Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конкуренция и монополия как модели современного рынка.
Виды и характеристика моделей современного рынка. Антимонопольная политика. 1. Конкуренция и монополия как модели современного рынка Конкуренция и монополия являются неотъемлемой частью рыночных отношений. КОНКУРЕНЦИЯ – (от лат. сталкивать) – соперничество между производителями товаров за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка.
Рисунок 2.3.1 – Роль конкуренции в экономике
МОНОПОЛИЯ – (от греч. один продаю) – исключительное право на что-либо (на производство, продажу, покупку и т.д.), принадлежащее одному или группе лиц, или государству. Другими словами, это рыночное господство.
Рисунок 2.3.2 – Основные формы и методы конкуренции
Рисунок 2.3.3 – Основные форму конкуренции
Методы конкурентной борьбы разнообразны и могут быть недобросовестными: · Распространение ложных сведений о конкурентах; · Скупка сырья, кредитов, рынков сбыта; · Незаконное использование товарных знаков и др. Нормальная конкуренция: · мощно стимулирует хозяйственную активность, прогрессивные новшества, повышает эффективность предприятия; · способствует установлению равновесной цены на рынке, выступая стихийным регулятором рынка; · помогает гибко реагировать, приспосабливаться к изменяющимся условиям производства. В рыночной экономике конкуренция обозначает тип рыночной структуры – модели рынка: 1) СОВЕРШЕННАЯ (ЧИСТАЯ) КОНКУРЕНЦИЯ: · большое число небольших производителей; · фирмы не могут диктовать условия цен, т.к. продукты почти однозначны, контроль цен отсутствует; · вступление в отрасль свободное. 2) НЕСОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ связана с: · заметным ограничением свободного предпринимательства, подавлением конкуренции со стороны других фирм; · много продавцов – мало покупателей; · ценовая дискриминация – продажа одного и того же товара разным потребителям по разным ценам, неоправданный рост цен; · самовольное использование недобросовестных методов: разглашение научной, торговой информации, вытеснение с рынка и др. 3) МОНОПОЛИЯ в экономике возникает на основе высокой конкуренции и централизации капитала и производства. Цель: извлечение сверх высокой прибыли.
Рисунок 2.3.4 – Главные признаки монополии
Характерные черты монополии: · концентрация хозяйственной деятельности в руках одного или нескольких фирм (более 35%); · преобладающее положение этих фирм на рынке определенных товаров; · установление монопольных цен (завышение или занижение цен, создание искусственного дефицита для дальнейшего повышения цен).
Рисунок 2.3.5 – Основные плюсы и минусы монополии
Монополия может быть естественная и искусственная:
Рисунок 2.3.6 – Основные виды монополии ЕСТЕСТВЕННАЯ создается объективно, закономерно (автомобильная, газовая, водоснабжение и т.д.). Она экономически оправдана, обеспечивает большую эффективность, значит и более низкие цены. ИСКУСТВЕННАЯ создаются гиганты (картели, тресты, союзы, синдикаты и т.д.) для получения рыночной власти и сверхприбылей. Промышленные гиганты отличаются друг от друга широтой соглашений, количеством участников и масштабами самостоятельности.
Рисунок 2.3.7 – Формы рыночного господства
Модели современного несовершенного рынка и антимонопольная политика государства. Существуетчетыре основные модели: 1) чистая конкуренция; 2) чистая монополия; 3) монополистическая конкуренция; 4) олигополия.
Таблица 2.3.1 Краткая характеристика моделей современного рынка Модели рынка |
Основные характерные черты | |||||||||||||||||||||||||
число фирм | контроль над ценой | вступление в отрасль | примеры | ||||||||||||||||||||||||
Чистая конкуренция | очень большое | отсутствует | совершенно свободное | сельское хозяйство; услуги фондовых бирж и по обмену валют | |||||||||||||||||||||||
Чистая монополия | одна | очень значительный | практически исключено | электро-, газо-, водоснабжение, метрополитен, связь и т.д. | |||||||||||||||||||||||
Монополистическая конкуренция | много | очень ограниченный | сравнительно свободное | производство одежды, обуви, мебели, книг; розничная торговля | |||||||||||||||||||||||
Олигополия | несколько | значительный (особенно при сговоре) | очень затруднено | производство стали, автомобилей, сельхозмашин; оптовая торговля |
|
Монополизм в экономике имеет положительные и отрицательные стороны.
Антимонопольная политика
Во всех развитых странах существует антимонопольная политика – законодательства, ограничивающие деятельность монополий и их объединений.
В России приняты законы «о конкуренции и ограничении монополистической деятельности» 1991г.;1995г.). Здесь определяются сферы государственного регулирования естественных монополий (транспортировка нефти, нефтепровод, газ, Ж/Д транспорт, электро-тепло энергия) за счет регулирования цен (тарифов) и их предельного уровня.
Органы антимонопольного контроля:
· следят за соблюдением любых сделок монополий в отношении собственности в соответствии с действующем законодательством;
· предоставляют льготы, защиту предприятиям, которые вступают на данный рынок;
· привлекают иностранные инвестиции, расширяет рынок дефицитных товаров и др.;
· курируют и руководят процессом вхождения РФ в ВТО, которое потребует большего открытия рынка.
Урок 13-14-15. Тема 2.4.: Экономические основы бизнеса (6 часов)
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.255.134 (0.008 с.)