Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий



Эффективность коррекционного воздействия может быть оценена с точки зрения:

а)    разрешения реальных трудностей развития;

б)   постановки целей и задач коррекционной программы.

Необходимо помнить, что эффекты коррекционной рабо­ты проявляются на протяжении: достаточно длительного вре­менного интервала, в процессе работы, к моменту завершения и т.д. Оценка эффективности коррекции может меняться в за­висимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности.

1) Для клиента основным критерием успешнос­ти своего участия в программе будет эмоциональное удов­летворение от занятий и изменение эмоционального балан­са в целом в пользу положительных чувств и переживаний, изменения во внутреннем мире клиента.

2) Для психолога, ответственного за организацию и осуще­ствление коррекционной программы, главным критерием оценки станет достижение поставленных в программе целей, положительная динамика объективно-регистрируемых параметров, характеризующих достижение целей программы; устойчивость изменений в течение определённого времени. На успешность коррекционной работы влияет пролонгированностъ коррекционного воздействия. Даже после завер­шения коррекционной работы желательны контакты с кли­ентом с целью выяснения особенностей поведения, сохране­ния прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1—2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий.

3) Для лиц из окружения клиента эффективность програм­мы будет определяться степенью удовлетворения их запро­са, мотивов, побудивших обратиться за психологической помощью, а также особенностью осознания ими проблем и стоящих перед ними задач, непосредственно связанных с проблемами клиента.

Требования к оценке эффективности ПК программ:

—   оценка эффективности коррекционного воздействия
требует четкого определения методов. В практике зачастую
очень трудно выделить какой-то один метод, так как в кор­рекционных целях большинство психологов используют со­четание различных методов;

—   даже один и тот же метод в руках специалистов разной квалификации дает разные результаты. Для сопоставимой оценки эффективности изучение эффективности должно проходить на гомогенном материале, причем группа клиен­тов должна формироваться как случайная выборка, что яв­ляется весьма затруднительным с практической и этичес­кой точек зрения;

-     оценку работы должны давать независимые эксперты, независимые специалисты, при этом целесообразно, чтобы эксперт не был бы осведомлен о применяющемся методе, что исключало бы возможное влияние на его оценку собственных представлений о методе;

—   следует учитывать структуру личности психолога, сте­пень выраженности у него качеств, необходимых для про­гнозирования успешности воздействия;

-     необходимо сравнивать непосредственные и отдален­ные результаты психокоррекционного воздействия (это осо­бенно важно при личностно-ориентированном воздействии);необходимо учитывать теретические предпосылки психоло­га, влияющие на его профессиональные цели и задачи, а также отношение психолога к профессии и его представле­ния о своих профессиональных качествах;

- при групповой форме коррекционной работы необхо­димо учитывать профессиональные возможности психоло­га, направленные на использование своих индивидуальных качеств для оптимизации психокоррекционного воздействия, оптимальный уровень активности психолога при работе с группой, его объективное значение в зависимости от фазы развития группы.

При оценке эффективности воздействия могут исполь­зоваться объективные психофизиологические методы, ре­гистрирующие вегетативно-соматические, физиологические и психические функции. Поиск критериев эффективности психокоррекционного воздействия всегда будет требовать учета своеобразия механизмов нарушений, используемых методов воздействия и тех целей, которые стремятся реали­зовать с их помощью

По мнению известного отечественного психолога Гуревича, наиболее эффективны ПК программы умственного развития, т.к. валидность методик диагностики этого развития самая высокая.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.005 с.)