Этические школы эллинистического периода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этические школы эллинистического периода.



Эпоха эллинизма берет свое начало от завоеваний Александра Македонского. Греция перестала быть демократической, а фактически превратилась в персидско-македонскую колонию, управляемую извне, наместником. Кроме того, эллинизм означал конец замкнутого греческого мира с четкой демаркацией «эллины – варвары», становление единой культурной Вселенной – эйкумены (например, основатель стоицизма Зенон был финикиец), космополитических тенденций. В этих условиях философия как создание теоретических систем была неадекватна требованиям времени, она превратилась в этику как умение жить. Общее для всех школ этого периода – идеал мудреца, который выше страданий.

Эпикур (342 – 271) учил в Саду, на воротах которого было написано: «Путник, тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие – высшее благо», причем предлагались кувшин с водой и корочка хлеба. Его идеалом было не безудержное стремление к наслаждению, а безмятежное состояние души. Чтобы получить это самое безмятежное состояние, необходимо избавиться от всех страхов: перед богами, перед смертью и перед судьбой. С богами все просто: они не вмешиваются в дела людей, поэтому бояться их бессмысленно. А вот чтобы обосновать отказ от боязни смерти и судьбы, Эпикур обращается к идее атома, причем по сравнению с Демокритом добавляет новое свойство движения атомов: способность случайно отклоняться от траектории. Таким образом, основой мироздания является не необходимость, а случайность, свобода. Судьбы не нужно бояться, потому что ее нет, миром правит случай (ср. принцип неопределенности Гейзенберга). Смерти же не нужно бояться, т.к. она не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть – смерти еще нет, когда она есть – нас уже нет.

Стоицизм был основан Зеноном из Китиона (336 – 264), учившегося у киника Кратета, но наиболее ярко представлен в учениях Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия. Основная идея стоиков – мужественное принятие судьбы такой, как она есть, тем самым противостояние ей. Судьба – это разворачивание Логоса, мирового разума, поэтому все, что происходит, разумно, хотя и кажется нам неразумным. У Сенеки очень важна тема самоубийства, т.к. оно позволяет победить смерть (привязанность к жизни делает человека рабом). Он сам покончил с собой по приказу своего бывшего воспитанника Нерона.

Скептицизм основан Пирроном (360 – 270). Суть учения состоит в том, что мы ничего не знаем, на любое суждение мы можем доказать противоположное ему истинное суждение. Поэтому мы должны воздерживаться от суждений (эпохэ – воздержание от суждений), и это приведет нас к невозмутимости.

Неоплатоники – последователи Платона, завершающие собой античность в широком смысле слова. Начало неоплатонизму положено Плотином (203 – 270). В целом неоплатоники были комментаторами (Платон, Аристотель, Пифагор), в их учениях присутствует элемент мистики, магии (Прокл, Ямвлих). Самый существенный момент в философии Плотина – учение о Едином. Единое – высшая ступень бытия, оно все охватывает и при этом невыразимо, тождественно Благу. В целом онтология Плотина представляет собой эманацию (порождение) Единого:

Единое = Благо

Ум

Душа

…….

Многое (материя) = Зло (Абсолютная лишенность)

Неоплатонизм сильно повлиял на последующую философию: христианство, натурфилософию Возрождения.

Характерные черты античной философии.

1. Космоцентризм – это основная характеристика античного мышления, в котором стержневой является идея космоса, гармонии и меры, представление о соразмерности и органической связи всех элементов мира. Космос в понимании греков – это мировой порядок, противоположный хаосу, это и природа, и социальный мир. Боги – тоже часть природы, человек – микрокосм, т.е. также не выделен из природного целого.

2. Сильное влияние мифологии: не разработана собственно философская терминология, в аргументации много чувственной наглядности.

3. Диалектический подход: борьба противоположностей, единое и многое, идея и вещь, форма и материя и т.д. Он также связан с принципом гармонии как согласованности внутреннего и внешнего, как примирения противоположностей.


ЛЕКЦИЯ 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

1. Древнеиндийская философия:

1.1. Возникновение.

1.2. Специфические черты.

1.3. Философские школы.

2. Древнекитайская философия:

2.1. Основные черты.

2.2. Философские учения Конфуция и Лао-цзы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.187.19 (0.005 с.)