Консультационная деятельность интеграционного типа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консультационная деятельность интеграционного типа



1.

Консультационные службы играют значи­тельную роль в развитии мирового аграрного сектора и имеют большое практическое значение для мировой экономики.

Суть консультационной деятельности состоит в оказании немате­риальной помощи людям в решении проблем, с которыми они не могут справиться самостоятельно. Консультационные службы, осуществ­ляющие такого рода деятельность в аграрном секторе, являются ча­стью системы получения и передачи аграрных знаний и информации, необходимых для эффективного ведения экономики.

В термин «консультационная служба агропромышленного комплекса» мно­гие специалисты вкладывают разный смысл –  в соответствии со свои­ми представлениями о ее целях и задачах.

В узком смысле цель сельскохозяйственной консультационной службы состоит в распространении информации, помогающей увели­чить эффективность конкретных бизнес-процессов в АПК.

В более широком понимании цель кон­сультационной службы в АПК заключается в повышении эффективности хо­зяйственной деятельности и, следовательно, в увеличении уровня до­ходов товаропроизводителей АПК.

Существующее расхождение в понимании целей и задач консуль­тационной службы обусловлено историей ее развития и определением нескольких типов. Выделяется четыре типа консультационной дея­тельности в АПК: просветительский, академический, консалтинговый и интеграционный. Указанные типы деятельности не заменяют полностью друг друга. Они существовали, и будут существовать одновременно, имея свои цели и методы достижения близких, но несовпадающих полностью це­лей. Причем каждая конкретная консультационная служба может осуществлять различные типы консультационной деятельности.

2.

История развития современных консуль­ тационных служб в аграрном секторе начинается примерно с первой трети XIX века. В этот период в наиболее развитых странах Западной Европы началось широкое распространение демократических ценностей и идей про­ свещения и народничества. Следствием этого стало появление движе­ ния, которое объединило лучших представителей всех слоев общест­ ва. Они стремились бескорыстно передать новейшие знания и умения представителям наиболее бедного и неразвитого населения.

Создание сельскохозяйственных служб было вызвано катастро­фическим неурожаем картофеля в Европе в 1845 году. Первая сель­скохозяйственная служба появилась в Ирландии. В 1847 году Коро­ левским сельскохозяйственным обществом Ирландии было организо вано направление странствующих лекторов в районы, наиболее по­ страдавшие от неурожая. Они разъясняли и показывали фермерам способы выращивания картофеля и других корнеплодов. Эта система работала в течение четырех лет. Она финансировалась за счет земле­владельцев, благотворительных пожертвований и фондов правитель­ ства.

В этот период в Англии появился термин «экстеншн», который понимался как распространение знаний. Наиболее ранние акции этого движения относятся к 40-м годам XIX века. В 70-е годы XIX века сис­ тема центров для чтения лекций населению нашла распространение в ряде университетов (Кембриджский, Оксфордский и другие).

Сходные движения наблюдались в других странах Западной Ев­ ропы. В Германии с середины 50-х годов XIX века появились странст­ вующие лекторы, которые действовали под руководством обществ по распространению сельскохозяйственных знаний. В теплое время года такой лектор разъезжал по хозяйствам, читал лекции и давал советы фермерам, а в течение зимы преподавал в сельскохозяйственной шко­ле. Хотя официально лекторы были представителями негосударствен­ ных обществ, их работа финансировалась за счет государства, и сове­ ты лекторов были бесплатны для фермеров. Однако организационная поддержка консультационной деятельности со стороны государства была минимальной.

В России подобное движение, происходившее примерно в тот же период, называлось «хождение в народ».

Основные черты консультационной деятельности просвети­тельского типа можно сформулировать следующим образом:

- цель деятельности - улучшение условий быта и труда наиболее бедных и неразвитых слоев общества (в том числе селян) путем обу­чения (просвещения);

- целевая группа - представители указанных слоев общества, по­нимающие свои проблемы и желающие активно участвовать в изме­нении ситуации (в сельской местности - представители мелких в ос­новном натуральных хозяйств);

- в качестве «консультантов» выступали активные просвещенные граждане и благотворительные орга­низации;

- организационно система строилась на базе «кружков знаний», универсальных образовательных учреждений и просветительских ор­ганизаций;

- предусматривалась только передача знаний путем обучения, ус­луги любого рода отсутствовали;

- плата за обучение отсутствовала или была минимальной.

