Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этические школы эллинистического периода.
Эпоха эллинизма берет свое начало от завоеваний Александра Македонского. Греция перестала быть демократической, а фактически превратилась в персидско-македонскую колонию, управляемую извне, наместником. Кроме того, эллинизм означал конец замкнутого греческого мира с четкой демаркацией «эллины – варвары», становление единой культурной Вселенной – эйкумены (например, основатель стоицизма Зенон был финикиец), космополитических тенденций. В этих условиях философия как создание теоретических систем была неадекватна требованиям времени, она превратилась в этику как умение жить. Общее для всех школ этого периода – идеал мудреца, который выше страданий. Эпикур (342 – 271) учил в Саду, на воротах которого было написано: «Путник, тебе здесь будет хорошо, здесь удовольствие – высшее благо», причем предлагались кувшин с водой и корочка хлеба. Его идеалом было не безудержное стремление к наслаждению, а безмятежное состояние души. Чтобы получить это самое безмятежное состояние, необходимо избавиться от всех страхов: перед богами, перед смертью и перед судьбой. С богами все просто: они не вмешиваются в дела людей, поэтому бояться их бессмысленно. А вот чтобы обосновать отказ от боязни смерти и судьбы, Эпикур обращается к идее атома, причем по сравнению с Демокритом добавляет новое свойство движения атомов: способность случайно отклоняться от траектории. Таким образом, основой мироздания является не необходимость, а случайность, свобода. Судьбы не нужно бояться, потому что ее нет, миром правит случай (ср. принцип неопределенности Гейзенберга). Смерти же не нужно бояться, т.к. она не имеет к нам никакого отношения: когда мы есть – смерти еще нет, когда она есть – нас уже нет. Стоицизм был основан Зеноном из Китиона (336 – 264), учившегося у киника Кратета, но наиболее ярко представлен в учениях Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия. Основная идея стоиков – мужественное принятие судьбы такой, как она есть, тем самым противостояние ей. Судьба – это разворачивание Логоса, мирового разума, поэтому все, что происходит, разумно, хотя и кажется нам неразумным. У Сенеки очень важна тема самоубийства, т.к. оно позволяет победить смерть (привязанность к жизни делает человека рабом). Он сам покончил с собой по приказу своего бывшего воспитанника Нерона.
Скептицизм основан Пирроном (360 – 270). Суть учения состоит в том, что мы ничего не знаем, на любое суждение мы можем доказать противоположное ему истинное суждение. Поэтому мы должны воздерживаться от суждений (эпохэ – воздержание от суждений), и это приведет нас к невозмутимости. Неоплатоники – последователи Платона, завершающие собой античность в широком смысле слова. Начало неоплатонизму положено Плотином (203 – 270). В целом неоплатоники были комментаторами (Платон, Аристотель, Пифагор), в их учениях присутствует элемент мистики, магии (Прокл, Ямвлих). Самый существенный момент в философии Плотина – учение о Едином. Единое – высшая ступень бытия, оно все охватывает и при этом невыразимо, тождественно Благу. В целом онтология Плотина представляет собой эманацию (порождение) Единого: Единое = Благо Ум Душа ……. Многое (материя) = Зло (Абсолютная лишенность) Неоплатонизм сильно повлиял на последующую философию: христианство, натурфилософию Возрождения. Характерные черты античной философии. 1. Космоцентризм – это основная характеристика античного мышления, в котором стержневой является идея космоса, гармонии и меры, представление о соразмерности и органической связи всех элементов мира. Космос в понимании греков – это мировой порядок, противоположный хаосу, это и природа, и социальный мир. Боги – тоже часть природы, человек – микрокосм, т.е. также не выделен из природного целого. 2. Сильное влияние мифологии: не разработана собственно философская терминология, в аргументации много чувственной наглядности. 3. Диалектический подход: борьба противоположностей, единое и многое, идея и вещь, форма и материя и т.д. Он также связан с принципом гармонии как согласованности внутреннего и внешнего, как примирения противоположностей. ЛЕКЦИЯ 3. ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА 1. Древнеиндийская философия: 1.1. Возникновение. 1.2. Специфические черты. 1.3. Философские школы. 2. Древнекитайская философия: 2.1. Основные черты. 2.2. Философские учения Конфуция и Лао-цзы.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.187.19 (0.005 с.) |