Раздел 1. Экономика и ее роль в жизни общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Экономика и ее роль в жизни общества



Содержание

Стр.

Введение                                                                                                               3

Раздел 1. Экономика и её роль в жизни общества                                              4

Тема 1.1.: Назначение и структура экономики                                   4

Тема 1.2.: Собственность и её виды                                                     12

Тема 1.3.: Организация хозяйственной деятельности                        17

Раздел 2. Микроэкономика                                                                                  23

Тема 2.1.: Структура микроэкономики                                               23

Тема 2.2.: Рынок                                                                                   27

Тема 2.3.: Конкуренция и монополия как модели      

современного рынка                                                                            34

Тема 2.4.: Экономические основы бизнеса                                                   40

Раздел 3. Распределение доходов в обществе                                                     49

           Тема 3.1.: Распределение доходов в обществе                                   49

           Тема 3.2.: Государственное перераспределение доходов                  58

           Тема 3.3.: Налоговая система                                                              62

Раздел 4. Макроэкономика                                                                                  65

           Тема 4.1.: Структура экономики страны                                            65

           Тема 4.2.: Экономический рост национального хозяйства                71

           Тема 4.3.: Неустойчивость и равновесие

           макроэкономики                                                                                   75

           Тема 4.4: Регуляторы национального хозяйства                                         84

           Тема 4.5.: Финансы и денежно-кредитная система                             87

Раздел 5. Современная мировая экономика                                                       91

           Тема 5.1.: Мировое хозяйство на рубеже 20 – 21 веков                              91

           Тема 5.2.: Мировой рынок товаров, услуг и валют                           94

           Тема 5.3.: Глобализация мировой экономики                                    99

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Урок 1

Мы с вами будем изучать дисциплину «Основы экономики» по специальности «Экономика и бухгалтерский учет».

Экономическая теория является общепрофессиональной наукой. Данная учебная дисциплина дает базовые экономические знания для освоения специальных экономических дисциплин учебного плана по вашей специальности, таких как: экономика предприятий, бухгалтерский учет, финансы, маркетинг, экономика отрасли и другие. Программа дисциплины «Основы экономики» рассчитана на 90 часов, в том числе 20 часов (10 уроков) – практические занятия.

При изучении данной дисциплины предусмотрены контрольные, самостоятельные, устные, письменные, тестовые работы и опросы.

В программе предусмотрено 5 разделов, по окончании курса – экзамен.

Необходимо:

· Общая тетрадь для теоретического материала.

· Папка-скоросшиватель для практических работ (20 листов размером А4 в клетку).

· Тетрадь (12 листов) для контрольных тестовых опросов.

В результате изучения дисциплины вы должны знать закономерности рыночных механизмов, законы экономики и показатели экономических категорий, методы их расчета (производительность труда, эффективность, ВВП, ВНП и др.).

Должны научиться все полученные знания использовать на специальных предметах, в курсовых работах, дипломных проектах и на государственных экзаменах.


РАЗДЕЛ 1. Экономика и ее роль в жизни общества

Урок 2 - 3. Тема 1.1.: Назначение и структура экономики (4 часа)

Экономика как хозяйственная деятельность и как наука о такой деятельности.

Потребности общества. Закон Энгеля.

Факторы производства, ресурсы и их роль в экономике.

Структура национальной экономики.

 

1.Экономика как хозяйственная деятельность и как наука о такой деятельности

 

Основные значения термина "экономика"

это
это
это
ЭКОНОМИКА

   
например
Общественные отношения, связанные с хозяйственной деятельностью людей

   
например
Хозяйство того или иного района, страны, группы стран или всего мира

   
например
Научная дисциплина, изучающая какую-либо область хозяйственной жизни общества

    экономика феодальная, рыночная
эта вся та деятельность людей, которая связана с обеспечением материальных условий их жизни
экономика
административно-командная

    экономика Москвы, России, мировая экономика и т.д.     экономика промышленности сельского хозяйства и т.д.

