Лекция 4 .Репортаж как жанр журналистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4 .Репортаж как жанр журналистики



Лекция 4.Репортаж как жанр журналистики

Определение репортажа как жанра журналистики.

Из истории…

Понятие, “репортаж” возникло в первой половине XIX века и происходит от латинского слова “reportare”, означающем “передавать”, “сообщать”. Поэтому многие справочники и по сей день, определяют репортаж как '' “сообщение о различных событиях, зачастую сенсационного характера”.

Первоначально жанр репортажа представляли публикации, извещавшие читателя о ходе судебных заседаний, парламентских дебатов, различных собраний и тому подобное. Позднее такого рода “репортажи” стали называть “отчетами”. А “репортажами” начали именовать публикации несколько иного рода, а именно те, которые по своему содержанию, форме похожи на современные российские очерки. Так, выдающиеся западные репортеры Джон Рид, Эгон Эрвин Киш, Эрнест Хемингуэй, Юлиус Фучик и др. были, в нашем понимании, скорее очеркистами, нежели репортерами. И сейчас, когда европейский журналист говорит что-то о репортаже, он имеет ввиду то, что мы называем очерком. Как раз западные очерки, с точки зрения их “имени”, и являются генетическими предшественниками и ближайшими “родственниками” нынешнего российского репортажа. Это, разумеется, необходимо учитывать в случае использования в российской теории репортажа теоретических размышлений западных исследователей.

    Репортаж является одним из наиболее излюбленных жанров отечественных журналистов. История российской журналистики помнит десятки имен выдающихся репортеров и, прежде всего, имя В.А. Гиляровского (“дядюшки Гиляя”, “короля репортеров”), прославившегося в конце XIX – начале XX века своими талантливыми рассказами о мрачных трущобах московского Хитрого рынка, о страшном событии на Ходынском поле, о жизни рабочего люда на промышленных предприятиях Москвы и т. д. Многие репортеры стали известными писателями, но слава их выросла, прежде всего, на репортаже. И это в немалой степени объясняется возможностями, которыми обладает данный тип материала.

Основные признаки современного репортажа.

Репортаж –жанр, “дающий наглядное представление о событиях через непосредственное восприятие автора – очевидца или участника события”. Стержнеобразующий элемент здесь – отражение события в том виде, в каком оно происходило, в самом деле, а значит, репортаж позволяет создать движущуюся панораму действительности и передать ощущение динамики жизни.

Выделим основные жанрообразующие элементы, свойственные современному репортажу как жанру публицистики:

Последовательное воспроизведение события - динамизм повествования, связанный с протяженностью действия (во времени и пространстве).

Наглядность – создание образной картины происходящего путем использования предметного описания деталей, приведение подробностей ситуации, воспроизведение поступков и реплик действующих лиц. В сочетании с последовательным воспроизведением, наглядность создает "эффект присутствия" репортера на месте события, - а это задача любого репортера – дать аудитории возможность увидеть описываемое событие глазами очевидца (репортера).

Предельная документальность – репортаж не терпит ни реконструкции, ни ретроспекции, ни творческого вымысла. Кирилл Набутов в одной из своих программ "Экстренный вызов" совершенно четко подметил: "Репортаж – сухой документ…''

Классификация репортажей.

Виды репортажей по их характеру.

1." Классический" или событийный репортаж – один из наиболее распространенных видов репортажа ("король репортажей")

Общие признаки:

· четкое следование за событием, его поворотами и коллизиями

· точное указание места, времени и действующих лиц

· стиль событийного репортажа – лаконичный, с минимальным применением оценочной лексики, сложных слов, сложносоставных предложений. Поэтому большое значение приобретают детали (цифры, даты, цитаты и т. п.)

· Основной лексический набор – существительно–глагольный, не подразумевающий многовариантного толкования

· Как правило, в событийном репортаже ограниченно применение такого художественно – выразительного средства, как метафора

· Оперативность, поэтому корреспондент, делающий такой репортаж должен умело выбирать самые яркие и эмоциональные моменты происходящего.