Суть консультационной деятельности просветительского типа - развитие наиболее бедных и неразвитых слоев общества посредст­вом оказания благотворительной помощи в решении их проблем в форме обучения.

3.

Зарождение консультационной службы в сельском хозяйстве как самостоятельной организационно оформленной деятельности связано с аграрным кризисом конца XIX века. Этот период характеризуется быстрым развитием науки и техники и широким использованием их достижений во всех сферах человеческой деятельности. На фоне про­мышленной революции особенно заметно проявилась отсталость пат­риархального сельскохозяйственного производства, которая тормози­ла развитие других отраслей.

Для этого времени характерны возросшие потребности в сельско­хозяйственном сырье и продовольственных товарах. Дополнительный импульс развитию сельского хозяйства и сельскохозяйственной кон­сультационной службы был задан Первой мировой войной. Особое значение приобрела проблема обеспечения продовольственной безо­пасности стран, вовлеченных в военные действия.

К этому периоду относится создание государственных или под­держиваемых государством структур информационно-консультацион­ной службы в сельском хозяйстве Великобритании, США и других стран. Консультационная служба начинает рассматриваться как инст­румент аграрной политики. Так, в 1896 году в Баварии была создана система передачи сельскохозяйственных знаний в форме государст­венной службы. В начале XX века в Шотландии были созданы и фи­нансировались государством три сельскохозяйственных колледжа в виде независимых региональных институтов с целью обеспечить обу­чение и консультирование фермеров. В 1914 году в США была созда­на Кооперативная служба распространения знаний (экстеншн) под патронажем Министерства сельского хозяйства.

В период появления служб академического типа сельское населе­ние фактически было сельскохозяйственным товаропроизводителем, и никакого различия между этими понятиями не подразумевалось. Ос­новными клиентами службы являлись люди, занятые в многопрофильных мелкотоварных хозяйствах. Консультационная служба академиче­ского типа осуществляла постоянный мониторинг проблем сельской местности и выступала инициатором изменений, направленных на ее развитие, сохраняя при этом «просветительский дух» в своей работе.

Например, на Национальную сельскохозяйственную консульта­ционную службу Великобритании в соответствии с Сельскохозяйст­венным законом 1944 года возлагались следующие задачи:

- давать советы сельским товаропроизводителям, чтобы помочь им наилучшим образом использовать свои ресурсы и улучшить уро­ вень жизни;

- взаимодействовать в рамках консультационной деятельности с организациями, связанными с сельским хозяйством, в частности На­ циональным союзом фермеров, Советами по сбыту продукции;

- проводить исследовательскую работу по проблемам, с которыми сталкиваются сельские товаропроизводители, а также разрабатывать и применять результаты научных исследований;

- давать советы Министру по техническим последствиям прово­ димой политики.

Для консультационных служб академического типа х арактерны следующие основные черты:

- цель деятельности - улучшение условий быта и повышение эф­фективности труда представителей сельского сообщества путем специального обучения, а также мотивирование населения к проведению этих улучшений;

- целевая группа - местное (региональное) сельское сообщество, все его члены без исключения;

- в качестве консультантов выступают профессионально подго­товленные специалисты, сотрудники государственных организаций и учреждений;

- организационно консультационная служба строится на базе универсальных научно-образовательных учреждений и включает в себя систему местных и региональных офисов по работе с клиентами, прикладных научных,    лабораторных, племенных, санитарно-эпидемиологических и других учреждений;

- передача знаний происходит посредством специализированного обучения, профессионального консультирования, предоставления научно обоснованной информации;

клиент является активным участником процесса создания и об­мена знаниями, существует устойчивая постоянная обратная связь службы с клиентами.

Суть консультационной деятельности академического типа - развитие сельской местности (сельского сообщества)посредством оказания государственной помощи ее жителям в решении их проблем в форме обучения и консультирования.

4.

После Второй мировой войны в сельском хозяйстве развитых стран под влиянием научно-технического прогресса происходили процессы специализации и концентрации производства, повышения интенсивно­сти и эффективности производства. Сельское хозяйство достигло отно­сительно высокого уровня развития. В этот период сельских товаро­производителей надо было не учить, а повышать их квалификацию, не выделять и объяснять проблемы, стоящие перед ними, а помогать им в принятии решений по специфическим вопросам.