 

 

Рисунок 1.1.1 – Основные значения термина «экономика»

 

 

Термин «Экономика» имеет греческое происхождение. Переводится как «искусство управления хозяйством».

 

 

                 Общетеоретическая                    основа системы                    экономических наук

 

 


Рисунок 1.1.2 – Система экономических наук

Экономика рассматривается в настоящее время как минимум в трех направлениях:

1. Совокупность общественных отношений людей, связанных хозяйственной деятельностью (может быть: феодальная, административно-командная, рыночная, смешанная и т.д.).

2. Производственная система, хозяйство (ЕХР: города, страны, мира и т.д.).

3. Отрасль науки, научная дисциплина, изучающая область хозяйственной жизни общества, экономические отношения.

 

 


Мезоэкономика рассматривает поведение отдельных подсистем национальной экономики или отраслей народного хозяйства
             Отдельные предприятия, фирмы по производственному принципу объединяются в отдельные отрасли.   Этот уровень называется мезоэкономика

 

Макроэкономика рассматривает поведение или функционирование национальной экономической системы в целом
Экономика отдельных отраслей или их групп объединяется в одно целое – государственную экономику, которая называется макроэкономика

 

 


        Экономика отдельных государств в их совокупности называется метаэкономика        

Метаэкономика рассматривает поведение или функционирование мировой экономики в целом

 

 


Рисунок 1.1.3 – Структурные уровни экономики

 

 

На основании этих значений термин «экономика» может иметь общее определение – это любая деятельность людей, общества по обеспечению определенных материальных условий для организации жизни.

Одним из главных принципов экономики эффективность производственной деятельности.

↑ ДОХОДЫ                                      ↓ РАСХОДЫ, т.е.

Минимизация затрат и максимилизация прибыли – это суть рационального экономического поведения.

Эп = результат производства / затраты

Экономический показатель эффективности (отношение затрат производства к затратам)

Повышение эффективности Российской экономики – одна из актуальных задач хозяйствования страны.

 

2. Потребности общества. Закон Энгеля

ПОТРЕБНОСТЬ – объективная нужда людей в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, личности.

Потребности руководит действиями человека в достижении такой цели, как удовлетворение и толкает человека к производственной деятельности. Условно потребности делятся на:

·  первичные – (еда, одежда, вода);

·  вторичные – (образование, искусство, развлечение, т.е. духовные, интеллектуальные потребности и т.д.).

Такое деление условно, т.к. это индивидуально для человека (ЕХР: некоторые могут не купить себе одежду, а отправиться путешествовать или купить книгу).

Выделяют виды потребностей:

·  биологические (пища, жильё, одежда и т.д.);

·  социальные (образование, отдых и т.д.);

·  экономические (рабочая сила, деньги, капитал и т.д.).

КАПИТАЛ имущество, ценные бумаги и другое, способное приумножить доход.

· производственные (сырье, энергоносители, труд и т.д.);

· культурные и духовные (образование, развлечения, религия и т.д.).

Средством удовлетворения потребностей выступает – БЛАГО – это товары и услуги. Они могут быть:

· частичные (индивидуальность людей – еда, одежда и.т.д.);

· общественные (оборона, здравоохранение, наука, экология, спорт и т.д.);

· неэкономические (воздух, вода и т.д.);

· экономические (используется для производства новых товаров и услуг (природные ископаемые, трудовые ресурсы)).

В зависимости от времени использования различают потребности, благо:

· долговременного пользования (машины, оборудование и т.д.);

· кратковременного пользования (продукты питания, утварь и т.д.);

· взаимозаменяемые благо (масло маргарин, спички и зажигалки и т.д.).

Потребности не могут быть постоянными, они имеют свойства изменяться, т.е. по мере удовлетворения потребностей их уровень повышается («Ока» - «Мерседес»), от низкого к более высокому. В обществе действует закон повышения потребностей.