Особенности. В событийном радиорепортаже наиболее ярко проявляется "эффект присутствия", с помощью которого у радиослушателей создается впечатление, непосредственного участия в описываемом событии. В связи с этим, большая выразительность проявляется в сочетание текста и аудио форм (нельзя рассказать о событии, не показав каких-то основных моментов случившегося).

2. Специальный репортаж имеет более широкие рамки, причем, событийный повод для него необязателен, как необязательна и сиюминутная актуальность. Как правило, специальный репортаж посвящен явлению интересному, до некоторой степени актуальному. Специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому, стоит задуматься: можно ли, именно из этого события сделать репортаж, с ремаркой "специальный". В подобных материалах вполне возможно использование интервью, что придаст большую выразительность и, возможно, поможет более подробно разъяснить ситуацию.

 

3. Информационный радиорепортаж самый характерный жанр вещания. Он реализует все возможности радио, использует его специфику в полной мере. В радиорепортаже сочетаются все сильные стороны информационного радиосообщения: оперативность, актуальность, емкость текста. В нем присутствуют также и элементы публицистики - оценка происходящего события, его эмоциональное отражение, образное описание.
"Репортаж, это нечто большее, чем просто информация. Это художественное произведение устного творчества, в нем информация облечена в художественно-публицистическую форму".
Наша отечественная теория репортажа основывается на том, что репортаж - информационный жанр, т.е. берется за основу его преобладающий признак. Но есть репортаж и аналитический, он возникает, когда меняется функция жанра.


Основные жанровые признаки радиорепортажа - документальность, достоверность, оперативность - базируются на актуальной информации. А задача - отражать события, связанные с воплощением информационного, временного процесса свершения события.


Репортаж связан с временным материалом, отсюда его событийность, новизна, динамичность. Чаще всего радиорепортаж посвящается актуальному, общественно-значимому событию, представляющему интерес для значительной части аудитории.
Репортер всегда должен находиться на месте события. Репортаж - рассказ очевидца, его задача - донести до слушателей живую картину происходящего, помочь создать ее зрительное представление у слушателя. Поэтому в радиорепортаже важны три эффекта: достоверность, присутствие автора и сопереживание.


Радиорепортер творит в момент записи. На его "вооружении" все средства радиожурналистики: звучащее слово, документальные шумы, музыка. Он создает звуковой образ происходящего. И отбор этих средств, их использование должны воздействовать на воображение слушателя.


 Классическим видом жанра является репортаж, идущий в эфир прямо с места события. Образец такого событийного репортажа - радиорепортаж со спортивных соревнований. Но нередко слушателям предлагаются радиорепортажи, предварительно записанные на пленку. Встречаются и репортажи, смонтированные в студии.


Каждый из видов репортажа: событийный, проблемный, познавательный, модифицирует некоторые аспекты жанра.


Так, проблемный репортаж: начинается обычно с места какого-либо действия. Проблема в таком репортаже ставится и рассматривается на информационных фактах.


Познавательный репортаж может содержать только информацию, может затрагивать проблему. Но главная его цель: познакомить слушателей с тем новым, интересным, что делается в науке, в медицине, производстве. Адреса таких репортажей - лаборатория, кафедра вуза.


Репортаж - синтетический жанр. Он может включать в себя элементы зарисовки, интервью, комментария. Они должны взаимодействовать, "играть" на раскрытие главной темы материала.
Интервью в радиорепортаже берутся на месте события. В них присутствует его атмосфера.

Репортаж - это маленькое, но законченное произведение, с завязкой, кульминацией и развязкой.
Кульминация связана с развитием события. Именно здесь нужно авторское отношение, выделение главного, умение подчеркнуть его точным описанием или своей репликой.
Радиорепортаж требует и небольшого заключения, в котором журналист должен подвести итог.
В заключение желательно повторить, что же и где происходило.
Главным выразительным средством радиорепортажа является звучащее слово. Оно передает мысль и эмоции говорящего. Здесь в отличие от радиосообщения и радиоинтервью уместны ассоциации, контрасты, метафоры.

