цена и равновесный объем?

8.Что означает мгновенное, краткосрочное и долгосрочное равновесие? Что такое «нормальная» рыночная цена.

 9.Почему спрос на землю растет постоянно на протяжении всего периода существования человечества?

10.Объясните сточки зрения производственного спроса на факторы производства, почему такие профессии, как пряха, кузнец и т.п, стали «умирающими», ведь изделия ручного труда достаточно высоко ценятся?

12.Рассматривая предпринимательские способности в качестве факторов производства, объясните, почему при переходе к рыночной системе в России возрос спрос на фактор предпринимательства?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.172.146 (0.008 с.)