Однако удовлетворить все потребности невозможно, т.к. они безграничны, а средства их удовлетворения ограничены.

Немецкий экономист ЭНГЕЛЬ изучил зависимость: от роста доходов падает доля расходов на питание и увеличивается доля прочих расходов (ЕХР: роскошь, спорт, уровень транспорта)

ЕХР: В СССР в 1963 г. В среднем на питание расходовали:

· от дохода 75 рублей в месяц – 51%;

· от дохода 100 рублей в месяц – 42,7%;

· от дохода 150 рублей в месяц – 32% от совокупного дохода.

США в 1980г. С ростом дохода на 1% расход возрастал на:

· питание на 0,77%;

· одежду на 0,32%;

· транспорт на 1,1%;

· на медицинские услуги на 1,9%;

· на предметы роскоши на 3,6%;

· спорт на 3,7%;

· на такси на 2,8%.

 

3. Факторы производства, ресурсы и их роль в экономике

Факторы производства – это все то, что участвует в производственном процессе по созданию товаров и услуг.

Экономисты выделяют 4 фактора производства: ЗЕМЛЯ – ТРУД – КАПИТАЛ - ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

ЗЕМЛЯ – это все нерукотворная среда, в которой обитает человек – природные ресурсы (плодородие, запасы минерального сырья, лес, вода и т.д.).

ТРУД – вид человеческой деятельности, используемой в производстве. (способности, образование, квалификация, навыки и т.д.)

КАПИТАЛ – созданные человеком средства производства, богатство в виде зданий, оборудования, машин, транспорта, денег, ценных бумаг и т.д.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО – деятельность по организации работы факторов производства. В производстве товаров и услуг этот фактор объединяет и обеспечивает соединение факторов.

Основные факторы производства подразделяются на:

а) материальные (ЗЕМЛЯ, КАПИТАЛ);

б) людские (ТРУД, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО).

 

 

 

 


Рисунок 1.1.4 – Основные направления экономической деятельности

 

Термин «фактор» используют для общего понятия (агрегированное) – ЗЕМЛЯ, КАПИТАЛ.

Термин «ресурсы» - для более конкретных понятий.

Факторы производства входят в ресурсы производства.

РЕСУРСЫ ПРОИЗВОДСТВА – это сумма природных, социальных и духовных сил, используемых в процессе создания продукции.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕРЕСУРСЫ

Рисунок 1.1.5 – Экономические ресурсы

Обобщая рассмотренные факторы производства, следует сказать, что все они объединены в единую систему общественного производства и направлены на удовлетворение потребностей общества и человека.

При анализе ресурсов необходимо четко определять:

Рисунок 1.2.1 – Структура отношения собственности

1. ВЛАДЕНИЕ – физическое обладание вещью на основании существующих законов

ПОЛЬЗОВАНИЕ – право использовать вещь для своих нужд.Собственник может передать имущество в пользование другим лицам на определенный срок (аренда, договор, лизинг).

РАСПОРЯЖЕНИЕ – право владельца изменять принадлежность имущества (обмен, дарение, купля-продажа и т.д.).

2. Хозяйственное использование средств производствавозникает тогда, когда собственник не хочет сам хозяйствовать собственностью, а сдает ее в наем за определенную плату, оставляя за собой право присвоения (владения).

3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ получение прибыли, дохода. Права собственника закреплены ГК РФ статья 2 (Гражданского права). Гражданское право охраняет, определяет, регулирует имущественные отношения (пользование, распоряжение) устанавливает право свободного отношения субъектов (собственника) и объектов.

Гражданское право составляет юридическую основу рынка имущественных отношений (купли-продажи, дарения, аренды, услуг и т.д.), не допускает произвольного вмешательства со стороны органов государства или третьих лиц в гражданское правоотношение.

Норма права предусматривает запрет на использование собственности во вред обществу.

Отношение собственности одновременно функционирует в экономической и юридической форме.