 

Трудность работы над радиорепортажем заключается в том, что журналисту на месте события нужно найти образные слова, точные эпитеты и сравнения, подметить характерные детали. Велика роль импровизации.
При передвижении с магнитофоном следует помнить о микрофоне, как и где его лучше выставить, каковы могут быть технические помехи.
Шум и музыка не должны заглушать голоса журналиста и участников события, которых он пригласил к микрофону.
Монтаж радиорепортажа, как и монтаж интервью, если он опять-таки не идет прямо в эфир, поможет сделать материал более емким, убрать все лишнее, малозначительное. При монтаже нужно внимательно относиться к стыковке различных эпизодов.


Итак, информационный радиорепортаж соседствует на радио с комментарием и композицией, жанрами, в которых уже преобладает аналитическое начало - в первом случае и художественное - во втором.

 

Аналитический репортаж. Это симбиоз и самая сложная жанровая разновидность репортажа. Здесь трудно сделать какую-либо ставку: учитывается все и текст, и звуковые формы и средства оформления и детали. Если говорить утрированно, то все перечисленные выше моменты в идеале должны быть непременно использованы (разумеется, в допустимых нормах). Опять же главное: тема репортажа. Такие репортажи должны попытаться объяснить значимость событий, акцент следует сделать на интерпретации и разъяснении. Поэтому, очень сложны для написания.

                Виды репортажей способу их трансляции.

По способу трансляции выделяют два основных, чаще всего встречающихся видов радиорепортажа.

1. '' Живой '' или эфирный репортаж (или “прямое включение”).

Главное преимущество:

В эфирном репортаже ярче всего проявляют себя две характерные особенности репортажа –“эффект присутствия” и одновременность рассказа с происходящим событием. Слушатель знает, что событие, “очевидцем “, которого он становиться с помощью прямого включения, не происходило когда- либо (пусть час, сутки тому назад), а происходит сейчас в данную минуту. Эфирный репортаж позволяет слушателю оказаться с репортером в одинаковом положении: ни тот, ни другой не знает, что произойдет в следующую минуту. Кстати, именно в этой особенности в наивысшей степени проявляется отличие радио от печати. Оперативность газеты, какой бы она не была высокой, не может сравниться с “одновременностью рассказа'', которым бесспорно владеет прямое включение. Естественная речь репортера и / или участника события, отсюда, и раскованность речи, и свобода высказываний.

    Недостатки:

1. Необходимость (а значит, и сложность):

а) экономного расходования времени в эфире;

б) разговора, по существу бессловесного мусора и, жевания в разных вариациях одного и того же;

 в) при коротком промежутке времени (не более 5 – 6 минут) осветить лишь самые важные кульминационные моменты.

г) невозможен монтаж

В связи с этим к журналисту предъявляются особые требования:

  • умение свободно обращаться с микрофоном;
  • умение быстро реагировать на все происходящее перед глазами репортера;
  • умение ухватить главное, ясно и выразительно рассказать об увиденном;
  • обладание приятной дикцией (желательно) и талантом хорошего рассказчика;

· всегда быть уверенным в себе, уметь сохранять самообладание (т. е. Не привлекать внимания к своей особе)

· 3. Тщательная подготовка

2. Фиксированный репортаж или репортаж, записанный на пленку.

Как правило, создается после возвращения журналиста с место события.

преимущества:

1.Такой репортаж дает возможность отобрать самое главное, дать концентрированную информацию.

2.Избавление репортажа от случайностей, возникших во время события, от ответственности за ошибку.

3.Возможность'' законсервировать'' звуки времени, нередко обретавшие подлинно историческую ценность.

 4.Цифровая запись звука позволяет добиться высочайшего качества звучания (например, лазерные диски)

5.Возможен монтаж

    Недостатки:

·.Звучание голосов людей (участников события), записанных на месте, почти всегда отличается от голоса, прозвучавшего в студии.

· Может создаваться впечатление, что репортаж ведут два человека: один произносит вступительные куски, а другой встречается людьми на месте.

