Концепция формирования эффективных организаций. «Структура 5». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция формирования эффективных организаций. «Структура 5».



Автор: Генри Минцберг

Предлагает типологию организаций, предусматривающую разделение организаций на 5 типов:

1. Предпринимательская:

  • прямое управление
  • доминирование руководства
  • централизация
  • молодость организации

 

2. Машинная:

  • стандартизация рабочих процессов;
  • главная роль у техноструктуры
  • формализация поведения
  • организация старая
  • устойчивое окружение;

 

3. Профессиональная:

  • стандартизация навыков;
  • ведущая роль знаний и навыков работников;
  • децентрализация;
  • развитость организации

 

4. Инновационная:

  • стандартизация выпуска;
  • создание проектных команд
  • диверсифицированные рынки;
  • расширение прав руководителей среднего звена;

 

5. Миссионерская:

  • взаимопомощь;
  • общие ценности;
  • динамичное окружение;
  • молодая организация

 

       3.10. Концептуальныце основы менеджмента

       Автор: Питер Дракет (1940-90е годы)

       Главная идея исследований это исключительная роль профессиональных менеджеров. Отмечается, что достижение экономических результатов связано только с людскими ресурсами. «Знание — единственное устойчивое конкурентное преимущество». «Работник по знаниям» является основным ресурсом и главным объектом затрат в развитой экономике.

 

       3.11. Ресурсная теория организации

       Автор: Карл Вернельфельт и Р. Румельт

       Теория призвана объяснить создание, использование и возобновление конкурентных преимуществ фирмы. В ресурсной теории выделяют:

  • основные ресурсы — которые могут быть куплены на рынке, в т.ч. Материальные;
  • стратегические активы — ресурсы, которые обеспечивают компанию устойчивыми конкурентными преимуществами. Цены сложно воспроизводимы.

На основе стратегических активов организация создает устойчивые конкурентные преимущества.

 

       3.12. Современные направления теоретических разработок

     На переднем крае теоретических разработок и тенденций, имеющих большую практическую значимость, в настоящее время оказались направления, которые в наибольшей мере отражают изменившиеся условия функционирования организаций. Это вызвано и ориентацией на новейшие технологии, и проблемой рисковых инвестиций, и способами высокопродуктивного ведения хозяйства, и прогнозированием потребительского спроса и поведения конкурентов, и господством стратегического подхода в управлении. Среди основных направлений теоретических обобщений и разработок можно назвать следующие концепции.

1. Концепция внутренних рынков корпораций (или организационн ых рынков). Она характеризуется перенесением закономерностей и принципов рыночного хозяйства во внутреннюю деятельность корпораций. Такие революционные преобразования должны охва­тить все подразделения (линейные, функциональные, маркетинговые и даже аппарат высших руководителей). Они становятся автономными звеньями, которые покупают и продают товары и услуги, участвуя во внутрифирменном и межфирменном обороте, и объединяются едиными информационными сетями, финансовыми системами и предпринимательской культурой. Благодаря развитию прямых связей организационные рынки резко сокращают многие виды расходов, внимание фирм фокусируется на обосновании перехода от иерархических к горизонтальным структурам, на поиске выгодных соотношений между крупными и малыми операциями.

Согласно этой концепции подразделения, имеющие широкую экономическую самостоятельность внутри предприятий, могут оперативно вносить изменения в производстве товаров, предоставлении услуг, во всей системе отношений с потребителями. На этой основе и с использованием информационных технологий формируются сетевые организации с распределенными автономными звеньями, так называемые виртуальные корпорации. Появляется принципиально новый объект управления, требующий очень тонкой настройки. К этому направлению примыкает и разрабатываемая концепция «демократической корпорации», предусматривающая широкую децентрализацию управления с развитием демократических форм и методов функционирования подразделений и руководителей.