 

2. Основные виды и типы собственности

 

Виды собственности различают по:

· субъектам (кто владеет);

· объектам (чем владеет).

                 
 
Собственность
Частная
 
Общественная


 


                                                                     

 

                                      собственность                                                    государственная

                                      граждан                                                               собственность

 

                                      собственность созданных ими                          муниципальная

                                      юридических лиц                                               собственность

Рисунок 1.2.2 – Основные типы и формы собственности (по её субъектам)

Рисунок 1.2.3 – Виды собственности по её объектам

Рисунок 1.3.1 – Взаимодействие стадий общественного хозяйства

ПРОИЗВОДСТВО – ключевая фаза экономического оборота, т.к. без него другие стадии невозможны.

Для оптимальной организации кругооборота хозяйственной деятельности используются ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ, которые координируют, устанавливают, организуют связь между производителями и потребителями.

 

Рисунок 1.3.2 – Уровни разделения труда

 

Принцип общественного разделения труда используется во всех хозяйственных звеньях. Выделяют 6 основных уровней специализации:

1) ВНУТРИФИРМЕННОЕ в рамках одного предприятия – по цехам, участкам, отделам, профессиям.

2) ПО ПРЕДПРИЯТИЯМ – отдельные предприятия по производству определенной продукции: молочный комбинат, хлебозавод, мебельный цех и т.д.

3) ОТРАСЛЕВОЙ – нефтяная, угольная, пищевая химическая, металлургия и т.д.

4) ПО ГРУППАМ ОТРАСЛЕЙ: три крупные сферы:

· добыча угля, нефти, газа, сельское хозяйство, лесоводство, рыболовство;

· переработка сырья в готовую продукцию, полуфабрикаты (нефтепереработка, мебельная, автомобильная и т.д.);

· сфера услуг: банки, страховые, транспортные, телефонные, медицинские, образовательные и другие системы.

5) ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ – это специализация по регионам, зонам (Западная Сибирь, Южный округ, Краснодарский край, Ставропольская область и т.д.)

6) МЕЖДУНАРОДНЫЙ УРОВЕНЬ. Это разделение предполагает систематизацию отдельных производств уже целых стран:

ЕХР: Бразилия – кофе, Саудовская Аравия – нефть, Япония – автомобили, телеаппаратура.

В промышленности выделяют три основные вида специализации:

· предметная (автомобили, химические продукты, обувь и т.д.);

· подетальная (шины, подшипники и т.д.);

· технологические этапы производства (установка колес, сборка автомобиля и т.д.).

В сельском хозяйстве выделяют:

· растениеводство;

· животноводство;

· мясная, зерновая и т.д.

Итак, РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА – важнейшее условие эффективности рыночного хозяйства. Кооперация труда повышает его эффективность за счет концентрации и специализации качества выполняемых работ, экономии средств производства, сокращении рабочего времени, широкого использования достижений НТП и НТР (научно-техническое развитие).

Технический фактор по подсчетам экономистов дает 60% прирост производительности труда. Производительность труда измеряется двумя методами:

1) через количество продукта (выработка) произведенного одним рабочим в единицу времени.

ПТ = Q продукта / Ч, где

Q – количество продукта

Трудоёмкость показывает, сколько времени требуется для выработки единицы продукции.

ЗАДАЧА

Оператор автоматической установка по заточке деталей за 7 часов рабочего времени выполнил 140 деталей. Определите: 1) Часовую производительность работы оператора. 2) Трудоемкость единицы детали.

РЕШЕНИЕ: 1) ПТ = 140 \ 2 = 20 деталь/час.

              2) Т – 7/ 140 = 0,05 час\изделие = 3 мин\изделие.

 

 

5. Натуральное и товарное производство

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО – форма организации общественного производства, где все товары производятся для собственного потребления внутри хозяйства. С другими хозяйствами обмен не производиться:

· кто производит блага, тот и распределяет и потребляет их;

· невысокий уровень вооруженности труда, его организации;

· не связано с банками, биржами;

· экономические отношения просты и понятны.