· Репортаж выдает себя академичностью. Может создаться впечатление, что репортаж ведут два человека: один произносит вступительные слова, а другой встречается с людьми на месте.

· Журналист утрачивает то эмоциональное состояние, в котором он был на месте события.

“Живое слово” – уникальность радио.

    Живая человеческая речь с ее бесчисленными нюансами – величайшее преимущество радио перед печатью. С “живым словом” слушатель соприкасается постоянно. Живое слово рождается одновременно с мыслью, неповторимо по своей выразительности и интонационной свежести. Поэтому, вполне естественно, что в радиожурналистике, особенно в одной из самых важных ее форм – репортаже - должно господствовать живое слово.

Роль голоса в радиопередаче.

Оставим в стороне такие данные или “не данные” журналисту факторы, как интеллект или совершенное владение словом. Особенность радио в том, что ни репортера, ни участников события напрямую увидеть невозможно – к радиослушателю доходит лишь голос. Посему было бы правильным считать голос одним из выразительных средств радиорепортажа.

Итак, голос - один из факторов воздействия на слушателя, тонкий и одновременно могущественный инструмент, который в состоянии влиять на восприятие текста. Феномен голоса на радио мало изучен. Однако можно сказать – для репортеров наступили времена относительной демократии, если речь идет о таких качествах как тембр, дикция устной речи. Сегодня не редки картавые репортеры, журналисты “зажевывающие” слова и иногда, если репортер талантлив, слушатели готовы простить ему эти недостатки.

 И все-таки есть общие требования, которые предъявляются к голосу говорящего человека.

 Во-первых, радиослушатель не должен напрягаться, пытаясь расслышать, что за слова сказал человек. Это не должно отвлекать от содержания репортажа. Конечно, “в идеале все репортеры должны иметь бархатный баритон”.Однако на практике, красивости тембра могут отвлекать от содержимого репортажа. “Поэтому, репортер должен иметь нормальный среднестатистический голос обычного человека, что вызывает доверие

  Во-вторых, голос говорящего не должен быть излишне персонифицирован. Однако специфический тембр иногда служит некой визитной карточкой репортера (скажем, голос Сергея Доренко невозможно спутать ни с кем другим), сам по себе узнаваем и служит гарантией качества репортажа для слушателя.

И, наконец, голосу репортера должна сопутствовать полная бесстрастность даже тогда, когда ситуация сама подсказывает эмоциональный настрой – осуждение, иронию, глубокое презрение или удивление.

    Таким образом, искусство репортера заключается в том, чтобы по возможности не привлекать внимания радиослушателей к своей особе и создать у них представление будто бы они сами без его помощи принимают участие в происходящем. Л. Дзаридзе, корреспондент Всероссийской Государственной телерадиокомпании, четко подметил: “Очень важно, чтобы радиорепортер умел видеть события глазами отсутствующего слушателя, а не присутствующего зрителя”.

Средства оформления репортажа как способ привлечения внимания.

Старая истина –“форма содержательна, а содержание должно быть оформлено”4 – заставляет журналиста подумать о “внешнем виде”' репортажа. Но изобразительные средства газетного и радиорепортажа значительно отличаются друг от друга. Это связано, прежде всего, с использованием рабочего материала прессы и радио.

Основа радио – звук.

Исходя из того, что все материалы воспринимаются только на слух и следует анализировать специфику средств оформления радиорепортажей. Остановимся на главных из них.

Звуковая иллюстрация: шумы, использование голосов (самого репортера и участников). Репортаж – звуковая документальность события, позволяющая слушателю утолить любознательность и поверить происходящему. Но человеку мало узнать, мало поверить в событие. Ему непременно хочется самому побывать на месте события. Репортаж позволяет человеку сделать это. Документальные шумы и живые голоса участников репортажа составляют “эффект присутствия”, помогает слушателю совершить путешествие на место события.