Поле деятельности государственных организаций сужается, так как сельское хозяйство достигло удовлетворительного уровня разви­тия. В отличие от предыдущего периода, когда государство брало на себя все расходы, заботясь об интересах общественного развития, в послевоенный период государство максимально сворачивает свою деятельность в аграрной экономике. Оно стремится поддерживать функционирование рыночной системы в сельской местности. При этом оно усиливает и модифицирует ее функционирование и макси­мально снижает свою поддержку отдельных групп производителей. Место государства во многом занимают негосударственные коммер­ческие организации, которые ведут информационно-консультацион­ную деятельность консалтингового типа. В итоге создаются предпо­сылки для приватизации информационно-консультационных служб.

Основными чертами консультационной деятельности консал­ тингового типа являются следующие:

- цель деятельности - повышение эффективности работы отдель­ных предприятий посредством предоставления им информации и кон­сультационных услуг;

- целевая группа — специализированные сельскохозяйственные предприятия;

- передача знаний происходит посредством специализированного обучения, профессионального консультирования, предоставления на­учно обоснованной информации;

- организационно-консультационная служба строится на базе организаций любого рода, имеющих возможность предоставлять про­фессиональные информационно-консультационные услуги;

- в качестве консультантов выступают профессионально подго­товленные специалисты;

- интегрированный набор платных услуг.

Оказывать консалтинговую помощь могут как государственные, так и частные организации. Если требуется повышение эффективно­ сти отраслей сельского хозяйства в целом и проведение мероприятий государственной аграрной политики, возможно предоставление ин­формации и консультаций всем предприятиям полностью или частич­ но за счет средств государственного бюджета. Это не меняет сути консультационной деятельности консалтингового типа. Однако по утверждениям специалистов, использование службы на платной осно­ ве имеет ряд преимуществ. К ним относятся большая ориентация на рынок, более эффективное и рациональное использование ресурсов консультационной службы, более высокий уровень услуг и советов, более мотивированный персонал, обеспечение точного измерения спроса на конкретные консультационные услуги и другие.

Следовательно, суть консультационной деятельности консал­ тингового типа - оказание помощи сельским товаропроизводителям в принятии решений путем предоставления информации и консульти­рования. Решение проблем клиента происходит посредством предос­тавления ему информации, повышения его квалификации в принятии решений, проведения специальных научных исследований.

5.

Развитие процессов разделения труда приводит к тому, что от­дельные виды производственной деятельности становятся все более узконаправленными. Для того чтобы заниматься ими, требуются глу­бокие узкоспециализированные знания и умения. Если подобных зна­ ний и умений недостаточно у работников конкретного предприятия, то на данном предприятии появляются виды деятельности, которые осуществляются с низкой эффективностью.

Проблема может приобрести хронический характер при наличии двух обстоятельств. Во-первых, при отсутствии решения проблемы недостаточно высокой эффективности с помощью внутрипроизводст­ венных отношений, дополнительного обучения или консультирова­ ния; во-вторых, при экономической нецелесообразности вложения дополнительных средств в ее решение. Необходимо максимально уменьшить объем этого вида деятельности либо воспользоваться ус­лугами внешней организации. В последнем случае предприятие пере­дает отдельные виды внутрихозяйственной деятельности в управление внешней консультационной организации, которая может обеспечить более высокую эффективность и качество работы. Такими видами деятельности могут быть ведение бухгалтерской отчетности, под­ держка информационных систем, подбор персонала и другие.

Передача отдельных видов деятельности сторонним организациям в современной литературе получило название «аутсорсинга». Речь идет о выполнении только вспомогательных функций, а не о сбыте продук­ции. Если работа полностью передана консультационной фирме, то данная консультационная деятельность имеет интеграционный тип.

Определены следующие черты консультационной деятельности интеграционного типа:

- цель деятельности - повышение эффективности работы организации-клиента посредством осуществления консультационной служ­бой управления некоторыми вспомогательными видами непроизводственной деятельности данной организации;

- основная целевая группа — высокоспециализированные сельскохозяйственные предприятия;

- отсутствие передачи навыков и умений клиенту в сфере, охваченной аутсорсингом;

- организационно консультационная служба строится на основе частных предприятий, союзов, кооперативов и т.п.;

- узкоспециализированный набор услуг.

Таким образом, суть консультационной деятельности интегра­ ционного типа - оказание помощи сельским товаропроизводителям в решении их проблем посредством участия в разделении труда.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.171.20 (0.027 с.)