Цель натурального производства – удовлетворение потребностей семьи и путем потребления продукта или обмена на другой продукт для своего потребления.

Товарное производство в настоящее время является главной (всеобщей) экономической формой ведения хозяйства (основа хозяйствования).

ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – форма общественного производства, при которой товары производятся специализированными производителями для общественного потребления по средствам обмена на рынке (купля-продажа).

Главное условие рынка:

· общественное разделение труда;

· право собственности – экономическое обоснование и частная собственность.

В товарном производстве целью становиться ПОЛУЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ.

 


РАЗДЕЛ 2. Микроэкономика

Урок 9. Тема 2.1.: Структура микроэкономики (2 часа)

ХАРАКТЕРИСТИКИ

ВИДЫ ПРЕДПРИЯТИЙ ИМУЩЕСТВО ПРЕДПРИЯТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Индивидуальное предприятие  Находятся в единоличной собственности предпринимателя Неограниченная
Товарищество (партнерство) Разделено на доли (вклады) участников Неограниченная и (или) ограниченная
Акционерное общество Разделено на части (акции), которые приобретают акционеры   Ограниченная
Унитарное предприятие Неделимо: принадлежит государству или муниципалитету; закрепляется за предприятием для хозяйственного использования Ограниченная

 

 

Рисунок 2.1.1 – Виды предприятий и их основные характеристики

В рамках предприятия выделяют структуры:

· производственно-техническая – взаимосвязь подразделений и служб, которые обеспечивают связь всех операций – от начальной до конкретной в создании продукта;

· экономическая – планирование, стимулирование, контроль за процессом труда;

· социальная – обеспечивает профессиональный, технический уровень, технику безопасности, здоровье, отдых.

Предприятия классифицируются:

1. По формам собственности:

· частные;

· государственные (РФ, федеральные, республиканские);

· муниципальные (городские, сельские);

· смешанные.

2. По характеру деятельности:

· производственные;

· не производственные.

3. По размерам:

· крупные (более 500 чел);

· средние (200 – 500 чел);

· мелкие (менее 200чел).

4. По сферам деятельности:

· промышленные;

· сельскохозяйственные;

· транспортные;

· строительные и др.

5. По формам деятельности:

· производственные;

· коммерческие;

· финансовые.

Виды предприятий:

· индивидуальные (собственные предприятия);

· товарищества (партнерство) (разделено на вкладчиков);

· акционерные (разделено на части);

· унитарные (принадлежат государству).

 

ПРОМЫШЛЕННОСТИ

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Предметная по детальная технологическая (стадия)
Специализация на изготовлении однородной конечной продукции Специализация на производстве отдельных частей будущего готового продукта Специализация на выполнение отдельных операций или этапов технологического процесса
Например, автомобилей, костюмов, обуви и т.д. Например, шин, подшипников, карбюраторов и других деталей Например, установка колес при сборке автомобиля

 

 

Рисунок 2.1.2 – Основные виды специализации в промышленности

 

 

 

Рисунок 2.1.3 – Простая модель экономического круговорота

 

 

ВЫВОД: все эти структуры предприятий взаимосвязаны между собой с целью оптимизации достижения целей. Предприятия не обособленная система. Они вступают в производственные отношения с другими предприятиями, государственными учреждениями, органами власти. Это обусловлено тем, что они получают от других предприятий сырье, материалы, энергию; нуждаются в определенных услугах (образование, медицинские услуги, консультации и т.д.); платят налоги, берут кредиты у банков; заключают договора и др. производственную деятельность предприятия выражают формулой, где объём производства зависит от затрат:

Q = f × (F 1 × F 2 × F 3 × F4 … Fn )

Т.е. в процессе производства участвует комплекс факторов. Изменение любого фактора приводит к изменению Q.


Урок 10-11. Тема 2.2.: Рынок (4 часа)

Структура и функции рынка.