Звуковые эффекты, обычно используемые в репортаже, делятся на:

· “фоны, не требующие пояснений (цоканье лошадиных копыт, шум трамвая, поезда и тому подобное)

· фоны, требующие пояснения. К ним относится большинство производственных шумов…”

В последнее время вокруг проблемы звукового оформления репортажа ведутся большие споры. Например, Юрий Гальперин считает, что “… задача шумов по отношению к тексту служебная: они его дополняют…”. Но все же звуковой фон в репортаже нельзя считать второстепенной иллюстрацией к рассказу репортера. Ему принадлежит законное место в любом радиорепортаже. Он способен оказывать сильное психологическое воздействие на слушателя. Например, звук сирены скорой помощи – порой красноречивее длинного вступления репортера. Тиканье часов в психологически напряженные моменты впечатляет больше, чем отлично написанный текст. Подобные фоны исполняют не иллюстрированную, а эмоциональную функцию: могут вызвать гамму самых разнообразных чувств у слушателя. В этом – принципиальноеотличие радиорепортажа от газетного.Но бывает иногда, что некоторые авторы чересчур увлекаются звуковыми эффектами. Они считают, что придают репортажу большую “правдивость” и при этом теряют меру.

    Музыка*. Как одно из изобразительных средств на радио в информационных радиопередачах и, в частности, в репортажах музыка не играет самостоятельной роли. Чаще всего музыка в репортаже используется для переходов, которыми связываются отдельные части, тематические куски, подчеркивая переход из одного времени в другое.

Техническое изобразительное средство – монтаж* – работа над записью и приготовление ее к выходу в эфир.

Не всякий репортаж с места события звучит без монтажа впечатляюще. Существуют сотни примеров как, монтаж делал из записанного получасового репортажа трех-пятиминутный именно той силы воздействия, какую должно было оказать событие, наблюдаемое репортером. Да, “при монтаже нередко уходит нечто неуловимое живое “. Да, “некоторые считают, что даже полная запись концерта или футбольного матча воспринимается как копия, то уже не загадка рождающегося перед глазами события”

Зачастую этичнее и честнее оставить от трехминутной речи выступающего одну главную фразу, чем вообще не заметить ее в общем потоке многословия, необязательного ни для слушателей, ни для самого выступающего, если, конечно именно косноязычия не являются целью передачи.

Итак, радиорепортаж с его изобразительными средствами – это как бы “законсервированное” событие во всей его свежести.

                                    Лекция 5. Аналитические жанры.

 

Аналитические жанры базируются на информационных. Они дают оценку и анализ различных событий, прогнозируют ситуацию, глубоко исследуют действительность, разъясняют суть и значение происходящих процессов. Эти жанры оказывают глубокое воздействие на аудиторию, формируют ее мнение, влияют на настроение.  

По своим функционально-предметным признакам и в зависимости от решаемых задач, аналитические жанры делятся на следующие группы:

Аналитический отчет. Предметом аналитического отчета являются выступления, доклады, речи участников всевозможных собраний, заседаний, съездов, сле­тов, конференций и т.п. Но он, в отличие от информационного не констатирует ход собраний людей, а отображает внутреннюю связь выступлений, докла­дов, речей. Цель - показать взаимосвязь тех или иных суждений, оценок, вы­водов, предложений, содержащихся в речах выступавших, с ре­альными проблемами, ситуациями, процессами, существующими в данный момент в жизни города, района, страны.

 Аналитическое радиооинтервью. Содержит и анализ факта, отве­чая при этом на вопросы: почему? Каким образом? Что это значит? и т.д. Роль радиожурналиста заключается прежде все­го в том, что своими вопросами он задает прежде всего направление анализа, который обычно осуществляет само интервьюируемое лицо.

Радиобеседа. Жанр беседы органически присущ радио, его диалогичности, направленности на слушателя. Слово "диалог", - в переводе с греческого - "беседа".Журналист-собеседник является равноправным, наряду со сво­им партнером по коммуникативному акту, создателем радиобеседы. Она подразумевает особый психологический контакт восприятия текста на слух. В отличие от интервью, где журналист только задает вопросы и с их помощью направляет разговор в необходимое ему русло, в беседе его роль значительно активнее. Журналист может высказать свое мнение, делиться впечатлениями, давать оценку фактам и мнению своего собеседника, в чем-то не соглашаться с ним, но для этого он должен отлично владеть темой разговора. Быть последовательным, логичным и убедительным в своих высказываниях.

