Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вильгельм Карлович Кюхельбекер (1797-1846).
Имя поэта в нашем сознании ассоциируется с именем А.С. Пушкина, так как Кюхельбекер – один из самых любимых его лицейских товарищей. Он – предмет дружеских пародий и насмешек, эпиграмм. За ужином объелся я, // А Яков запер дверь оплошно – Так было мне, мои друзья, И кюхельбекерно и тошно. (1819). Где вы, товарищи? Где я? // Скажите, Вакха ради…// Вы дремлете, мои друзья, // Склонившись на тетради…// Писатель за свои грехи, // Ты с виду всех трезвее; // Вильгельм, прочти свои стихи, // Чтоб мне заснуть скорее. Кюхельбекер действительно очень любил писать стихи, но он увлекался классическим слогом (позже сойдется с «младоанархистами»). Это увлечение сильно дисгармонировало с общим предпочтением лицеистов «легкой поэзии» Батюшкова и Жуковского – последователей Карамзина. К тому же Кюхельбекер был по-юношески увлеченным максималистом, что иногда мешало его музе. Небезынтересен отзыв о нем директора лицея Энгельгардта (такие отзывы давались всем ученикам лицея). «Читал всё и обо всем, имеет большие способности, прилежание, добрую волю, много сердца и добродушия, но в нем совершенно нет вкуса, такта, грации, меры и определенной цели. Чувство чести и добродетели проявляется в нем иногда каким-то донкихотством». Но были и другие пушкинские оценки Кюхельбекера. Служенье муз не терпит суеты; Прекрасное должно быть величаво: Но юность нам советует лукаво, И шумные нас радуют мечты…Опомнился – но поздно! И уныло // Глядим назад, следов не видя там. // Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, // Мой брат родной по музе, по судьбам? (1825). «Приди; огнем волшебного рассказа // Сердечные преданья оживи; Поговори о бурных днях Кавказа, // О Шиллере, о славе, о любви». Литературная деятельность Кюхельбекера до 14 декабря 1825 года была довольно разнообразной. Он пишет стихи, выступает в печати с литературно-критическими статьями «О направлении нашей поэзии, особенно лирической в последнее десятилетие» (с радикальными требованиями гражданственности и народности в литературе) и выступает против элегической школы Жуковского. К первым литературным опытам примыкают публичные лекции по русской литературе, которые Кюхельбекер читал в Париже, прекращенные по настоянию русских властей. В поэзии Кюхельбекер культивировал «высокую» лирику, был сторонником оды (наперекор вкусу эпохи), одические интонации были слышны не только в его гражданских и общественных стихотворениях и в обработке библейских мотивов, но и в субъективных элегиях-исповедях (послание в элегических интонациях «К Евгению»).
Вообще, для Кюхельбекера было характерно обращение к теме поэта. Сам поэт, его судьба были неизменно трагическими. Это и послание «К Евгению», «Грибоедову» и обращение к Пушкину, Дельвигу (стих. «Поэты») написано как отклик на южную ссылку Пушкина. Его лирике характерен мотив разочарования – в свободолюбивом движении на западе (стих. «Ницца) – Но и здесь не спит страданье, // Муз пугает звук цепей. Разочарование в жизненных надеждах («Разуверение», «Пророчество», «Участь поэтов») – это мотивы романтической поэзии. В 30-е годы в его творчестве возникает образ разочарованного светского героя времени («Ижорский»). Это новый опыт в русской драматургии в области драматической поэмы в духе «Фауста» Гете. Ижорский – герой, утомлённый жизнью и разочарованный. И я, признаться, светом утомлен: // Я много жил, - и жизнь возненавидел!». Центральным нервом всей декабристской поэзии было лирическое воодушевление, поэтому на авансцену и выдвигался сам поэт, чья жизнь на глазах становилась примером, зовущим к освобождению. Образ поэта-пророка сопровождает Кюхельбекера от первых лицейских опытов до смерти. Лейтмотив его творчества – мысль об избранничестве, высоком назначении, святости песнотворца. Поэт-пророк несет миру абсолютную правду, он вдохновлен свыше, а потому может не замечать низкую реальность, зная, что в конечном счете она преобразится его словом. Гонения и проклятия, преследования и насмешки не стоят внимания – таков удел поэта всегда. Кюхельбекер даёт свой вариант «вечной коллизии»: то, что Рылеев запечатлел в национально-историческом материале, у Кюхельбекера развернуто в истории поэзии. Страдания поэтов времён минувших не отменяют парадоксального оптимизма, и понятно почему: великие поэты прошлого победили толпу и время – остались в веках, а значит: И что ж? Пусть презрит нас толпа:// Она безумна и слепа! («Поэты»)
Проклят, кто оскорбит поэта// Богам любезную главу;//На грозный суд его зову:// Он будет посмеяньем света! («Проклятие») Гордая независимость избранника коренилась в мощной традиции: Кюхельбекер, как и лирик Грибоедов, как и Фёдор Глинка, прямо ориентируется на библейские образцы. Лексика священных книг, синтаксическая усложнённость, резкость образов и отчётливость витийственной интонации создавали особый эффект «высокого» пророческого языка. «Темнота» поэтического стиля, требовавшая читательской активности, была не издержкой, как казалось литературным противникам Кюхельбекера и, к сожалению, некоторым исследователям, но задачей – высокое косноязычие передавало энергию горящего чувства, не знающего скованности мер, ломающего сегодняшние каноны. Стих Кюхельбекера должен опьянять и завораживать читателя, превращать раба в гражданина и повергать в ужас «глухих» супостатов. Лирика Кюхельбекера соприкасается с проповедью и призывом, проклятьем и присягой – она требует немедленного поступка, гражданского, воинского или нового поэтического подвига. В её эмоциональной взвинченности тон воинственной песни сливается с мелодией псалма, одическое парение отрывается от традиционно государственных идеалов классической оды и оборачивается исповедью на миру. Философская обработка библейских мотивов в позднем творчестве Кюхельбекера (поэма «Вечный жид») рассматривается панорама всемирной истории как проблема всеобщего зла; пессимистический взгляд. «Наш шар завершил свою жизнь и судьбу». Скорбные мотивы тюремной и сибирской лирики Кюхельбекера наводят на мысль об усталости, духовном кризисе, одиночестве поэта. Странно было бы ждать от человека, просидевшего 10 лет в одиночной камере, а затем заброшенного в сибирскую глушь, от человека, физически слабого и вовсе не приспособленного к жизненным тяготам, безоблачного оптимизма. Поэзия зрелого Кюхельбекера – поэзия скорби и боли, но поэзия. Высокий смысл его поэзии – поэзия поднимает человека, очищает его боль, дарует особые свободы. Кюхельбекер ощущает себя живым, покуда с ним вдохновение, утрата поэзии представляется ему самым страшным несчастьем. Если нет поэзии – нет и жизни. Итак, творчество декабристов было новой страницей в развитии русского романтизма – романтизма активной гражданской позиции (революционный романтизм). Поэты-декабристы создают новый тип героя (герой-гражданин и герой активный противник социального зла, разочарованный), новые жанровые формы (думы, философская поэма, романтическая повесть, экспромт). Философская поэма утверждает, что человек сам должен «творить мир», в соединении основной идеи жизни «добра и зла». Жанр романтической поэмы, разрабатывал Рылеев и другие. Укрепили в русской литературе интерес к народной и исторической тематики – поэмы Рылеева, творчество Одоевского (жанр песни), Кюхельбекер (народная драма).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.007 с.) |