3. Рыночные законы саморегулирования. Рыночное ценообразование.

 

 

Структура и функции рынка

Рынки подразделяются на виды:

· потребительский (промышленные товары, продовольствие, услуги и т.д.);

· рынок рабочей силы (контракты между работодателем и работниками);

· рынок средств производства (оборудование, машины, орудия труда и т.д.);

· финансовый (ценные бумаги, деньги, валюта и т.д.).

 

 

Рисунок 2.2.1 – Основные виды рынков

 

Среди многообразных функций рынка выделяют шесть:

1) посредническая. (Рынок соединяет продавцов и покупателей.);

2) ценообразующая. (Взаимодействие рыночного спроса и предложения образуют цену товара.);

3) информирующая. (Цена и насыщенность рынка товаром сообщает о состоянии экономики.);

4) регулирующая. (Рынок дает ответ что, для кого и как производить.);

5) стимулирующая;

6) оздоравливающая.

 

 

 

Рисунок 2.2.2 – Основные функции рынка

 

 

3. Рыночные законы саморегулирования. Рыночное ценообразование

Современные рыночные системы основаны на экономической свободе, свободном выборе покупателей и производителей и обладают внутренними механизмами саморегулирования производства и сбыта продукции. Экономическая практика дает три фактора саморегулирования рынков:

· рыночные цены;

· рыночные спрос и предложение;

· конкуренция.

РЫНОЧНЫЙ СПРОС – потребность, способность и желание покупателей приобрести товары по определенной цене. Цена товара является определяющим фактором спроса. С повышением цены спрос падает, с понижением – растет.

ЗАКОН СПРОСА характеризует обычную связь между величиной спроса и ценой товара.

Рисунок 2.2.3 – График спроса

 

Рисунок 2.2.4 – График спроса на условный товар

ЗАКОН СПРОСА:

Д = f × 1/р, где

Д – спрос

Р – цена

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – количество товара, которое находится на рынке по определенной цене в определенный момент времени. Предложение и цена товара находятся в прямой зависимости: чем > цена, тем выше предложение, тем больше количество товара будет произведено.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ:

S = f (p), где

S – предложение

F – цена

 

 

Рисунок 2.2.5 – График предложения на условный товар

ВЫВОД: на рынке может быть несколько ситуаций, на которые влияет в основном цена и другие факторы:

1) спрос > предложения;

2) спрос < предложения;

3) спрос = предложению.

В ситуациях 1 и 2 наступает противоречие между покупателем и продавцом. Это требует от хозяйства либо увеличить количество товара, либо уменьшить. При равенстве Д и S (ситуация 3) устанавливается равновесная цена, однако такое состояние кратковременное.

 

 

 


Рисунок 2.2.7 – Общий график спроса и предложения на условный товар

 

РЫНОЧНАЯ ЦЕНА (ТР) товара определяется точкой пересечения кривых спроса и предложения. При равновесной цене весь товар раскупается, полностью удовлетворяя покупательский спрос. Это устраивает производителей и покупателей. При нарушении равновесной цены появляется или избыток спроса - ДИФИЦИТ товара, или избыток предложения.

Рынок обязан реагировать на соотношение спроса и предложения, нормируя их характеристики (цену), смягчая удары по потребителям и сохраняя эффективность хозяйственной деятельности.

 

 

Рисунок 2.2.8 – Три фактора рынка

 

 

 

 


Рисунок 2.2.9 – Рыночное саморегулирование равновесной цены

 


Урок 12. тема 2.3.: Конкуренция и монополия как модели современного рынка (2 часа)

Антимонопольная политика.

1. Конкуренция и монополия как модели современного рынка

Конкуренция и монополия являются неотъемлемой частью рыночных отношений.

КОНКУРЕНЦИЯ – (от лат. сталкивать) – соперничество между производителями товаров за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка.