 

Радиокомментарий. В ряду жанров современной аналитики важное место занимает комментарий. Информационное сообщение, репортаж, дискуссия могут сопровождаться кратким комментарием, определяющим, меняющим угол зрения на изложенные факты, события, полемику. Цели радиокомментария: направлять внимание аудитории на важные новые факты, выходящие на первый план общественной жизни, оценивать их; ставить комментируемое событие в связь с другими, выяв­лять причины этого события; формулировать прогноз развития комментируемого собы­тия; обосновывать, как правило, с помощью примеров, необхо­димые способы поведения или решения задач.

Журналистское радиорасследование. Один из сложнейших жанров аналитической журналистики. Подразумевает рассказ радиожурналиста о процессе поиска ответов на актуальные вопросы, разбор скандальных событий, криминальных историй и т.д. При этом журналист собирает и анализирует факты автономно от соответстсвующих служб и органов или вкупе с другими специалистами.

 

       Радиобеседа

Жанр беседы органически присущ радио, его диалогичности, направленности на слушателя. Слово "диалог", - в переводе с греческого - "беседа".
В наше время под диалогом понимается "разговор между двумя или несколькими лицами". Беседа, как и некоторые другие жанры радиожурналистики, пришла в эфир из обиходного речевого общения. Все мы нередко беседуем друг с другом. Обсуждаем важные семейные дела, насущные вопросы политической, общественной жизни.
Не меньшее воздействие на радиобеседу оказала такая форма, как лекция.

 

Функция беседы: сообщить новые знания слушателям в форме глубокого, системного изложения определенной темы.
Радио прибегает к большим циклам радиобесед. В эфире советского радиовещания звучали циклы "Беседы о природе", "Взрослым о детях", которые продолжались в течение многих лет. Беседа преследует воспитательные, образовательные, пропагандистские цели. Они меняются в зависимости от той группы слушателей, к которой обращены (профессиональная деятельность, возраст, пол, национальность и вероисповедание, сферы интересов, увлечений), а также от конкретных задач, которые ставит перед собой редакция.
Радиобеседа как жанр подразумевают наличие определенной темы. Основа беседы - развитие, как правило, одной мысли, идеи, концепции. В беседе автор получает возможность широкого подхода к фактам и их оценке, интерпретации. Широки здесь и временные рамки. Поэтому беседа требуют от автора специализации, серьезной подготовки. Цель беседы: убедить читателя и слушателя, дать ему пищу для размышлений или подвигнуть его к собственным выводам.
Радиобеседа - жанр живого разговорного общения. Она подразумевает особый психологический контакт восприятия текста на слух. И это определяет особенности речевого общения выступающего в студии - с микрофоном (с воображаемым слушателем), слушателя - с радиоприемником (условия прослушивания передач). Человек, сидящий в студии, должен хорошо представлять своих предполагаемых слушателей и обращаться именно к ним. Формы такого обращения могут быть самыми разными: от простого приветствия до вопросов, которые могли бы задать слушатели. Важны заинтересованный тон, эмоциональность изложения. Слушатели должны почувствовать, что человек, беседующий с ними, не только владеет материалом, но может интересно рассказать о том, что он знает. Для убеждения слушателей автор должен позаботиться о "наборе" аргументов, о взаимосвязи своих примеров, ассоциаций, сравнений, отступлений. Тематика, направленность беседы к разным группам слушателей, ее тональность определяют стилистику речи, особенности общения с аудиторией.


Беседа подразумевает две основные формы общения со слушателями.

 

  Традиционная беседа - выступление в студии специалиста в той или иной области знания, производства, сферы социальной деятельности или человека, обладающего системными знаниями по проблеме, интересующей широкий круг слушателей. Такая форма была распространена в программах нашего радио долгие годы. Иногда автор выступал в студии без текста. Но это требовало огромного опыта и большой предварительной подготовки.


