Конкуренция и монополия как модели современного рынка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конкуренция и монополия как модели современного рынка.



Виды и характеристика моделей современного рынка.

Антимонопольная политика.

1. Конкуренция и монополия как модели современного рынка

Конкуренция и монополия являются неотъемлемой частью рыночных отношений.

КОНКУРЕНЦИЯ – (от лат. сталкивать) – соперничество между производителями товаров за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка.

 

 

 


Рисунок 2.3.1 – Роль конкуренции в экономике

 

 

МОНОПОЛИЯ – (от греч. один продаю) – исключительное право на что-либо (на производство, продажу, покупку и т.д.), принадлежащее одному или группе лиц, или государству. Другими словами, это рыночное господство.

 

 

 

 


Рисунок 2.3.2 – Основные формы и методы конкуренции

 

 

Рисунок 2.3.3 – Основные форму конкуренции

 

Методы конкурентной борьбы разнообразны и могут быть недобросовестными:

· Распространение ложных сведений о конкурентах;

· Скупка сырья, кредитов, рынков сбыта;

· Незаконное использование товарных знаков и др.

Нормальная конкуренция:

· мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества, повышает эффективность предприятия;

· способствует установлению равновесной цены на рынке, выступая стихийным регулятором рынка;

· помогает гибко реагировать, приспосабливаться к изменяющимся условиям производства.

В рыночной экономике конкуренция обозначает тип рыночной структуры – модели рынка:

1) СОВЕРШЕННАЯ (ЧИСТАЯ) КОНКУРЕНЦИЯ:

· большое число небольших производителей;

· фирмы не могут диктовать условия цен, т.к. продукты почти однозначны, контроль цен отсутствует;

· вступление в отрасль свободное.

2) НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ связана с:

· заметным ограничением свободного предпринимательства, подавлением конкуренции со стороны других фирм;

· много продавцов – мало покупателей;

· ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара разным потребителям по разным ценам, неоправданный рост цен;

· самовольное использование недобросовестных методов: разглашение научной, торговой информации, вытеснение с рынка и др.

3) МОНОПОЛИЯ в экономике возникает на основе высокой конкуренции и централизации капитала и производства. Цель: извлечение сверх высокой прибыли.

 

 

 


Рисунок 2.3.4 – Главные признаки монополии

 

Характерные черты монополии:

· концентрация хозяйственной деятельности в руках одного или нескольких фирм (более 35%);

· преобладающее положение этих фирм на рынке определенных товаров;

· установление монопольных цен (завышение или занижение цен, создание искусственного дефицита для дальнейшего повышения цен).

 

 

 


Рисунок 2.3.5 – Основные плюсы и минусы монополии

 

Монополия может быть естественная и искусственная:

 

 

 


Рисунок 2.3.6 – Основные виды монополии

ЕСТЕСТВЕННАЯ создается объективно, закономерно (автомобильная, газовая, водоснабжение и т.д.). Она экономически оправдана, обеспечивает большую эффективность, значит и более низкие цены.

ИСКУСТВЕННАЯ создаются гиганты (картели, тресты, союзы, синдикаты и т.д.) для получения рыночной власти и сверхприбылей.

Промышленные гиганты отличаются друг от друга широтой соглашений, количеством участников и масштабами самостоятельности.

 

 


Рисунок 2.3.7 – Формы рыночного господства

 

Модели современного несовершенного рынка и антимонопольная политика государства. Существуетчетыре основные модели:

1) чистая конкуренция;

2) чистая монополия;

3) монополистическая конкуренция;

4) олигополия.

 

Таблица 2.3.1 Краткая характеристика моделей современного рынка

Модели рынка

Основные характерные черты

число фирм контроль над ценой вступление в отрасль примеры
Чистая конкуренция очень большое отсутствует совершенно свободное сельское хозяйство; услуги фондовых бирж и по обмену валют
Чистая монополия одна очень значительный практически исключено электро-, газо-, водоснабжение, метрополитен, связь и т.д.
Монополистическая конкуренция много очень ограниченный сравнительно свободное производство одежды, обуви, мебели, книг; розничная торговля
Олигополия несколько значительный (особенно при сговоре) очень затруднено производство стали, автомобилей, сельхозмашин; оптовая торговля

 

Монополизм в экономике имеет положительные и отрицательные стороны.

Антимонопольная политика

Во всех развитых странах существует антимонопольная политика – законодательства, ограничивающие деятельность монополий и их объединений.

В России приняты законы «о конкуренции и ограничении монополистической деятельности» 1991г.;1995г.). Здесь определяются сферы государственного регулирования естественных монополий (транспортировка нефти, нефтепровод, газ, Ж/Д транспорт, электро-тепло энергия) за счет регулирования цен (тарифов) и их предельного уровня.

Органы антимонопольного контроля:

· следят за соблюдением любых сделок монополий в отношении собственности в соответствии с действующем законодательством;

· предоставляют льготы, защиту предприятиям, которые вступают на данный рынок;

· привлекают иностранные инвестиции, расширяет рынок дефицитных товаров и др.;

· курируют и руководят процессом вхождения РФ в ВТО, которое потребует большего открытия рынка.


Урок 13-14-15. Тема 2.4.: Экономические основы бизнеса (6 часов)



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.008 с.)