Лекция 2. Особенности составления психокоррекционных программ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. Особенности составления психокоррекционных программ



ЛЕКЦИЯ 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ

Основные принципы составления ПК программ

Модели корррекционно-развивающей работы

Структура ПК программ

Алгоритм составления ПК

Оценка эффективности ПК программ

6. Структура игрового занятия (доклад)

1. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999.

 

Структура психокоррекционных программ

Психокоррекционная программа включает в себя четыре основных блока:

1. Диагностический.

2. Установочный.

3. Коррекционный.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздей­ствий.

Диагностический блок. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формиро­вание общей программы психологической коррекции. Выявляются индивидуальные особенности того или иного процесса и сравниваются с существующими возрастными нормами.

Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, повышение уверенности клиента в себе, формирование желания сотрудничать с пси­хологом и что-либо изменить в своей жизни.

Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром и самим собой, определенными способами деятель­ности.

Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: изменение психологического содержания и дина­мики реакций, способствование появлению позитивных по­веденческих реакций и переживаний, стабилизация пози­тивной самооценки.

Алгоритм составления психокоррекционной программы

- четко формулировать цели коррекционной работы;

- определить круг задач, которые конкретизируют цели коррекционной работы;

- определение методологии и содержания программы

- выбрать стратегию и тактику проведения коррекцион­ной работы;

- четко определить формы работы (индивидуальная, групповая или смешанная) с клиентом;

- отобрать методики и техники коррекционной работы;

- определить общее время, необходимое для реализации всей коррекционной программы;

- определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 1 раз в неделю, 2 раза в неделю, 1 раз в две недели и т.д.);

- определить длительность каждого коррекционного за­нятия (от 10—15 мин в начале коррекционной программы до 1,5—2 ч на заключительном этапе);

- разработать коррекционную программу и определить содержание коррекционных занятий;

- планировать формы участия других лиц в работе (при работе с семьей подключение родственников, значимых взрослых и т.д.);

- реализовать коррекционную программу (необходимо
предусмотреть контроль динамики хода коррекционной ра­боты, возможности внесения дополнений и изменений в программу);

- подготовить необходимые материалы и оборудование.

По завершении коррекционных мероприятий составля­ется психологическое или психолого-педагогическое заклю­чение о целях, задачах и результатах реализованной коррек­ционной программы с оценкой ее эффективности.

Средства коррекции психических процессов

Коррекция наглядно-образного мышления.

1. Работа с конструктором по словесному описанию

2. Придумывание и изменение сюжета игр

Коррекция внимания.

Он включает в себя специально подобранные упражнения, составленные по мере увеличения количественных заданий и их сложности.

Основным условием эффективности будет регулярность проведения упражнений и их положительная эмоциональ­ная окраска для ребенка.

1. Обнаружение ошибок в тексте (аналогично Корректура – быстрое исправление ошибок в тексте)

2. Словарный диктант с комментариями: учитель читает каждое слово только один раз, учащиеся берут ручки только после прослушивания комментариев, выделения отдельных частей слова и объяснения их правописания разными учениками.

3. Корректурные задания: «Кто быстрее» (зачёркивание букв, значков на скорость)

4. Упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения образца

5. Например, при игре в «разведчика» сначала ребенку пред­лагаются 5—9 различных предметов или изображений пред­метов при одномоментном запечатлении. Их надо перечислить. Потом увеличивается количество предметов до 9—12, затем к демонстрируемым предметам добавляются предметы, ко­торых не было, и ребенок должен исключить лишние. Зада­ние можно усложнять, меняя пространственное размещение предметов (ребенок должен определить и указать месторас­положение предметов).

6. Наблюдательность (описать подробно школьный двор, путь от дома до школы и т.п.).

Коррекция логической памяти

1. Назвать 10-15 слов, которые можно разбить по логическому признаку (одежда, посуда и т.д.), ребёнок должен назвать слова.

2. Запоминание рассказа с чётко выраженными смысловыми блоками.

3. «Смысловые единицы» - ребёнок должен выделить главное в тексте (создать мнемические опоры) и найти путь анализа текста (Ответить на вопрос о ком или о чём говорится в начале текста и что об этом говорится. Затем ответ на эти вопросы по следующему содержанию текста и так до конца. Далее составляется план текста. Текст читается ещё раз с поиском ответов на пункты плана. После чего текст пересказывается).

Коррекция воображения.

Развитию воображения способствует расширение жизненного опыта и накопление впечатлений.

1. Незаконченные фигуры.

2. Составление рассказа с использованием определённых слов

3. Волшебные кляксы (что изображено?)

4. Завершение рассказа.

Развитие активной речи.

1. Пересказ и рассказ басен, сказок, кино и мультфильмов

2. Скороговорки (способствуют правильной артикуляции, плавности и темпу речи, развивают внимание и память)

3. Дополни слово (ведущий называет пол слова и кидает мяч ребёнку - поймать мяч и дополнить слово)

4. Составить из предлагаемого набора слов как можно больше слов.

5. Кто больше сочинит? (сочинить рифмы к словам или нарисованным предметам)

6. Перевёрнутые слова (восстановить нормальный порядок слов в предложении)

7. Из слогов – слова (составить из предложенных слогов определённое или наибольшее количество слов)

8. Соединить половинки слов.

9. Составить слова по конструкции (о_ _нь, м_с_)

10. За 3 минуты придумать как можно больше слов, состоящих из 3 букв.

11.  Предлагается слово-корень. Добавлением приставки, суффиксов, окончаний придумать как можно больше слов.

12. Составление палиндромов: слов или предложений, одинаково читающихся справа налево и слева направо.

Коррекция восприятия.

Возможные виды психокоррекционных заданий:

1. графически воспроизвести по инструкции взрослого значение некоторых слов;

2. нарисовать на отдельном листе деталь предмета, напри­мер одну лапу или один нос;

3. нарисовать фантастических персонажей, например жар-птицу в волшебном саду;

4. нарисовать точки в разных комбинациях;

5. нарисовать для ребенка точками контур рисунка и по­просить его обвести;

6. «дорожка» — взрослый рисует сложную линию дороги,
ребенок рядом воспроизводит такую же;

7. нарисовать прямые линии без отрыва карандаша;

8. слепить различные формы из пластилина.

 

ЛЕКЦИЯ 2. ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 248; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.009 с.)