Другая форма беседы - разговор приглашенного специалиста с журналистом. Это беседа двух и более людей в студии, предназначенная для широкой аудитории. Современные радиопрограммы, звучащие в прямом эфире, значительно расширили рамки беседы. И в смысле разнообразия тем, и в тональности звучания. Такие встречи в студии приближают беседу к слушателям. Журналист становится представителем аудитории, он имеет возможность задавать дополнительные вопросы, уточнять, направлять ход разговора. Здесь доминирует автор, он "хозяин" материала, журналист выполняет лишь вспомогательную роль.


Третья форма беседы напоминает интервью. В интервью - журналист только задает вопросы и с их помощью направляет разговор в необходимое ему русло, в беседе же роль журналиста значительно активнее. Здесь он может высказать свое мнение, делиться впечатлениями, давать оценку фактам и мнению своего собеседника, в чем-то не соглашаться с ним.

 

 

                                                 Лекция 6. Интервью

 

                                        

В журналистике известны три группы методов сбора информации – изучение документов, наблюдение, опрос, т.е.. Интервью — это самый распространенный метод получения информации, который применяется журналистами во всех странах мира. Понятие интервью в журналистике имеет два значения: метод и жанр. С методом мы разобрались, теперь несколько слов о жанре.

Вы знаете, что жанровая система журналистики имеет три группы, в которые объединены все жанры. Это группы информационных, аналитических и художественно- публицистических жанров.

Традиционно интервью причисляют к разряду информационных жанров. Именно поэтому чаще всего его рассматривают как жанр информационный. Но в то же время существуют несколько видов интервью, которые граничат с аналитическими жанрами, а именно: портретные и проблемные. Однако здесь следует отметить тот факт, что, к примеру, газетное интервью делится на интервью информационное и

аналитическое.

Таким образом, мы видим, что интервью очень неоднозначно. Оно разнообразно в своих видах. Возможно, именно потому, что интервью занимает значимое положение в жанровой системе, входя одновременно в разряд как информационных, так и аналитических жанров, оно пользуется популярностью у журналистов и входит в число самых используемых жанров.

Для всех интервью есть общие законы, но надо иметь в виду, что существуют разные виды интервью, которые влияют на разработку стратегических планов, обусловливают характер предварительной подготовки, определяют особенности поведения журналиста и собеседника, а также конкретную технологию проведения беседы.

В зависимости от целей можно выделить следующие виды интервью как метода получения сведений.

                                

                               Виды интервью

 

Информационное интервью — наиболее популярный вид, нацеленный на сбор материала для новостей. Это интервью отличается весьма динамичными темпами. Однако, несмотря на жесткие временные ограничения, дух диалога и уважительного отношения к собеседнику в создании условий для ответов должен быть создан.

Костяком типичного информационного интервью являются ключевые для журналиста вопросы: кто? что? где? когда? почему? зачем? Их, как показывает опыт, вполне достаточно для сбора фактических сведений.

 

Оперативное интервью — разновидность информационного, только в еще более сжатом варианте. К примеру, в сюжет о пожаре включается высказывание начальника пожарной службы о статистике и причинах городских пожаров. Начальник может говорить перед камерой долго, однако в выпуск новостей из интервью войдет фрагмент на 20—40 секунд, а цитата будет четко вписана в контекст сюжета. Такие оперативные высказывания экспертов, специалистов в какой-либо области по весьма конкретным поводам являются обязательной составляющей новостных материалов печати, информационных сюжетов радио или телевидения.

 

Блиц опрос. Еще один вид интервью, который ставит перед собой цель сбора разных мнений по какому-либо конкретному, как правило, узкому вопросу. Популярную форму таких целевых интервью представляет блиц-опрос, или опрос на улице. На английский манер его называют street talk, часто используют также латинский вариант — vox pop. Характерная особенность таких интервью — постановка одинаковых, фиксированных вопросов как можно большему числу респондентов. Но назвать это социологическим исследованием нельзя.