2. Теория альянсов (ассоциативных форм организации и управ ления). Интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов (в Первую очередь научно-технических, инвестиционных и финансовых), приводят к появлению многообразных форм горизонтального объединения организаций. Образуются плоские организационные иерархии вокруг основных процессов, имеющие специфические цели. Это не только так называемые горизонтальные корпорации, но и стратегические союзы, различные модификации конгломератов, консорциумов, холдингов, хозяйственных ассоциаций и групп.

Новая корпоративная модель предусматривает расширение кооперирования среди конкурентов, поставщиков и потребителей и тем самым меняет представление о границах организации. Профессиональные знания и умение каждого партнера позволяют создавать более эффективную организацию, в которой любая функция и процесс реализуются на глобальном уровне. Компании объединяются для того, чтобы использовать специфические рыночные возможности, которые отдельно взятыми организациями не могут быть реализованы. Особое внимание уделяется проблеме всестороннего развития человеческих ресурсов. Отношение к людям как к ведущему ресурсу, к капиталу, а не как к персонифицированным издержкам производства становится едва ли не центральным постулатом теории организации. Важное значение придается проблеме доверия — к системе управления, принимаемым решениям, их исполнению, руководителям.

3. Концепция «экологически осознанного руководства» предприятием. Ее основой является рассмотрение предприятия как экологической субсистемы и, следовательно, как части природного кругооборота. В данном случае в центре внимания оказываются экологические процессы. Важнейшими целями предприятия какэкологической субсистемы следует считать:

  • защиту ресурсов (получение на входе в субсистему экологически проверенных ресурсов и их экономное расходование);
  • ограничение выбросов (т.е. предотвращение или уменьшение утечки вредных веществ в окружающую среду на выходе из субсистемы);
  • сокращение отходов (снижение их количества, переработка и повторное использование;
  • ограничение риска, т.е. уменьшение потенциальных опасностей на выходе из субсистемы, предотвращение аварий или снижение тяжести их последствий;
  • производство безвредных продуктов, т.е. таких продуктов, которые на протяжении их жизненного цикла являются ресурсосберегающими, не наносят вреда окружающей среде (отсутствие вредных выбросов и отходов), обладают низкой долей риска.

           Экологическая ответственность является интегральной составной частью ответственности предприятия. Она требует целенаправленного учета и сокращения экологической нагрузки и риска во всех сферах деятельности и на всех стадиях жизненного цикла продукта. В концепции экологические сферы деятельности предприятия систематизируются (производство, продукт, работники и коммуникации) и по каждой из них выдвигаются актуальные природоохранные задачи. В качестве критериев выступают экологическая и экономическая эффективность, общественное признание, юридическая легитимность.

Осуществление «экологически осознанного» руководства предприятием требует соответствующих систем управления на нормативном, стратегическом и оперативном уровнях. На нормативном уровне основную роль играют правила экологического поведения, определяющие общие обязанности предприятий по выполнению экологических требований. На стратегическом уровне можно использовать различные системы. Важно, чтобы новые экологические цели были интегрированы в уже применяемые системы планирования, руководства и контроллинга. На оперативном уровне используется целый ряд систем и инструментов, важнейшими из которых являются расчет потоков материалов и энергетических потоков, бухгалтерский учет отходов, а также экологические показатели и индикаторы, с помощью которых измеряется и контролируется экологическая эффективность деятельности предприятия.

           Вводится понятие экологической размерности, предполагающей минимизацию потребления природных ресурсов и нагрузки на окружающую среду. Критерием оптимальности служит экологическая эффективность деятельности предприятия. В конечном счете речь идет о переходе от концентрации внимания на контроле за «производством» вредных веществ на конечном этапе к управлению использованием ресурсов на входе в систему и предотвращению образования вредных вещест


 Лекция 2: «Системные представления теории организации»

 

2.1 Понятие системы. Признаки систем. Типология систем

2.2 Свойства систем

2.3 Общие законы организации систем



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.161.132 (0.009 с.)