 

 

 


Рисунок 2.3.1 – Роль конкуренции в экономике

 

 

МОНОПОЛИЯ – (от греч. один продаю) – исключительное право на что-либо (на производство, продажу, покупку и т.д.), принадлежащее одному или группе лиц, или государству. Другими словами, это рыночное господство.

 

 

 

 


Рисунок 2.3.2 – Основные формы и методы конкуренции

 

 

Рисунок 2.3.3 – Основные форму конкуренции

 

Методы конкурентной борьбы разнообразны и могут быть недобросовестными:

· Распространение ложных сведений о конкурентах;

· Скупка сырья, кредитов, рынков сбыта;

· Незаконное использование товарных знаков и др.

Нормальная конкуренция:

· мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества, повышает эффективность предприятия;

· способствует установлению равновесной цены на рынке, выступая стихийным регулятором рынка;

· помогает гибко реагировать, приспосабливаться к изменяющимся условиям производства.

В рыночной экономике конкуренция обозначает тип рыночной структуры – модели рынка:

1) СОВЕРШЕННАЯ (ЧИСТАЯ) КОНКУРЕНЦИЯ:

· большое число небольших производителей;

· фирмы не могут диктовать условия цен, т.к. продукты почти однозначны, контроль цен отсутствует;

· вступление в отрасль свободное.

2) НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ связана с:

· заметным ограничением свободного предпринимательства, подавлением конкуренции со стороны других фирм;

· много продавцов – мало покупателей;

· ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара разным потребителям по разным ценам, неоправданный рост цен;

· самовольное использование недобросовестных методов: разглашение научной, торговой информации, вытеснение с рынка и др.

3) МОНОПОЛИЯ в экономике возникает на основе высокой конкуренции и централизации капитала и производства. Цель: извлечение сверх высокой прибыли.

 

 

 


Рисунок 2.3.4 – Главные признаки монополии

 

Характерные черты монополии:

· концентрация хозяйственной деятельности в руках одного или нескольких фирм (более 35%);

· преобладающее положение этих фирм на рынке определенных товаров;

· установление монопольных цен (завышение или занижение цен, создание искусственного дефицита для дальнейшего повышения цен).

 

 

 


Рисунок 2.3.5 – Основные плюсы и минусы монополии

 

Монополия может быть естественная и искусственная:

 

 

 


Рисунок 2.3.6 – Основные виды монополии

ЕСТЕСТВЕННАЯ создается объективно, закономерно (автомобильная, газовая, водоснабжение и т.д.). Она экономически оправдана, обеспечивает большую эффективность, значит и более низкие цены.

ИСКУСТВЕННАЯ создаются гиганты (картели, тресты, союзы, синдикаты и т.д.) для получения рыночной власти и сверхприбылей.

Промышленные гиганты отличаются друг от друга широтой соглашений, количеством участников и масштабами самостоятельности.

 

 


Рисунок 2.3.7 – Формы рыночного господства

 

Модели современного несовершенного рынка и антимонопольная политика государства. Существуетчетыре основные модели:

1) чистая конкуренция;

2) чистая монополия;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия.

 

Таблица 2.3.1 Краткая характеристика моделей современного рынка

Модели рынка

Основные характерные черты

число фирм контроль над ценой вступление в отрасль примеры Чистая конкуренция очень большое отсутствует совершенно свободное сельское хозяйство; услуги фондовых бирж и по обмену валют Чистая монополия одна очень значительный практически исключено электро-, газо-, водоснабжение, метрополитен, связь и т.д. Монополистическая конкуренция много очень ограниченный сравнительно свободное производство одежды, обуви, мебели, книг; розничная торговля Олигополия несколько значительный (особенно при сговоре) очень затруднено производство стали, автомобилей, сельхозмашин; оптовая торговля

 

Монополизм в экономике имеет положительные и отрицательные стороны.

Антимонопольная политика

Во всех развитых странах существует антимонопольная политика – законодательства, ограничивающие деятельность монополий и их объединений.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.263 с.)