 

Интервью-расследование проводится с целью глубинного изучения какого-либо события или проблемы. Как правило, оно организуется обстоятельно и не связано жестко временными ограничениями, хотя, конечно, и здесь существуют календарные планы. Предмет расследования может быть сложен и противоречив. Поэтому и говорят о комбинаторике методов. Очень важно уделить много внимания постановке целей и предварительной работе с материалами, изучить в полной мере все письменные источники и устные свидетельства, хорошо продумать стратегию беседы. Самым важным звеном являются здесь вопросы. В интервью-расследовании могут быть задействованы несколько персонажей с разными темпераментами и социальными ролями. Причем к каждому из них должен быть найден индивидуальный подход.

 

Интервью-портрет, или персональное интервью напротив, сфокусировано на одном герое, однако предварительно для подготовки желательно провести не одну встречу с людьми заинтересованными, близкими или, наоборот, со сторонними наблюдателями. Героем такого интервью может стать человек, который проявил себя в какой-либо сфере общественной жизни и привлекает интерес широкой публики. Большую нагрузку несут и детали быта, интерьера, одежды, особенности речи героя — словом, то, что формирует индивидуальность и должно быть непременно передано читателю.

 

Пресс-конференция — это коллективное интервью, когда журналистов приглашают на встречу с персоной, источником информации, в определенное время и в назначенном месте. Чаще всего местом встречи становятся информационная служба, агентство или специально оборудованное помещение в каком-либо общественном центре. Пресс-конференции обычно созываются по определенным информационным поводам с целью распространения, разъяснения или опровержения какой-либо информации.

 

Круглый стол. Сложным форматом интервью является «круглый стол», на котором журналист ведет разговор не с одним, а с несколькими участниками. В его задачи помимо вопросно-ответного общения входит еще и управление беседой. В отличие от предыдущих форматов «круглый стол» и его разновидности — дебаты, обычные и «панельные» дискуссии — должны быть еще более тщательно проработаны. Особое внимание надо уделить подготовительной стадии, продумать стратегию встречи, четко прописать сценарий. Во время «круглого стола», особенно если на него приглашены участники-антагонисты, могут возникнуть напряженные, даже драматические ситуации. Журналист, чтобы не потерять контроль над ситуацией и добиться нужного результата, должен стать режиссером.

 

Интервью по телефону. Американцы подсчитали, что на разговоры по телефону рядовой журналист тратит 50—80% времени. Говорят, в Чикаго жил знаменитый репортер криминальной хроники, который собирал информацию, не выходя из редакции, по телефону, и, надо сказать, весьма преуспел в своем ремесле.

В состоянии временного прессинга работают журналисты почти всех СМИ, однако с особым рвением за каждую сэкономленную минуту борются в Интернет-изданиях. В них телефонные интервью являются самым популярным у журналистов инструментом добывания информации. Снял трубку, набрал номер — и беседуешь с нужным человеком. Если же предоставленная информация будет опубликована тотчас, есть шанс победить в конкурентной борьбе за читателя.

Конечно, главным аргументом в пользу телефонного интервью является фактор времени. Интервью по телефону — рабочая процедура для подготовки публикаций журналистами всех каналов массовой информации, но это и вполне самостоятельный формат.

Нередко телефонные интервью используются в теле- и радиоэфире для актуальных включений, например в экстренных выпусках новостей, в «горячих» сюжетах, когда необходима информация с места событий. У интервью по телефону есть, правда, целевые ограничения.

Однако телефонного контакта вовсе не достаточно для портретного интервью или расследования проблемной ситуации, когда необходим полноценный диалог с собеседником. Во время телефонного интервью журналист не может полностью контролировать ситуацию. Например, если вы звоните в учреждение и секретарша отвечает, что начальник в данный момент отсутствует, проверить это нелегко.

     

По структуре интервью бывают:

 

Информационное интервью


Цель такого интервью – познакомить читателей (слушателей, зрителей) с какими-то новыми явлениями, процессами, интересными людьми. Это интервью отличается краткими вопросами и ответами. Большинство вопросов журналиста начинаются со слова «что», «когда».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.098 с.)